Аят 180

كُتِبَ عَلَيْكُمْ إِذَا حَضَرَ أَحَدَكُمُ الْمَوْتُ إِن تَرَكَ خَيْراً الْوَصِيَّةُ لِلْوَالِدَيْنِ وَالأقْرَبِينَ بِالْمَعْرُوفِ حَقّاً عَلَى الْمُتَّقِينَ .180

180. Предписано вам, когда предстанет к кому-нибудь из вас смерть, если он оставляет добро, завещание для родителей и близких по обычаю, как обязательство для богобоязненных.

 

1. Шейх Садук привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«Завещание для родителей и близких по обычаю, как обязательство для богобоязненных» — это то, что установил Аллах для умирающего.

У него спросили: «Есть ли для этого предел?»

Он сказал: «Самое меньшее — треть от трети».

(«Факих», том 4, С. 175).

 

2. Айаши привёл, что Имам Али (А) сказал:

Тот, кто ничего не завещает при своей смерти для родственников, не обладающих правом наследования, завершит свои дела неподчинением.

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 95).

 

Аяты 181-182

فَمَن بَدَّلَهُ بَعْدَ مَا سَمِعَهُ فَإِنَّمَا إِثْمُهُ عَلَى الَّذِينَ يُبَدِّلُونَهُ إِنَّ اللّهَ سَمِيعٌ عَلِيمٌ .181

فَمَنْ خَافَ مِن مُّوصٍ جَنَفاً أَوْ إِثْماً فَأَصْلَحَ بَيْنَهُمْ فَلاَ إِثْمَ عَلَيْهِ إِنَّ اللّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ .182

181. А кто изменит это после того, как слышал, то грех будет только на тех, которые изменяют это. Поистине, Аллах — Слышащий, Знающий!

182. Кто же опасается от завещателя уклонения или греха и исправит их, то нет греха на нем. Поистине, Аллах — Прощающий, Милосердный!

 

1. Шейх Кулейни передал от Мухаммада ибн Муслима:

Я спросил у Имама Садыка (А) о человеке, который завещал своё имущество на пути Аллаха. Он сказал: «Надо отдать его тем, кому он его завещал, даже если это иудей или христианин. Аллах сказал: “Кто изменит это после того, как слышал, то грех будет только на тех, которые изменяют это. Поистине, Аллах — Слышащий, Знающийˮ».

(«Кафи», том 7, С. 14).

 

2. От Йунуса, что Имам Садык (А) сказал:

«Кто же опасается от завещателя уклонения или греха и исправит их, то нет греха на нем» — если он превысил границы в завещании и завещал больше трети.

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 97).

 

3. Шейх Кулейни привёл от Мухаммада ибн Саука: 

Я спросил у Имама Бакира (А) о словах Аллаха: «А кто изменит это после того, как слышал, то грех будет только на тех, которые изменяют это».

Он сказал: «Этот аят отменён аятом, следующим после него: “Кто же опасается от завещателя уклонения или греха и исправит их, то нет греха на немˮ. Если тот, кто получает наследство, опасается, что в том, что завещано завещателем, есть нечто, чем не доволен Аллах, то нет греха на нём, если он исправит это в соответствии с истиной на пути довольства Аллаха».

(«Кафи», том 7, С. 21).

 

 

Аят 183

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى الَّذِينَ مِن قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ .183

183. О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же как он предписан тем, кто был до вас, — может быть, вы будете богобоязненны!

 

1. Шейх Садук привёл, что Имам Али (А) передал:

Иудей спросил у Посланника Аллаха (С): «Почему твой Господь предписал твоей умме пост днём в течение тридцати дней, а (предшествующим) общинам предписал больше, чем это?» Посланник Аллаха (С) сказал: «Когда Адам съел от дерева, это оставалось в его животе в течение тридцати дней, и Аллах предписал его потомкам голод и жажду в течение тридцати дней. И для Адама тоже было так, и Аллах предписал моей умме пост в течение тридцати дней». А потом он прочитал этот аят: «О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же как он предписан тем, кто был до вас, — может быть, вы будете богобоязненны».

Иудей сказал: «Ты сказал истину, о Мухаммад! Какова же награда того, кто держит этот пост?»

Пророк (С) сказал: «Нет верующего, который постился бы в месяц рамадан ради Аллаха, чтобы Аллах не дал ему семь качеств: запретное уйдёт из его тела (имеются в виду последствия употребления запретной пищи или имущества), он приблизится к милости Аллаха, он даст искупление за ошибку его отца Адама (А), Аллах облегчит для него агонию смерти, он будет в безопасности от голода и жажды в Судный День, он войдёт в Рай и будет избавлен от Огня и Аллах накормит его райскими плодами».

 («Амали» Садука, том 1, С. 161). 

 

2. Он также передал, что Имам Садык (А) сказал:

«Аллах не предписывал пост в месяц рамадан уммам прошлого до нас».

У него спросили: «А как же слова Аллаха: “О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же как он предписан тем, кто был до васˮ?»

Он сказал: «Аллах предписал пост в месяц рамадан пророкам, а не уммам, и наделил им эту умму, и сделал пост в этом месяц обязательным для Посланника Аллаха (С) и для его уммы».

(«Факих», том 2, С. 61).

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.