Аяты 17-18

إِنَّمَا التَّوْبَةُ عَلَى اللّهِ لِلَّذِينَ يَعْمَلُونَ السُّوَءَ بِجَهَالَةٍ ثُمَّ يَتُوبُونَ مِن قَرِيبٍ فَأُوْلَـئِكَ يَتُوبُ اللّهُ عَلَيْهِمْ وَكَانَ اللّهُ عَلِيماً حَكِيماً .17

وَلَيْسَتِ التَّوْبَةُ لِلَّذِينَ يَعْمَلُونَ السَّيِّئَاتِ حَتَّى إِذَا حَضَرَ أَحَدَهُمُ الْمَوْتُ قَالَ إِنِّي تُبْتُ الآنَ وَلاَ الَّذِينَ يَمُوتُونَ وَهُمْ كُفَّارٌ أُوْلَـئِكَ أَعْتَدْنَا لَهُمْ عَذَاباً أَلِيماً .18

17. Ведь у Аллаха — принятие покаяния для тех, которые совершают зло по неведению, а потом каются вскоре. Покаяние этих примет Аллах. Поистине, Аллах — Знающий, Мудрый!

18. Но нет принятия покаяния для тех, которые совершают зло, а когда предстанет пред кем-нибудь из них смерть, он говорит: «Я каюсь теперь» — и для тех, которые умирают, будучи неверными. Этим мы приготовили наказание мучительное.

 

1. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Когда душа дойдёт сюда — и он показал рукой себе на шею — не будет покаяния у знающего (того, кто знал о том, что совершаемые им деяния — зло). «Ведь у Аллаха — принятие покаяния для тех, которые совершают зло по неведению».

(«Кафи», том 1, С. 37).

 

2. Он также привёл от Мухаммада ибн Муслима, что Имам Бакир (А) сказал:

«О Мухаммад ибн Муслим! Грехи верующего будут прощены, когда он раскается в них, и тогда он снова начинает свои деяния. Клянусь Аллахом, это относится только к людям веры!»

Я сказал: «А если он после покаяния снова совершит тот же грех и снова покается?»

Он сказал: «О Мухаммад ибн Муслим! Видел ли ты верующего раба, который раскается в совершении греха и попросит прощения у Аллаха, а Аллах не примет его покаяния?»

Я сказал: «А если он будет делать так множество раз: грешить и снова каяться?»

Он сказал: «Всякий раз, когда верующий вернётся к покаянию и испрашиванию прощения у Аллаха — Аллах будет возвращать ему Своё прощение[1]. Ибо Аллах — Прощающий, Милосердный: принимает покаяние и прощает зло. Страшись того, чтобы ввергать верующих в отчаяние в милости Аллаха!

(«Кафи», том 2, С. 315).

 

3. Он также привёл от Мухаммада ибн Муслима, что Имам Садык (А) сказал:

Если верующего, совершающего благо, постигнет испытание, и он впадёт в неверие (куфр), а потом совершит покаяние после неверия — это будет записано ему (то есть его прежние благие дела будут записаны ему), и при расчёте он будет рассчитан со всеми благими делами, которые совершал, когда был верующим. Неверие (куфр) не делает их недействительными, если он раскаялся в неверии.

(«Кафи», том 2, С. 334).

 

4. Шейх Садук привёл, что Посланник Аллаха (С) сказал:

«Кто совершит покаяние за год до смерти — Аллах примет его покаяние». А потом сказал: «Но год — это много. Кто совершит покаяние за месяц до смерти — Аллах примет его покаяние». Затем сказал: «Но месяц — это много. Кто совершит покаяние в пятницу, предшествующую смерти, — Аллах примет его покаяние». Потом сказал: «Но пятница — это много. Кто совершит покаяние за день до смерти — Аллах примет его покаяние». Потом сказал: «Но день — это много. Кто совершит покаяние за час до смерти — Аллах примет его покаяние». Потом сказал: «Но час — это много. Кто совершит покаяние прежде наступления смерти, когда душа дойдёт сюда, — и показал рукой себе на горло, — Аллах примет его покаяние».

(«Факих», том 1, С. 79).

 

5. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«Но нет принятия покаяния для тех, которые совершают зло, а когда предстанет пред кем-нибудь из них смерть, он говорит: “Я каюсь теперьˮ» — это когда он увидит вещи из будущего мира.

(«Факих», том 1, С. 79).

 

6. Айаши привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«Я, поистине, Прощающий по отношению к тем, кто покаялся, уверовал и творил доброе, а потом пошел по прямому пути» (20: 82) — у этого аята есть тафсир. Аллах не принимает деяний, кроме как от того раба, который верен своим обещаниям и покаяниям, и у этого покаяния есть условие для верующих. Он сказал: «Ведь у Аллаха — принятие покаяния для тех, которые совершают зло по неведению» — то есть всякий грех, который совершает раб, даже если он знает о нём (знает, что это грех), — всё равно он является неведающим, ибо он совершает неподчинение Аллаху. Аллах сказал об этом (значении), рассказывая о словах Йусуфа (А) его братьям: «Знаете ли вы, что вы сделали с Йусуфом и его братом, когда вы были в неведении?» (12: 89) — он описал их через неведение, потому что они ослушались Аллаха.

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 254).

 

7. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«Но нет принятия покаяния для тех, которые совершают зло, а когда предстанет пред кем-нибудь из них смерть, он говорит: “Я каюсь теперьˮ» — это тот, кто бежит от покаяния и совершает его только тогда, когда покаяние не приносит ему никакой пользы, и оно не принимается от него.

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 254).

 

8. Он также привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

Когда душа дойдёт сюда, — и он показал рукой на своё горло, — для знающего не будет покаяния, а для незнающего будет покаяние.

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 254).

 

9. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Абу Талиб был подобен людям в пещере: они скрывали веру и внешне проявляли многобожие (ширк)[2], и Аллах дал им двойную награду.

(«Кафи», том 1, С. 474).

 

10. Шейх Садук привёл от Ибн Аббаса:

Абу Талиб сказал Пророку (С): «О сын моего брата! Аллах сделал тебя посланником?» Он сказал: «Да». Абу Талиб сказал: «Покажи мне какое-то знамение». Пророк (С) сказал: «Позови к себе это дерево». Он позвал его, и оно подошло к нему и поклонилось ему. Абу Талиб сказал: «Свидетельствую, что ты говоришь правду и ты, поистине, посланник. О Али, помогай сыну твоего дяди!»

(«Амали» Садука, С. 491).

 

[1] Речь идёт об искреннем раскаянии, обязательным условием которого является искреннее обещание не возвращаться к этому греху. Если верующий не удержался и снова совершил грех — Аллах снова простит его, если он опять совершит искреннее покаяние.

[2] Проявляли многобожие в качестве такыйи. Согласно другим хадисам, Абу Талиб внешне проявлял многобожие, чтобы иметь возможность защищать Пророка (С) перед Курайшитами и помогать ему.

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.