Аяты 167-170

وَإِذْ تَأَذَّنَ رَبُّكَ لَيَبْعَثَنَّ عَلَيْهِمْ إِلَى يَوْمِ الْقِيَامَةِ مَن يَسُومُهُمْ سُوءَ الْعَذَابِ إِنَّ رَبَّكَ لَسَرِيعُ الْعِقَابِ وَإِنَّهُ لَغَفُورٌ رَّحِيمٌ .167

وَقَطَّعْنَاهُمْ فِي الأَرْضِ أُمَماً مِّنْهُمُ الصَّالِحُونَ وَمِنْهُمْ دُونَ ذَلِكَ وَبَلَوْنَاهُمْ بِالْحَسَنَاتِ وَالسَّيِّئَاتِ لَعَلَّهُمْ يَرْجِعُونَ .168

فَخَلَفَ مِن بَعْدِهِمْ خَلْفٌ وَرِثُواْ الْكِتَابَ يَأْخُذُونَ عَرَضَ هَـذَا الأدْنَى وَيَقُولُونَ سَيُغْفَرُ لَنَا وَإِن يَأْتِهِمْ عَرَضٌ مِّثْلُهُ يَأْخُذُوهُ أَلَمْ يُؤْخَذْ عَلَيْهِم مِّيثَاقُ الْكِتَابِ أَن لاَّ يِقُولُواْ عَلَى اللّهِ إِلاَّ الْحَقَّ وَدَرَسُواْ مَا فِيهِ وَالدَّارُ الآخِرَةُ خَيْرٌ لِّلَّذِينَ يَتَّقُونَ أَفَلاَ تَعْقِلُونَ .169

وَالَّذِينَ يُمَسَّكُونَ بِالْكِتَابِ وَأَقَامُواْ الصَّلاَةَ إِنَّا لاَ نُضِيعُ أَجْرَ الْمُصْلِحِينَ .170

167. Ва из та аззана Раббука ла ябАасаннна Аалаихим илаа Явмил Кияамати маи ясуумухум сууўал Аазааб; инна Раббака ласарииАул Аикааби ва иннахуу ла Гхафуурур Рахиим

168. Ва каттаАнаахум фил арди умаман мин хумус саалихууна ва мин хум дууна заалика ва балавнаахум бил хасанаати вас саийиАаати лаАаллахум ярджиАуун

169. Факхалафа мин баАдихим кхалфунв варисул Китааба яАкхузууна Аарада хаазал аднаа ва якуулууна саюгхфару ланаа ва инй яАтихим Аарадун мислухуу яАкхузуух; алам юАкхаз Аалаихим миисаакул Китааби ан лаа якуулуу Аалал лаахи иллал хакка ва дарасуу маа фиих; вад Даарул Aакхирту кхаирул лил лазиина яттакуун; афалаа таАкилуун

170. Валлазиина юмас сикууна бил Китааби ва акаамус Салаата иннаа лаа нудииуАаджрал муслихиин

167. И вот возвестил Господь твой: «Я воздвигну против них до Дня воскресения тех, кто будет подвергать их злым наказаниям». Поистине, Господь твой быстр в наказаниях, и, поистине, Он — Прощающий, Милосердный! 

168. И распределили Мы их по земле общинами: среди них и праведные, среди них и иные. И испытали Мы их добром и злом, — быть может, они обратятся! 

169. И остались после них преемники, которые унаследовали писание. Они хватали случайности ближайшего мира и говорили: «Простится нам!» А если бы пришла к ним случайность, вроде той, они бы взяли и её! Разве не был взят с них завет писания, что они будут говорить на Аллаха только истину, и они изучали, что было там? Обитель последняя лучше для тех, которые богобоязненны. Разве вы не образумитесь? 

170. А те, которые держатся за писание и выстаивают молитву — ведь Мы не губим награды совершающих добро!

1. Али ибн Ибрахим привёл:

«И вот возвестил Господь твой: “Я воздвигну против них» — то есть по знанию твоего Господа – «до Дня воскресения тех, кто будет подвергать их злым наказаниямˮ. Поистине, Господь твой быстр в наказаниях, и, поистине, Он — Прощающий, Милосердный» — это ниспослано об иудеях. У них не будет государства никогда[1].

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 248).

2. Табарси привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

Они встретят жесточайшее наказание через их убийство и взятие их имущества.

(«Маджму байан», том 4, С. 385).

3. Али ибн Ибрахим привёл:

«И распределили Мы их по земле» — рассеяли по земле. – «И испытали Мы их добром» — то есть обилием удела и безопасностью – «и злом» — бедность, бедствия и тягости – «быть может, они обратятся» — то есть, чтобы они вернулись. «И остались после них преемники, которые унаследовали писание. Они хватали случайности ближайшего мира» — то есть за то, что предоставлялось им из этого ближнего мира – «и говорили: “Простится нам!ˮ А если бы пришла к ним случайность, вроде той, они бы взяли и её! Разве не был взят с них завет писания, что они будут говорить на Аллаха только истину, и они изучали, что было там» — но они потеряли это.

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 247).

4. Он также привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

«А те, которые держатся за писание и выстаивают молитву — ведь Мы не губим награды совершающих добро» — это ниспослано о роде Мухаммада (С) и их шиитах.

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 247).

5. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Аллах дал рабам два аята Книги, в которых сказал, чтобы они не говорили что-то, пока не узнают, и не отвергали то, чего не знают. Он сказал: «Разве не был взят с них завет писания, что они будут говорить на Аллаха только истину?» И сказал: «Да, считают они ложью то, знания чего не объемлют и чего толкование еще не пришло к ним» (10: 39).

(«Кафи», том 1, С. 34).

Аят 171

وَإِذ نَتَقْنَا الْجَبَلَ فَوْقَهُمْ كَأَنَّهُ ظُلَّةٌ وَظَنُّواْ أَنَّهُ وَاقِعٌ بِهِمْ خُذُواْ مَا آتَيْنَاكُم بِقُوَّةٍ وَاذْكُرُواْ مَا فِيهِ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ .171

171. Ва из натакнал джабала фавкахум ка аннахуу зуллатунв ва заннууо аннахуу ваакиАун бихим кхузуу мааа аатаинаакум бикувватинв вазкуруу маа фиихи лаАаллакум таттакуун 

171. И вот вытянули Мы гору над ними, точно она туча, и думали они, что она упадет на них. Возьмите то, что Мы привели к вам, с силой и вспоминайте, что там, — может быть, вы будете богобоязненны!

1. Табарси привёл от Абана ибн Таглиба:

Тавус Йамани был в хадже и совершал таваф со своим другом, когда увидел Имама Бакира (А). Закончив таваф, Имам (А) прочитал два ракята намаза и сел в окружении людей. Тавус Йамани сказал своему другу: «Пойдём зададим ему вопросы, на которые он не сможет дать ответ».

Затем он подошёл к нему и спросил: «Скажи мне, когда умерла треть людей?»

Имам (А) сказал: «О Абдуррахман! Треть людей никогда не умирала. Быть может, ты желаешь спросить, когда умерла одна четвёртая часть людей?»

Тот сказал: «Когда же?»

Имам (А) сказал: «Когда Кабиль убил Хабиля. Были Адам, Хава, Кабиль и Хабиль. Когда он убил его, умерла четвёртая часть людей».

Тот сказал: «Ты прав».

Имам (А) сказал: «Знаешь ли ты, что стало потом с Кабилем? Он привязан к солнцу[2], и льют на него кипящую воду, и так — до наступления Часа».

Затем Тавус Йамани спросил: «Кто из них был отцом людей — Кабиль или Хабиль?»

Имам (А) ответил: «Никто из них. Их отцом был Шейс — другой сын Адама».

— Почему Адам назван «Адамом»?

— Потому что его глина была взята из почвы (адим) нижней земли.

— Почему Хава названа «Хава»?

— Потому что она была сотворена из ребра живого (хай), то есть Адама.

— Почему Иблис назван «Иблисом»?

— Потому что он отчаялся (абласа) в милости Аллаха, и он не вернётся к ней.

— Почему джинны названы «джиннами»?

— Потому что они скрыты (истаджанна) и не видны.

— Кто солгал первым?

— Иблис, когда он сказал: «Я лучше него: Ты создал меня из огня, а его создал из глины» (38: 76).

— Скажи мне о людях, которые засвидетельствовали истину, но солгали.

— Это были лицемеры, которые сказали Посланнику Аллаха (С): «Свидетельствуем, что ты — Посланник Аллаха». И Аллах ниспослал: «Когда приходят к тебе лицемеры, они говорят: “Свидетельствуем, что ты — Посланник Аллахаˮ. Аллах знает, что ты — Его Посланник, и Аллах свидетельствует, что лицемеры — лжецы» (63: 1).

— Скажи мне о той вещи, которая летала только один раз и не летала ни прежде, ни после. Аллах упомянул её в Коране».

— Это гора Синай. Аллах позволил ей взлететь над народом Исраиля, чтобы они приняли Тору. И таково Его слово: «И вот вытянули Мы гору над ними, точно она туча, и думали они, что она упадет на них. Возьмите то, что Мы привели к вам, с силой и вспоминайте, что там, — может быть, вы будете богобоязненны» (7: 171).

(«Ихтиджадж», С. 321).

2. Али ибн Ибрахим привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Когда Аллах ниспослал Тору на народ Исраиля, они не приняли её. И Он поднял над ними гору Синай. Муса (А) сказал: «Если вы не примете, эта гора опустится на вас — и тогда приняли они и опустили головы».

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 246).

3. Айаши привёл от Исхака ибн Аммара:

Я сказал Имаму Садыку (А): «“Возьмите то, что Мы привели к вам, с силойˮ — с силой тела или с силой сердца?» Он сказал: «И с тем, и с другим».

(«Тафсир Айаши», том 2, С. 40).

Аят 172

وَإِذْ أَخَذَ رَبُّكَ مِن بَنِي آدَمَ مِن ظُهُورِهِمْ ذُرِّيَّتَهُمْ وَأَشْهَدَهُمْ عَلَى أَنفُسِهِمْ أَلَسْتَ بِرَبِّكُمْ قَالُواْ بَلَى شَهِدْنَا أَن تَقُولُواْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ إِنَّا كُنَّا عَنْ هَذَا غَافِلِينَ .172

172. Ва из акхаза Раббука мин Бании Aадама мин зухуурихим зуррийятахум ва ашхадахум Аалаа анфусихим аласту би Раббикум каалуу балаа шахиднааа; ан такуулуу Явмал Кияамати иннаа куннаа Аан хаазаа гхаафилиин

172. И вот, Господь твой извлек из сынов Адама, из спин их, их потомство и привёл их к свидетельству о самих себе: «Разве Я не ваш Господь?» Они сказали: «Да, мы свидетельствуем». Чтобы вы не сказали в День воскресения: «Мы были небрежны к этому».

1. Шейх Кулейни привёл от Имама Садыка (А):

Некоторые из Курайшитов сказали Посланнику Аллаха (С): «По какой причине ты являешься лучшим из пророков, тогда как ты отправлен последним из них?»

Он сказал: «Я был первым, кто уверовал в моего Господа, и первым, кто ответил, когда Аллах взял завет с пророков и привёл их к свидетельству о самих себе: “Разве Я не ваш Господь?ˮ Они сказали: “Даˮ. И я был первым пророком, сказавшим: “Даˮ. И тем самым я опередил их в признании Аллаха».

(«Кафи», том 1, С. 366).

2. Он также привёл от Зурары:

Человек спросил Имама Бакира (А) об этом аяте: «И вот, Господь твой извлек из сынов Адама, из спин их, их потомство и привёл их к свидетельству о самих себе: “Разве Я не ваш Господь?ˮ Они сказали: “Да, мы свидетельствуемˮ. Чтобы вы не сказали в День воскресения: “Мы были небрежны к этомуˮ».

Он сказал: «Мой отец (А) сказал мне, что Аллах взял горсть из земли, из которой сотворил Адама (А), и вылил на неё чистой воды Фурата, а затем оставил её на сорок дней. А затем Он вылил на неё солёной и горькой воды и оставил её на сорок дней. Когда же эта глина затвердела, Он взял её и растёр сильным растиранием[3], и они вышли, подобно частицам (зарр), справа и слева. И Он велел всем им войти в Огонь. Люди правой стороны вошли в него, и Огонь стал для них прохладой и миром. А люди левой стороны отвергли то, чтобы войти в него.

(«Кафи», том 2, С. 5).

3. Он также привёл от Зурары от Имама Бакира (А):

«Я спросил его о слове Аллаха: “...ханифами пред Аллахом, не придающими Ему сотоварищей” (22: 31) и о том, что такое положение ханифа (единобожника)».

Сказал Имам Бакир (А): «Это – естественное свойство (фитра), с которым Аллах сотворил людей, и нет изменения в творении Аллаха». И сказал: «Аллах сотворил их на познании (с познанием)».

Зурара сказал: «И я спросил его о слове Аллаха: “И вот, Господь твой извлек из сынов Адама, из спин их, их потомство и заставил их засвидетельствовать о самих себе: ‘Разве Я не ваш Господь?‘ Они сказали: ‘Да, мы свидетельствуем‘. Чтобы вы не сказали в День воскресения: ‘Мы были небрежны к этому‘” (7: 172)».

Он сказал: «(То есть) вывел из спины Адама его потомство до Судного Дня, и они вышли подобно частицам (зарр), и Он познакомил их друг с другом, и показал им Свое творение, и если бы не было так, то никто не знал бы своего Господа»[4].

И сказал: «Сказал Посланник Аллаха (С): “Всякий, кто рождается, рождается с естественным свойством (фитрой единобожия), то есть с познанием, что Аллах – его Творец, и в этом состоит слово Его: ‘А если ты их спросишь: «Кто сотворил небеса и землю?» — они, конечно, скажут: «Аллах»‘ (31: 25)”».

(«Кафи», том 2, С. 10).

4. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

У Посланника Аллаха (С) спросили: «Почему ты выше, чем все потомки Адама?»

Он сказал: «Я был первым, кто признал своего Господа. Поистине, Аллах взял завет с пророков и привёл их к свидетельству о них самих: “Разве Я не ваш Господь?ˮ Они сказали: “Даˮ. И я был первым, кто ответил».

(«Кафи», том 2, С. 9).

5. Он также привёл от Абу Басира:

Я спросил Имама Садыка (А): «Как же они ответили, если они были частицами (зарр)?»

Он сказал: «Им было дано то, благодаря чему они могли отвечать, когда у них спрашивали».

(«Кафи», том 2, С. 10).

6. Он также привёл от Абдуллаха ибн Синана:

Я спросил Имама Садыка (А) об аяте: «По фитре Аллаха, на которой Он сотворил людей» (30: 30) – что это за фитра?

Он сказал: «Это – Ислам. Аллах сотворил их на этой фитре, когда взял с них завет о таухиде. Он сказал: “Разве Я не ваш Господь?ˮ И среди них есть верующие и есть неверующие».

(«Кафи», том 2, С. 10).

7. Он также привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

Когда Аллах сотворил творение, Он сотворил чистую воду — и солёную, горькую воду и сделал разделение между этими двумя водами. И Он взял глину из верхнего слоя земли и растёр её сильным растиранием. И Он сказал творениям правой стороны, которые были подобны частицам (зарр), которые медленно передвигались: «В Рай с миром». И сказал творениям левой стороны: «В Огонь, и Я не буду спрошен».

А затем Он сказал: «“Разве Я не ваш Господь?ˮ Они сказали: “Да, мы свидетельствуемˮ. Чтобы вы не сказали в День воскресения: “Мы были небрежны к этомуˮ».

Затем Он взял завет с пророков и спросил их: «Разве Я не ваш Господь? И разве Мухаммад — не Мой посланник? И разве Али – не повелитель верующих?» Они сказали: «Да». И тогда было утверждено их пророчество. И Он взял завет с обладателей решимости (улу ль-азм) из пророков, что Он – их Господь, Мухаммад – Его посланник, Али – повелитель верующих и преемники после него – повелители дел и хранители знаний Аллаха, и что Он даст победу Своей религии через Махди, и очистит через него Свою землю, и проявит через него Своё царство, и отомстит через него Своим врагам, и через него будут поклоняться Ему, хотят того или не хотят.

И они сказали на это: «Мы принимаем это, о наш Господь, и свидетельствуем об этом!» Адам же не отверг и не принял. И утвердилось для тех пятерых решимость об Махди, а у Адама не было решимости в признании его. И таково слово Аллаха: «Мы прежде уже заключили завет с Адамом, но он забыл, и не нашли Мы в нем решимости» (20: 115).

Затем Он повелел Огню, и тот разгорелся. И Он сказал творениям левой стороны: «Войдите в него!», но они отказались. И Он сказал творениям правой стороны: «Войдите в него!», и они сделали это, и Огонь стал для них прохладой и миром. Творения левой стороны сказали: «О Господь наш! Прости нас!» Он сказал: «Я простил вас. Идите и войдите в него!» Но они опять отказались.

И тогда были утверждены подчинение, вилаят и непослушание.

(«Кафи», том 2, С. 6).

8. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Али ибн Хусейн (А) не видел проблем в азле[5]. И он прочитал этот аят: «И вот, Господь твой извлек из сынов Адама, из спин их, их потомство и привёл их к свидетельству о самих себе: “Разве Я не ваш Господь?ˮ Они сказали: “Да, мы свидетельствуемˮ. Чтобы вы не сказали в День воскресения: “Мы были небрежны к этомуˮ». Любой, с кого Аллах взял завет (в мире зарр), будет рождён в этом мире, даже если это произойдёт на бесплодной скале.

(«Кафи», том 5, С. 504).

9. Он также привёл от Джабира:

Я спросил Имама Бакира (А): «Почему повелитель верующих назван “повелителем верующихˮ?»

Он сказал: «Аллах назвал его так. И так Он ниспослал в Своей Книге: “И вот, Господь твой извлек из сынов Адама, из спин их, их потомство и привёл их к свидетельству о самих себе: ‘Разве Я не ваш Господь?’ Они сказали: ‘Да, мы свидетельствуем’ˮ — и свидетельствуем, что Мухаммад – Посланник Аллаха, а Али – повелитель верующих».

(«Кафи», том 1, С. 340).

10. Али ибн Ибрахим привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Первым из посланников, кто сказал: «Да», был Посланник Аллаха (С), ибо он был самым близким к Аллаху творением. Он был на положении, о котором сказал Джабраил в мирадже: «Иди вперёд, о Мухаммад, ибо ты вступил туда, куда не вступал никто прежде тебя – ни приближённый ангел, ни пророк отправленный». А если бы дух и душа (рух и нафс) не были из того места, то он никогда и не смог бы достигнуть его. И был он от Аллаха, как сказал Аллах: «В двух луках и даже ближе» (53: 9) – то есть «даже ближе»[6].

Этот завет был взят с них о господстве (рубубийе) Аллаха, пророчестве Посланника и имамате повелителя верующих и Имамов. Он сказал: «Разве Я не ваш Господь, и Мухаммад – не ваш Пророк, и Али – не ваш Имам, и Имамы прямого пути – не ваши Имамы?» Они сказали: «Да, мы свидетельствуем». И Аллах сказал: «Чтобы вы не сказали в День воскресения: “Мы были небрежны к этомуˮ».

И первое, о чём Аллах взял завет с пророков, было Его господство (рубубийя). И таково Его слово: «Вот взяли Мы с пророков завет — и с тебя, и с Нуха, и Ибрахима, и Мусы, и Исы сына Марьям, и взяли с них суровый завет» (33: 7). Он упомянул тут самых лучших из них и сказал: «и с тебя» — о Мухаммад! Он упомянул первым Посланника Аллаха (С), потому что он – лучший из них – «и с Нуха, и Ибрахима, и Мусы, и Исы сына Марьям» — эти пятеро – лучшие из пророков, а Посланник Аллаха (С) – лучший из них.

Затем Он взял с пророков завет о вере в Посланника Аллаха (С) и о том, что они помогут повелителю верующих (А). И сказал Он: «И вот взял Аллах договор с пророков: “Вот то, что Я дарую вам из писания и мудрости. Потом придет к вам посланник, подтверждающий истинность того, что с вами» — то есть Посланник Аллаха (С). – «Вы обязательно уверуете в него и будете помогать емуˮ» (3: 81) – то есть повелителю верующих (А). И вы сообщите своим общинам весть о нём и весть об Имамах после него.

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 248).

11. Он также привёл от Абу Басира, что Имам Бакир (А) сказал:

«Вы обязательно уверуете в него и будете помогать емуˮ» (3: 81) – Аллах не сотворил такого пророка, начиная с Адама, чтобы он не вернулся в этот мир и не сражался бы, помогая Посланнику Аллаха (С) и повелителю верующих (при Раджаате). Затем Аллах взял завет с пророков о Своём Посланнике (С). И Он сказал: «Скажи: “Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано Ибрахиму, И Исмаилу, и Исхаку, и Йакубу, и коленам, и в то, что было даровано Мусе, и Исе, и пророкам от Господа их. Мы не различаем между кем-либо из них, и Ему мы предаемсяˮ» (3: 84).

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 248).

12. Он также привёл от Ибн Мускана:

Я спросил Имама Садыка (А): «И вот, Господь твой извлек из сынов Адама, из спин их, их потомство и привёл их к свидетельству о самих себе: “Разве Я не ваш Господь?ˮ Они сказали: “Да, мы свидетельствуемˮ — они видели всё это?»

Он сказал: «Да. И утвердилось познание, и они забыли то место, но они вспомнят когда-то. А если бы не было этого, то никто не знал бы, кто его Творец и кто дарует ему удел. И среди них есть те, кто засвидетельствовал языком при зарре (в мире зарр), но не уверовал сердцем. И Аллах сказал: “Но они не оказались таковыми, чтобы уверовать в то, что считали ложными раньшеˮ (10: 74)».

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 249).

13. Ахмад ибн Мухаммад ибн Халид Барки привёл от Зурары:

Я спросил Имама Садыка о словах Аллаха: «И вот, Господь твой извлек из сынов Адама, из спин их, их потомство и привёл их к свидетельству о самих себе: “Разве Я не ваш Господь?ˮ Они сказали: “Да, мы свидетельствуемˮ».

Он сказал: «Утвердилось познание в их сердцах, и они забыли то место, но они вспомнят когда-то. А если бы не было этого, то никто не знал бы, кто его Творец и кто дарует ему удел».

(«Махасин», С. 241).

14. Он также привёл от Рифаа ибн Мусы:

Я спросил Имама Садыка о словах Аллаха: «И вот, Господь твой извлек из сынов Адама, из спин их, их потомство и привёл их к свидетельству о самих себе: “Разве Я не ваш Господь?ˮ Они сказали: “Да, мы свидетельствуемˮ».

Он сказал: «Да. У Аллаха есть довод над всем Его творением. Он взял их в день, когда взял с них завет, так», — и он сжал свою руку.

(«Махасин», С. 242).

15. Мухаммад ибн Хасан Саффар привёл от Имама Садыка (А):

«И вот, Господь твой извлек из сынов Адама, из спин их, их потомство и привёл их к свидетельству о самих себе: “Разве Я не ваш Господь?ˮ Они сказали: “Да, мы свидетельствуемˮ» — Аллах вывел из спины Адама его потомство до Судного Дня, и они вышли, будучи подобным частицам (зарр). Тогда Он представил им Самого Себя (дал им познать Себя), а если бы не было этого, то никто не знал бы своего Господа. Он сказал: «Разве Я не ваш Господь?» — и разве Мухаммад – не Мой Посланник, и Али (А) – не повелитель верующих, не Мой халиф и доверенный?»

(«Басаиру дараджат», С. 83).

16. Шейх Туси привёл от Саида Худри:

Умар ибн Хаттаб совершал хадж, и когда он совершал таваф, обнял Чёрный Камень и поцеловал его. Он сказал: «Я целую тебя, зная, что ты – всего лишь камень и не приносишь ни вреда, ни пользы. Но я видел, как Посланник Аллаха (С) делал так, и если бы я не видел, как он целует тебя, то не стал бы целовать тебя».

Среди совершающих хадж был Али ибн Аби Талиб (А). Он сказал: «Клянусь Аллахом, в нём есть и вред, и польза!» Умар сказал: «На основании чего ты так говоришь, о Абу Хасан?»

Али (А) сказал: «На основании Книги Аллаха». Умар сказал: «Свидетельствую, что ты обладаешь знанием о ней. Где же это в Книге Аллаха?»

Он сказал: «Слова Аллаха: “И вот, Господь твой извлек из сынов Адама, из спин их, их потомство и привёл их к свидетельству о самих себе: ‘Разве Я не ваш Господь?’ Они сказали: ‘Да, мы свидетельствуем’ˮ. Когда Аллах сотворил Адама, Он провёл по его спине и вывел из его чресел его потомство в образе частиц (зарр). Он наделил их разумом и внушил им, что Он – Господь, а они – рабы. И они признали, что Он – Господь и засвидетельствовали о самих себе, что они – рабы. И Аллах знает, что они – на разных степенях относительно этого[7]. Он записал имена Своих рабов на свитке. У этого же Камня в тот день были глаза, губы и язык. Аллах сказал ему: “Открой свой рот!ˮ И он открыл свой рот и поглотил этот свиток. И Аллах сказал ему: “В Судный День свидетельствуй о тех, кто исполнил свой завет!ˮ

Когда же Адам спустился на землю, Камень спустился с ним. Он был поставлен в то место на рукне Каабы, где ты видишь его, и ангелы совершали хадж этого Дома прежде, чем Аллах сотворил Адама. Затем совершил хадж к нему Адама, потом Нух, а затем он был разрушен, и исчезли его опоры. Камень был перемещён в Абу Кубейс (гора в Мекке). Затем Ибрахим и Исмаил снова возвели Каабу и её опоры. Они извлекли Камень из Абу Кубейса по внушению от Аллаха и установили там, где он сейчас. Он – из числа камней Рая. Когда он был низведён на землю, был белым, как жемчуг, и сверкал, как рубин, но стал чёрным от неверующих и тех многобожников, которые прикасались к нему».

Умар сказал: «Да не приведётся мне жить в той общине, где нет тебя, о Абу Хасан!»

(«Амали», том 2, С. 90).

17. Сейид Рази привёл в «Хасаис» от Асбага ибн Нубаты:

Ибн Кавва пришёл к повелителю верующих (А) и стал задавать ему вопросы. И сказал: «О повелитель верующих! Говорил ли Аллах с кем-то из потомков Адама прежде Мусы (А)?» Он ответил: «Аллах говорил со всеми Своими творениями, праведными и нечестивцами, и они отвечали ему».

Ибн Кавва удивился и спросил: «Как же это?» Повелитель верующих (А) сказал: «Разве ты не читал в Книге Аллаха: “И вот, Господь твой извлек из сынов Адама, из спин их, их потомство и привёл их к свидетельству о самих себе: ‘Разве Я не ваш Господь?’ Они сказали: ‘Да, мы свидетельствуем’ˮ? Тем самым Он дал им слышать Свои слова, и они ответили ему, как ты сам слышишь в этом аяте, о Ибн Кавва: “Да, мы свидетельствуемˮ.

Затем Он сказал им: “Поистине, Я – Аллах, и нет бога, кроме Меня, и Я – Милостивый, Милосердныйˮ. И Он взял с них свидетельство о подчинении и Его рубубийе (господстве), и выделил посланников, пророков и преемников, и велел творениям подчиняться им. И они признали это при завете, и Он привёл их к свидетельству о самих себе, и привёл ангелов к свидетельству о них, чтобы они не говорили в День воскресения: “Мы были небрежны к этомуˮ».

(«Хасаис», С. 87).

18. Шейх Садук привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Аллах сказал всем духам потомков Адама: «Разве Я не ваш Господь? Они сказали: “Да, мы свидетельствуем’ˮ». И первым, кто сказал: «Да», был Мухаммад (С), и из-за того, что он первым из всех сказал это, он стал господином первых и последних и лучшим из пророков и посланников.

(«Хисаль», С. 308).

19. Айаши привёл от Рифаа:

Я спросил Имама Садыка (А) об этом аяте: «И вот, Господь твой извлек из сынов Адама, из спин их, их потомство и привёл их к свидетельству о самих себе: “Разве Я не ваш Господь?ˮ Они сказали: “Да, мы свидетельствуемˮ».

Он сказал: «Да. Аллах возвёл довод над всеми творениями в День завета (то есть в мире зарр) вот так», — и он сжал свою руку.

(«Тафсир Айаши», том 2, С. 40).

20. От Халаби:

Я спросил у него: «Почему целуют Черный камень?» Он сказал: «Когда Аллах взял завет с потомков Адама, Он взял этот камень из Рая и велел ему поглотить их клятву. Он будет свидетельствовать об их верности завету».

(«Тафсир Айаши», том 2, С. 41).

21. Айаши привёл от Абу Басира:

Я спросил Имама Садыка (А) о словах Аллаха: «Разве Я не ваш Господь?» Они сказали: “Да, мы свидетельствуемˮ» — они сказали это своими языками?

Он сказал: «Чем они были в то время?» Он сказал: «Он сотворил их так, что этого было достаточно».

(«Тафсир Айаши», том 2, С. 43).

22. Айаши привёл от Джабира, что Имам Бакир (А) сказал:

«О Джабир! Если бы невежды знали, когда Али (А) был назван “повелителем верующихˮ, не стали бы отрицать его права».

Я сказал: «Да буду я твоей жертвой! Когда он был так назван?»

Он сказал: «Когда Аллах сказал: “Разве Я не ваш Господь?ˮ И Мухаммад – не Посланник Аллаха? И Али – не повелитель верующих? О Джабир! Так, клянусь Аллахом, это пришло Мухаммаду (С)».

(«Тафсир Айаши», том 2, С. 44).

23. Он также привёл от Ибн Мускана от Имама Бакира (А), что Посланник Аллаха (С) сказал:

Поистине, моя умма была представлена передо мной при Завете (то есть в мире зарр). И первым, кто уверовал в меня, был Али. И он был первым, кто поверил мне, когда я был отправлен пророком. Он – величайший правдивый (сиддик), и он – фаррук (разделяющий) между истиной и ложью.

(«Тафсир Айаши», том 2, С. 44).


[1] То есть они всегда будут рассеяны среди других народов, подвергаясь гонениям и преследованиям с их стороны. У них не будет своего государства, в котором они могли бы мирно существовать.

[2] Имеется в виду не это физическое солнце, которое мы видим в нашем мире.

[3] Всё это является языком символов, в которых Имам рассказывает о реальности мира зарр.

[4] Имеется в виду «мир частиц», ‘аламу зарр.

[5] Азль – семяизвержение мужчины во время совокупления с женщиной вне её полового органа.

[6] То есть был на положении «даже ближе».

[7] То есть одни признали полностью, другие частично; одни сделали это только языками, другие – языком и сердцем, и так далее.

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.