Известный хадис от Имама Садыка (А) говорит: «Нет предопределения (джабр) и нет свободы (тафвиз), а есть то, что между ними».

Этот хадис раскрывает правильную точку зрения на один из самых сложных вопросов теологии — предопределения и свободы воли.

Первая часть хадиса говорит, что не существует принуждения людей к их действиям: Аллах не таков, чтобы заставлять людей совершать грехи, а потом наказывать их за это. Аллах создал для людей возможность выбора и средства для осуществления как грехов, так и праведных дел. Аллах дал им разум для познания добра и зла и отправил к ним пророков для призывания на путь подчинения Себе.

Значение же второй части хадиса — «нет свободы» — состоит в том, что у человека нет ничего, кроме как «через Аллаха» (биллях). Если бы не постоянная милость (фейз) Аллаха к нему, он и все его действия не существовали бы. Отсюда следует, что верящий в полную свободу воли — мушрик, потому что Он считает действия человека возможными без поддержания их Аллахом.

А потому Имам Садык (А) сказал: «Нет предопределения и нет свободы». то есть Аллах не принуждает рабов к их действиям, но и не оставляет их действия им самим — в том смысле, что они совершают их «через Аллаха» (биллях), то есть через силу, которую Он дает им для их совершения.

Поэтому будет неправильно сказать, что люди совершают свои действия «с Аллахом» (маа ллах) и неправильно сказать, что они совершают их «без Аллаха» (бидуни ллях). Однако верная позиция состоит в том, что они совершают всё, что совершают, «через Аллаха» (биллях).

 

banner

Если вам понравился этот материал, то помогите в создании новых — поддержите проект! Сделать это можно здесь: https://arsh313.com/donate/ Каждый рубль, перечисленный вами — это ещё один шаг к победе Истины.

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.