Аяты 35-42

إِذْ قَالَتِ امْرَأَةُ عِمْرَانَ رَبِّ إِنِّي نَذَرْتُ لَكَ مَا فِي بَطْنِي مُحَرَّراً فَتَقَبَّلْ مِنِّي إِنَّكَ أَنتَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ .35

فَلَمَّا وَضَعَتْهَا قَالَتْ رَبِّ إِنِّي وَضَعْتُهَا أُنثَى وَاللّهُ أَعْلَمُ بِمَا وَضَعَتْ وَلَيْسَ الذَّكَرُ كَالأُنثَى وَإِنِّي سَمَّيْتُهَا مَرْيَمَ وِإِنِّي أُعِيذُهَا بِكَ وَذُرِّيَّتَهَا مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ .36

فَتَقَبَّلَهَا رَبُّهَا بِقَبُولٍ حَسَنٍ وَأَنبَتَهَا نَبَاتاً حَسَناً وَكَفَّلَهَا زَكَرِيَّا كُلَّمَا دَخَلَ عَلَيْهَا زَكَرِيَّا الْمِحْرَابَ وَجَدَ عِندَهَا رِزْقاً قَالَ يَا مَرْيَمُ أَنَّى لَكِ هَـذَا قَالَتْ هُوَ مِنْ عِندِ اللّهِ إنَّ اللّهَ يَرْزُقُ مَن يَشَاءُ بِغَيْرِ حِسَابٍ .37

هُنَالِكَ دَعَا زَكَرِيَّا رَبَّهُ قَالَ رَبِّ هَبْ لِي مِن لَّدُنْكَ ذُرِّيَّةً طَيِّبَةً إِنَّكَ سَمِيعُ الدُّعَاء .38

فَنَادَتْهُ الْمَلآئِكَةُ وَهُوَ قَائِمٌ يُصَلِّي فِي الْمِحْرَابِ أَنَّ اللّهَ يُبَشِّرُكَ بِيَحْيَـى مُصَدِّقاً بِكَلِمَةٍ مِّنَ اللّهِ وَسَيِّداً وَحَصُوراً وَنَبِيّاً مِّنَ الصَّالِحِينَ .39

قَالَ رَبِّ أَنَّىَ يَكُونُ لِي غُلاَمٌ وَقَدْ بَلَغَنِيَ الْكِبَرُ وَامْرَأَتِي عَاقِرٌ قَالَ كَذَلِكَ اللّهُ يَفْعَلُ مَا يَشَاءُ .40

قَالَ رَبِّ اجْعَل لِّيَ آيَةً قَالَ آيَتُكَ أَلاَّ تُكَلِّمَ النَّاسَ ثَلاَثَةَ أَيَّامٍ إِلاَّ رَمْزاً وَاذْكُر رَّبَّكَ كَثِيراً وَسَبِّحْ بِالْعَشِيِّ وَالإِبْكَارِ .41

وَإِذْ قَالَتِ الْمَلاَئِكَةُ يَا مَرْيَمُ إِنَّ اللّهَ اصْطَفَاكِ وَطَهَّرَكِ وَاصْطَفَاكِ عَلَى نِسَاء الْعَالَمِينَ .42

35. Вот сказала жена Имрана: «Господи! Я посвятила Тебе то, что у меня в утробе, освобожденным. Прими же от меня, ведь Ты — Слышащий, Знающий!»

36. И когда она родила её, то сказала: «Господи! Вот, я родила её — девочку». — А Аллах лучше знал, что она родила, — ведь мальчик не то, что девочка. — «И я назвала ее Марьям и отдаю Тебе её и потомство её под защиту от сатаны, побиваемого камнями».

37. И Господь принял её хорошим приёмом, и возрастил ее хорошим взращением, и поручил ее Закарийи. Всякий раз, как Закарийя входил к ней в михраб, он находил у нее пропитание. Он сказал: «О Марьям! Откуда у тебя это?» Она говорила: «Это — от Аллаха. Поистине, Аллах питает, кого пожелает, без счета!»

38. Там воззвал Закарийя к своему Господу и сказал: «Господи! Дай мне от Тебя благое потомство! Ведь Ты — слышащий мольбы!».

39. И возгласили ему ангелы, когда он, стоя, молился в михрабе: «Аллах радует тебя вестью о Йахье, подтверждающем истинность слова от Аллаха, господине, воздержанном и пророке из праведников!»

40. Он сказал: «Господи! Как будет у меня мальчик, если меня уже постигла старость, а жена моя — бесплодна?» Он сказал: «Так Аллах творит, что пожелает».

41. Он сказал: «Господи! Яви мне знамение». Он сказал: «Знамение твоё — что ты не будешь говорить с людьми три дня, иначе как знаками. И поминай твоего Господа много и восхваляй по вечерам и утрам».

42. И вот, сказали ангелы: «О Марьям! Поистине, Аллах избрал тебя, и очистил, и избрал тебя пред женщинами миров».

 

1. Шейх Кулейни привёл от Исмаила Джуфи:

Я сказал Имаму Бакиру (А): «Мугира ибн Саид передаёт от тебя, что ты сказал, будто женщина в состоянии месячных может восполнять пропущенные молитвы».

Он сказал: «Это не так, да не дарует ему Аллах успеха! Жена Имрана посвятила то, что у неё в утробе, освобождённым для мечети (то есть Иерусалимского храма). А освобождённый для мечети входил в неё и не выходил оттуда никогда. “И когда она родила её, то сказала: ‘Господи! Вот, я родила её — девочку’. — А Аллах лучше знал, что она родила, — ведь мальчик не то, что девочкаˮ. Когда она родила её, привела в мечеть, и пророки бросили жребий, кому опекать её, и он выпал на Закарийю. Он стал её опекуном, и она не выходила из мечети, пока не достигла зрелости. А когда она достигла женской зрелости, вышла оттуда. Так разве она могла в те дни, когда выходила, выполнять пропущенные намазы, если для неё было обязательным всю жизнь оставаться в мечети?»

(«Кафи», том 3, С. 105).

 

2. Али ибн Ибрахим привёл от Абу Басира, что Имам Садык (А) сказал:

Когда мы говорим вам о человеке из нашего числа то, чего нет в нём, но есть в его сыне или сыне сына, то не отрицайте этого. Аллах внушил в откровении Имрану: «Я дарую тебе благословенного мальчика, который будет исцелять слепых и прокажённых и оживлять мёртвых с Моего дозволения, и сделаю его посланником к потомкам Исраиля». Он сказал об этом своей жене, матери Марьям, и когда она забеременела, то думала, что у неё родится мальчик. Когда же родилась девочка, она «сказала: “Господи! Вот, я родила её — девочкуˮ. — А Аллах лучше знал, что она родила, — ведь мальчик не то, что девочка», потому что женщина не может быть посланником.

Когда же Аллах даровал Марьям Ису (А), он и был тем, кого Аллах обещал Имрану. Так вот, когда мы говорим вам о человеке из нашего числа то, чего нет в нём, но есть в его сыне или сыне сына, то не отрицайте этого.

Когда Марьям достигла зрелости, она закрылась в михрабе, и никто не видел её, кроме Закарийи. Он входил к ней в михраб и находил там летние фрукты зимой и зимние — летом. Они спрашивал: «Откуда у тебя это?» Она говорила: «Это — от Аллаха. Поистине, Аллах питает, кого пожелает, без счета!» Там воззвал Закарийя к своему Господу и сказал: «Господи! Дай мне от Тебя благое потомство! Ведь Ты — слышащий мольбы!». И возгласили ему ангелы, когда он, стоя, молился в михрабе: «Аллах радует тебя вестью о Йахье, подтверждающем истинность слова от Аллаха, господине, воздержанном и пророке из праведников!», и «воздержанный» — тот, кто не приходит к женщинам. «Господи! Как будет у меня мальчик, если меня уже постигла старость, а жена моя — бесплодна?», и «бесплодная» тут — та, у которой больше нет месячных. «Так Аллах творит, что пожелает». Закарийя сказал: «Господи! Яви мне знамение». Он сказал: «Знамение твоё — что ты не будешь говорить с людьми три дня, иначе как знаками». Закария сказал так, подумав, что те, кто сообщили ему эту весть — шайтаны. А потому он сказал: «Господи! Яви мне знамение». Он сказал: «Знамение твоё — что ты не будешь говорить с людьми три дня, иначе как знаками». После этого он в течение трёх дней не мог говорить.

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 109).

 

3. Шейх Садук привёл от Райана ибн Шабиба:

Я пришёл к Имаму Резе (А) в первый день мухаррама, и он сказал: «О Ибн Шабиб, постишься ли ты сегодня?»

Я сказал: «Нет».

Он сказал: «В этот день Закария обратился к Господу с мольбой, сказав: “Господи! Дай мне от Тебя благое потомство! Ведь Ты — Слышащий мольбыˮ (3: 38). И Аллах услышал его просьбу и велел ангелам, и они сказали Закарийе, “когда он, стоя, молился в михрабе: ‛Аллах радует тебя вестью о Йахье’ˮ (3: 39). И вот, тот, кто будет поститься в этот день, а потом воззовёт к Аллаху — Аллах ответит на его мольбу, как ответил Он Закарийе».

(«Уйун ахбар ар-реза», том 2, С. 268).

 

4. Али ибн Ибрахим привёл:

«О Марьям! Поистине, Аллах избрал тебя, и очистил, и избрал тебя пред женщинами миров» — избрал дважды: первый раз, когда Он выбрал её, а второй раз — когда она забеременела без мужчины. Через это Он избрал её пред женщинами миров.

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 110).

 

5. Абу Али Табарси привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

Значение аята в том, что Он избрал её из потомства пророков и очистил её от прелюбодеяния, и Он избрал её для рождения Исы (А) без участия мужчины.

(«Маджму байан», том 2, С. 290).

 

6. Он также привёл:

«И избрал тебя пред женщинами миров» — то есть пред женщинами миров её времени, потому что Фатима (А), дочь Посланника Аллаха (С), — госпожа женщин миров. Так передано от Имама Бакира (А).

(«Маджму байан», том 2, С. 290).

 

7. Шейх Садук привёл от Муфаззаля ибн Умара:

Я сказал Имаму Садыку (А): «Скажи мне о словах Посланника Аллаха (С): “Фатима (А) — госпожа женщин мировˮ. Она — госпожа женщин своего времени?»

Он сказал: «Такова Марьям — госпожа женщин мира своего времени, а Фатима — госпожа женщин миров от первых до последних».

(«Маани ахбар», С. 107).

 

8. Шейх Туси привёл от Хузейфы ибн Йамани:

Когда Джафар ибн Аби Талиб (брат Имама Али) вышел из Эфиопии и пришёл к Пророку (С), они отправились в Хейбар. Там Пророку (С) дали чаши, благовония и драгоценную ткань. Он сказал: «Я дам эту драгоценную ткань человеку, которого любят Аллах и Его Посланник, и он любит Аллаха и Его Посланника». Когда сподвижники устремили свои взоры на него, он сказал: «Где Али?» Тогда Аммар ибн Ясир, да будет доволен им Аллах, вскочил и позвал Али (А). Когда он пришёл, Пророк (С) сказал: «О Али! Возьми себе эту драгоценную ткань».

Когда они вернулись в Медину, Али (А) отправился к Баки, где был городской рынок, и там велел разрезать эту ткань и продал золото, которое в ней было, и было там тысяча мискалей золота. Вырученные средства он раздал среди бедняков из числа мухаджиров и ансаров, а потом вернулся к себе домой, и не осталось у него ничего из этого золота.

На следующий день Пророк (С) встретил его в обществе своих сподвижников, таких как Аммар и я. Он сказал: «О Али! Вчера ты выручил тысячу мискалей золота. Позови же меня и этих сподвижников к себе на ужин сегодня!»

У Али (А) не было ни золота, ни серебра, но он постеснялся сказать об этом Посланнику Аллаха (С). Он ответил: «Да, о Посланник Аллаха! Добро пожаловать тебе и твоим сподвижникам!»

Вечером мы с Пророком (С) пришли к нему, и было нас пять человек — я, Аммар, Салман, Абу Зарр и Микдад. Али (А) пошёл к Фатиме (А), ища что-либо из провизии. Там был небольшой котелок с кипящей похлёбкой, и запах её был подобен мускусу. Али (А) принес его и поставил перед Посланником Аллаха (С) и теми, кто был с ним. Мы стали есть это, пока не насытились, и этого оказалось ни много, ни мало.

Пророк (С) встал, вошёл к Фатиме (А) и сказал: «Откуда это у тебя, о Фатима?» Она сказала: «Это — от Аллаха. Поистине, Аллах питает, кого пожелает, без счета!» Мы слышали их слова. После этого Пророк (С) вышел из её дома, будучи обрадованным и говоря: «Хвала Аллаху, Который не дал мне умереть раньше, чем я увижу от своей дочери то, что видел Закарийя от Марьям. Когда он заходил к ней в михраб, находил там пропитание и говорил: “О Марьям! Откуда у тебя это?ˮ Она отвечала: “Это — от Аллаха. Поистине, Аллах питает, кого пожелает, без счета!ˮ»

(«Амали», том 2, С. 227).

 

9. Шейх Садук привёл, что Имам Хади (А) сказал:

Значение «побиваемого камнями» (раджим) — то, что он побиваем проклятьями, изгнан из обиталищ блага. Всегда, когда верующий упоминает его — проклинает его. И в предшествующем знании Аллаха было, что когда выйдет Каим (А), каждый верующий будет побивать его (Иблиса) камнями, как прежде этого он был побиваем их проклятьями.

(«Маани ахбар», С. 139).

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.