Аят 88-90

فَمَا لَكُمْ فِي الْمُنَافِقِينَ فِئَتَيْنِ وَاللّهُ أَرْكَسَهُم بِمَا كَسَبُواْ أَتُرِيدُونَ أَن تَهْدُواْ مَنْ أَضَلَّ اللّهُ وَمَن يُضْلِلِ اللّهُ فَلَن تَجِدَ لَهُ سَبِيلاً .88

وَدُّواْ لَوْ تَكْفُرُونَ كَمَا كَفَرُواْ فَتَكُونُونَ سَوَاء فَلاَ تَتَّخِذُواْ مِنْهُمْ أَوْلِيَاء حَتَّىَ يُهَاجِرُواْ فِي سَبِيلِ اللّهِ فَإِن تَوَلَّوْاْ فَخُذُوهُمْ وَاقْتُلُوهُمْ حَيْثُ وَجَدتَّمُوهُمْ وَلاَ تَتَّخِذُواْ مِنْهُمْ وَلِيّاً وَلاَ نَصِيراً .89

إِلاَّ الَّذِينَ يَصِلُونَ إِلَىَ قَوْمٍ بَيْنَكُمْ وَبَيْنَهُم مِّيثَاقٌ أَوْ جَآؤُوكُمْ حَصِرَتْ صُدُورُهُمْ أَن يُقَاتِلُوكُمْ أَوْ يُقَاتِلُواْ قَوْمَهُمْ وَلَوْ شَاء اللّهُ لَسَلَّطَهُمْ عَلَيْكُمْ فَلَقَاتَلُوكُمْ فَإِنِ اعْتَزَلُوكُمْ فَلَمْ يُقَاتِلُوكُمْ وَأَلْقَوْاْ إِلَيْكُمُ السَّلَمَ فَمَا جَعَلَ اللّهُ لَكُمْ عَلَيْهِمْ سَبِيلاً .90

88. Почему же вы в отношении лицемеров — две партии? Аллах низверг их за то, что они приобрели. Не хотите ли вы вывести на прямой путь тех, кого сбил Аллах? Ведь, если кого Аллах сбил, для того не найдешь дороги!

89. Они хотели бы, чтобы вы оказались неверными, как были неверными они, и вы бы оказались одинаковыми. Не берите же из них друзей, пока не выселятся по пути Аллаха! Если же они отвратятся, то схватывайте их и убивайте, где бы ни нашли их. И не берите из них ни друзей, ни помощников,

90. кроме тех, которые связаны с народом, между которым и вами есть союз; или они пришли к вам, а груди их стеснены, чтобы сражаться с вами или сражаться с их народом. А если бы Аллах хотел, Он дал бы им власть над вами, и они бы сражались с вами. А если они отойдут от вас, не сражаясь с вами, и предложат вам мир, то Аллах не даёт вам никакого пути против них.

 

1. Али ибн Ибрахим привёл:

Эти аяты ниспосланы о племенах Ашджа и Бани Замра. Когда Посланник Аллаха (С) вышел в худейбийский поход, он проходил близко от их земель. А прежде он заключил мирный договор с Бани Замра.

Сподвижники сказали ему: «О Посланник Аллаха! Вот Бани Замра близки к нам, и мы опасаемся, что они выйдут против нас, когда мы будем возвращаться в Медину, или присоединятся к Курайшитам. А потому, не начать ли нам прежде войну против них?»

Он сказал: «Никогда! Ибо они больше всех арабов почитают родителей, лучше всех поддерживают родственные связи и чтят договоры».

Племя Ашджа находилось близко от земель Бани Замра, являясь ответвлением Кинана. Между Ащджа и Бани Замра был договор о мире и добрососедстве. Однако земли Ашджа были засушливыми, а земли Бани Замра — плодородными. А потому они двинулись на них.

Когда до Посланника Аллаха (С) достигла весть об этом, он начал готовиться к походу, чтобы защитить Бани Замра, с которыми у него был договор. И Аллах ниспослал: «Они хотели бы, чтобы вы оказались неверными, как были неверными они, и вы бы оказались одинаковыми. Не берите же из них друзей, пока не выселятся по пути Аллаха! Если же они отвратятся, то схватывайте их и убивайте, где бы ни нашли их. И не берите из них ни друзей, ни помощников». А потом Он сделал исключение для Ашджа и сказал: «Кроме тех, которые связаны с народом, между которым и вами есть союз; или они пришли к вам, а груди их стеснены, чтобы сражаться с вами или сражаться с их народом. А если бы Аллах хотел, Он дал бы им власть над вами, и они бы сражались с вами. А если они отойдут от вас, не сражаясь с вами, и предложат вам мир, то Аллах не даёт вам никакого пути против них».

Области, где жили Ашджа, назывались Бейза, Джабаль и Мустабах. Они были близки к Посланнику Аллаха (С) и страшились того, что он пошлёт отряды против них. Посланник Аллаха (С) также опасался того, что его постигнет что-то с их стороны, а потому решил двинуться на них.

Когда он принял такое решение, Ашджа во главе со своим предводителем Масудом ибн Руджейлом в числе семиста человек расположились в расщелине Сальа. Это было в месяце рабиу ль-авваль шестого года хиджры. Посланник Аллаха (С) позвал Усейда ибн Хусайна и сказал ему: «Отправься с некоторыми из числа моих сподвижников и выясни, что они намереваются сделать».

Усейд пришёл к ним с тремя сподвижниками и сказал: «Что заставило вас выйти?» Масуд ибн Руджейл поприветствовал их и сказал: «Мы вышли, чтобы заключить с Мухаммадом договор о мире и дружбе».

Усейд вернулся к Посланнику Аллаха (С) и рассказал ему об этом. Посланник Аллаха (С) сказал: «Они испугались, что я буду воевать с ними, и захотели мира между нами». Затем он послал им десять возов с финиками и сказал: «Нет ничего лучше подарка, когда есть дело». Затем он заключил с ними мир, и они вернулись в свои земли. О них был ниспослан этот аят: «Кроме тех, которые связаны с народом, между которым и вами есть союз; или они пришли к вам, а груди их стеснены, чтобы сражаться с вами или сражаться с их народом. А если бы Аллах хотел, Он дал бы им власть над вами, и они бы сражались с вами. А если они отойдут от вас, не сражаясь с вами, и предложат вам мир, то Аллах не даёт вам никакого пути против них».

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 153).

 

2. Шейх Кулейни привёл от Фазля ибн Аббаса:

Имам Садык (А) сказал об аяте «или они пришли к вам, а груди их стеснены, чтобы сражаться с вами или сражаться с их народом»: «Это ниспослано о племени Бани Мудлидж. Они пришли к Посланнику Аллаха (С) и сказали: “Наши груди стеснены, чтобы принести свидетельство, что ты — Посланник Аллаха. Мы не с тобой, но и не с нашим народом против тебяˮ».

Я спросил: «Как поступил с ними Посланник Аллаха (С)?»

Он сказал: «Он заключил с ними мирный договор с теми условием, что когда он закончит войну с арабами, будет призывать их, и либо они ответят ему, либо он будет сражаться с ними».

(«Кафи», том 8, С. 327).

 

Аят 91

سَتَجِدُونَ آخَرِينَ يُرِيدُونَ أَن يَأْمَنُوكُمْ وَيَأْمَنُواْ قَوْمَهُمْ كُلَّ مَا رُدُّوَاْ إِلَى الْفِتْنِةِ أُرْكِسُواْ فِيِهَا فَإِن لَّمْ يَعْتَزِلُوكُمْ وَيُلْقُواْ إِلَيْكُمُ السَّلَمَ وَيَكُفُّوَاْ أَيْدِيَهُمْ فَخُذُوهُمْ وَاقْتُلُوهُمْ حَيْثُ ثِقِفْتُمُوهُمْ وَأُوْلَـئِكُمْ جَعَلْنَا لَكُمْ عَلَيْهِمْ سُلْطَاناً مُّبِيناً .91

91. Вы найдёте других, которые захотят быть верными вам и верными своему народу. Всякий раз как их повернут к мятежу, они будут ввергнуты туда. И если они не отойдут от вас, и не предложат вам мира, и не удержат своих рук, то берите их и избивайте, где бы ни встречали вы их. Над этими Мы дали вам явную власть!

 

1. Али ибн Ибрахим привёл:

Это ниспослано об Уйайне ибн Хусайне Фазари. Их местность стала безводной, и он пришёл к Посланнику Аллаха (С) и заключил с ним договор на том условии, что они будут жить в местности Батн Нахль, и Пророк (С) не будет их трогать. Он был лицемером и проклятым, и он — тот, кого Посланник Аллаха (С) назвал «глупец, которому подчиняется его народ».

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 154).

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.