Аяты 16-18

قَالَ فَبِمَا أَغْوَيْتَنِي لأَقْعُدَنَّ لَهُمْ صِرَاطَكَ الْمُسْتَقِيمَ .16

ثُمَّ لآتِيَنَّهُم مِّن بَيْنِ أَيْدِيهِمْ وَمِنْ خَلْفِهِمْ وَعَنْ أَيْمَانِهِمْ وَعَن شَمَآئِلِهِمْ وَلاَ تَجِدُ أَكْثَرَهُمْ شَاكِرِينَ .17

قَالَ اخْرُجْ مِنْهَا مَذْؤُوماً مَّدْحُوراً لَّمَن تَبِعَكَ مِنْهُمْ لأَمْلأنَّ جَهَنَّمَ مِنكُمْ أَجْمَعِينَ .18

16. Он сказал: «За то, что Ты сбил меня, я засяду против них на Твоем прямом пути.

17. Потом я приду к ним и спереди, и сзади, и справа, и слева, и Ты не найдёшь большинства их благодарными».

18. Сказал Он: «Выходи оттуда опозоренным, униженным! А те, кто последовал из них за тобой — Я наполню Геенну вами всеми!»

 

1. Шейх Кулейни привёл от Зурары:

Я спросил у Имама Садыка (А) об аятах: «Я засяду против них на Твоем прямом пути. Потом я приду к ним и спереди, и сзади, и справа, и слева, и Ты не найдёшь большинства их благодарными».

Он сказал: «О Зурара! Он засел против тебя и твоих товарищей (то есть шиитов). А других он оставил»[1].

(«Кафи», том 8, С. 145).

 

2. Айаши привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«За то, что Ты сбил меня, я засяду против них на Твоем прямом пути»: этот путь — это Али (А).

(«Тафсир Айаши», том 2, С. 13).

 

3. Табарси привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

«Потом я приду к ним и спереди» — я буду умалять перед ними их будущий мир — «и сзади» — велю им собирать имущество и не выплачивать из него то, что обязательно выплачивать, так чтобы передать это своим наследникам — «и справа» — испорчу для них их религию через приукрашивание заблуждений и сомнений — «и слева» — через внушение им стремления к удовольствиям и наслаждениям и победу страстей над их сердцами.

(«Маджму байан», том 4, С. 228).

 

4. Али ибн Ибрахим привёл:

«Потом я приду к ним и спереди» — то есть со стороны будущего мира: я буду внушать им, что нет ни Рая, ни Ада, ни воскрешения — «и сзади» — со стороны их ближнего мира: велю им собирать имущество и не выплачивать из него долю родственникам и то, что они обязаны выплачивать. Я внушу им скупиться на их потомков и бояться утраты имущества — «и справа» — со стороны их религии: если они впадут в заблуждение, я приукрашу его для них, а если они будут на верном пути, то я постараюсь вывести их из него — «и слева» — через страсти и наслаждения.

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 231).

 

[1] То есть первые, против кого действует Иблис — это шииты Ахль уль-Бейт (А), потому что они стоят на истинном пути, и целью Иблиса является то, чтобы сбить их с этого пути.

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.