Аят 58

إِنَّ اللّهَ يَأْمُرُكُمْ أَن تُؤدُّواْ الأَمَانَاتِ إِلَى أَهْلِهَا وَإِذَا حَكَمْتُم بَيْنَ النَّاسِ أَن تَحْكُمُواْ بِالْعَدْلِ إِنَّ اللّهَ نِعِمَّا يَعِظُكُم بِهِ إِنَّ اللّهَ كَانَ سَمِيعاً بَصِيراً .58

58. Аллах, поистине, повелевает вам возвращать доверенное имущество владельцам его и, когда вы судите среди людей, то судить по справедливости. Ведь Аллах — как прекрасно то, чем Он вас увещает! — ведь Аллах — Слышащий, Видящий!

 

1. Шейх Кулейни привёл от Бурейда Иджли:

Я спросил у Имама Бакира (А) о словах Аллаха: «Аллах, поистине, повелевает вам возвращать доверенное имущество владельцам его и, когда вы судите среди людей, то судить по справедливости». Он сказал: «Он имел в виду нас. Предыдущий Имам из нашего числа передаёт следующему Имаму книги, знание и оружие».

(«Кафи», том 1, С. 217).

 

2. Он также привёл от Ахмада ибн Умара:

Я спросил у Имама Резы (А) о словах Аллаха: «Аллах, поистине, повелевает вам возвращать доверенное имущество владельцам его». Он сказал: «Это — Имамы из рода Мухаммада (С). Имам передаёт доверенное ему следующему Имаму, и не даёт его никому, кроме него, и не удерживает это от него».

(«Кафи», том 1, С. 218).

 

3. Он также привёл от Муалля ибн Хунейса:

Я спросил у Имама Садыка (А) о словах Аллаха: «Аллах, поистине, повелевает вам возвращать доверенное имущество владельцам его». Он сказал: «Аллах велел Имаму передавать следующему Имаму всё, что есть у него».

(«Кафи», том 1, С. 218).

 

4. Шейх Нумани привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«Аллах, поистине, повелевает вам возвращать доверенное имущество владельцам его» — это преемство, которое один человек из нашего числа передаёт следующему.

(«Гейба», С. 35).

 

5. Он также привёл от Зурары:

Я спросил у Имама Бакира (А) о словах Аллаха: «Аллах, поистине, повелевает вам возвращать доверенное имущество владельцам его и, когда вы судите среди людей, то судить по справедливости». Он сказал: «Аллах велел Имаму из нашего числа передать имамат следующему Имаму, и не удерживать. Разве ты не слышал, как Аллах сказал: “И, когда вы судите среди людей, то судить по справедливости. Ведь Аллах — как прекрасно то, чем Он вас увещает!ˮ? Они — судьи, о Зурара. Разве ты не видишь, как Он обратился к судьям?»

(«Гейба», С. 36).

 

6. Саад ибн Абдуллах привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

«Аллах, поистине, повелевает вам возвращать доверенное имущество владельцам его» — Он имел этим в виду, что предыдущий Имам из нашего числа передаёт следующему Имаму книги и оружие — «и, когда вы судите среди людей, то судить по справедливости» — когда вы одержите победу, будете судить по справедливости, которая в ваших руках.

(«Мухтасар басаиру дараджат», С. 5).

 

7. Айаши привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Имам познаётся по трём качествам: он ближе всех к тому (Имаму), кто был прежде него, у него оружие Пророка (С) и у него преемство. И это — то, что сказал Аллах: «Аллах, поистине, повелевает вам возвращать доверенное имущество владельцам его». Поистине, оружие у нас подобно ковчегу (сундуку) народа Исраиля: власть переходит туда, куда переходит оружие, также как у них она переходила туда, куда переходил ковчег.

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 275).

 

8. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«Аллах, поистине, повелевает вам возвращать доверенное имущество владельцам его и, когда вы судите среди людей, то судить по справедливости» — Аллах велит Имаму отдавать всё, что у него есть, следующему после него Имаму, и велит Имамам судить по справедливости, а людям велит подчиняться им.

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 276).

 

Аят 59

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ أَطِيعُواْ اللّهَ وَأَطِيعُواْ الرَّسُولَ وَأُوْلِي الأَمْرِ مِنكُمْ فَإِن تَنَازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى اللّهِ وَالرَّسُولِ إِن كُنتُمْ تُؤْمِنُونَ بِاللّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ ذَلِكَ خَيْرٌ وَأَحْسَنُ تَأْوِيلاً .59

59. О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику и повелителям дел среди вас. Если же вы препираетесь о чем-нибудь, то верните это Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и в последний день. Это — лучше и прекраснее по исходу.

 

1. Шейх Садук привёл от Джабира ибн Язида Джуфи от Джабира ибн Абдуллаха Ансари:

Когда Аллах ниспослал этот аят: «О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику и повелителям дел среди вас», я спросил: «О Посланник Аллаха! Мы знаем Аллаха и Посланника. А кто такие повелители дел, подчинение которым Аллах связал с подчинением тебе?»

Он сказал: «Это — мои халифы, о Джабир, и Имамы мусульман после меня. Первый из них — Али ибн Аби Талиб, потом — Хасан и Хусейн, затем Али ибн Хусейн, затем Мухаммад ибн Али — известный в Торе как “Бакирˮ (открывающий). Ты встретишь его, о Джабир. Когда увидишь его, передай ему приветствие от меня. Потом Джафар ибн Мухаммад Садык, потом Муса ибн Джафар, потом Али ибн Муса, потом Мухаммад ибн Али, потом Али ибн Мухаммад, потом Хасан ибн Али, а потом тот, чье имя — моё имя, а кунья — моя кунья — довод Аллаха на земле и то, что оставил Аллах среди Своих созданий, сын Хасана ибн Али. Через него Аллах подчинит Восток и Запад. Он скроется от своих шиитов и друзей таким сокрытием, в течение которого никто не останется на слове о его имамате, кроме тех, чье сердце Аллах испытал для веры».

Я спросил: «О Посланник Аллаха! Будут ли его шииты получать от него пользу во время его сокрытия?»

Он сказал: «Да, клянусь Тем, Кто отправил меня с пророчеством! Они будут освещаться его светом и получать пользу от его вилаята во время его сокрытия, подобно тому как люди получают пользу от солнца, скрытого за облаками. О Джабир! Это — из числа скрытых тайн Аллаха и кладезей Его знания — скрой же это, кроме как от тех, кому подобает это слышать!»

Джабир ибн Язид Джуфи сказал: «Джабир ибн Абдуллах Ансари  пришёл к Али ибн Хусейну (Имаму Саджаду), и тут из комнат женщин вышел Мухаммад ибн Али Бакир, который был тогда ребёнком. Когда Джабир увидел его, он задрожал, и все волосы на его теле встали дыбом. Он сказал: “О мальчик! Подойдиˮ, — и он подошёл. Джабир сказал: “Все твои признаки — признаки Посланника Аллаха (С). Как тебя зовут?ˮ. Он сказал: “Мухаммадˮ. — “Сын кого?ˮ — “Сын Али ибн Хусейнаˮ. Тогда Джабир сказал: “Значит, ты и есть Бакир!ˮ Он сказал: “Да. Передай же мне то, что велел тебе Посланник Аллаха!ˮ

Джабир сказал: “О мой господин! Посланник Аллаха (С) сообщил мне, что я буду жить долго, так что встречу тебя, и сказал мне: ‘Когда встретишь его, передай ему приветствие от меня’ˮ.

Тогда Имам Бакир (С) сказал: “О Джабир! И Посланнику Аллаха приветствие, пока есть небеса и земля, и тебе, о Джабир!ˮ

Затем Джабир посещал его и получал у него знания, и сказал: “Посланник Аллаха (С) сообщил мне, что вы — Имамы прямого пути из его Ахль уль-Бейт. Вы — самые терпеливые в юности и самые знающие в зрелости. И он сказал мне: ‘Не учите их, ибо они — более знающие, чем вы’ˮ. Имам Бакир (А) сказал: “Сказал истину мой предок Посланник Аллаха (С)! Я более знающ, чем ты, в том, о чем спросил тебя, и мне дана мудрость еще в детстве. Всё это — по милости Аллаха к нам, Ахль уль-Бейтˮ».

(«Камаль ад-дин», С. 241).

 

2. Шейх Кулейни привёл от Абу Масрука:

Я сказал Имаму Садыку (А): «Вот мы говорим с людьми и приводим им доводы. Мы приводим им аят: “О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику и повелителям дел среди васˮ, а они говорят: “Это ниспослано о правителях и командирахˮ. Мы приводим им аят: “Ваш вали — Аллах, Посланник и те, которые уверовали, которые совершают намаз и дают закят, будучи в состоянии поясного поклонаˮ (5: 55), а они говорят: “Это было ниспослано о верующихˮ. Мы приводим им аят: “Скажи: ‘Я не прошу у вас за это награды, кроме любви к близким’” (42: 23), а они говорят: “Это было ниспослано о родственниках мусульманˮ».

Так я рассказал ему обо всём, что помнил. Он сказал: «Если это так, то вызови их на взаимное проклятье (мубахилю)».

Я спросил: «А что я должен тогда делать?»

Он сказал: «Подготовь себя, держи пост и соверши полное омовение (гусль), а потом выйди вместе с тем, с кем хочешь совершить мубахилю, в пустыню. Продень пальцы своей правой руки между пальцев его правой руки и скажи: “О Аллах, Господь семи небес и семи земель, Знающий сокровенное и явное, Милостивый, Милосердный! Если Абу Масрук отрицает истину и призывает ко лжи, то ниспошли на него бедствие с небес и мучительное наказание!ˮ Затем скажи: “А если такой-то отрицает истину и призывает ко лжи, то ниспошли на него бедствие с небес и мучительное наказание!ˮ После этого не пройдёт много времени, и ты увидишь, как с ним это случится».

Клянусь Аллахом, я не встречал никого, кто согласился бы выйти со мной на это.

(«Кафи», том 2, С. 372).

 

3. Он также привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

Время, в которое совершается мубахиля — от зари до восхода солнца.

(«Кафи», том 2, С. 373).

 

4. Он также привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

«О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику и повелителям дел среди вас» — Аллах имел в виду в этом аяте только нас. Он велел всем верующим до Судного Дня подчиняться нам. «Если же вы препираетесь о чем-нибудь, то верните это Аллаху и посланнику и повелителям дел среди вас» — так был ниспослан этот аят.

(«Кафи», том 1, С. 217).

 

5. Он также привёл от Абу Аля:

Я сказал возле Имама Садыка (А), что подчинение преемникам обязательно. Он сказал: «Да. О них Аллах сказал: “О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику и повелителям дел среди васˮ, и о них Он сказал: “Ваш вали — Аллах, Посланник и те, которые уверовали, которые совершают намаз и дают закят, будучи в состоянии поясного поклонаˮ (5: 55)».

(«Кафи», том 1, С. 143).

 

6. Он также привёл от Абу Басира:

Я спросил Имама Садыка (А) о словах Аллаха: «О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику и повелителям дел среди вас». Он сказал: «Это было ниспослано об Али, Хасане и Хусейне (А)».

Я сказал: «Люди говорят так: почему Али и люди из его семейства не названы по именам в Коране?»

Он сказал: «Скажите им: Посланнику Аллаха (С) были ниспосланы аяты о намазе, но Аллах не сказал, три или четыре ракята читать в нём. Посланник Аллаха (С) разъяснил им это. И были ниспосланы аяты о закяте, но Аллах не сказал, что от каждых сорока дирхамов надо отдавать один дирхам. Посланник Аллаха (С) разъяснил им это. И были ниспосланы аяты о хадже, но Аллах не сказал им: совершайте таваф семь раз. Посланник Аллаха (С) разъяснил им это. И Аллах ниспослал: “О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику и повелителям дел среди васˮ об Али, Хасане и Хусейне (А). Посланник Аллаха (С) сказал: “Кому я повелитель — тому и Али повелительˮ, и сказал: “Я оставляю вам в наследство Книгу Аллаха и мой Ахль уль-Бейт. Ибо я попросил Аллаха, чтобы Он не разделял между ними, пока они не присоединятся ко мне у райского источника, и Он даровал мне этоˮ. И он сказал: “Не обучайте их, ибо они более знающие, чем выˮ, и сказал: “Они никогда не выведут вас из врат прямого пути и никогда не введут вас во врата заблужденияˮ.

Если бы Посланник Аллаха (С) молчал и не объяснял, кто является его Ахль уль-Бейт, то род такого-то и род такого-то объявили бы себя его Ахль уль-Бейт. Однако Аллах ниспослал в Своей Книге в подтверждение слов Своего Пророка (С): “Аллах желает удалить от вас всякую скверну, о Ахль уль-Бейт, и очистить вас полным очищениемˮ (33: 33). Это были Али, Хасан, Хусейн и Фатима (А). Посланник Аллаха (С) накрыл их накидкой в доме Умм Саламы и сказал: “О Аллах, у каждого пророка есть семейство и род: они же — моё семейство и родˮ. Умм Салама сказала: “Разве я не из твоего семейства?ˮ Он сказал: “Ты на благе, однако они — моё семейство и родˮ.

Когда же умер Посланник Аллаха (С), Али (А) был ближе к людям, чем они сами, из-за множества того, что донёс по поводу него Посланник Аллаха (С), и он установил его над людьми, и взял его руку (в день Гадир). И когда умер Али (А), он не ввёл в это дело своих сыновей (от других жён после Фатимы Захры) Мухаммада ибн Али или Аббаса ибн Али или других своих сыновей, а иначе сказали бы Хасан и Хусейн (А): “Аллах ниспослал о нас то же, что ниспослал о нас, и велел подчиняться нам так же, как велел подчиняться вам, и Посланник Аллаха (С) донёс о нас то же, что донёс о вас, и Аллах удалил от нас скверну так же, как удалил от васˮ.

Когда Али (А) умер, Хасан (А) наследовал имамат, из-за своего старшинства. А когда он умер, его дети не наследовали это, и не могли наследовать, хотя Аллах говорит: “И обладатели родства — одни ближе к другим по книге Аллахаˮ (33: 6). Тогда Хусейн (А) сказал бы: “Повеление Аллаха о подчинении мне — как повеление о подчинении вам и вашему отцу, и Посланник Аллаха (С) донёс обо мне то же, что донёс о вас, и Аллах удалил от меня скверну так же, как удалил от васˮ.

И когда это дело перешло к Хусейну (А), никто из его семейства не мог притязать на это, подобно тому как он заявил о своём праве на имамат после своего отца (А) и своего брата (А). А когда он достиг имамата, открылся тавиль этого аята: “И обладатели родства — одни ближе к другим по книге Аллахаˮ (33: 6).

Затем после Хусейна (А) это дело перешло к Али ибн Хусейну (А), а потом к Мухаммаду ибн Али (А)».

(«Кафи», том 1, С. 226).

 

7. Он также привёл от Сулейма ибн Кейса:

Человек пришёл к повелителю верующих Али (А) и сказал: «О повелитель верующих! Назови мне самую первую вещь, благодаря которой человек становится верующим, и самую первую вещь, благодаря которой человек становится неверным (кафир), и самую первую вещь, благодаря которой человек становится заблудшим?»

Он сказал: «Ты задал вопрос — пойми же ответ. Самая первая вещь, благодаря которой раб становится верующим — это то, что Аллах даст ему познать Себя, и он подчинится Ему, и даст ему познать его Пророка (С), и он подчинится ему, и даст ему познать Имама, Довод на земле и Своего свидетеля над творением, и он подчинится ему».

Тот спросил: «О повелитель верующих! Даже если он будет не знать ничего другого, кроме того, что ты назвал?»

Он сказал: «Да. Если ему велено что-то, он подчиняется, а если запрещено что-то, он воздерживается от этого. Самое же первое, благодаря чему раб становится неверным (кафир) — это то, что Аллах запрещает что-то, но он считает, что Аллах велит это, и делает это своей религией, и стоит на ней, и считает, что поклоняется Тому, Кто повелел это, тогда как на самом деле он поклоняется шайтану.

Самое же первое, благодаря чему раб становится заблудшим — это то, что он не будет знать Довод Аллаха над творением и Его свидетеля над Его рабами, подчиняться которому повелел Аллах и вилаят (руководство) которого Он сделал обязательным».

Тот человек сказал: «О повелитель верующих! Опиши мне этих Доводов, кто они?»

Он сказал: «Те, кого Аллах связал с Самим Собой и Своим Пророком (С), сказав: “О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику и повелителям дел среди васˮ».

Я (говорит Сулейм ибн Кейс) сказал: «О повелитель верующих! Разъясни мне это!»

Он сказал: «Это — те, о ком Посланник Аллаха (С) сказал в своей последней речи, когда Аллах забрал его: “Я оставляю вам две драгоценности: если вы ухватитесь за них, никогда не собьётесь с пути после меня — Книгу Аллаха и мой род, Ахль уль-Бейт. Ибо Знающий и Всепроникающий дал мне обещание, что они не отделятся друг от друга, пока не присоединятся ко мне у райского источника. Они как эти дваˮ, — и он соединил два своих указательных пальца, — “и я не говорю, что они как эти дваˮ, — и он соединил средний и указательный пальцы на одной руке, — “потому что один из них выше другого. Ухватитесь же за них — и никогда не заблудитесь! Не отставайте от них и не опережайте их!ˮ».

(«Кафи», том 2, С. 304).

 

8. Он также привёл от Исы ибн Сари:

Я сказал Имаму Садыку (А): «Расскажи мне о том, на чём держатся опоры Ислама, так что если я ухвачусь за это, мои деяния будут очищены, и невежество о том, что помимо этого, не навредит мне».

Он сказал: «Это свидетельство, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Посланник Аллаха, и признание того, что пришло ему от Аллаха, и права на ту часть имущества, которая является закятом, и признание вилаята, о котором повелел Аллах — и это вилаят рода Мухаммада (С). Посланник Аллаха (С) сказал: “Кто умер, не зная своего Имама, — умер смертью джахилийиˮ. Аллах сказал: “Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику и повелителям дел среди васˮ. Им был Али (А), после него Хасан (А), затем Хусейн (А), затем Али ибн Хусейн (А), затем Мухаммад ибн Али (А). Таково повеление Аллаха: земля не может быть исправлена без Имама. И кто умер, не зная своего Имама — умер смертью джахилийи. Больше всего каждый из вас будет нуждаться в его (Имама) познании — когда душа дойдёт сюда», -  и он указал рукой на свою грудь, — «и он скажет: “Я был бы тогда на благеˮ».

(«Кафи», том 2, С. 18).

 

9. Шейх Садук привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

«О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику и повелителям дел среди вас» — это Имамы из потомков Али (А) и Фатимы (А) — до наступления Часа.

(«Камаль ад-дин», С. 213).

 

10. Он также привёл от Джабира ибн Язида Джуфи:

Я спросил у Имама Бакира (А): «Почему необходимы Пророк и Имамы?»

Он сказал: «Для того чтобы мир оставался в порядке. Ибо Аллах отстраняет наказание от обитателей земли, пока среди них есть Пророк или Имам. Аллах говорит: “Аллах — не таков, чтобы их наказывать, когда ты среди нихˮ (8: 33). Пророк сказал: “Звёзды — безопасность для обитателей небес, а мой Ахль уль-Бейт — безопасность для обитателей земли. Когда уйдут звёзды, придёт к обитателям небес то, чего они хотят избежать. И когда уйдёт мой Ахль уль-Бейт, придёт к обитателям земли то, чего они хотят избежатьˮ».

(«Илалу шараи», С. 150).

 

11. Али ибн Ибрахим привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Этот аят был ниспослан так: «Если же вы препираетесь о чем-нибудь, то верните это Аллаху и посланнику и повелителям дел среди вас».

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 149).

 

12. Шейх Нумани привёл от Сулейма ибн Кейса, что повелитель верующих Али (А) сказал:

Я приходил к Посланнику Аллаха (С) каждый день и каждую ночь, и он оставался со мной наедине. Сподвижники Посланника Аллаха (С) знали, что он не поступал так ни с кем, кроме меня. Если я спрашивал его — он отвечал мне, а если я молчал, он сам начинал речь. Он просил Аллаха, чтобы Он сохранил меня и даровал мне понимание, и я не забыл ни одной вещи, так как он просил за меня. Я сказал ему: «С тех пор, как ты попросил об этом, я ничего не забыл из того, чему ты обучил меня: почему же ты велишь мне записывать то, что говоришь? Разве ты боишься, что я забуду?» Он сказал: «О мой брат! Я не боюсь, что ты забудешь или окажешься в неведении. Аллах известил меня, что Он ответил мне о тебе и о твоих сотоварищах, которые будут после тебя. Поистине, ты записываешь это для них».

Я спросил: «О Посланник Аллаха! А кто мои сотоварищи?»

Он сказал: «Те, кого Аллах связал с Самим Собой и со мной, сказав: “О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику и повелителям дел среди васˮ».

Я сказал: «О Пророк Аллаха! Кто они?»

Он сказал: «Преемники, которые будут до того как присоединятся ко мне у райского источника. Все они — ведущие и ведомые. Те, кто стремятся их унизить, не навредят им. Они — с Кораном, и Коран с ними. Они не отделятся от него, и он не отделится от них. Посредством их Аллах поможет моей умме, и через принятие их молитв Он отведёт от неё беды».

Я сказал: «О Посланник Аллаха! Назови мне их имена».

Он сказал: «Вот этот мой сын», — и положил свою руку на голову Хасана (А), — «затем этот мой сын», — и положил свою руку на голову Хусейна (А), — «потом его сын, имя которого будет такое же, как у тебя, о Али, потом его сын, имя которого будет Мухаммад ибн Али, а затем остальные из числа двенадцати Имамов». И он подошёл к Хусейну (А) и сказал: «Мухаммад ибн Али родится при твоей жизни, так передай ему приветствие от меня!»

И он назвал мне имена остальных Имамов, одного за другим. И из них — клянусь Аллахом, о брат из рода Хиляль! — Махди уммы Мухаммада, который наполнит землю справедливостью и правосудием, как она была переполнена насилием и угнетением.

(«Гейба», С. 51).

 

13. Шейх Туси привёл от Хишама ибн Хассана:

Я слышал, как Хасан ибн Али (А) произнёс перед людьми такую речь, после того как они присягнули ему: «Мы — победоносная партия Аллаха, род Его Посланника приближенный, его пречистое и благое семейство и одна из двух драгоценностей, которые оставил среди своей уммы Посланник Аллаха (С), и вторая из них — Книга Аллаха, в которой есть разъяснение всякой вещи, и ложь не подойдёт к ней ни спереди, ни сзади, и мы — источник её тафсира, и мы не строим предположений о её тавиле, но знаем его истины с очевидностью. Подчиняйтесь же нам, ибо подчинение нам является обязательным, и оно неотрывно связано с подчинением Аллаху и Его Посланнику (С), как сказал Аллах: “О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику и повелителям дел среди васˮ; “А если бы они вернули его к посланнику и повелителям дел среди них, тогда узнали бы его те, которые стараются проникнуть внутрь егоˮ (4: 83).

Я предостерегаю вас от следования словам шайтана, ибо он для вас — явный враг, и вы будете тогда подобны его друзьям, о которых он сказал: “‘Нет победителя над вами сегодня среди людей, а я — сосед ваш’. Когда же показались оба отряда, он отступил вспять и сказал: ‘Я не причастен к вам; я вижу то, чего вы не видите’ˮ (8: 48). И станете вы тогда прибежищем копей, жертвой мечей, хворостом для палиц и целью для стрел, а потом “не поможет душе ее вера, раз она не уверовала раньше или не приобрела в своей вере благаˮ (6: 158)».

(«Амали» Туси, том 1, С. 121).

 

14. Айаши привёл от Бурейда ибн Муавии:

Я был у Имама Бакира (А) и спросил его о словах Аллаха: «О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику и повелителям дел среди вас».

Он сказал: «“Разве ты не видел тех, которым дарована часть писания, — они веруют в Джибта и Тагутаˮ — первого и второго (узурпаторов халифата) — “и говорят о тех, которые не веровали: ‘Эти — вернее путём, чем те, которые уверовали’ˮ — говорят так об имамах заблуждения и призывающих к Огню, что они вернее путём, чем род Мухаммада (С) и их друзья. — “Это — те, которых проклял Аллах. А кого проклинает Аллах, тому не найдешь помощников! Или у них есть доля властиˮ — то есть имамат и халифат — “и тогда они не дадут людям и бороздки на финиковой косточкеˮ — мы те люди, о которых сказал тут Аллах. “Или они завидуют людям за то, что даровал им Аллах от Своей щедрости?ˮ — мы — те, кому завидуют за то, что Аллах даровал нам имамат и не даровал его никому больше из всего творения. — “Мы даровали роду Ибрахима писание и мудрость и даровали им великую властьˮ (4: 51-54) — то есть сделали из них посланников, пророков и имамов. Так как же они признают это за родом Ибрахима и отрицают за родом Мухаммада (С)?»

Я спросил его: «А в словах Аллаха: “Мы даровали роду Ибрахима писание и мудрость и даровали им великую властьˮ — что такое великая власть?»

Он сказал: «То, что Он сделал из них Имамов, и кто подчиняется им — подчиняется Аллаху, а кто ослушивается их — ослушивается Аллаха. Такова великая власть». Затем он сказал: «“Аллах, поистине, повелевает вам возвращать доверенное имущество владельцам его и, когда вы судите среди людей, то судить по справедливостиˮ (4: 58) — Он имел в виду нас. Предыдущий Имам из нашего числа передаёт следующему Имаму книги, знание и оружие. “И, когда вы судите среди людей, то судить по справедливостиˮ — то, что в наших руках. А потом Он сказал людям: “ О вы, которые уверовали!ˮ — это все верующие до Судного Дня — “повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику и повелителям дел среди васˮ — Он имел тут в виду только нас. “Если же вы препираетесь о чем-нибудь, то верните это Аллаху и посланнику и повелителям дел среди васˮ — так был ниспослан этот аят».

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 273).

 

15. Он также привёл от Джабира Джуфи:

Я спросил Имама Бакира (А) об аяте: «О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику и повелителям дел среди вас».

Он сказал: «Это преемники».

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 276).

 

16. Он также привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

«О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику и повелителям дел среди вас» — это об Али (А) и Имамах (А). Аллах сделал их на месте пророков, разве что они не разрешают что-то и не запрещают (не вводят новые разрешения и запреты).

 («Тафсир Айаши», том 1, С. 278).

 

17. Он также привёл от Хакима:

Я спросил у Имама Садыка (А): «Кто те повелители дел, подчиняться которым велел Аллах?»

Он сказал: «Это Али ибн Аби Талиб, Хасан, Хусейн, Али ибн Хусейн, Мухаммад ибн Али и я, Джафар. Хвалите же Аллаха, Который дал вам познать ваших Имамов и предводителей, тогда как люди отвергли их!»

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 279).

 

18. Ибн Шахр-Ашуб привёл от Муджахида:

Этот аят был ниспослан о повелителе верующих (А), когда Посланник Аллаха (С) оставил его в Медине вместо себя. Он сказал: «О Посланник Аллаха! Ты оставляешь меня с женщинами и детьми?» Он сказал: «О повелитель верующих! Разве ты не доволен тем, что ты по отношению ко мне подобен Харуну по отношению к Мусе? Муса (А) сказал ему: “Будь моим халифом среди моего народа и устрой порядокˮ (7: 142)».

Али (А) сказал: «Да, клянусь Аллахом!»

«И повелителям дел среди вас» — это Али ибн Аби Талиб (А): Аллах сделал его повелителем дел этой уммы после Мухаммада (С).

(«Манакиб», том 3, С. 15).

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.