Аят 12

وَلَكُمْ نِصْفُ مَا تَرَكَ أَزْوَاجُكُمْ إِن لَّمْ يَكُن لَّهُنَّ وَلَدٌ فَإِن كَانَ لَهُنَّ وَلَدٌ فَلَكُمُ الرُّبُعُ مِمَّا تَرَكْنَ مِن بَعْدِ وَصِيَّةٍ يُوصِينَ بِهَا أَوْ دَيْنٍ وَلَهُنَّ الرُّبُعُ مِمَّا تَرَكْتُمْ إِن لَّمْ يَكُن لَّكُمْ وَلَدٌ فَإِن كَانَ لَكُمْ وَلَدٌ فَلَهُنَّ الثُّمُنُ مِمَّا تَرَكْتُم مِّن بَعْدِ وَصِيَّةٍ تُوصُونَ بِهَا أَوْ دَيْنٍ وَإِن كَانَ رَجُلٌ يُورَثُ كَلاَلَةً أَو امْرَأَةٌ وَلَهُ أَخٌ أَوْ أُخْتٌ فَلِكُلِّ وَاحِدٍ مِّنْهُمَا السُّدُسُ فَإِن كَانُوَاْ أَكْثَرَ مِن ذَلِكَ فَهُمْ شُرَكَاء فِي الثُّلُثِ مِن بَعْدِ وَصِيَّةٍ يُوصَى بِهَا أَوْ دَيْنٍ غَيْرَ مُضَآرٍّ وَصِيَّةً مِّنَ اللّهِ وَاللّهُ عَلِيمٌ حَلِيمٌ .12

12. И вам — половина того, что оставили ваши супруги, если у них нет ребёнка. А если у них есть ребёнок, то вам — четверть того, что они оставили после завещанного, которое они завещают, или долга. А им — четверть того, что оставили вы, если у вас нет ребёнка. А если у вас есть ребёнок, то им — одна восьмая того, что оставили вы после завещанного, которое вы завещаете, или долга. А если мужчина бывает наследником по боковой линии, или женщина, и у него есть брат или сестра, то каждому из них обоих — одна шестая. А если их больше этого, то они — соучастники в трети после завещанного, которое он завещает, или долга, не причиняя вреда, по завету от Аллаха. Поистине, Аллах — Знающий, Кроткий!

 

1. Шейх Туси привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

Мужу принадлежит половина, матери — треть, а отцу остальное. Жене принадлежит четверть, матери — треть, а отцу остальное.

(«Тахзиб», том 9, С. 284).

 

2. Шейх Кулейни привёл от Мухаммада ибн Муслима:

Имам Бакир (А) читал мне свиток о законах и обязанностях, который был записан Али (А) со слов Посланника Аллаха (С). И там было написано:

«Если женщина умерла и оставила мужа, отца и мать, то мужу принадлежит половина, то есть три части, матери — треть, то есть две части, а отцу — одна шестая, то есть одна часть».

(«Кафи», том 7, С. 93).

 

3. Айаши привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

Аллах ввёл мужа и жену во всякое наследство. Их доля не бывает меньше четверти или одной восьмой.

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 252).

 

4. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Если женщина умерла и оставила мужа, отца, мать, сыновей и дочерей, то её мужу принадлежит четверть, согласно Книге Аллаха, матери — одна шестая, отцу — одна шестая, а остальное — сыновьям и дочерям, и каждому сыну — доля двух дочерей.

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 252).

 

5. Шейх Туси привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

Если женщина умерла и оставила мужа, отца, мать и дочь, то мужу принадлежит четверть, то есть три части из двенадцати, отцу и матери — две шестых, то есть четыре части из двенадцати, а остальные пять частей — дочери. Если вместо дочери был бы сын, то ему тоже досталось бы пять частей, и если вместо одной дочери были две дочери, им досталось бы пять частей.

(«Тахзиб», том 9, С. 288).

 

6. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Если женщина умерла и оставила мужа, мать и двух дочерей, то мужу принадлежит четверть, матери — одна шестая, а двум дочерям — остальное. Ибо если бы это были два сына, то им бы осталось всё остальное, и доля женщины не может превышать доли мужчины.

Если умер мужчина и оставил мать, отца, жену и дочь, то его наследство делится на двадцать четыре части. Жене принадлежит одна восьмая, то есть три части из двадцати четырёх. Отцу и матери, каждому — одна шестая, четыре части. Дочери же принадлежит половина, то есть двенадцать частей. Остальные пять частей распределяются между частями дочери, отца и матери, и из них ничего не достаётся жене.

Если женщина умерла и оставила отца, мужа и дочь, то отцу принадлежит шестая часть, то есть две части из двенадцати. Мужу принадлежит одна четвёртая часть, то есть три части из двенадцати. Дочери принадлежит половина, то есть шесть частей из двенадцати. Оставшаяся одна часть распределяется между дочерью и отцом в зависимости от их частей, и ничего из этой части не достаётся мужу.

Если у того, кто умер, есть ребёнок, то никто не может наследовать ему (наряду с ребёнком), кроме отца, матери, жены или мужа. А если у него нет ребёнка (то есть его сын или дочь умерли), но есть внук, будь то мужчина или женщина, то он наследует так же, как ребёнок, и доля внучки такова же, как доля дочери, а доля внука такова же, как доля сына. И они уменьшают долю отца, матери, мужа или жены. Если внуков тоже нет, но есть правнуки, то они также наследуют как сын или дочь.

(«Тахзиб», том 9, С. 288).

 

7. Шейх Кулейни привёл от Букейра ибн Айана:

Я спросил у Имама Садыка (А): «Как делить наследство, если женщина умерла и оставила мужа, братьев со стороны матери и братьев и сестёр со стороны отца?»

Он сказал: «Наследство делится на шесть частей. Мужу принадлежит половина — три части. Братьям со стороны матери принадлежит одна треть, и мужчины и женщины тут равны. Оставшаяся часть принадлежит братьям и сёстрам со стороны отца -  доля одного брата тут равна доле двух сестёр. Потому что доля мужа не может быть меньше половины, и доля братьев со стороны матери не может быть меньше одной трети, ибо Аллах говорит: “А если их больше этого, то они — соучастники в третиˮ.

Если бы была одна сестра, то её доля составляла бы одну шестую, ибо Аллах сказал: “А если мужчина бывает наследником по боковой линии, или женщина, и у него есть брат или сестра, то каждому из них обоих — одна шестая. А если их больше этого, то они — соучастники в третиˮ — этим Он имел в виду братьев и сестёр со стороны матери. И Он сказал в конце суры “Женщиныˮ: “У тебя спрашивают решения. Скажи: “Аллах дает вам решение о боковой линии. Если человек погибнет и нет у него ребёнка, а есть у него сестраˮ, — то есть сестра со стороны отца и матери либо со стороны отца, — “то ей — половина того, что он оставил, и он наследует после неё, если у неё нет ребенка. А если их — две, то им обеим — две трети того, что он оставил. А если они — братья, мужчины или женщины, то мужскому полу столько же, сколько доля двух женщинˮ (4: 176), — и они есть те, чья доля и доля их детей может быть уменьшена и увеличена.

Если женщина оставила мужа, братьев со стороны матери и две сестры со стороны отца, то мужу принадлежит половина, то есть три части, братьям со стороны матери — две части, а оставшаяся часть — двум сёстрам со стороны отца. А если эта сестра одна, то эта часть принадлежит ей, потому что если бы эти две сестры со стороны отца были двумя братьями со стороны отца, то их доля не была бы увеличена».

(«Кафи», том 7, С. 101).

 

8. Айаши привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«А если мужчина бывает наследником по боковой линии, или женщина, и у него есть брат или сестра, то каждому из них обоих — одна шестая. А если их больше этого, то они — соучастники в трети» — Он имел в виду только братьев и сестёр со стороны матери.

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 153).

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.