Аят 34

الرِّجَالُ قَوَّامُونَ عَلَى النِّسَاء بِمَا فَضَّلَ اللّهُ بَعْضَهُمْ عَلَى بَعْضٍ وَبِمَا أَنفَقُواْ مِنْ أَمْوَالِهِمْ فَالصَّالِحَاتُ قَانِتَاتٌ حَافِظَاتٌ لِّلْغَيْبِ بِمَا حَفِظَ اللّهُ وَاللاَّتِي تَخَافُونَ نُشُوزَهُنَّ فَعِظُوهُنَّ وَاهْجُرُوهُنَّ فِي الْمَضَاجِعِ وَاضْرِبُوهُنَّ فَإِنْ أَطَعْنَكُمْ فَلاَ تَبْغُواْ عَلَيْهِنَّ سَبِيلاً إِنَّ اللّهَ كَانَ عَلِيّاً كَبِيراً .34

34. Мужчины стоят над женщинами согласно тому, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества. И порядочные женщины — благоговейны, сохраняют тайное в том, что хранит Аллах. А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах и ударяйте их. И если они подчинятся вам, то не ищите пути против них, — поистине, Аллах — Высокий, Великий!

 

1. Шейх Туси привёл от Ибрахима ибн Мухриза:

У Имама Бакира (А) спросили о человеке, который сказал своей жене: «Делай что хочешь, твои дела принадлежат тебе».

Имам (А) сказал: «Откуда он взял это, если Аллах говорит: “Мужчины стоят над женщинамиˮ? Его слова не верны ни в чём».

(«Тахзиб», том 8, С. 88).

 

2. Шейх Садук привёл, что Имам Хасан (А) сказал:

Несколько иудеев пришли к Посланнику Аллаха (С), и самый знающий из них стал задавать ему вопросы. Среди того, что он спросил, было: «Каково преимущество мужчин над женщинами?»

Он сказал: «Как преимущество небес над землёй или воды над землёй. Ибо вода оживляет землю, а мужчина оживляет женщину, и если бы не было мужчин, Аллах не сотворил бы женщин. Он сказал: “Мужчины стоят над женщинами согласно тому, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имуществаˮ».

Иудей спросил: «Почему же это так?»

Пророк (С) сказал: «Аллах сотворил Адама из глины, а из её остатка сотворил Хаву (Еву). И первым, кто послушался женщину, был Адам — и Аллах вывел его из Рая. И Он разъяснил преимущество мужчин над женщинами в этом ближнем мире. Разве ты не видишь, как у женщин случаются месячные, и они не способны совершать поклонение в это время из-за нечистоты? Тогда как мужчин не постигает нечистота».

Иудей сказал: «Ты прав, о Мухаммад».

(«Илалу шараи», С. 227).

 

3. Он также привёл, что Имам Реза (А) написал в письме о причинах законов и установлений Аллаха:

Причина того, что женщины в наследстве получают половину того, что получают мужчины — в том, что женщина, когда заключает брак, получает, а мужчина даёт. И другая причина: женщина находится под опекой мужчины, который должен удовлетворять её нужды и давать ей содержание. Однако мужчина не находится под опекой женщины. Если он нуждается в содержании, то она не обязана его давать. И таково слово Аллаха: «Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества» (4: 34).

(«Илалу шараи», С. 349).

 

4. Али ибн Ибрахим привёл:

«И порядочные женщины — благоговейны, сохраняют тайное в том, что хранит Аллах» — то есть сохраняют себя в отсутствие своего мужа.

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 145).

 

5. Он также привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

«Благоговейны» — то есть подчиняются.

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 145).

 

6. Он также привёл:

«А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах и ударяйте их. И если они подчинятся вам, то не ищите пути против них» — это если жена непокорна мужу в постели. Муж говорит ей: «Страшись Аллаха и вернись на моё ложе!» Таково увещание. Если она подчинится ему, то это правильный путь. Если нет, то он ругает и бранит её, и это покидание. Если она вернётся, то он оставляет её. Если нет, то он бьёт её, но не жестоко. Если она подчинится ему и разделит с ним ложе, то Аллах говорит: «И если они подчинятся вам, то не ищите пути против них».

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 145).

 

7. Табарси привёл:

О значении «покидания (их на ложах)» передано от Имама Бакира (А): «Он поворачивается к ней спиной». И о значении «ударяйте их» передано от Имама Бакира (А), что это ударение сиваком (мякотью дерева, которой чистят зубы).

(«Маджму байан», том 3, С. 80).

 

 Аят 35

وَإِنْ خِفْتُمْ شِقَاقَ بَيْنِهِمَا فَابْعَثُواْ حَكَماً مِّنْ أَهْلِهِ وَحَكَماً مِّنْ أَهْلِهَا إِن يُرِيدَا إِصْلاَحاً يُوَفِّقِ اللّهُ بَيْنَهُمَا إِنَّ اللّهَ كَانَ عَلِيماً خَبِيراً .35

35. А если вы боитесь разрыва между обоими, то пошлите судью из его семьи и её семьи; если они пожелают примирения, то Аллах поможет им. Поистине, Аллах — Знающий, Ведающий!

 

1. Шейх Кулейни привёл, что Имам Казым (А) сказал:

«А если вы боитесь разрыва между обоими, то пошлите судью из его семьи и её семьи» — двух судей назначают при том условии, что они могут разделить их, а могут соединить. И разделить или соединить — то и другое дозволено.

(«Кафи», том 6, С. 146).

 

2. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«А если вы боитесь разрыва между обоими, то пошлите судью из его семьи и её семьи» — двое судей не могут разделить их, пока не возьмут на это разрешение у мужа и жены. Если они взяли его, то могут разделить и могут соединить, и то и другое дозволено.

(«Кафи», том 6, С. 146).

 

3. Он также привёл от Самаа:

Я спросил у Имама Садыка (А) об аяте «а если вы боитесь разрыва между обоими, то пошлите судью из его семьи и её семьи»: «Если два судьи возьмут у них разрешение, а потом говорят мужчине и женщине: “Разве вы сами не предоставили своё дело нам, чтобы мы могли соединить вас и могли разделитьˮ, и те говорят: “Даˮ, — дозволено ли им разделить их?»

Он сказал: «Да, но женщина должна быть в состоянии чистоты (от месячных), и без того чтобы муж совершил с ней совокупление».

Я спросил: «А если один судья говорит: “Я разделяю между вамиˮ, а второй говорит: “Я не разделяю между вамиˮ?»

Имам (А) сказал: «Не может быть разделения, пока они не объединятся на разделении. А если они оба объединятся на разделении, разрешено разделение».

(«Кафи», том 6, С. 146).

 

4. Айаши привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

К повелителю верующих Али (А) обратились за решением по поводу женщины, которая поставила условием брака с мужчиной то, что он не возьмёт себе вторую жену или невольницу, а если возьмёт, то она будет считаться разведённой с ним, и тот принял эти условия. Имам (А) сказал: «Аллах поставил Свои условия прежде ваших условий. Если этот мужчина захочет, может выполнить то, что обещал ей. А если захочет, может удержать эту жену и взять себе вторую жену или невольницу. Аллах сказал в Своей Книге: “Женитесь на тех, что приятны вам, женщинах — и двух, и трех, и четырехˮ (4: 3), и сказал, что дозволены для вас те, кем овладели ваши десницы, и сказал: “А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах и ударяйте их. И если они подчинятся вам, то не ищите пути против нихˮ (4: 34)».

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 266).

 

5. Он также привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

Если жена отказывается разделять ложе с мужем, то она — хульа (та, которая получает развод за плату), и тогда пусть он возьмёт с неё то, что сможет. А если муж отказывается разделять ложе с женой при том, что она отказалась разделять с ним ложе, то это разделение (развод между ними).

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 266).

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.