О достоинствах этой суры

1. Шейх Садук привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Кто станет читать суру «Добыча» и суру «Покаяние» каждый месяц – в того никогда не войдёт лицемерие, и он будет из числа шиитов повелителя верующих (А).

(«Савабу ль-амаль», С. 134).

2. Шейх Туси привёл, что Имам Садык (А) сказал:

В суре «Добыча» — унижение (врагов).

(«Тахзиб», том 4, С. 133).

3. Айаши привёл от Абу Басира, что Имам Садык (А) сказал:

Кто станет читать суру «Добыча» и суру «Покаяние» каждый месяц – в того никогда не войдёт лицемерие, и он будет из числа истинных шиитов повелителя верующих (А). Он будет вкушать в Судный День с райских скатертей вместе с его шиитами, пока не закончится Расчёт над людьми.

(«Тафсир Айаши», том 2, С. 51).

4. В книге «Хавасу ль-куран» приведено, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Кто прочитает эту суру, тому я буду заступником в Судный День и свидетелем, что он свободен от лицемерия. Ему будут записаны благие дела по числу всех лицемеров. Кто напишет эту суру и возьмёт с собой – возьмёт своё право, если предстанет перед судьёй, и никто не выступит против него, кроме как он одержит над ним победу, и он уйдёт от него обрадованным. Эта сура будет его защитой.

Аят 1

يَسْأَلُونَكَ عَنِ الأَنفَالِ قُلِ الأَنفَالُ لِلّهِ وَالرَّسُولِ فَاتَّقُواْ اللّهَ وَأَصْلِحُواْ ذَاتَ بِيْنِكُمْ وَأَطِيعُواْ اللّهَ وَرَسُولَهُ إِن كُنتُم مُّؤْمِنِينَ .1

1. ЯсАалуунака Аанил анфаали кулил анфаалу лиллаахи вар Расуули фаттакул лааха ва аслихуу заата баиникум ва атииАул лааха ва Расуулахууо ин кунтум муАминиин

1. Они спрашивают тебя о добыче. Скажи: «Добыча принадлежит Аллаху и Посланнику; бойтесь же Аллаха, упорядочите дела между собой и повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику, если вы веруете!»

1. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Если человек умрёт, и у него не будет наследника, то к нему относится этот аят: «Они спрашивают тебя о добыче».

(«Кафи», том 1, С. 459).

2. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Земля, которая была взята без войны, если те люди заключили мир, или сами отдали её, или любая заброшенная земля, или внутренности долин – всё это принадлежит Посланнику Аллаха (С) или Имаму (А) после него.

(«Кафи», том 1, с. 453).

3. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Мы – те, кому Аллах предписал подчинение. Нам принадлежит добыча и нам – остаток имущества. Мы – твёрдые в знании, и мы – те, кому завидуют, как сказал Аллах: «Или они завидуют людям за то, что даровал им Аллах от Своей щедрости?» (4: 54).

(«Кафи», том 1, С. 459).

4. Шейх Туси привёл от Зурары:

Я спросил Имама Садыка (А) об этом аяте: «Они спрашивают тебя о добыче. Скажи: “Добыча принадлежит Аллаху и Посланникуˮ».

Он сказал: «Добыча принадлежит Аллаху и Его Посланнику (С). И добычей (анфаль) называется всякая земля, люди которой покорились без войны. Это – дар Аллаху и Его Посланнику (С)».

(«Тахзиб», том 4, с. 132).

5. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Что касается добычи (ганимат), то из неё выделяется хумс, а остальное разделяется между теми, кто воевали, и союзниками. Что касается фей и анфаль, то они принадлежат только Посланнику Аллаха (С).

(«Тахзиб», том 4, с. 132).

6. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Милостыня, которую любит Аллах – это упорядочение дел людей, когда они впали в противоречия, и сближение между ними, когда они отдаляются друг от друга.

(«Кафи», том 2, С. 166).

7. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Примирить двух людей для меня лучше, чем дать милостыню двумя динарами.

(«Кафи», том 2, С. 167).

8. От Абу Хунейфы:

К нам пришёл Муфаззаль, тогда как я и брат моей жены спорили друг с другом о наследстве. Тогда он примирил нас, дав нам четыреста дирхамов от самого себя, так что у каждого из нас вернулось доверие к другому. Затем он сказал: «Это – не из моего имущества, но Имам Садык велел мне примирять двух людей из числа наших товарищей (шиитов), если они спорят между собой. Я дал эту сумму из его средств, и это – из имущества Имама».

(«Кафи», том 2, С. 167).

Аяты 2-6

إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ الَّذِينَ إِذَا ذُكِرَ اللّهُ وَجِلَتْ قُلُوبُهُمْ وَإِذَا تُلِيَتْ عَلَيْهِمْ آيَاتُهُ زَادَتْهُمْ إِيمَاناً وَعَلَى رَبِّهِمْ يَتَوَكَّلُونَ .2

الَّذِينَ يُقِيمُونَ الصَّلاَةَ وَمِمَّا رَزَقْنَاهُمْ يُنفِقُونَ .3

أُوْلَـئِكَ هُمُ الْمُؤْمِنُونَ حَقّاً لَّهُمْ دَرَجَاتٌ عِندَ رَبِّهِمْ وَمَغْفِرَةٌ وَرِزْقٌ كَرِيمٌ .4

كَمَا أَخْرَجَكَ رَبُّكَ مِن بَيْتِكَ بِالْحَقِّ وَإِنَّ فَرِيقاً مِّنَ الْمُؤْمِنِينَ لَكَارِهُونَ .5

يُجَادِلُونَكَ فِي الْحَقِّ بَعْدَ مَا تَبَيَّنَ كَأَنَّمَا يُسَاقُونَ إِلَى الْمَوْتِ وَهُمْ يَنظُرُونَ .6

2. Иннамал муАминуунал лазиина изаа зукирал лааху ваджилат кулуубухум ва изаа тулият Аалаихим Aаяатухуу заадат хум иимаананв ва Аалаа Раббихим ятаваккалуун

3. Aллазиина юкиимуунас Салаата ва миммаа разакнаахум юнфикуун

4. УлаааАика хумул муАминууна хаккаа; лахум дараджаатун Аинда Раббихим ва магх фиратунв ва ризкун кариим

5. Каамааа акхраджака Раббука мим баитика билхакк; ва инна фариикам минал муАминиина лакаарихуун

6. Юджаадилуунака фил хакки баАда маа табаияна каАаннамаа ясаакууна илал мавти ва хум янзуруун

2. Верующие — только те, сердца которых страшатся, когда поминают Аллаха. А когда читаются им Его знамения, они увеличивают в них веру, и они полагаются на своего Господа;

3.  которые простаивают молитву и расходуют из того, что Мы им даровали.

4. Они — верующие поистине. Им — степени у их Господа, и прощение, и щедрый удел.

5.  Как вывел тебя твой Господь из твоего дома с истиной, а часть верующих противилась,

6.  препираясь с тобой об истине, после того как она разъяснилась, точно их гонят к смерти, а они смотрят.

1. Али ибн Ибрахим привёл:

«Верующие — только те, сердца которых страшатся, когда поминают Аллаха» — это ниспослано о повелителе верующих (А), Абу Зарре, Салмане и Микдаде.

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 255).

2. Али ибн Ибрахим привёл:

«Как вывел тебя твой Господь из твоего дома с истиной, а часть верующих противилась, препираясь с тобой об истине, после того как она разъяснилась, точно их гонят к смерти, а они смотрят» — караван Курайшитов вышел в Шам, и Посланник Аллаха (С) велел своим сподвижникам выйти и взять его. И он сказал, что Аллах обещал ему одно из двух: или караван, или Курайшитов, если он победит.

Он вышел с триста тринадцатью людьми, и когда он приблизился к Бадру, Абу Суфьян был в том караване. Когда до него достигла весть, что Посланник Аллаха (С) приближается, он впал в сильный страх и отправился в Шам. Когда он достиг Бухры (местности недалеко от Медины), нанял Замзама Хузаи за десять динаров, дал ему молодого верблюда и сказал ему: «Отправляйся к Курайшитам и сообщи им о том, что Мухаммад вышел вместе со своими товарищами из Йасриба, желая вашего каравана. Помогите же своему каравану!» Он велел ему гнать верблюда так быстро, как сможет, и сообщить им об этом. И Замзам устремился в Мекку.

Атика, дочь Абдуль-Мутталиба[1], за три дня до прибытия Замзама видела во сне, что всадник вошёл в Мекку, крича: «О род Галиба! О род Галиба! Спешите к местам своего убийства на третий день!» Затем он устремился к горе Абу Кубейс и бросил с неё камень, и тот не оставил ни одного дома Курайшитов, не сломав его, и вся долина Мекки наполнилась кровью. Она сообщила об этом сне Аббасу, а Аббас рассказал Утбе ибн Рабиа. Утба сказал: «Это – беда, которая случится с Курайшитами».

Это видение распространилось среди Курайшитов и достигло Абу Джахля. Он сказал: «Атика не видела этого. Разве она стала вторым пророком среди потомков Абдуль-Мутталиба? Клянусь Ал-Лат и Уззой, мы подождём три дня, и если то, что она видела, окажется правдой, то оставим это, но если это не исполнится, то мы напишем между собой письмо, что нет более лживых людей среди арабов, чем Бану Хашим[2] — как мужчин среди них, так и женщин».

Когда прошёл первый день, Абу Джахль сказал: «Первый день прошёл». Когда прошёл второй день, он сказал: «Второй день прошёл». На третий же день прибыл Замзам, крича: «О род Галиб! О род Галиба! Поспешите! Поспешите! Спасайте караван! Спасайте караван! Мухаммад и его товарищи из Йасриба вышли, чтобы захватить его!»

Тогда люди Мекки стали готовиться к выходу. Сухейл ибн Амру, Сафван ибн Умейя, Абу Бахтари ибн Хишам, Мунаббих и Набих, сыновья Хаджжаджа, и Науфель ибн Хувейлид собрались и сказали: «О, собрание Курайша! Клянёмся, вас не постигало бедствие больше этого! Мухаммад и его товарищи из Йасриба вышли, чтобы захватить караван с вашим имуществом! Нет такого курайшита, мужчины или женщины, чтобы там не было его денег! Каково же унижение, что Мухаммад нападает на ваше имущество и не даёт вам вести вашу торговлю!»

Сафван ибн Умейя заплатил пятьсот динаров и снарядился на них; Сухейл ибн Амру заплатил столько же, и не осталось никого из знатных людей Курайша, чтобы они не пожертвовали своё имущество. Они снарядились и вышли в гневе, не владея собой, как сказал Аллах: «Вышли из своих жилищ с гордостью и лицемерием пред людьми» (8: 47). И с ними вышли Аббас ибн Абдуль-Мутталиб, Науфель ибн Харис, Акыль ибн Аби Талиб. С ними вышли певицы, которые пили вино и били в бубны.

Посланник Аллаха (С) вышел триста тринадцатью людьми, и когда он был близко к Бадру, на расстоянии ночи, он отправил Ади ибн Аби Загба и Басбаса ибн Амру, чтобы они следили за караваном. Они сообщили ему, что Абу Суфьян пошёл вперёд от каравана, чтобы достигнуть воды Бадра. Там был человек из племени Джухейна, которого звали Маджди Джухани. Он спросил у него: «Маджди, знаешь ли ты о приближении Мухаммада и его сподвижников?» Тот сказал: «Нет». Абу Суфьян сказал: «Клянусь Ал-Лат и Уззой, если ты скрываешь от нас вести о Мухаммаде, то Курайшиты будут враждовать с тобой до конца дней! Ибо нет такого из Курайшитов, денег которого не было бы в этом караване». Тот сказал: «Клянусь Аллахом, нет у меня никаких вестей о Мухаммаде и его сподвижниках! Разве что я видел здесь двух всадников, которые останавливались у воды, а потом ушли. Я не знаю, кто они».

Абу Суфьян подошёл к месту, где были привязаны их верблюды, и запустил руку в их помёт. Оттуда он извлёк косточки и сказал: «Это от растений Йасриба! Клянусь Аллахом, это были шпионы Мухаммада!» Тогда он вернулся, торопясь, и велел каравану взять сторону берега моря. Они оставили свою дорогу и удалились в спешке.

Джабраил спустился и сообщил Посланнику Аллаха (С), что караван сменил свою дорогу и что Курайшиты вышли, дабы защитить караван. Он велел ему сражаться и обещал победу. Это было при Сафра (область между Бадром и Мединой).

Посланник Аллаха (С) желал испытать ансаров, потому что они обещали помогать ему в своём городе. И он сообщил им, что караван убежал, что Курайшиты вышли на войну с ними и что Аллах велел им сражаться с ними. Сподвижники Посланника Аллаха (С) впали в печаль из-за этого и устрашились сильным страхом. Посланник Аллаха (С) сказал: «Каков ваш совет?» Абу Бакр сказал: «О Посланник Аллаха! Это – Курайшиты и их богатыри! Они не уверовали с тех пор, как стали неверующими, и не стали униженными с тех пор, как возвысились, и они не вышли в доспехах войны». Посланник Аллаха (С) сказал: «Садись». Тогда встал Умар и сказал подобное тому, что сказал Абу Бакр.

Затем встал Микдад, да помилует его Аллах, и сказал: «О Посланник Аллаха! Это – Курайшиты и их богатыри, однако мы уверовали в тебя и засвидетельствовали, что то, с чем ты пришёл – истина от Аллаха. Клянусь Аллахом, если бы ты велел нам идти с тобой через колючие заросли, мы сделали бы это! Мы не скажем тебе, как сказали Бану Исраиль Мусе (А): “Ступай же ты и твой Господь и сражайтесь вдвоем, а мы здесь будем сидетьˮ (5: 24). Но мы говорим: Ступай ты и твой Господь и сражайтесь, а мы будем сражаться вместе с вами!»

Посланник Аллаха (С) сказал: «Да наградит тебя Аллах благом», — и он сел. Затем встал Саад ибн Муаз и сказал: «Да будут твоей жертвой мои мать и отец, о Посланник Аллаха! Как будто ты призываешь нас в бой?» Он сказал: «Да». Муаз сказал: «И как будто ты вышел по повелению, которое тебе велено исполнить?» Он сказал: «Да». Муаз сказал: «Да будут твоей жертвой мои мать и отец, о Посланник Аллаха! Мы уверовали в тебя и засвидетельствовали, что то, с чем ты пришёл – истина от Аллаха. Вели же нам то, что желаешь, и возьми от нашего имущества столько, сколько желаешь, ибо то, что ты возьмёшь у нас, лучше для нас, чем то, что ты оставишь! Клянусь Аллахом, если бы ты велел нам переплыть это море, мы переплыли бы его вместе с тобой!»

Посланник Аллаха (С) поблагодарил его и сказал: «Как будто я вижу место, где будет убит такой-то и такой-то, и место убийства Абу Джахля, Утбы ибн Рабиа, Шейбы ибн Рабиа, Мунаббиха и Набиха. Аллах обещал мне или Курайшитов, или караван, а Он не нарушает обещания!»

И тогда спустился Джабраил с этими аятами: «Как вывел тебя твой Господь из твоего дома с истиной, а часть верующих противилась, препираясь с тобой об истине, после того как она разъяснилась, точно их гонят к смерти, а они смотрят. И вот, обещал вам Аллах один из двух отрядов, что он будет вам; вы желали бы, чтобы не имеющий вооружения достался вам. А Аллах желает утвердить истину Своими словами и отсечь неверных до последнего, чтобы утвердить истину и изничтожить ложь, хотя бы и ненавистно было это грешникам» (8: 5-8).

Тогда Посланник Аллаха (С) велел им двигаться, так что к вечеру они достигли колодцев Бадра, со стороны берега Шама. И приблизились Курайшиты и встали со стороны берега Йемена. Они отправили своих рабов набрать воды, и сподвижники Посланника Аллаха (С) захватили их. Они спросили у них: «Кто вы?» Те сказали: «Мы – рабы Курайшитов». Они спросили: «Где караван?» Те сказали: «Мы не знаем». Тогда они стали бить их. Посланник Аллаха (С) в это время читал намаз. Когда он закончил намаз, сказал: «Если они говорят вам правду, вы бьёте их, а если бы солгали, вы оставили бы их?! Оставьте их мне». Когда их привели к нему, он сказал: «Кто вы?» Они сказали: «О Мухаммад! Мы – рабы Курайшитов». Он сказал: «Сколько их?» Они сказали: «У нас нет знания об их числе». Он сказал: «Сколько верблюдов они убивают каждый день?» Они сказали: «Девять или десять». Он сказал: «Их девятьсот или тысяча человек». Затем сказал: «Кто с ними из Бану Хашим?» Они сказали: «Аббас ибн Абдуль-Мутталиб, Науфель ибн Харис и Акыль ибн Абу Талиб». Затем Посланник Аллаха (С) велел арестовать их.

Когда до сподвижников Посланника Аллаха (С) достигли вести о многочисленности Курайшитов, они сильно испугались. Они стали плакать и взывать о помощи. И Аллах ниспослал: «И вот, взывали вы за помощью к вашему Господу, и Он ответил вам: “Я поддержу вас тысячью ангелов, следующих друг за другом!ˮ Сделал это Аллах только радостной вестью, и чтобы успокоились от этого ваши сердца. Ведь помощь — только от Аллаха; поистине, Аллах — Великий, Мудрый!» (8: 9-10).

Когда наступила ночь, Аллах ниспослал на сподвижников Посланника Аллаха (С) дремоту, так что они заснули. И Аллах ниспослал для них с небес воду. Посланник Аллаха (С) остановился на месте, где ноги не стояли твёрдо. И Аллах ниспослал на них с небес и укрепил землю, так что ноги стали стоять на ней твёрдо. И таково слово Аллаха: «Вот Он покрыл вас дремотой в знак безопасности от Него и низвел вам с неба воду, чтобы очистить вас ею и удалить от вас мерзость сатаны» — и это – то, что у некоторых сподвижников Посланника Аллаха (С) случились поллюции – «и чтобы укрепить ваши сердца и утвердить этим ваши стопы» (8: 11).

На Курайшитов дождь пошёл ливнем, а на сподвижников Посланника Аллаха (С) – мелкими каплями, чтобы им можно было укрепить землю. Тогда Курайшиты сильно испугались. Они сменяли друг друга на страже ночью, боясь внезапного нападения.

Посланник Аллаха (С) отправил Аммара ибн Йасира и Абдуллаха ибн Масуда, чтобы они пошли к врагам и принесли вести. Они ходили вокруг их войска и не видели никого, кроме испуганного и страшащегося. И они слышали, как Мунаббих ибн Хаджжадж говорил:

«Голод не даёт нам уснуть:

Мы должны убить или быть убитыми».

Посланник Аллаха (С) сказал: «Клянусь Аллахом, они сытые, однако он сказал так от страха». Аллах внушил ужас их сердцам, как сказал Он: «Я брошу в сердца тех, которые не веровали, страх» (8: 12).

Когда наступило утро, Посланник Аллаха (С) построил своих сподвижников. В его стане было всего лишь два коня: у Зубейра ибн Аввама и у Микдада. Также у него было семьдесят верблюдов, на которых они садились по очереди. Посланник Аллаха (С), Али ибн Аби Талиб (А) и Марсад ибн Аби Марсад Ганави имели верблюда, на которого садились по очереди. Тогда как в войске Курайшитов было четыреста лошадей. Построив своих сподвижников перед собой, Посланник Аллаха (С) сказал: «Опустите ваши взоры и не вступайте с ними в схватку, пока они не вступят в схватку с вами. И пусть никто из вас не разговаривает».

Когда Курайшиты взглянули на малое число сподвижников Посланника Аллаха (С), Абу Джахль сказал: «Их не больше, чем придётся нам на один зуб! Если мы отправим наших рабов сразиться с ними, то они приведут их к нам!»

Утба ибн Рабиа сказал: «Может быть, у них есть кто-то в засаде?» Тогда они отправили Умейра ибн Вахаба Джамхи, который считался храбрым всадником, и он объехал на своём коне вокруг стана Посланника Аллаха (С). Вернувшись к Курайшитам, он сказал: «У них нет никакой помощи и нет никакого в засаде. Но я увидел верблюдиц Йасриба, несущих смерть. Разве вы не видите их молчание и как они ничего не говорят? Это люди, не имеющие ни укреплений, ни укрытий, кроме мечей. Я не думаю, что кто-нибудь из них отвернётся, пока не будет убит, а он не будет убит, пока не убьёт такое же число из ваших людей. Подумайте же о вашем решении!»

Тогда Абу Джахль сказал: «Ты солгал и проявил свою трусость! Ты испугался, увидев мечи Йасриба!»

Сподвижники Посланника Аллаха (С) устрашились, увидев множественность Курайшитов и их силу. И Аллах ниспослал: «А если они склонятся к миру, то склонись и ты к нему и полагайся на Аллаха» (8: 61). Аллах знали, что те не заключат мир, однако Он желал этим успокоить сердца сподвижников Пророка (С).

Тогда Посланник Аллаха (С) отправил им следующее послание: «О собрание Курайшитов! Я не хотел начинать войну с вами: оставьте же меня с арабами! Если я окажусь правдивым, то вам будет почёт от этого, а если я окажусь лжецом, то арабы исполнят то, что вы намеревались относительно меня. Вернитесь же!»

Утба сказал: «Клянусь, не преуспеют люди, отвергнувшие это! О собрание Курайшитов! Послушайте меня сегодня! Мухаммад – ваш родственник и сын ваших дядь. Вернитесь же!»

Когда Абу Джахль услышал это, сказал: «Утба – самый длинный среди Курайшитов по своему языку и самый красноречивый в словах. Если Курайшиты послушают его слов, то он станет господином Курайша навсегда». А затем сказал: «О Утба! Ты взглянул на мечи рода Абдуль-Мутталиба и испугался! Ты велишь людям вернуться, тогда как мы уже увидели нашу победу своими глазами!» Утба сказал: «Мне ты говоришь это? Сейчас люди узнают, кто из нас испугался!» И он слез со своего верблюда, а Абу Джахль слез со своего коня, но люди разняли их.

Утба взглянул на своего брату Шейбу и сына Валида и сказал: «Встань, о сын мой!» Он одел доспехи, но его голова была настолько большой, что к ней не подходил ни один шлем, и тогда он обмотал её двумя чалмами. Он выхватил меч из ножен, вышел вперед вместе со своим братом и сыном и стал кричать: «О Мухаммад! Пусть к нам на битву выйдут трое из числа Курайшитов!»

Против них вышли трое юношей из числа ансаров – Ауз, Муайиз и Ауф из Бану Афра. Утба сказал: «Каково ваше происхождение? Мы хотим знать вас». Они сказали: «Мы – из Бану Афра, помощники Аллаха и помощники Его Посланника». Он сказал: «Не вы нам нужны! Пусть против нас выйдут мужчины из числа Курайшитов!»

Тогда Пророк (С) велел выйти Али (А), своему дяде Хамзе и Убейде ибн Харису ибн Мутталибу. Он сказал им: «Потребуйте свои права, которые дал вам Аллах! Вот Курайшиты пришли со своими богатырями и воинами, желая погасить свет Аллаха, однако Аллах отверг всё, кроме распространения Своего света!»

Затем он сказал: «О Убейда! Займись Утбой». Хамзе он сказал: «Займись Шейбой», а Али (А) сказал: «Займись Валидом ибн Утбой». И они вышли на поединок. Утба спросил: «Кто вы? Представьте себя». Убейда сказал: «Я – Убейда ибн Харис ибн Мутталиб». Утба сказал: «Ты достойный противник. Кто эти двое?» Он сказал: «Хамза ибн Абдуль-Мутталиб и Али ибн Аби Талиб». Он сказал: «Достойные противники. Пусть Аллах проклянёт того, кто заставил нас сражаться с вами!»

Шейба сказал Хамзе: «Кто ты?» Он сказал: «Я – Хамза ибн Абдуль-Мутталиб, лев Аллаха и лев Его Посланника». Шейба сказал: «А я – лев союзников. Посмотрим же, каков ты в деле, о лев Аллаха!»

Убейда стал сражаться с Утбой и ударил его по голове, так что ранил его в голову. Утбе же удалось ранить его в ногу, так что упали они оба.

Хамаза стал сражаться с Шейбой, и они бились мечами, покуда те не поломались, и каждый принимал на себя удары другого своей кольчугой.

Повелитель верующих (А) стал сражаться с Валидом ибн Утбой и ударил его по плечу, так что меч вышел со стороны подмышки. Тот взял свою отрубленную руку в другую руку и ударил ею по голове Али (А). В это время Хамза и Шейба стали бороться. Мусульмане закричали: «О Али! Разве ты не видишь, как эта собака заставил твоего дядю тяжело дышать!» Али (А) побежал на него и сказал: «О дядя! Убери свою голову!» — а Хамза был выше Шейбы. Он прижал свою голову к груди, и Али (А) ударил мечом по голове Шейбы и рассёк её надвое. Затем он подбежал к Утбе и покончил также с ним.

Затем Али (А) и Хамза взяли Убейду и отнесли его к Посланнику Аллаха (С). Когда Посланник Аллаха (С) увидел его, прослезился. Он сказал: «О Посланник Аллаха! Разве я не шахид?» Он сказал: «Да, ты – первый шахид из моего Ахль уль-Бейт»[3].

Убейда сказал: «Если бы твой дядя был жив, то он знал бы, что я – самый близкий к тому, о чем он говорил». Посланник Аллаха (С) сказал: «Какого дядю ты имеешь в виду?» Он сказал: «Абу Талиба, который сказал:

“Солгали вы, клянусь Домом Аллаха, не проиграет Мухаммад,

Покуда мы сражаемся за него.

И мы не выдадим его никогда,

Покуда все не умрём рядом с нимˮ».

Посланник Аллаха (С) сказал: «Разве ты не видишь его сына (то есть Али, мир ему), который подобен льву перед Аллахом и Его Посланником? Другой же его сын усердствует ради Аллаха в земле Эфиопии (то есть Джафар)».

Убейда сказал: «О Посланник Аллаха! Разгневался ли ты, что я так сказал?» Он сказал: «Я не разгневался. Но ты упомянул моего дядю, и меня объяла грусть по нему».

Абу Джахль сказал Курайшитам: «Не торопитесь, как поспешили сыновья Рабиа, пытаясь опередить вас! Схватите же Курайшитов из их числа, чтобы ввести их в Мекку и показать им их заблуждение, в которое они впали!»

Некоторые из молодых Курайшитов приняли Ислам в Мекке, но их отцы задержали их там, так что они вышли вместе с Курайшитами к Бадру, находясь в сомнении и лицемерии. Из их числа – Кейс ибн Валид ибн Мугира, Абу Кейс ибн Альфаки, Харис ибн Рабиа, Али ибн Умейя ибн Хальф и Ас ибн Мунаббих. Когда они взглянули на малость сподвижников Посланника Аллаха (С), сказали: «Несчастные они! Их обманула их религия, и сейчас они будут убиты!» И Аллах ниспослал: «Вот говорят лицемеры и те, в сердцах которых болезнь: “Обманула этих их религияˮ. А кто полагается на Аллаха, то, поистине, Аллах — Великий, Мудрый» (8: 49).

И пришёл Иблис в облике Сурака ибн Малика и сказал: «Я – ваш сосед: дайте мне ваше знамя!» Они дали ему знамя, и он пошёл с ним впереди, вдохновляя многобожников на битву, и пришли другие шайтаны, чтобы испугать сподвижников Посланника Аллаха (С). И так Курайшиты устремились на них во главе с Иблисом, несущим знамя. Посланник Аллаха (С) взглянул на них и сказал: «Опустите свои взоры, стисните свои зубы и не вынимайте своих мечей, пока вам не будет разрешено!»

Затем он поднял свои руки к небу и сказал: «О Господь наш! Если эта группа будет уничтожена, то никто не будет поклоняться Тебе. И если Ты пожелаешь, чтобы Тебе не поклонялись, Тебе не будут поклоняться!» Затем он на мгновение потерял сознание, а когда пришёл в себе, пот потёк с его лица, и он сказал: «Вот Джабраил пришёл ко мне с тысячью ангелов, стоящих рядами». И они взглянули и увидели чёрное облако, в котором сверкали молнии. Оно отбросило тень на отряд Посланника Аллаха (С), и раздался голос: «Приди Хейзум! Приди Хейзум!» Тогда услышали грохот оружия, раздающийся в воздухе. Иблис увидел Джабраила и отступил, бросив знамя.

Мунаббах ибн Хаджжадж схватил его за одежду и сказал: «Горе тебе, о Сурака ибн Малик! Куда же ты бежишь, расстраивая наши ряды?» Иблис ударил его в грудь и сказал: «Пошёл прочь! Я вижу то, что вы не видите!»

И Аллах сказал: «Вот сатана разукрасил им их деяния и сказал: “Нет победителя над вами сегодня среди людей, а я — сосед ваш”. Когда же показались оба отряда, он отступил вспять и сказал: “Я не причастен к вам; я вижу то, что вы не видите. Я боюсь Аллаха, а Аллах силён в наказании!”» (8: 48). А также он сказал: «Если бы ты видел, как завершают жизнь тех, которые не веровали, и ангелы бьют их по лицу и по спинам: “Вкусите наказание огня!ˮ» (8: 50).

Джабраил напал на Иблиса и устремился за ним, так что он бросился в море, говоря: «О Господь мой! Исполни для меня то, что обещал мне, оставив меня в живых до дня определённого срока!»

И Аллах ниспослал: «Вот внушил Господь твой ангелам: “Я — с вами, укрепите тех, которые уверовали! Я брошу в сердца тех, которые не веровали, страх; бейте же их по шеям, бейте их по всем пальцам!ˮ» (8: 12). Ибо Курайшиты пришли со всем своим высокомерием и надменностью, желая погасить свет Аллаха, но Аллах отверг всё, кроме распространения Своего света. И Абу Джахль вышел между двух рядов и сказал: «О Аллах, Мухаммад разорвал родственные связи и пришёл к нам с тем, что мы не знаем: уничтожь же его!». И Аллах ниспослал: «Если вы просили победы, то победа пришла к вам. Если вы удержитесь, то это — лучше для вас, а если вы вернетесь, то и Мы вернемся. Но ни от чего не избавит вас ваше сборище, если оно и многочисленно, ибо Аллах с верующими» (8: 19).

Затем Посланник Аллаха (С) взял в ладонь горсть песка и мелких камней и бросил в сторону Курайшитов, сказав: «Обезобразились лица!» Тогда Аллах отправил ветер, который бил в их лица. И они обратились в бегство. Посланник Аллаха (С) сказал: «О Аллах, да не убежит Фараон этой уммы – Абу Джахль ибн Хишам!» И было убито из них семьдесят человек и взято в плен семьдесят. Амру ибн Джамух встретился с Абу Джахлем и ударил его по бедру, а Абу Джахль ударил его по руке и отрубил её, так что она повисла на своей коже. Амру наступил на отрубленную руку ногой, чтобы кожа оторвалась.

Абдуллах ибн Масуд сказал: «Я настиг Абу Джахля, когда он истекал своей кровью. Я сказал: “Хвала Аллаху, Который опозорил тебя!ˮ Абу Джахль поднял голову и сказал: “Он опозорил раба, сына рабыни! У кого будет победа?ˮ Я сказал: “У Аллаха и Его Посланника! Я – тот, кто убьёт тебяˮ. Тогда я положил свою ногу ему на шею. Он сказал: “О пасущий овец! Ты поставил себя на высокое место! Нет ничего тяжелее в этот день, чем моё убийство! Пусть лучше меня убьёт человек из числа благородных или союзников!ˮ Тогда я убил его, отрезал его голову и пришёл с нею к Посланнику Аллаха (С), сказав: “О Посланник Аллаха! Радостная весть: это голова Абу Джахля!ˮ Тогда он совершил земной поклон благодарности Аллаху».

Убитых при Бадре было семьдесят человек, и пленных семьдесят. Из их числа повелитель верующих Али (А) убил двадцать семь человек и не взял в плен никого. Они собрали пленных и связали их верёвками. Из сподвижников Посланника Аллаха (С) были убиты девять человек, и в их числе – Саад ибн Хейсама, который был из числа избранных сподвижников.

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 255).


[1] Абдуль-Мутталиб – дед Посланника Аллаха (С).

[2] Род Посланника Аллаха (С).

[3] Имеется в виду Ахль уль-Бейт в широком смысле этого слова, как совокупность всех родственников Пророка (С) и всё его семейство, а не только Непорочные Имамы (А). В узком же смысле этого слова, подразумеваемым кораническим аятом об «очищении», Ахль уль-Бейт – это только Четырнадцать Непорочных (А). Убейда был из Ахль уль-Бейт, то есть семейства Пророка (С) в широком смысле, поскольку он был внуком Мутталиба.

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.