В «Кафи» передано: «Имам Садык (А) сказал об аяте „Аллах есть свет небес и земли, свет Его точно ниша…“ (сура «Нур», аят 35): „Ниша“ — это святая Фатима, мир ей! „В ней светильник…“. „Светильник“ — это Хасан, „светильник в стекле…“; „стекло“ — это Хусейн…» (т. 1, с. 195).

Итак, «мишкат» («ниша») как подобие света Аллаха в данном аяте — это Фатима (А).

На что указывает такое уподобление? Мы знаем, что нет уподобления одной вещи другой без наличия чего-то общего между ними. Например, «мужчину» уподобляют «льву», потому что между ними есть некое общее основание, а именно — храбрость. Что общего между Фатимой Захрой (А) и светом Аллаха?

Слово «мишкат» в арабском языке означает «нишу», то есть неглубокое отверстие, полость в стене, куда ставили светильник. Это отверстие исполняло две функции: во-первых, защищало свет светильника от внешних воздействий, чтобы он не погас; во-вторых, делало его свечение более ярким, препятствуя рассеянию по комнате.

Основываясь на этом, мы можем сказать: Фатима Захра (А) — это вместилище света Аллаха, и более точно — сосуд света Имамата и его хранитель. Этот свет не может исходить из какого-либо другого источника, помимо этого сосуда, этой ниши. Любой свет в мироздании имеет своё средоточие в сущности Фатимы Захры (А).

И если Фатима (А) не является Имамом, потому что мудрость Аллаха решила так, что женщина не может быть Имамом, то она является чем-то другим — средоточием и истоком света Имамата.

Указанием на это является риваят, который передаёт Арбили в «Кашфу ль-гамма» (т. 2, с. 129) от Мухаммада Ханафии от повелителя верующих Али (А):

دخلت يوما منزلي فإذا رسول الله جالس، والحسن عن يمينه، والحسين عن يساره، وفاطمة بين يديه وهو يقول: أنتما كفتا الميزان، وفاطمة لسانه، ولا تعدل الكفتان إلا باللسان، ولايقوم اللسان إلا على الكفتين، أنتما الإمامان، ولأمكما الشفاعة

«В один из дней я вошёл в свой дом и увидел там сидящим Посланника Аллаха (ДБАР), и Хасан по его правую сторону, Хусейн — по левую, а Фатима — перед ним. И он сказал: „Вы двое (Хасан и Хусейн) — две чаши весов, а Фатима — их язык, и чаши весов не приходят в равновесие, кроме как через язык, а язык не покоится, кроме как на чашах“. Вы — два Имама, а вашей матери принадлежит заступничество (шафаат)».

Этот хадис сравнивает Захру (А) и её детей с весами. Её положение по отношению к её детям — как положение языка, который сохраняет равновесие двух чаш весов. Целью Имамата является руководство людьми по прямому пути, и эта цель не может быть достигнута без языка весов, который выступает хранителем их равновесия. Фатима (А) — хранитель весов, на которых взвешиваются деяния творений.

И окончание хадиса говорит: «Вы — два Имама, а вашей матери принадлежит заступничество (шафаат)». То есть: если ваша мать не является Имамом, то в её руках — заступничество в Судный День, и она есть его исток.

То же самое находит подтверждение в хадисе «Киса», где Фатима (А) в обращении Джабраила сделана осью для всех «людей под накидкой»:

هم فاطمة وأبوها وبعلها وبنوها

«Они — Фатима, её отец, её муж и её дети».

Хадис из «Кафи», указанный выше, не противоречит другому хадису от шестого Имама (А), приведённому в «Таухиде» Садука, о том, что «мишкат» в аяте «Свет» — это сердце Пророка Мухаммада (ДБАР).

Потому что другой известный хадис говорит, что Фатима (А) — плод сердца Пророка (ДБАР):

ان فاطمة بضعة منی و هی نور عینی وثمرة فؤادی

«Воистину, Фатима — часть моего тела, свет моих глаз и плод моего сердца» («Амали» Садука, с. 486).

Также повелитель верующих (А) говорит:

ان الحسن والحسین سبطا هذه الامة وهما من محمد کمکان العینین من الراس واما انا فکمکان الید من البدن واما فاطمة فکمکان القلب من الجسد

«Поистине, Хасан и Хусейн — два внука этой уммы (то есть Мухаммада), и они по отношению к Мухаммаду — как два глаза по отношению к голове. Я же по отношению к нему — как рука по отношению к туловищу. Но Фатима по отношению к нему — как сердце по отношению к телу» («Бихар», т. 39, с. 352; Книга Салима ибн Кейса, с. 830).

Если ниша (мишкат), в которой сосредоточен свет Аллаха, есть сердце Пророка, то Фатима — сердце этого сердца.

Амин Рамин

4 комментария

  1. Али

    يا فاطِمَةَ الزَّهْراَّءُ يا بِنْتَ مُحَمَّدٍ يا قُرَّةَ عَيْنِ الرَّسُولِ يا سَيِّدَتَنا وَمَوْلاتَنا اِنّا تَوَجَّهْنا وَاسْتَشْفَعْنا وَتَوَسَّلْنا بِكِ اِلَى اللّهِ وَقَدَّمْناكِ بَيْنَ يَدَىْ حاجاتِنا يا وَجيهَةً عِنْدَ اللَهِ اِشْفَعى لَنا عِنْدَ اللَهِ

    Ответить
  2. Джавид

    О, Фатима!

    Ты Свет от Света Господа миров!

    Ты плоть от плоти нашего Пророка!

    Ты шафайата сказочный покров!

    Ты вечный довод над людьми от Бога!

    Ты для души Али была бальзам.

    Ты двух Имамов нам дала в награду.

    Ты горьких слёз струящийся Замзам.

    Ты по Мухсину плач и Мухаммаду.

    Ты двух миров всех женщин Госпожа!

    Ты ниша для светильника сосуда!

    От гнева твоего враги дрожат.

    Ты приговор для джибта и тагута!

    Ответить
  3. Олжас

    Фатима — госпожа женщин рая,

    Ей служат все гурьи из рая.

    Она — любимица Мухаммада-аннаби,

    Она — супруга Али — альуаси,

    Пусть она будет примером для всех,

    Пусть, любя ее, никто не совершает грех.

    Она — напоминание о нашем Боге,

    Любим мы Его и его любимцев многих.

    Все пророки подчиняются Фатиме,

    Потому что она — как свет во тьме.

    Любим мы ее и ее потомство,

    И желаем иметь с ней и сними родство.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.