Аяты 125-134

فَمَن يُرِدِ اللّهُ أَن يَهْدِيَهُ يَشْرَحْ صَدْرَهُ لِلإِسْلاَمِ وَمَن يُرِدْ أَن يُضِلَّهُ يَجْعَلْ صَدْرَهُ ضَيِّقاً حَرَجاً كَأَنَّمَا يَصَّعَّدُ فِي السَّمَاء كَذَلِكَ يَجْعَلُ اللّهُ الرِّجْسَ عَلَى الَّذِينَ لاَ يُؤْمِنُونَ .125

وَهَـذَا صِرَاطُ رَبِّكَ مُسْتَقِيماً قَدْ فَصَّلْنَا الآيَاتِ لِقَوْمٍ يَذَّكَّرُونَ .126

لَهُمْ دَارُ السَّلاَمِ عِندَ رَبِّهِمْ وَهُوَ وَلِيُّهُمْ بِمَا كَانُواْ يَعْمَلُونَ .127

وَيَوْمَ يِحْشُرُهُمْ جَمِيعاً يَا مَعْشَرَ الْجِنِّ قَدِ اسْتَكْثَرْتُم مِّنَ الإِنسِ وَقَالَ أَوْلِيَآؤُهُم مِّنَ الإِنسِ رَبَّنَا اسْتَمْتَعَ بَعْضُنَا بِبَعْضٍ وَبَلَغْنَا أَجَلَنَا الَّذِيَ أَجَّلْتَ لَنَا قَالَ النَّارُ مَثْوَاكُمْ خَالِدِينَ فِيهَا إِلاَّ مَا شَاء اللّهُ إِنَّ رَبَّكَ حَكِيمٌ عَليمٌ .128

وَكَذَلِكَ نُوَلِّي بَعْضَ الظَّالِمِينَ بَعْضاً بِمَا كَانُواْ يَكْسِبُونَ .129

يَا مَعْشَرَ الْجِنِّ وَالإِنسِ أَلَمْ يَأْتِكُمْ رُسُلٌ مِّنكُمْ يَقُصُّونَ عَلَيْكُمْ آيَاتِي وَيُنذِرُونَكُمْ لِقَاء يَوْمِكُمْ هَـذَا قَالُواْ شَهِدْنَا عَلَى أَنفُسِنَا وَغَرَّتْهُمُ الْحَيَاةُ الدُّنْيَا وَشَهِدُواْ عَلَى أَنفُسِهِمْ أَنَّهُمْ كَانُواْ كَافِرِينَ .130

ذَلِكَ أَن لَّمْ يَكُن رَّبُّكَ مُهْلِكَ الْقُرَى بِظُلْمٍ وَأَهْلُهَا غَافِلُونَ .131

وَلِكُلٍّ دَرَجَاتٌ مِّمَّا عَمِلُواْ وَمَا رَبُّكَ بِغَافِلٍ عَمَّا يَعْمَلُونَ .132

وَرَبُّكَ الْغَنِيُّ ذُو الرَّحْمَةِ إِن يَشَأْ يُذْهِبْكُمْ وَيَسْتَخْلِفْ مِن بَعْدِكُم مَّا يَشَاءُ كَمَا أَنشَأَكُم مِّن ذُرِّيَّةِ قَوْمٍ آخَرِينَ .133

إِنَّ مَا تُوعَدُونَ لآتٍ وَمَا أَنتُم بِمُعْجِزِينَ .134

125. Кого пожелает Аллах вести прямо, расширяет тому грудь для ислама, а кого пожелает сбить с пути, делает грудь его узкой, тесной, как будто бы он поднимается на небо. Так Аллах направляет скверну на тех, которые не веруют!

126. И это — путь Господа твоего прямой. Мы разъяснили знамения людям, которые поминают. 

127. Для них жилище мира у их Господа; Он — их помощник за то, что они совершали.

128. И в день, когда Он соберет их всех: «О сонмище джиннов! Вы многого хотели от этих людей!» И скажут их товарищи из людей: «Господи! Одни из нас пользовались другими, и мы дошли до нашего предела, который Ты нам назначил». Он скажет: «Огонь — ваше место, — для вечного пребывания в нём, — если только не пожелает Аллах иного». Поистине, Господь твой — Мудрый, Знающий!

129. И так одних угнетателей Мы приближаем к другим за то, что они приобрели.

130. О сонм джиннов и людей! Разве не приходили к вам посланцы из вас, которые рассказывали вам Мои знамения и возвещали вам о встрече с этим днём? Они скажут: «Свидетельствуем мы против самих себя». Обольстила их ближняя жизнь и засвидетельствовали они против самих себя, что были они неверными.

131. Это — потому, что Господь твой — не таков, чтобы губить селения несправедливо, когда обитатели их были в небрежении.

132. У каждого — ступени по тому, что они совершали, и Господь твой не небрежёт тем, что они совершают.

133. Господь твой богат, обладатель милости; если Он пожелает, то погубит вас и заменит вас тем, чем захочет, подобно тому, как Он вырастил вас из потомства другого народа.

134. Поистине, то, что вам обещано, наступит, и вы это не в состоянии ослабить!

 

1. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«Если Аллах захочет рабу блага, Он начертит на его сердце точку из света, и раскроет слух его сердца, и поручит его ангелу, дабы тот помогал ему. Если же Аллах захочет рабу зла, Он начертит на его сердце чёрную точку, закроет слух его сердца и поручит его шайтану, дабы тот сбивал его с пути».

А потом он прочитал этот аят: «Кого пожелает Аллах вести прямо, расширяет тому грудь для ислама, а кого пожелает сбить с пути, делает грудь его узкой, тесной, как будто бы он поднимается на небо».

(«Кафи», том 1, С. 126).

 

2. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«Сердце трепещет в груди человека, ища истину. А когда найдёт её, успокаивается и обретает уверенность». А потом он прочитал этот аят: «Кого пожелает Аллах вести прямо, расширяет тому грудь для ислама, а кого пожелает сбить с пути, делает грудь его узкой, тесной, как будто бы он поднимается на небо».

(«Кафи», том 2, С. 308).

 

3. Ахмад ибн Мухаммад привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

«Поистине, сердце вращается между своим местом и горлом, пока не обретёт истину. А когда оно обретает истину, успокаивается». А потом он прочитал этот аят: «Кого пожелает Аллах вести прямо, расширяет тому грудь для ислама, а кого пожелает сбить с пути, делает грудь его узкой, тесной, как будто бы он поднимается на небо».

(«Махасин», С. 202).

 

4. Шейх Садук привёл от Хамдана ибн Сулеймана Нейшабури:

Я спросил Имама Резу (А) об этом аяте: «Кого пожелает Аллах вести прямо, расширяет тому грудь для ислама».

Он сказал: «Кого Аллах желает повести через веру в ближнем мире к Своему Раю и обители щедрости в будущем мире, тому Он расширяет грудь для подчинения Аллаху, доверия к Нему и спокойствия, даруя ему тем самым ту награду, которую Он обещал. А кого Он желает сбить с пути к Раю и обители щедрости в будущем мире, из-за его неверия в Него и ослушания Его в ближнем мире, грудь того Он делает узкой, так что он сомневается в своём неверии, и его сердце колеблется в его убеждении, и он становится таким, “как будто бы он поднимается на небо. Так Аллах направляет скверну на тех, которые не веруютˮ».

(«Маани ль-ахбар», С. 145).

 

5. Айаши привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«Так Аллах направляет скверну на тех, которые не веруют» — сомнение.

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 406).

 

6. Шейх Муфид привёл от Адима ибн Хурра от Мусы ибн Ашьяма:

Я спросил у Имама Садыка (А) об аяте Корана. Он ответил мне. После этого к нему вошёл человек, который спросил о том же самом аяте, и он дал ему противоположный ответ.

Тогда моё сердце будто стали резать ножом, и я сказал самому себе: «Мы оставили Абу Катаду в Шаме, который не противоречил себе ни в чём, и пришли к этому человеку, который так ошибается!»

Я не успел уйти, как к нему вошёл третий человек и спросил его о том же самом аяте, и он ответил ему по-другому, нежели ответил мне, и по-другому, нежели ответил второму человеку. Тогда дело прояснилось для меня, и я понял, что он делает это намеренно.

После этого Имам (А) повернулся ко мне и сказал: «О Ибн Ашьям! Не думай так!» И он рассказал мне о том, о чём я думал сам с собой. А потом сказал: «О Ибн Ашьям! Поистине, Аллах поручил дела Сулейману ибн Давуду (А), сказав: “Это — Наш дар: благодетельствуй или удерживай без расчета!ˮ (38: 39). И Он поручил дела Своему Пророку (С), сказав: “И что даровал вам Посланник, то берите, а что он вам запретил, от того удержитесьˮ (59: 7). А то, что Он поручил Своему Пророку (С), то Он поручил нам. О Ибн Ашьям! “Кого пожелает Аллах вести прямо, расширяет тому грудь для ислама, а кого пожелает сбить с пути, делает грудь его узкой, теснойˮ».

(«Ихтисас», С. 330).

 

7. Али ибн Ибрахим привёл:

«Тесный» (харадж) — то, у чего нет входа. «Узкий» (зейик) — то, у чего есть узкий вход. «Как будто бы он поднимается на небо» — подобно дереву, вокруг которого много деревьев, так что оно не может раскидывать свои ветви налево и направо. Тогда оно растёт вверх в небо и называется «хариджа».

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 222).

 

8. Шейх Кулейни привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

Аллах мстит одному угнетателю посредством другого угнетателя. И таково Его слово: «И так одних угнетателей Мы приближаем к другим за то, что они приобрели».

(«Кафи», том 2, С. 251).

 

9. Али ибн Ибрахим привёл:

Затем Он привёл доводы над джиннам и людьми в Судный День и сказал: «О сонм джиннов и людей! Разве не приходили к вам посланцы из вас, которые рассказывали вам Мои знамения и возвещали вам о встрече с этим днём? Они скажут: “Свидетельствуем мы против самих себяˮ. Обольстила их ближняя жизнь и засвидетельствовали они против самих себя, что были они неверными».

И сказал Он: «Это — потому, что Господь твой — не таков, чтобы губить селения несправедливо, когда обитатели их были в небрежении» — Он не угнетает никого (и не наказывает), пока не прояснится для них то, что было им ниспослано, и если они не уверуют, то погибнут.

«Поистине, то, что вам обещано, наступит» — то есть воскрешение, награда и наказание.

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 223).

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.