Аят 117

وَأَوْحَيْنَا إِلَى مُوسَى أَنْ أَلْقِ عَصَاكَ فَإِذَا هِيَ تَلْقَفُ مَا يَأْفِكُونَ .117

117. Ва авхаинааа илаа Муусааа ан алки Аасаака фа изаа хия талкафу маа яАфикуун

117. И внушили Мы Мусе: «Брось свой посох!» И вот, он поглотил то, что они представляли.

1. Айаши привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

Посох Мусы (А) ранее принадлежал Адаму, а потом Шуэйбу. Затем он перешёл к Мусе (А). Он устрашал, поглощал то, что они представляли, и совершал то, что ему было велено. Он разделялся на две части, одна из которых была на земле, а другая достигала потолка: между ними было расстояние в сорок локтей. Он поглощал то, что они представляли, своим языком.

(«Тафсир Айаши», том 2, С. 28).

2. Шейх Муфид привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

Посох Мусы (А) ранее принадлежал Адаму, а потом достался Шуэйбу и перешёл к Мусе (А). Сейчас он находится у нас, и я знаю его. Он до сих пор зелёный, как будто только что сорван с дерева. Он говорит, когда его просят говорить. Этот посох приготовлен для нашего Каима, который будет совершать с ним то же, что совершал Муса (А). Он будет устрашать, поглощать то, что они представляли, и совершать то, что ему велено. Он раскрывался на две части, одна из которых была на земле, а другая достигала потолка: между ними было расстояние в сорок локтей. Он поглощал то, что они представляли, своим языком.

(«Ихтисас», С. 269).

3. Шейх Кулейни привёл, что повелитель верующих Али (А) сказал:

«Надейся на то, на что не надеешься, больше, чем на то, на что надеешься». А затем он сказал: «Колдуны Фараона вышли, чтобы утвердить величие для Фараона, а вернулись верующими».

Аят 127

وَقَالَ الْمَلأُ مِن قَوْمِ فِرْعَونَ أَتَذَرُ مُوسَى وَقَوْمَهُ لِيُفْسِدُواْ فِي الأَرْضِ وَيَذَرَكَ وَآلِهَتَكَ قَالَ سَنُقَتِّلُ أَبْنَاءهُمْ وَنَسْتَحْيِـي نِسَاءهُمْ وَإِنَّا فَوْقَهُمْ قَاهِرُونَ .127

127. Ва каалал мала-у мин кавми ФирАавна атазару Муусаа ва кавмахуу лиюфсидуу фил арди ва язарака ва аалихатак; каала санукаттилу абнааа Аахум ва настахйии нисаааАахум ва иннаа фавкахум каахируун

127. И сказала знать из народа Фараона: «Неужели ты позволишь Мусе и его народу распространять нечестие на земле, а он оставит тебя и твоих богов?» Он сказал: «Мы перебьём сынов их и остановим в живых женщин их. Мы одержим над ними верх!»

1. Али ибн Ибрахим привёл:

Фараон поклонялся идолам, а после этого стал притязать на божественность. И он сказал: «Мы перебьем сынов их и остановим в живых женщин их. Мы одержим над ними верх!»

(«Тафсир» Кумми, том 1, С. 239).

Аят 128

قَالَ مُوسَى لِقَوْمِهِ اسْتَعِينُوا بِاللّهِ وَاصْبِرُواْ إِنَّ الأَرْضَ لِلّهِ يُورِثُهَا مَن يَشَاءُ مِنْ عِبَادِهِ وَالْعَاقِبَةُ لِلْمُتَّقِينَ .128

128. Каала Муусаа ликавмихис таАиинуу биллаахи васбируу иннал арда лиллаахи йюрисухаа маи яшаааАу мин Аибаадихии вал Ааакибату лилмуттакиин

128. Сказал Муса своему народу: «Просите помощи у Аллаха и терпите! Ведь земля принадлежит Аллаху: даёт Он её в наследие, кому пожелает из рабов Своих, и благой исходит принадлежит богобоязненным».

1. Шейх Кулейни привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

Мы нашли в книге Али (А) об аяте: «Ведь земля принадлежит Аллаху: даёт Он её в наследие, кому пожелает из рабов Своих, и благой исходит принадлежит богобоязненным» следующие слова: «Я и мой Ахль уль-Бейт – те, кому дана в наследие земля, и мы – богобоязненные, и вся земля принадлежит нам. Кто оживит землю из числа мусульман и возделает её – должен отдать её плоды Имаму из числа Ахль уль-Бейт, а ему принадлежит то, что он ест от неё. А если он оставит её и сделает её запустевшей, и другой из мусульман возьмёт её после него и возделает её, то ему принадлежит больше прав, чем у того, кто оставил её. Он отдаёт её плоды Имаму из числа Ахль уль-Бейт, а ему принадлежит то, что он ест от неё – пока не выйдет Каим (А) из числа моего Ахль уль-Бейт, который поставит их под свою власть и изгонит их, как это сделал Посланник Аллаха (С) – кроме того, что было в руках наших шиитов, ибо он навсегда оставит это в их руках и оставит в их руках всю землю».

(«Кафи», том 1, С. 336).

2. Он также привёл от Абу Бакра Хазрами:

Когда Имама Бакира (А) отвели в Шам к (халифу) Хишаму ибн Абдуль-малику, и он встал у его дверей, Хишам сказал своим сподвижникам и тем, кто был там из числа Омейядов и других: «Когда увидите, что я порицаю Мухаммада ибн Али (Имама Бакира), а потом молчу, то вы обратитесь к нему и порицайте его!»

Затем он велел, чтобы его ввели к нему. Когда Имам Бакир (А) вошёл, он жестом поприветствовал его и сел. Ненависть Хишама стала ещё больше к нему из-за того, что он не поприветствовал его как халифа и сел без его разрешения. Он стал порицать его и сказал: «О Мухаммад ибн Али! Люди из вашего числа (то есть из числа Ахль уль-Бейт) не перестают разрушать единство мусульман и призывать людей к самим себе. Вы называете себя Имамами из-за глупости и невежества».

И так он порицал и ругал его. Когда же он замолчал, остальные присутствующие стали порицать его один за другим. Когда они замолчали, Имам (А) встал и сказал: «О люди! Куда вы направляетесь? И куда ведут вас? Через нас Аллах наставил на прямой путь первых из вас, и через нас Аллах завершит дела последних из вас. Если у вас есть временная власть сейчас, то у нас есть окончательная власть после[1]. А после нашей власти не будет никакой другой власти, ибо мы – люди исхода и завершения. Аллах говорит: “Исход принадлежит богобоязненнымˮ».

Тогда Хишам велел арестовать его. Будучи в заключении, он говорил с другими арестантами, и не осталось из них никого, кто не склонился бы к нему и не полюбил бы его. Начальник темницы пришёл к Хишаму и сказал ему: «О повелитель верующих! Я боюсь, что люди Шама поднимутся против тебя». И он рассказал ему то, что произошло.

Тогда Хишам в страхе велел вернуть его обратно в Медину. И он велел не показывать их на рынках и не давать им еды и питья. Три дня они не ели и не пили, пока не встали перед дверями Медины, и их закрыли перед ними. Сподвижники Имама (А) мучались от жажды и голода. Имам (А) поднялся на гору и сказал громким голосом: «О люди Медины, угнетающие её обитателей! Я – то, что оставил Аллах, как сказал Он: “То, что оставил Аллах — лучше для вас, если вы верующиеˮ (11: 86)».

Среди них был старик, который сказал им: «О люди! Это – мольба пророка Шуэйба. Клянусь Аллахом, если вы не откроете двери этому человеку, вы будете взяты за ваши ноги и руки! Поверьте мне в этот раз — и можете не верить больше никогда! Я даю вам совет искренне».

Тогда они пустили его. Известия же об этом старике достигли до Хишама, и он велел взять его, и неизвестно, что с ним потом случилось.

(«Кафи», том 1, С. 392).

3. Айаши привёл от Аммара Сабати, что Имам Садык (А) сказал по поводу этого аята «Ведь земля принадлежит Аллаху: даёт Он её в наследие, кому пожелает из рабов Своих»:

То, что принадлежит Аллаху – принадлежит Посланнику (С), а что принадлежит Посланнику (С) – принадлежит Имаму после Посланника (С).

(«Тафсир Айаши», том 2, С. 28).

Замечание 

Отсутствие некоторых аятов означает, что автор тафсира не нашёл хадисов, комментирующих эти аяты, или что толкование подобных аятов уже было в предыдущих частях тафсира «Бурхан».  


[1] То есть при Раджаате.

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.