Аяты 58-62

وَإِذْ قُلْنَا ادْخُلُواْ هَـذِهِ الْقَرْيَةَ فَكُلُواْ مِنْهَا حَيْثُ شِئْتُمْ رَغَداً وَادْخُلُواْ الْبَابَ سُجَّداً وَقُولُواْ حِطَّةٌ نَّغْفِرْ لَكُمْ خَطَايَاكُمْ وَسَنَزِيدُ الْمُحْسِنِينَ .58

فَبَدَّلَ الَّذِينَ ظَلَمُواْ قَوْلاً غَيْرَ الَّذِي قِيلَ لَهُمْ فَأَنزَلْنَا عَلَى الَّذِينَ ظَلَمُواْ رِجْزاً مِّنَ السَّمَاء بِمَا كَانُواْ يَفْسُقُونَ .59

وَإِذِ اسْتَسْقَى مُوسَى لِقَوْمِهِ فَقُلْنَا اضْرِب بِّعَصَاكَ الْحَجَرَ فَانفَجَرَتْ مِنْهُ اثْنَتَا عَشْرَةَ عَيْناً قَدْ عَلِمَ كُلُّ أُنَاسٍ مَّشْرَبَهُمْ كُلُواْ وَاشْرَبُواْ مِن رِّزْقِ اللَّهِ وَلاَ تَعْثَوْاْ فِي الأَرْضِ مُفْسِدِينَ .60

وَإِذْ قُلْتُمْ يَا مُوسَى لَن نَّصْبِرَ عَلَىَ طَعَامٍ وَاحِدٍ فَادْعُ لَنَا رَبَّكَ يُخْرِجْ لَنَا مِمَّا تُنبِتُ الأَرْضُ مِن بَقْلِهَا وَقِثَّآئِهَا وَفُومِهَا وَعَدَسِهَا وَبَصَلِهَا قَالَ أَتَسْتَبْدِلُونَ الَّذِي هُوَ أَدْنَى بِالَّذِي هُوَ خَيْرٌ اهْبِطُواْ مِصْراً فَإِنَّ لَكُم مَّا سَأَلْتُمْ وَضُرِبَتْ عَلَيْهِمُ الذِّلَّةُ وَالْمَسْكَنَةُ وَبَآؤُوْاْ بِغَضَبٍ مِّنَ اللَّهِ ذَلِكَ بِأَنَّهُمْ كَانُواْ يَكْفُرُونَ بِآيَاتِ اللَّهِ وَيَقْتُلُونَ النَّبِيِّينَ بِغَيْرِ الْحَقِّ ذَلِكَ بِمَا عَصَواْ وَّكَانُواْ يَعْتَدُونَ .61

إِنَّ الَّذِينَ آمَنُواْ وَالَّذِينَ هَادُواْ وَالنَّصَارَى وَالصَّابِئِينَ مَنْ آمَنَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ وَعَمِلَ صَالِحاً فَلَهُمْ أَجْرُهُمْ عِندَ رَبِّهِمْ وَلاَ خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلاَ هُمْ يَحْزَنُونَ .62

58. И вот Мы сказали: «Войдите в это селение и питайтесь там, где пожелаете, на удовольствие. И входите во врата, поклоняясь, и говорите: “Прощение!ˮ — Мы простим вам ваши прегрешения и умножим делающим добро».

59. И заменили те, которые были несправедливы, словом другим, чем им было сказано. И низвели Мы на тех, которые были несправедливы, наказание с неба за то, что они были нечестивы.  

60. И вот попросил Муса питья для своего народа, и Мы сказали: «Ударь своей палкой о скалу!» И выбились из нее двенадцать источников, так что все люди знали место, где им пить. «Ешьте и пейте из удела Аллаха! И не творите зла на земле, распространяя нечестие».  

61. И вот вы сказали: «О Муса! Мы не можем стерпеть одинаковой пищи. Воззови ради нас к твоему Господу, пусть Он изведет нам то, что произращает земля из своих овощей, огурцов, чесноку, чечевицы и луку». Сказал он: «Неужели вы просите заменить тем, что ниже, то, что лучше? Спуститесь в Египет, и вот — для вас то, что вы просите». И воздвигнуто было над ними унижение и бедность. И оказались они под гневом Аллаха. Это — за то, что они не уверовали в знамения Аллаха и убивали пророков без справедливости! Это — за то, что они ослушались и были преступниками!  

62. Поистине, те, которые уверовали, и те, которые стали иудеями, и христиане, и сабии, которые уверовали в Аллаха и в последний день и творили благое, — им их награда у Господа их: нет над ними страха, и не будут они печальны.

 

1. Имам Аскари (А) сказал:

Аллах сказал: и вспомните, о сыны Исраиля, как «Мы сказали» — вашим предшественникам — «войдите в это селение» — и это — Иерихон, к которому вы подошли, выйдя из пустыни, — «и питайтесь там» — в этом селении — «где пожелаете, на удовольствие» — широким уделом, без труда и усталости — «и входите во врата» — врата этого селения — «поклоняясь». Аллах явил на этих вратам образы (или примеры, подобия) Мухаммада (С) и Али (А) и велел им совершить там поклон (саджду) ради возвеличивания их и обновления в своих душах завета с ними и присяги им — «говорите: “Прощение!ˮ» — то есть скажите, что ваш поклон — Аллаху в виде возвеличивания образов Мухаммада (С) и Али (А), и ваше убеждение в их вилаяте — прощение для ваших грехов.

И Аллах сказал: «Мы простим вам» — через это ваше деяние — «ваши прегрешения», — которые предшествовали — «и умножим делающим добро»  — тем, из вас, кто не приближался к грехам, к которым приближаются отрицающие наш вилаят. Мы умножим им за это степени и награды.

Затем Аллах сказал: «И заменили те, которые были несправедливы, словом другим, чем им было сказано» — они не поклонились, как им было велено, и не сказали то, что им было велено, и были несправедливы, и вошли через эти врата задом, и сказали: «Есть красную пшеницу лучше для нас, чем сделать это». И Аллах сказал: «И низвели Мы на тех, которые были несправедливы» — изменили то, что им было велено, и не последовали за вилаятом Аллаха и вилаятом Мухаммада (С), Али и их семейства — «наказание с неба за то, что они были нечестивы» — вышли из повеления Аллаха и подчинения Ему. И этим наказанием было то, что из их числа умерли от чумы сто двадцать тысяч человек, и это — те, о которых Аллах знал, что они не уверуют и не покаются. И это наказание не было ниспослано на тех, о которых Аллах знал, что они покаются или что из их чресел выйдет благое потомство, которое будет чтить единство Аллаха, веровать в Мухаммада (С) и знать вилаят Али (А).

А затем Аллах сказал: «И вот попросил Муса питья для своего народа» — когда их поразила жажда в пустыне, и они стали кричать, плача: «Жажда убьёт нас!». Муса (А) сказал: «О Аллах, ради Мухаммада, господина пророков, и Али, господина преемников, и Фатимы, госпожи женщин, и Хасана, господина святых, и Хусейна, господина мучеников, и ради их пречистого семейства, напои этих Твоих рабов!». И Аллах внушил ему в откровении: «Ударь своей палкой о скалу» — и он ударил по ней — «и выбились из нее двенадцать источников, так что все люди знали место, где им пить» — всякое колено из потомков Йакуба (А) знало, где ему пить, и они не мешали друг другу. Аллах сказал: «Ешьте и пейте из удела Аллаха» — который Он дал вам — «И не творите зла на земле, распространяя нечестие». Посланник Аллаха (С) сказал: «Тот, кто утвердится на нашем вилаяте — Аллах напоит его ради Своей любви к нему из чаши, замены которой он не будет желать. И тот, кто готов пожертвовать собой и испытать трудности на пути нашего вилаята — Аллах поставит его в день сбора на такое место, которое поразит взоры всех присутствующих там. И будет сказано ему: “Ты был готов испытывать трудности на пути вилаята Мухаммада и рода Мухаммада, а потому теперь Аллах даёт тебе право избавить всякого, кто переносит трудности в этом сборе, от его трудностейˮ. И тогда он бросит взгляд на них и увидит тех, кто делал ему добро в ближнем мире через слово, действие или отвержение лжи и клеветы от него — и выделит его оттуда, как целый дирхам отделяют от сломанных. А потом будет сказано ему: “Помести их в Раю, где пожелаешь!ˮ, — и он разместит их в райских садах Господа нашего. А потом будет сказано ему: “Брось, кого пожелаешь, в Ад!ˮ. И он посмотрит на сбор и отберёт из их числа, кого пожелает, и будет сказано ему: “Отправь их в то место Геенны, какое пожелаешь!ˮ, — и он отправит их в страдания Огня, куда пожелает».

И вот (этими аятами) Аллах сказал сынам Исраиля, которые жили во время Мухаммада (С): если ваши предшественники были призваны ни к чему иному, как к вилаяту Мухаммада (С)  и его семейства, то ведь вы живёте во время Мухаммада (С) и его семейства и видите их. Так приближайтесь же к Аллаху через приближение к ним и не приближайтесь к Его гневу через отдаление от них!

А потом Он сказал: «И вот вы сказали: “О Муса! Мы не можем стерпеть одинаковой пищиˮ». То есть: вспомните, как ваши предшественники сказали Мусе (А), что не могут стерпеть только манны и перепелов, но им нужна ещё и другая пища. «Воззови ради нас к твоему Господу, пусть Он изведет нам то, что произращает земля из своих овощей, огурцов, чесноку, чечевицы и луку». Тогда «сказал он» — сказал Муса (А) — «Неужели вы просите заменить тем, что ниже, то, что лучше?». А потом сказал: «Спуститесь в Египет» — через пустыню в один из его городов — «и вот — для вас то, что вы просите» — в Египте.

А затем Аллах сказал: «И воздвигнуто было над ними унижение» — подать, возложенная на них у их Господа и Его верующих рабов — «и бедность. И оказались они под гневом Аллаха» — понесли на себе гнев и проклятие Аллаха. «Это — за то, что они не уверовали в знамения Аллаха» — прежде чем их постигли унижения и бедность — «и убивали пророков без справедливости» — убивали их без какого-либо греха, который они совершили бы по отношению к ним или к другим. «Это — за то, что они ослушались» — это унижение, которое постигло их за их грехи — «и были преступниками» — сменили повеление Аллаха на повеление Иблиса.

И сказал Посланник Аллаха (С): «Не поступайте так, как поступали сыны Исраиля и не гневайте Аллаха Великого! Если кто-то из вас будет испытан в своём пропитании, средствах для жизни или в чем-то, что он не любит, то пусть он не просит то, что вызовет его гибель, но пусть говорит: “О Аллах, ради Мухаммада и его пречистого семейства, если то, что мне не нравится в моих делах, является благом для меня и моей религии, то дай мне терпение в этом и укрепи меня в этом! Если же обратное этому является благом для меня, то надели меня и сделай меня довольным Твоим определением во всех делах! И хвала Тебе!ˮ. Если ты скажешь это, Аллах определит тебе то, что является для тебя благом, и облегчит для тебя это». А затем он сказал: «О рабы Аллаха! Сторонитесь погрязания в грехах и того, чтобы считать их малыми! Ибо грехи приносят унижение тому, кто их совершает, — пока не погрузят его в то, что является большим, нежели они сами. Он не перестанет совершать их, считать их малыми и впадать в унижение, пока не дойдёт до того, что отвергнет вилаят преемника Посланника Аллаха (С) и пророчество Пророка, и он также не перестанет отвергать их, пока не отвергнет и единство (таухид) Аллаха».

Затем Аллах сказал: «Поистине, те, которые уверовали» — в Аллаха и вилаят Али ибн Аби Талиба (А) и его пречистого семейства — «и те, которые стали иудеями»  — то есть иудеи — «и христиане» — которые думают, что они помогают друг другу в религии Аллаха — «и сабии» — которые думают, что они в религии Аллаха, и солгали они в этом — «которые уверовали в Аллаха» — из числа этих неверующих, отказавшись от своего неверия, и из числа тех верующих, уверовав в исход своих дел и став преданными завету, взятому с них о Мухаммаде (С), Али (А) и Имамах из их семейства (А) — «и творили благое» — из числа тех верующих — «им их награда у Господа их» — в будущей жизни — «нет над ними страха» — когда испугаются нечестивцы — «и не будут они печальны» — когда будут печальны противники (истины). Ибо они не совершали того, что вызывает страх и делает печальным. Повелитель верующих (А) однажды встретил человека и увидел следы страха на его лице. Он спросит: «Что с тобой?». Тот ответил: «Я боюсь Аллаха». Он сказал: «О раб Аллаха! Бойся своих грехов и бойся справедливости Аллаха над тобой из-за твоего угнетения Его рабов. Подчиняйся Ему в том, что Он возложил на тебя, и не ослушивайся Его в том, что полезно тебе. А если ты сделаешь это, то не бойся Аллаха, ибо Он никому не причиняет несправедливости и никого не подвергает мучениям за то, что тот не заслужил. Бойся злого исхода, так что переменится твоя судьба! А Аллах, если пожелает, избавит тебя от него. И знай, что всё благо — от милости Аллаха, а всё зло — по допущению Аллаха, Его отсрочке и терпению (того зла, которое совершают Его рабы)».

(«Тафсир» Имама Аскари, С. 256).

 

2. Айаши привёл, что Имам Реза (А) сказал:

«И говорите: “Прощение!ˮ — Мы простим вам ваши прегрешения»: мы (Ахль уль-Бейт) — врата вашего прощения.

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 63).

 

3. Шейх Кулейни передал, что Имам Садык (А) сказал:

«Это — за то, что они не уверовали в знамения Аллаха и убивали пророков без справедливости! Это — за то, что они ослушались и были преступниками» — клянусь Аллахом, они не убивали их своими руками или мечами, но они слышали их хадисы и разглашали их, и те были схвачены (угнетателями и тиранами) и убиты.

(«Кафи», том 2, С. 275).

 

4. Сулейм ибн Кейс привёл, что повелитель верующих (А) сказал Муавии:

О Муавия! Аллах избрал для нас, Ахль уль-Бейт, будущий мир, а не ближний, и не был доволен для нас ближним миром как наградой. О Муавия! Пророк Аллаха Закария (А) был перепилен пилою, а Йахья ибн Закария (А) убит своим народом, которого он призывал к Аллаху. Друзья шайтана всегда воевали против друзей Аллаха.

(«Китаб сулейм ибн кейс», С. 181).

 

5. Шейх Садук привёл, что у Имама Резы (А) спросили:

«Почему христиане (насара) были названы “насараˮ?»

Он сказал: «Потому что они происходили из селения, имя которого было “Насаратˮ (Назарет), что в Шаме (Палестине). Марьям и Иса (А) стали жить там, когда вернулись из Египта».

(«Илалу шараи», С. 101).

 

6. Али ибн Ибрахим привёл:

Сабии — не зороастрийцы, не иудеи, не христиане и не мусульмане. Они поклонялись звёздам и светилам.

(«Тафсир» Кумми, том 1, С. 59).

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.