Аяты 97-98

قُلْ مَن كَانَ عَدُوّاً لِّجِبْرِيلَ فَإِنَّهُ نَزَّلَهُ عَلَى قَلْبِكَ بِإِذْنِ اللّهِ مُصَدِّقاً لِّمَا بَيْنَ يَدَيْهِ وَهُدًى وَبُشْرَى لِلْمُؤْمِنِينَ .97

مَن كَانَ عَدُوّاً لِّلّهِ وَمَلآئِكَتِهِ وَرُسُلِهِ وَجِبْرِيلَ وَمِيكَالَ فَإِنَّ اللّهَ عَدُوٌّ لِّلْكَافِرِينَ .98

97. Скажи: «Кто был врагом Джабраилу» — ведь он низвел его на твое сердце с соизволения Аллаха для подтверждения истинности того, что было ниспослано до него, как прямой путь и радостная весть верующим — 

98. «кто был врагом Аллаха, и Его ангелов, и Его посланников, и Джабраила, и Микаила — то ведь и Аллах — враг неверных!»

 

1. Имам Аскари (А) передал, что Имам Хасан (А) сказал:

Аллах порицает иудеев за их ненависть к Джабраилу (А), который выполнял то, что Аллах предопределял относительно них и что было ненавистно им. И Он порицает их и порицает насибитов за их ненависть к Джабраилу, Микаилу и ангелам Аллаха, которые низводили повеления относительно утверждения Али ибн Аби Талиба (А) над неверными, так что он унизил их своим мечом сокрушающим.

И Аллах сказал: скажи, о Мухаммад, «кто был врагом Джабраилу» — из числа иудеев из-за того, что он отвратил убийство Навухудоносора Даниялом без греха, который он совершил бы, пока писание Аллаха не сообщило иудеям о его сроке, и исполнилось над ними то, что было в Его предшествующем знании, — и врагов Джабраила из числа прочих неверующих и насибитов, врагов Мухаммада и Али, ибо Аллах отправил Джабраила в поддержку Али и в помощь ему над его врагами — «ведь он» — то есть Джабраил — «низвел его» — то есть Коран — «на твое сердце» — о Мухаммад — «с соизволения Аллаха» — по повелению Аллаха. И это подобно Его словам: «Снизошел с ним дух верный на твое сердце, чтобы быть тебе из числа увещающих, на языке арабском, ясном» (26: 193-195). И Он сказал: «для подтверждения истинности того, что было ниспослано до него» — из Торы, Инджиля, Псалмов, свитков Ибрахима, книг Шейса и других пророков.

Посланник Аллаха (С) сказал: «Этот Коран — ясный свет, твёрдая вервь, непоколебимая рукоять, высшие степени, лучшее исцеление, величайшее достоинство, высшее счастье. Кто прибегнет к его свету — того озарит Аллах, кто привяжет к нему свои дела — того защитит Аллах, кто ухватит за него — того спасёт Аллах, кто не будет разделять между его повелениями — того возвысит Аллах, кто обратится к нему за исцелением — того исцелит Аллах, кто предпочтёт его над всем другим — того Аллах поведет прямым путём, а кто станет искать руководства помимо него — того Аллах собьёт с пути, кто сделает его своим знаменем и одеянием — того осчастливит Аллах, кто сделает его своим предводителем и прибежищем — тому Аллах дарует прибежище в райских садах и благой жизни».

А потому Аллах сказал: «как прямой путь» — то есть этот Коран — прямой путь — «и радостная весть верующим» — то есть радостная весть для них в будущем мире. И это — потому, что в Судный День Коран придёт с бледным человеком и скажет своему Господу: «О мой Господь! Я наполнял собой его дни и ночи и укреплял его в Твоей милости, и он надеялся на Твоё прощение. Поступи же с нами так, как мы думали о Тебе!». И скажет Аллах Великий: «Дайте ему царство в правую руку и вечность в левую, соедините его с его супругами из числа гурий и облеките его родителей в одежду, которой не стоит весь ближний мир!»

И взглянут на них все творения и позавидуют им, и поразятся они тому, что даровал им их Господь, и скажут: «О Господь наш! Всё это — нам, хотя этого не достигли наши деяния?!». И скажет Аллах: «И вместе с этим — корона величия, подобной которой не видели взирающие и о которой не слышали слышащие и не думали думающие. Это — за то, что вы обучили своего ребёнка Корану, религии Ислама, любви к Мухаммаду и Али и пониманию их знаний. Ибо ничьи деяния не будут приняты иначе как через их вилаят (руководство) и отречение от их врагов. Это — радостная весть: возрадуйтесь же ей!»

И таково слово Аллаха: «и радостная весть верующим» — шиитам Мухаммада (С) и Али (А) и тем, кто последовал за ними из их потомков.

А затем Аллах сказал: «Кто был врагом Аллаха» — из-за того, чем Он наделил Мухаммада (С), Али (А) и их пречистое семейство. Их невежество достигло такой степени, что они сказали: «Мы ненавидим Аллаха, Который наделил Мухаммада и Али». «И Джабраила» — врагами Джабраила, потому что Аллах сделал его помощником Мухаммада (С) и Али (А) над врагами Аллаха, как и помощником всех пророков и посланников — «и Его ангелов» — врагами ангелов Аллаха, отправленных для помощи религии Аллаха и поддержки друзей Аллаха, и таково слово некоторых упорных насибитов: «Мы отрекаемся от Джабраила, который помогал Али» — «и Его посланников» — врагами посланников Аллаха Мусы (А) и Исы (А) и других пророков, которые призывали к пророчеству Мухаммада (А) и имамату Али (А), и таково слово насибитов: «Мы отрекаемся от тех пророков, которые призывали к имамату Али» — «и Джабраила, и Микаила» — врагами Джабраила и Микаила, и это — как слова некоторых насибитов, когда они услышали, как Пророк (С) сказал об Али (А): «Джабраил — слева от него, Микаил — справа от него, Исрафил — сзади него и ангел смерти — впереди него, и Аллах Великий над Троном взирает на него с довольством и милостью». И вот, когда насибиты услышали это, сказали: «Мы отрекаемся от Аллаха, Джабраила, Микаила и ангелов, если они вместе с Али так, как сказал Мухаммад!». И вот, Аллах сказал: кто является врагом им из-за своей ненависти к Али ибн Аби Талибу (А), «то ведь и Аллах — враг неверных» — то есть совершит с ними то, что враг совершает с врагом из мщения и наказания им.

Поводом для ниспослания этих двух аятов было злословие иудеев об Аллахе, Джабраиле, Микаиле и других ангелах Аллаха и ещё худшее злословие насибитов об Аллахе, Джабраиле, Микаиле и других ангелах Аллаха. Что же касается насибитов, то Посланник Аллаха (С) постоянно говорил о достоинствах Али (А) и его благородстве, которым наделил его Аллах, повторяя: «Об этом сообщил мне Джабраил от Аллаха». И он говорил: «Джабраил — справа от него (от Али), Микаил — слева от него, и Джабраил гордится перед Микаилом, что он — справа от него, ибо правая сторона лучше, чем левая. И они оба гордятся перед Исрафилом, который находится сзади него для услужения ему, и перед ангелом смерти, который находится спереди от него для услужения ему, потому что правая и левая сторона лучше». И он говорил: «Положение ангела у Аллаха тем выше, чем больше его любовь к Али, и ангелы клянутся, когда говорят между собою, так: “Клянусь Тем, Кто превознёс Али над всем творением после Мухаммада Мустафы!ˮ». И говорил он: «Поистине, ангелы небес и завес тоскуют по виду Али ибн Аби Талиба, как любящая мать тоскует по своему любимому ребёнку, который остался у неё единственным после того как она похоронила десять своих детей».

И тогда эти насибиты сказали: «До каких пор Мухаммад будет говорить: “Джабраилˮ, “Микаилˮ и “ангелыˮ?! Этим самым он хочет лишь восхвалить Али и сделать его великим! Разве Аллах будет говорить только об Али, помимо остальных творений?! Мы отрекаемся от такого Господа, Джабраила, Микаила и от таких ангелов, которые превозносят Али после Мухаммада! Мы отрекаемся от таких посланников, которые превозносят его!»

Что же касается иудеев, то когда Посланник Аллаха (С) переселился в Медину, они пришли к нему с Абдуллахом ибн Суриа[1], и он сказал: «О Мухаммад! Как ты спишь? До нас дошли сообщения о сне Пророка, который придёт в последние времена». Он сказал: «Спят его глаза, но бодрствует его сердце». Тот сказал: «Ты прав, о Мухаммад. Скажи мне, ребёнок бывает от отца или от матери?». Он сказал: «Кости, нервы и вены — от отца, мясо, кровь и волосы — от матери». Тот сказал: «Ты прав, о Мухаммад. Скажи мне о твоём Господе: каков Он?». И тогда была ниспослана сура «Искренность». Тот сказал: «Ты прав, о Мухаммад. Скажи мне, какой ангел приходит к тебе, доводя до тебя вести от Аллаха?». Он сказал: «Джабраил». Тот сказал: «Это — наш враг из числа ангелов, который низводит на нас тяготы, гонения и убийства. Наш посланник — Микаил, который приходит к нам с радостью и благими вестями. Если бы к тебе приходил Микаил, мы уверовали бы в тебя, ибо Микаил усиливает наше царство, а Джабраил уничтожает наше царство, и он — наш враг».

После этого Салман привёл доводы этому иудею и сказал: «Свидетельствую, что кто является врагом Джабраилу — является врагом и Микаилу, и они оба — враги тому, кто враждует с ними, и они дружат с теми, кто дружит с ними». И тогда Аллах ниспослал: «Скажи: “Кто был врагом Джабраилу...ˮ» — из-за его помощи друзьям Аллаха против врагов Аллаха и низведения им вестей о достоинствах Али (А) от Аллаха. «Ведь он низвел его» — низвёл этот Коран от Аллаха — «на твое сердце с соизволения Аллаха» — с Его повеления — «для подтверждения истинности того, что было ниспослано до него» — из других книг Аллаха — «как прямой путь» — выводящий из заблуждения — «и радостная весть верующим» — о пророчестве Мухаммада (С), вилаяте Али (А) и Имамов после него и о том, что те, кто верит в них и придерживается их руководства — друзья Аллаха поистине, если умрут на этом.

А затем Посланник Аллаха (С) сказал: «О Салман! Аллах подтвердил то, что ты сказал, и сделал верным твоё мнение».

(«Тафсир» Имама Аскари, С. 448).

 

[1] Абдуллах ибн Суриа — иудей, равных которому в знании Торы не было в Хиджазе. Приходил к Посланнику Аллаха (С) в Медине и дискутировал с ним.

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.