Аят 152

إِنَّ الَّذِينَ اتَّخَذُواْ الْعِجْلَ سَيَنَالُهُمْ غَضَبٌ مِّن رَّبِّهِمْ وَذِلَّةٌ فِي الْحَياةِ الدُّنْيَا وَكَذَلِكَ نَجْزِي الْمُفْتَرِينَ .152

152. Иннал лазиинат такхазул Аиджла-са янаалухум гхадабум мир Раббихим ва зиллатун фил хаяатид дуняа; ва казаалика наджзил муфтариин

152. Поистине, тех, которые устроили тельца, постигнет гнев их Господа и унижение в ближней жизни! Так воздаем Мы измышляющим ложь!

1. Шейх Кулейни привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

Если раб сделает искренним свою веру (иман) в Аллаха в течение сорока дней – и в другом хадисе: сделает прекрасным своё поминание Аллаха в течение сорока дней, — Аллах сделает его аскетичным в ближнем мире и даст ему видеть её болезни и средства их излечения, и утвердит мудрость в его сердце, и даст его языку говорить с этой мудростью». А затем он прочитал этот аят: «Поистине, тех, которые устроили тельца, постигнет гнев их Господа и унижение в ближней жизни! Так воздаем Мы измышляющим ложь!» Ты не увидишь обладателя бидаатов иначе как униженным, и лгущего на Аллаха, Посланника и Ахль уль-Бейт иначе как униженным.

(«Кафи», том 2, С. 14).

Аяты 155-156

وَاخْتَارَ مُوسَى قَوْمَهُ سَبْعِينَ رَجُلاً لِّمِيقَاتِنَا فَلَمَّا أَخَذَتْهُمُ الرَّجْفَةُ قَالَ رَبِّ لَوْ شِئْتَ أَهْلَكْتَهُم مِّن قَبْلُ وَإِيَّايَ أَتُهْلِكُنَا بِمَا فَعَلَ السُّفَهَاء مِنَّا إِنْ هِيَ إِلاَّ فِتْنَتُكَ تُضِلُّ بِهَا مَن تَشَاء وَتَهْدِي مَن تَشَاء أَنتَ وَلِيُّنَا فَاغْفِرْ لَنَا وَارْحَمْنَا وَأَنتَ خَيْرُ الْغَافِرِينَ .155

وَاكْتُبْ لَنَا فِي هَـذِهِ الدُّنْيَا حَسَنَةً وَفِي الآخِرَةِ إِنَّا هُدْنَـا إِلَيْكَ قَالَ عَذَابِي أُصِيبُ بِهِ مَنْ أَشَاء وَرَحْمَتِي وَسِعَتْ كُلَّ شَيْءٍ فَسَأَكْتُبُهَا لِلَّذِينَ يَتَّقُونَ وَيُؤْتُونَ الزَّكَـاةَ وَالَّذِينَ هُم بِآيَاتِنَا يُؤْمِنُونَ .156

155. Вакхтаара Муусаа кавмахуу сабАиина раджулал ли миикаатинаа фаламмаа акхазат хумур раджфату каала Рабби лав шиАта ахлактахум мин каблу ва ийяай; Аа тухликуна бимаа фаАалас суфахаааАу минаа ин хия иллаа фитнатука тудиллу бихаа ман ташаааАу ва тахдии ман ташааа; Aнта валийюнаа фагхфир ланаа вархамнаа ва Aнта кхаирул гхаафириин

156. Вактуб ланаа фии хаази хид дуняа хасанатанв ва фил Aакхирати иннаа худнааа илаик; каала Аазаабии усиибу бихии ман ашаааАу ва рахматии васиАат кулла шаиА; фаса актубухаа лил лазиина яттакууна ва юАтууназ Закаата вал лазиина хум би Aаяатинаа юАминуун

155. И избрал Муса из своего народа семьдесят человек для назначенного нами срока. А когда постигло их сотрясение, он сказал: «Господи! Если бы Ты желал, то погубил бы их раньше вместе со мной. Неужели Ты погубишь нас за то, что делали глупцы среди нас? Это — лишь Твоё испытание, которым Ты сбиваешь, кого пожелаешь, с прямого пути, и ведешь, кого пожелаешь. Ты — наш покровитель; прости же нам и помилуй нас: ведь Ты — лучший из прощающих!  

156. Запиши за нами в этой ближней жизни благое деяние, и в будущей; мы обратились к Тебе!» Он сказал: «Наказанием Моим Я поражаю, кого желаю, а милость Моя объемлет всякую вещь. Поэтому Я запишу её тем, которые богобоязненны, дают закят и которые веруют в Наши знамения».

1. Шейх Садук привёл от Саада ибн Абдуллаха Кумми, что он спросил у повелителя времени Махди (А):

— О мой господин! Сообщи мне о причинах, по которым люди не могут выбирать Имама для себя.

— Праведного Имама или нечестивца?

— Праведного Имама.

— Разве не может быть так, что они изберут нечестивца? Ибо люди не знают, что кроется в сердце других людей.

— Это так.

— Это и есть причина. Но я приведу тебе довод, которым будет доволен твой разум. Сообщи мне о посланниках, которых избрал Аллах, ниспослал им писание и поддержал их откровением и непорочностью, так что они были руководителями народов, подобно Мусе (А) и Исе (А), —  – итак, сообщи мне, возможно ли было так, что они ошибались, выбрав вместо верующего лицемера и думая, что он верующий, при всём их знании и полноте разума?

— Нет.

— Но мы видим, что Муса (А), при всей полноте своего разума и совершенстве знания, выбрал из числа известных людей своего народа семьдесят человек для встречи со своим Господом, и он не сомневался в их вере и их искренности. Но оказалось, что он избрал лицемеров. Аллах сказал: «И избрал Муса из народа своего семьдесят человек для назначенного нами срока. А когда постигло их сотрясение, он сказал: “Господи! Если бы Ты желал, то погубил бы их раньше вместе со мной. Неужели Ты погубишь нас за то, что делали глупцы среди нас? Это — только Твое испытание, которым ты сбиваешь, кого хочешь, с прямого пути, и ведешь, кого хочешь. Ты —  – наш покровитель; прости же нам и помилуй нас: ведь Ты —  – лучший из прощающихˮ» (7:155), и сказал: «И вот вы сказали: “О Муса! Мы не поверим тебе, пока не увидим Аллаха открытоˮ. И вас поразила молния, пока вы смотрели» (2:55), и сказал: «Просили они уже Мусу о большем, чем это, и сказали: “Покажи нам Аллаха открыто!ˮ, и их поразила молния за их несправедливость» (4:153).

И вот, если мы видим, что даже выбор пророков падал на нечестивцев, а не на праведных, и они думали, что те являются праведными, а не нечестивцами, то отсюда мы понимаем, что выбор (Имама) может принадлежать только Тому, Кто ведает скрытое в сердцах. Так что говорить о выборе мухаджиров и ансаров, если даже выбор пророков падал на нечестивца вместо праведного!

(«Камалу дин», С. 415).

2. Али ибн Ибрахим привёл:

Когда Муса (А) сказал Бану Исраиль: «Мой Господь говорит со мной», — они не поверили ему. Тогда он сказал им: «Выберите из вашего числа тех, кто пойдёт со мной, чтобы они услышали Его слова». И они выбрали семьдесят человек из числа лучших из них, и те отправились с Мусой (А) на встречу с его Господом. Муса (А) приблизился и обратился к своему Господу, и Аллах говорил с ним. Муса (А) сказал своим сподвижникам: «Слушайте и свидетельствуйте об этом для Бану Исраиль!» Но они сказали: «О Муса! Мы не поверим тебе, пока не увидим Аллаха открыто» (2: 55) – так попроси Его явиться перед нами открыто. Тогда Аллах отправил на них молнию, и они сгорели. И таково Его слово: «И вот вы сказали: “О Муса! Мы не поверим тебе, пока не увидим Аллаха открытоˮ. И вас поразила молния, пока вы смотрели. Потом Мы воздвигли вас после вашей смерти, — может быть, вы будете благодарны!» (2: 55-56). Эти аяты в суре «Корова», и они связаны с аятами в суре «Преграды». Половина этих аятов в суре «Корова», а половина в суре «Преграды».

И когда Муса (А) взглянул на своих сподвижников, которые погибли, он опечалился за них и сказал: «Господи! Если бы Ты желал, то погубил бы их раньше вместе со мной. Неужели Ты погубишь нас за то, что делали глупцы среди нас?» — ибо Муса (А) думал, что они погибли из-за грехов Бану Исраиль. «Это — лишь Твоё испытание, которым Ты сбиваешь, кого пожелаешь, с прямого пути, и ведешь, кого пожелаешь. Ты — наш покровитель; прости же нам и помилуй нас: ведь Ты — лучший из прощающих!  Запиши за нами в этой ближней жизни благое деяние, и в будущей; мы обратились к Тебе!»

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 243).

3. Айаши привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Муса (А) спросил: «О мой Господь! Кто заставил тельца издавать звуки?» Аллах сказал: «Я». Муса (А) сказал: «Это — лишь Твоё испытание, которым Ты сбиваешь, кого пожелаешь, с прямого пути, и ведешь, кого пожелаешь».

(«Тафсир Айаши», том 2, С. 32).

Аят 157

الَّذِينَ يَتَّبِعُونَ الرَّسُولَ النَّبِيَّ الأُمِّيَّ الَّذِي يَجِدُونَهُ مَكْتُوباً عِندَهُمْ فِي التَّوْرَاةِ وَالإِنْجِيلِ يَأْمُرُهُم بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَاهُمْ عَنِ الْمُنكَرِ وَيُحِلُّ لَهُمُ الطَّيِّبَاتِ وَيُحَرِّمُ عَلَيْهِمُ الْخَبَآئِثَ وَيَضَعُ عَنْهُمْ إِصْرَهُمْ وَالأَغْلاَلَ الَّتِي كَانَتْ عَلَيْهِمْ فَالَّذِينَ آمَنُواْ بِهِ وَعَزَّرُوهُ وَنَصَرُوهُ وَاتَّبَعُواْ النُّورَ الَّذِيَ أُنزِلَ مَعَهُ أُوْلَـئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ .157

157. Aллазиина яттабиАуунар Расуулан Набийял уммийял лазии яджидуунахуу мактуубан Аиндахум фит Тавраати вал Инджиили яамурухум билмаАрууфи ва янхаахум Аанил мункари ва юхиллу лахумул таийибаати ва юхарриму Аалаихимул кхабаааАиса ва ядаАу Аанхум исрахум вал агхлаалал латии каанат Аалаихим; фаллазиина аамануу бихии ва Ааззарууху ва насарууху ваттабаАун нуурал лазиие унзила маАахууо улаааАика хумул муфлихуун 

157. Которые следуют за посланником, пророком, нигде не обучавшимся, которого они находят записанным у них в Торе и Евангелии, который повелевает к одобряемому и удерживает от порицаемого, разрешает им блага и запрещает им мерзости, снимает с них бремя и оковы, которые были на них, — они те, которые уверовали в него, и поддерживали его, и помогали ему, и последовали за светом, который ниспослан с ним. Это — те, которые преуспели!

1. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«И последовали за светом, который ниспослан с ним» — «свет» здесь – это повелитель верующих Али (А) и Имамы (А).

(«Кафи», том 1, С. 150).

2. Он также привёл от Абу Убейды Хазза:

Я спросил у Имама Бакира (А) о способности и словах людей. Он прочитал этот аят: «Они не престают разногласить, кроме тех, кого помиловал твой Господь» (11: 118-119).

А затем сказал: «О Абу Убейда! Люди разногласят об истине, и все они погибнут».

Я спросил: «А что означают эти слова: “кроме тех, кого помиловал твой Господьˮ?»

Он сказал: «Это – наши шииты. Он сотворил их для Своей милости. И таково Его слово: “Для этого Он создал ихˮ (11: 119) – то есть для подчинения Имаму и милости, о которой Он сказал: “Милость Моя объемлет всякую вещьˮ (7: 156) – то есть знание Имама. Знание Имама, которое – от знания Аллаха, объемлет всякую вещь. И Он сказал: “Я запишу её (милость) тем, которые богобоязненныˮ (7: 156) – то есть тем, которые не признавали вилаят кого-то, помимо вилаята Имама, и подчинились лишь ему.

И Он сказал: “которого они находят записанным у них в Торе и Евангелииˮ — то есть Пророк, его преемник и Каим, который будет повелевать к одобряемому, когда придёт, и удерживать от порицаемого. И “порицаемоеˮ – это то, что отрицает достоинства Имама и отвергает его — “и разрешает им благаˮ — брать знания у обладателей знания – “и запрещает им мерзостиˮ — и “мерзостиˮ – это слова тех, кто противоречит (Ахль уль-Бейт) — “снимает с них бремяˮ — и это – грехи, которые они совершали прежде их познания достоинства Имама — “и оковы, которые были на нихˮ — это то, что они говорили то, что им не было велено, оставляя достоинства Имама. А когда они познали достоинства Имама, с их было снято их бремя.

Затем Он описал их и сказал: “они те, которые уверовали в негоˮ — то есть в Имама — “и поддерживали его, и помогали ему, и последовали за светом, который ниспослан с ним. Это — те, которые преуспелиˮ — то есть те, которые отстранились от Джибта и Тагута и не стали поклоняться им. Джибт и Тагут – это такой-то и такой-то (первый и второй узурпаторы), а “поклонениеˮ – это подчинение людей им.

И Он сказал: “И обратитесь к вашему Господу и предайтесь Емуˮ (39: 54). Затем Он сказал об их награде: “Для них — радостная весть в ближайшей жизни и в будущей. Нет перемены словам Аллаха, это — великий успехˮ (10: 64). Имам обрадует их приходом Каима, уничтожением их врагов, спасением в будущей жизни и соединением с Мухаммадом и его правдивым семейством у райского Источника».

(«Кафи», том 1, С. 355).

3. Али ибн Ибрахим привёл:

А затем Аллах упомянул достоинство Пророка (С) и достоинство тех, кто последовал за ним: «Которые следуют за посланником, пророком, нигде не обучавшимся, которого они находят записанным у них в Торе и Евангелии, который побуждает их к благому и удерживает от порицаемого, разрешает им блага и запрещает им мерзости, снимает с них бремя и оковы, которые были на них» — то есть тяжести, которые были возложены на Бану Исраиль, и они состояли в том, что их омовение могло совершаться только водой, и Аллах не разрешил им тайаммум, и им не была разрешена молитва, кроме как в специальных помещениям и мехрабах. Если человек из них грешил, то должен был нанести себе глубокую рану, по которой другие знали, что он грешил. Если моча попадала на какую-то часть их тела, они обрезали её. Добыча не была разрешена для них. Однако Аллах убрал всё это от Посланника Аллаха (С) и его уммы.

И он сказал: «они те, которые уверовали в него» — то есть в Посланника Аллаха (С) – «и последовали за светом, который ниспослан с ним» — то есть за повелителем верующих (А). «Это — те, которые преуспели» — Аллах взял с пророков завет о Посланнике Аллаха (С), о том, что они сообщат о нём своим общинам и помогут ему. И они помогли ему словами и велели своим уммам делать это. Посланник Аллаха (С) вернётся (при Раджаате), и они вернутся и помогут ему в этом ближнем мире.

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 243).

4. Айаши привёл от Али ибн Асбата:

Я спросил Имама Бакира (А): «Почему Пророк (С) назван умми[1] Он сказал: «Он назван так из-за Мекки. И таково слово Аллаха: “чтобы увещевал ты мать поселенийˮ (42: 7). Мать поселений (умму ль-кура) – это Мекка, и он назван умми из-за этого».

(«Тафсир Айаши», том 2, С. 35).

5. Он также привёл от Абу Басира, что Имам Бакир (А) сказал:

«Они те, которые уверовали в него, и поддерживали его, и помогали ему, и последовали за светом, который ниспослан с ним» — «свет» — это Али (А).

(«Тафсир Айаши», том 2, С. 35).

Аят 158

قُلْ يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنِّي رَسُولُ اللّهِ إِلَيْكُمْ جَمِيعاً الَّذِي لَهُ مُلْكُ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ لا إِلَـهَ إِلاَّ هُوَ يُحْيِـي وَيُمِيتُ فَآمِنُواْ بِاللّهِ وَرَسُولِهِ النَّبِيِّ الأُمِّيِّ الَّذِي يُؤْمِنُ بِاللّهِ وَكَلِمَاتِهِ وَاتَّبِعُوهُ لَعَلَّكُمْ تَهْتَدُونَ .158

158. Кул яаа аиюхан наасу иннии Расуулул лаахи илаикум джамииАанил лазии лахуу мулкус самааваати вал арди лааа илааха иллаа Хува юхйии ва юмииту фа ааминуу биллаахи ва Расуулихин Набиййил уммий йил лазии юАмину биллаахи ва Калимаатихии ваттабиАууху лаАаллакум тахтадуун

158. Скажи: «О люди! Я — посланник Аллаха к вам всем — Того, Кому принадлежит власть над небесами и землей, — нет божества, кроме Него; Он оживляет и умертвляет. Веруйте же в Аллаха и Его Посланника, — пророка, нигде не обучавшегося, который верует в Аллаха и Его слова, и следуйте за ним, — может быть, вы пойдёте прямым путем!»

1. Шейх Садук привёл, что Имам Хасан (А) сказал:

Люди из числа иудеев пришли к Посланнику Аллаха (С) и сказали: «О Мухаммад! Ты утверждаешь, что ты – Посланник Аллаха и что тебе внушается откровение, как оно внушалось Мусе ибн Имрану?»

Он помолчал немного и сказал: «Да. Я – господин потомков Адама, и не горжусь этим. Я – печать пророков, имам праведных и посланник Господа миров».

Они сказали: «К кому же ты отправлен – к арабам, к неарабам или к нам?»

И тогда Аллах ниспослал: «Скажи: “О люди! Я — посланник Аллаха к вам всемˮ».

(«Маджму байан», том 4, С. 373).

Аят 159

وَمِن قَوْمِ مُوسَى أُمَّةٌ يَهْدُونَ بِالْحَقِّ وَبِهِ يَعْدِلُونَ .159

159. Ва мин кавми Муусааа умматунй яхдууна билхакки ва бихии яАдилуун

159. И из народа Мусы была община, которая руководствовалась истиной и действовала по ней справедливо.

1. Айаши привёл от Абдуллаха ибн Синана, что Имам Садык (А) сказал:

Народ Мусы (А) – это люди Ислама.

(«Тафсир Айаши», том 2, С. 35).

2. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Когда выйдет наш Каим, он выведет из-за Куфы двадцать семь человек: пятнадцать – люди из числа народа Мусы (А), которые следовали за истиной и призывали к ней, семеро из числа людей пещеры (асхабу ль-кахф), Йуша ибн Нун, который был преемником Мусы, верующий рода Фараона, Салман Фарси, Абу Дуджана Ансари и Малик Аштар.

(«Тафсир Айаши», том 2, С. 35).

3. Он также привёл от Абу Сахба Бакри:

Повелитель верующих Али (А) собрал главу иудеев и епископа христиан и сказал: «Я спрошу вас о деле, о котором я знаю больше вас. О глава иудеев! Ради Того, Кто ниспослал Тору Мусе (А), накормил его народ манной и перепелами, сделал для них путь через море сухим, заставил для них из скалы течь двенадцать источников – для каждого колена из Бану Исраиль по источнику, — скажи мне, на сколько течений разделилась община Мусы (А) после его смерти?»

Он сказал: «На одно течение». Повелитель верующих (А) сказал: «Ты солгал, клянусь Аллахом, кроме Которого нет иного бога! Она разделилась на семьдесят одно течение, и все они в Огне, кроме одного из них. Аллах сказал: “И из народа Мусы была община, которая руководствовалась истиной и действовала по ней справедливоˮ — и это та община, которая спаслась».

(«Тафсир Айаши», том 2, С. 35).

Аяты 163-166

واَسْأَلْهُمْ عَنِ الْقَرْيَةِ الَّتِي كَانَتْ حَاضِرَةَ الْبَحْرِ إِذْ يَعْدُونَ فِي السَّبْتِ إِذْ تَأْتِيهِمْ حِيتَانُهُمْ يَوْمَ سَبْتِهِمْ شُرَّعاً وَيَوْمَ لاَ يَسْبِتُونَ لاَ تَأْتِيهِمْ كَذَلِكَ نَبْلُوهُم بِمَا كَانُوا يَفْسُقُونَ .163

وَإِذَ قَالَتْ أُمَّةٌ مِّنْهُمْ لِمَ تَعِظُونَ قَوْماً اللّهُ مُهْلِكُهُمْ أَوْ مُعَذِّبُهُمْ عَذَاباً شَدِيداً قَالُواْ مَعْذِرَةً إِلَى رَبِّكُمْ وَلَعَلَّهُمْ يَتَّقُونَ .164

فَلَمَّا نَسُواْ مَا ذُكِّرُواْ بِهِ أَنجَيْنَا الَّذِينَ يَنْهَوْنَ عَنِ السُّوءِ وَأَخَذْنَا الَّذِينَ ظَلَمُواْ بِعَذَابٍ بَئِيسٍ بِمَا كَانُواْ يَفْسُقُونَ .165

فَلَمَّا عَتَوْاْ عَن مَّا نُهُواْ عَنْهُ قُلْنَا لَهُمْ كُونُواْ قِرَدَةً خَاسِئِينَ .166

163. ВасАалхум Аанил карятил латии каанат хаадиратал бахри из яАдууна фис Сабти из таАтиихим хиитаанухум явма Сабтихим шурраАанв ва явма лаа ясбитууна лаа таАтиихим; казаалика наблуухум бимаа каануу яфсукуун

164. Ва из каалат умматум минхум лима таАизууна кав манил лааху мухликухум ав муАаззибухум Аазаабан шадиидан каалуу маАзиратан илаа Раббикум ва лаАаллахум яттакуун

165. Фаламмаа насуу маа зуккируу бихии анджаинал лазиина янхавна Аанис сууўи ва акхазнал лазиина заламуу биАазаабим баАиисим бимаа каануу яфсукуун

166. Фаламмаа Аатав Ааммаа нухуу Аанху кулна лахум куунуу кирадатан кхаасиАиин

163. И спроси у них о селении, которое было около моря, как они нарушали субботу, когда приходили к ним рыбы в день субботы, поднимаясь прямо. А в тот день, когда они не праздновали субботы, они не приходили к ним. Так Мы испытываем их за то, что они нечестивы!

164. И вот сказала община из их числа: «Почему вы увещаете людей, которых Аллах погубит или накажет сильным наказанием?» Они сказали: «Для оправдания пред вашим Господом, и, может быть, они будут богобоязненны!»

165. И когда они забыли про то, что им напоминали, Мы спасли тех, которые удерживали от зла, и схватили тех, которые были несправедливы, наказанием злым за то, что они были нечестивы. 

166. Когда же они преступили то, что им запрещали, Мы сказали им: «Будьте обезьянами презренными!»

1. Али ибн Ибрахим привёл:

Это было селение, принадлежавшее Бану Исраиль и близкое к морю. Вода наполняла их реки и посевы, и рыба выходила из моря, так что достигала конца их посевов. Аллах запретил им ловлю рыбы в день субботы, и в ночь на воскресенье они бросали сети в море, чтобы ловить рыбу. Рыба же выходила в субботу и не выходила в воскресенье. И таково Его слово: «Приходили к ним рыбы в день субботы, поднимаясь прямо. А в тот день, когда они не праздновали субботы, они не приходили к ним».

Их учёные запретили им делать это, но они всё равно продолжали. И тогда они были превращены в обезьян и свиней. Причиной запрещения для них субботы было то, что праздник для всех мусульман и других – в пятницу. Однако иудеи отвергли это и сказали: «Наш праздник – в субботу», и Аллах запретил для них ловлю в день субботы, и они были превращены в обезьян и свиней.

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 245).

2. Имам Аскари (А) привёл:

Имам Саджад (А) сказал: «Эти люди жили на берегу моря (или озера), и Аллах запретил им ловить рыбу в субботний день. Тогда они замыслили хитрость, чтобы сделать запретное для себя дозволенным, и вырыли там ямы, куда могла заходить рыба, но откуда не могла выходить. В день субботы рыба попадала туда и скапливалась там, а в воскресенье они приходили и забирали её, говоря: “Мы не ловили её в субботуˮ. Но солгали враги Аллаха: они ловили её в субботу посредством своих ям, чтобы тем самым увеличить своё имущество и богатство, и они могли бы наслаждаться женщинами и другими благами. В том городе жило более восьмидесяти тысяч человек, из которых совершали это семьдесят тысяч, а другие отказались, как сказал Аллах: “И спроси у них о селении, которое было около моря, как они преступали субботу, когда приплывали их рыбы в день субботы, поднимаясь прямоˮ (7: 163).

Некоторые из них устрашились наказания Господа и Его мести и обратились к другим, предостерегая от того, что они совершают. Однако те ответили им: “Почему вы увещаете людей, которых Аллах погубит или накажет сильным наказанием?ˮ. И они сказали: “Для оправдания пред вашим Господомˮ — потому что нам велено призывать к одобряемому и отстранять от порицаемого. И мы отстраняем от порицаемого, чтобы наш Господь знал, что мы не согласны с ними и что нам отвратительны их дела. “Быть может, они будут богобоязненныˮ (7: 164) — и мы призываем их для того, чтобы это увещевание принесло им пользу, и они устрашились наказания.

Когда же эти десять с лишним тысяч человек увидели, что семьдесят тысяч не внимают их увещаниям, отделились от них и переселились в другое место, близкое к тому, сказав: “Мы не хотим, чтобы на нас сошло наказание Аллаха, когда мы будем вместе с нимиˮ. Прошла ночь, и Аллах превратил всех, кто остался, в обезьян. Ворота же города оставались закрытыми, и не вошёл в них никто, и не вышел из них никто. Слухи об этом распространились среди жителей окрестных селений, и они пришли туда, взобрались на стены города и увидели, что все они — мужчины и женщины -превратились в обезьян, скачущих друг по другу. И те взирающие на них узнали в них своих знакомых и родственников. Они спрашивали их: “Ты такой-то? Ты такая-то?ˮ. И на их глазах появлялись слёзы, и они кивали головами, говоря: “Даˮ. И так они оставались три дня, а потом Аллах наслал ветер и дождь, и он смыл их в море. И не прожили превращённые больше трёх дней. Если же ты видишь животных, похожих на людей, то это не те превращённые и не кто-либо из их потомства, но лишь сходные с ними».

А потом Имам Саджад (А) сказал: «Если Аллах превратил тех людей в обезьян из-за ловли ими рыбы, то каким ты видишь положение у Него тех, кто убивал потомков Посланника Аллаха (С) и брал в плен их женщин? Если Аллах и не превратил их во что-то в этом ближнем мире, то Он приготовил для них в будущем мире наказанием гораздо и гораздо более страшное».

Ему сказали: «О сын Посланника Аллаха! Вот насибиты говорят: “Если бы убийство Хусейна ибн Али было преступлением, то оно должно было бы быть большим преступлением, чем ловля рыбы в субботу. Тогда почему Аллах не разгневался на его убийц так, как разгневался на тех, кто ловил рыбу?ˮ».

Он сказал: «Спросите у этих насибитов: “Разве ослушание Иблиса не больше, чем ослушание тех, кто впадает в неверие из-за его искушений? Тогда почему Аллах уничтожил некоторых из них, как, например, народ Нуха или народ Фараона, а Иблиса не уничтожил? Почему Он дал отсрочку Иблису, который явно совершает свои нечестия, и истребил те, чьи грехи были меньше, чем грехи Иблиса?ˮ. Но Господь наш — Мудрый, и все дела Его — мудрость, как относительно тех, кого Он истребил, так и относительно тех, кого Он оставил. И таков же пример тех, кто ловил рыбу в субботу, и убийц Хусейна (А). Аллах поступил с обоими так, как более подобает Его мудрости. “Его не спросят о том, что Он совершает, но они будут спрошеныˮ (21: 23)».

А потом Имам Саджад (А) сказал: «Если бы те, которые нарушили субботу, попросили Аллаха именем Мухаммада (С) и его пречистого семейства, чтобы Он уберёг их от этого греха, прежде чем они его совершат, то Он защитил бы их от этого. И так же и те, которые запрещали им: если бы они попросили Аллаха именем Мухаммада (С) и его пречистого семейства, чтобы Он уберёг их от этого греха, то Он не дал бы им возможность совершить его. И над ними исполнилось знание Аллаха, которое было начертано в Хранимой скрижали».

(«Тафсир» Имама Аскари, С. 266).

3. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«И когда они забыли про то, что им напоминали, Мы спасли тех, которые удерживали от зла» — их было три группы: группа, которая послушалась повеления и сама призывала слушаться его, и они спаслись; группа, которая слушалась повеления, но не призывала других исполнять его, и они были превращены в обезьян, и группа, которая не слушалась и не велела другим слушаться, и они были уничтожены.

(«Кафи», том 8, С. 158).

4. Табарси привёл от Имама Садыка (А):

Две группы погибли, и спаслась та, которая запрещала другим делать это.

(«Маджму байан», том 4, С. 383).

5. Айаши привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Иудеям было велено почитать пятницу, но они отказались и стали почитать субботу.

(«Тафсир Айаши», том 2, С. 37).


[1] В этом аяте Корана Пророк (С) назван умми, что часто неверно переводят как «неграмотный». Это слово происходит от умм (мать) и в действительности это слово может иметь два смысла: 1. «Мекканский», потому что Мекку называют умму ль-кура (мать поселений). 2. «Ни у кого не обучавшийся», то есть такой, который в отношении знаний и грамотности как будто только что вышел из живота матери. Посланник Аллаха (С) назван умми, потому что он не обучался своим знаниям ни у кого из людей, а иначе другие люди сказали бы, что он взял свою религию у какого-то философа, мудреца или теолога. При этом его знания бесконечно превышали знание любого из людей, однако он получил их только у Самого Всевышнего Аллаха.

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.