Аят 11
يُوصِيكُمُ اللّهُ فِي أَوْلاَدِكُمْ لِلذَّكَرِ مِثْلُ حَظِّ الأُنثَيَيْنِ فَإِن كُنَّ نِسَاء فَوْقَ اثْنَتَيْنِ فَلَهُنَّ ثُلُثَا مَا تَرَكَ وَإِن كَانَتْ وَاحِدَةً فَلَهَا النِّصْفُ وَلأَبَوَيْهِ لِكُلِّ وَاحِدٍ مِّنْهُمَا السُّدُسُ مِمَّا تَرَكَ إِن كَانَ لَهُ وَلَدٌ فَإِن لَّمْ يَكُن لَّهُ وَلَدٌ وَوَرِثَهُ أَبَوَاهُ فَلأُمِّهِ الثُّلُثُ فَإِن كَانَ لَهُ إِخْوَةٌ فَلأُمِّهِ السُّدُسُ مِن بَعْدِ وَصِيَّةٍ يُوصِي بِهَا أَوْ دَيْنٍ آبَآؤُكُمْ وَأَبناؤُكُمْ لاَ تَدْرُونَ أَيُّهُمْ أَقْرَبُ لَكُمْ نَفْعاً فَرِيضَةً مِّنَ اللّهِ إِنَّ اللّهَ كَانَ عَلِيما حَكِيماً .11
11. Завещает вам Аллах относительно ваших детей: сыну — долю, подобную доле двух дочерей. А если они (дети) — женщины, числом больше двух, то им — две трети того, что он оставил, а если одна, то ей — половина. А родителям его, каждому из двух — одна шестая того, что он оставил, если у него есть ребенок. А если у него нет ребёнка и ему наследуют его родители, то матери — одна треть. А если есть у него братья, то матери — одна шестая после завещанного, которой он завещает, или долга. Родители ваши или ваши сыновья — вы не знаете, кто из них ближе вам по пользе, как установлено Аллахом. Поистине, Аллах — Знающий, Мудрый!
1. Али ибн Ибрахим привёл:
«Завещает вам Аллах относительно ваших детей: сыну — долю, подобную доле двух дочерей» — если человек умер и оставил детей, то одному сыну принадлежит доля двух дочерей.
(«Тафсир Кумми», том 1, С. 140).
2. Шейх Садук привёл, что Имам Реза (А) написал в письме о причинах законов и установлений Аллаха:
Причина того, что женщины в наследстве получают половину того, что получают мужчины — в том, что женщина, когда заключает брак, получает, а мужчина даёт. И другая причина: женщина находится под опекой мужчины, который должен удовлетворять её нужды и давать ей содержание. Однако мужчина не находится под опекой женщины. Если он нуждается в содержании, то она не обязана его давать. И таково слово Аллаха: «Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества» (4: 34).
(«Илалу шараи», С. 349).
3. Он также привёл от Абдуллаха ибн Синана:
Я спросил у Имама Садыка (А): «Почему доля мужчины в наследстве равна доле двух женщин?»
Он сказал: «Из-за того, что для них установлен махр (свадебный дар)».
(«Илалу шараи», С. 348).
4. Шейх Кулейни привёл от Йунуса ибн Абдуррахмана:
Я спросил у Имама Резы (А): «Почему Аллах установил долю мужчины в наследстве равной доле двух женщин, тогда как женщины слабее и обладают меньшими способностями?»
Он сказал: «Потому что Аллах сделал мужчин выше женщин и потому что женщины обращаются в семье за своими расходами к мужчине».
(«Кафи», том 7, С. 84).
5. Он также привёл от Ахваля:
Ибн Аби Ауджа[1] спросил: «Почему бедная, слабая женщина наследует только половину доли мужчины?» Некоторые упомянули этот вопрос возле Имама Садыка (А), и он сказал: «Потому что на женщине нет обязанностей джихада, содержания семьи и выплаты штрафов. Всё это лежит на на мужчине, а потому ему даны две части от наследства, а женщине одна».
(«Кафи», том 7, С. 85).
6. Он также привёл от Хамзы ибн Хумрана:
Я спросил у Имама Садыка (А): «Кто наследовал Посланнику Аллаха (С)?» Он сказал: «Фатима (А). Она унаследовала его вещи, то, что было в доме, и всё, что принадлежало ему».
(«Кафи», том 7, С. 86).
7. Он также привёл от Зурары, что Имам Бакир (А) сказал:
Али (А) наследовал знание Посланника Аллаха (С), а Фатима (А) наследовала то, что он оставил.
(«Кафи», том 7, С. 86).
8. Айаши привёл, что Имам Садык (А) сказал:
Фатима (А) отправилась к Абу Бакру и потребовала своё наследство, доставшееся от Посланника Аллаха (С). Абу Бакр сказал: «Пророки не оставляют наследства». Она сказала: «Ты не веруешь в Аллаха и обвиняешь во лжи Его Книгу? Аллах говорит: “Завещает вам Аллах относительно ваших детей: сыну — долю, подобную доле двух дочерейˮ».
(«Тафсир Айаши», том 1, С. 251).
9. Шейх Туси привёл от Абу Басира:
Я сказал Имаму Садыку (А): «Вот человек умер и оставил двух дочерей и отца». Он сказал: «Отцу достаётся одна шестая часть, а остальное дочерям». А затем сказал: «Если он оставил дочерей и двух сыновей, то ничего не убавляется от доли отца в одну шестую». Я спросил: «А если он оставил дочерей, двух сыновей и мать?» Он сказал: «Матери принадлежит одна шестая часть, а остальное разделяется между ними — так, чтобы одному сыну принадлежала доля двух дочерей».
(«Тахзиб», том 9, С. 274).
10. Шейх Кулейни привёл от Мухаммада ибн Муслима:
Имам Бакир (А) читал мне свиток о законах и обязанностях, который был записан Али (А) со слов Посланника Аллаха (С). И там было написано:
«Если мужчина умирает и оставляет дочь и мать, то его дочери принадлежит половина, то есть три части, а матери — одна шестая, то есть одна часть. Его имущество делится на четыре части: три из них отдаются дочери и одна матери».
Там также было написано: «Если мужчина умирает и оставляет дочь и отца, то его дочери принадлежит половина, то есть три части, а отцу — одна шестая, то есть одна часть. Его имущество делится на четыре части: три из них отдаются дочери и одна отцу».
Там также было написано: «Если мужчина умирает и оставляет дочь, отца и мать, то его дочери принадлежит половина, то есть три части, а матери и отцу — каждому по одной шестой. Его имущество делится на пять частей: три из них отдаются дочери и две — отцу и матери».
(«Кафи», том 7, С. 93).
11. Он также привёл от Зурары:
Я спросил у Имама Бакира (А): «Если человек умер и оставил только мать и отца?» Он сказал: «Отцу принадлежат две части от его имущества, а матери — одна часть».
(«Кафи», том 7, С. 91).
12. Он также привёл от Умара ибн Узейна:
Я сказал Зураре: «Люди передали мне от Имама Садыка (А) и Имама Бакира (А) некоторые вещи, которые я хочу рассказать тебе. Если что-то из этого будет ложью (ложно передано от них), то скажи: “Это ложьˮ, а если что-то будет истиной, то скажи: “Это истинаˮ».
Затем я сказал ему: «Человек передал от одного из них (Имама Садыка или Имама Бакира, мир им), что если человек умирает, что его мать, отец и братья не наследуют».
Зурара сказал: «Это ложь. Я скажу тебе, в чём состоит истина. Если человек умер и оставил мать и отца, то отцу принадлежат две трети, а матери — одна треть в его наследстве, согласно Книге Аллаха. А если у умершего будут братья со стороны отца или матери, то матери принадлежит одна шестая часть, а отцу — пять шестых. И доля отца больше из-за того, что он должен нести расходы на семью».
(«Кафи», том 7, С. 91).
13. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:
Если у мёртвого остались два брата, то они являются препятствием для того, чтобы его матери досталась треть от его наследства. А если он оставил одного брата, то он не служит таким препятствием (и мать получает одну треть). Если у него остались четыре сестры, то они являются препятствием для того, чтобы его матери досталась треть, так как они подобны двум братьям. А если сестёр три, то они не служат таким препятствием.
(«Кафи», том 7, С. 92).
14. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:
Мать получает треть, если нет ребёнка и есть два брата или четыре сестры.
(«Кафи», том 7, С. 92).
15. Он также привёл от Зурары:
Имам Садык (А) сказал мне: «О Зурара! Что ты скажешь о наследстве человека, который оставил мать и отца и братьев со стороны матери?» Я сказал: «Мать должна получить одну шестую часть, а остальное принадлежит отцу».
Он сказал: «На каком основании ты говоришь так?»
Я сказал: «На основании слов Аллаха: “А если есть у него братья, то матери — одна шестаяˮ».
Он сказал: «Нет, о Зурара! Тут имеются в виду братья со стороны отца. Если же это братья со стороны матери, то они не служат препятствием для получению ею одной трети».
(«Кафи», том 7, С. 93).
16. Шейх Туси привёл от Абу Басира:
Я спросил у Имама Садыка (А) о наследстве женщины, которая умерла, и у неё остались муж, мать и братья. Он сказал: «Её наследство делится на шесть частей. Мужу принадлежит половина, то есть три части. Отцу принадлежит треть, то есть две части. Матери принадлежит одна шестая, то есть одна часть. Братья же ничего не убавляют от доли матери и не прибавляют к доле отца. Аллах говорит: “А если есть у него братья, то матери — одна шестаяˮ».
(«Тахзиб», том 9, С. 283).
17. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:
Первое, что вычитается из имущества умершего — саван (стоимость савана), потом долги, потом то, что он завещал, потом само наследство.
(«Тахзиб», том 9, С. 171).
18. Шейх Садук привёл, что повелитель верующих (А) сказал:
Долг должен быть выплачен прежде исполнения завещания, потом должно быть исполнено завещание (умершего), а потом роздано наследство. Лучший судья — Книга Аллаха.
(«Факих», том 4, С. 143).
19. Айаши привёл, что Имам Бакир (А) сказал:
Аллах ввёл родителей во всякое наследство и не сделал их долю меньше одной шестой.
(«Тафсир Айаши», том 1, С. 251).
20. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:
Наличие детей и братьев уменьшает и увеличивает доли в наследстве.
(«Тафсир Айаши», том 1, С. 252).
21. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:
Наличие брата и сестры не уменьшает долю в одну треть, но уменьшает наличие двух братьев или одного брата и двух сестёр. Аллах говорит: «А если есть у него братья, то матери — одна шестая».
(«Тафсир Айаши», том 1, С. 252).
22. Он также привёл, что Имам Бакир (А) сказал:
«А если есть у него братья, то матери — одна шестая» — то есть братья от отца и матери или братья от отца.
(«Тафсир Айаши», том 1, С. 252).
23. Шейх Кулейни привёл от Ибрахима Кархи:
Человек женился в Медине и пришёл к Имаму Садыку (А). Имам (А) сказал ему: «Как проходит твоя жизнь?» Он сказал: «Всякое благо, которое мужчина видит от женщины, я видел от неё. Однако она предала меня». Он спросил: «Что же она сделала?» Он сказал: «Родила мне дочь». Имам (А) сказал: «И за это ты не возлюбил её? Аллах говорит: “Родители ваши или ваши сыновья — вы не знаете, кто из них ближе вам по пользе, как установлено Аллахомˮ».
(«Кафи», том 6, С. 4).
[1] Известный атеист того времени.
Добавить комментарий