Аяты 33-34

إِنَّ اللّهَ اصْطَفَى آدَمَ وَنُوحاً وَآلَ إِبْرَاهِيمَ وَآلَ عِمْرَانَ عَلَى الْعَالَمِينَ .33

ذُرِّيَّةً بَعْضُهَا مِن بَعْضٍ وَاللّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ .34

 33. Поистине, Аллах избрал Адама и Нуха и род Ибрахима и род Имрана над мирами,

34. как потомство одних от других. Поистине, Аллах — Слышащий, Знающий!

 

1. Шейх Туси привёл от Ибрахима ибн Абдусамада ибн Мухаммада ибн Ибрахима, что Имам Садык (А) сказал:

«Поистине, Аллах избрал Адама и Нуха и род Ибрахима и род Имрана » — и род Мухаммада — «над мирами» — так был ниспослан этот аят.

(«Амали», том 1, С. 306).

 

2. Али ибн Ибрахим привёл, что Имам (Бакир или Садык, мир им) сказал:

Этот аят был ниспослан так: «и род Имрана и род Мухаммада над мирами». Они (узурпаторы халифата) убрали слова «род Мухаммада» из Книги.

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 108).

 

3. Абу Али Табарси сказал:

В чтении Ахль уль-Бейт (А) этот аят читается так: «...и род Мухаммада над мирами».

(«Маджму байан», том 2, С. 278).

 

Примечание переводчика:

Среди «ахлу сунна» признаются семь основных вариантов чтения (кираатов) Корана, которые отличаются друг от друга огласовками и даже целыми словами. Что же касается истинного кираата Корана (кираата Ахль уль-Бейт), то в нем этот аят читается так: «...и род Мухаммада над мирами». Однако поскольку Имамы (А) завещали своим шиитам «читать Коран так же, как читают его люди (то есть большинство тех, кто называет себя “мусульманамиˮ)», согласно хадису от Имама Садыка (А), то мы читаем его по общепризнанному в настоящее время «кираату Хафс» (один из семи кираатов), в соответствии с которым печатаются все экземпляры Корана во всем мире. Это то, что касается ЧТЕНИЯ Корана. Однако то, что касается его ПОНИМАНИЯ, то понимаем мы Коран в соответствии с истинным чтением (кираатом) Ахль уль-Бейт. А согласно этому понимаю, главным и первичным значением данного аята является род Мухаммада (С), который Аллах превознёс над мирами.

 

4. Шейх Садук привёл в хадисе о собрании Имама Резы (А) и Мамуна:

Мамун спросил: «Возвысил ли Аллах род над всей остальной уммой?»

Имам Реза (А) сказал: «Аллах, велик Он и свят, разъяснил превосходство рода (то есть Ахль уль-Бейт) над прочими людьми в твёрдых аятах Книги».

Мамун сказал: «Где же это в Книге Аллаха?»

Имам (А) сказал: «В словах Аллаха: “Поистине, Аллах избрал Адама и Нуха и род Ибрахима и род Имрана над мирами, как потомство одних от другихˮ. Род (Ахль уль-Бейт) входит в “род Ибрахимаˮ, так как Посланник Аллаха (С) — из потомков Ибрахима».

(«Уйун ахбар ар-реза», том 1, С. 208).

 

5. Шейх Нумани от Джабира ибн Язида Джуфи, что Имам Бакир (А) сказал:

«О Джабир! Пригнись к земле и не двигай ни руками, ни ногами, пока не увидишь знамения, о которых я скажу тебе», — и упомянул знамения выхода Каима (А). А потом сказал: «И он (то есть Каим) провозгласит: “О люди! Мы прибегаем к помощи Аллаха, и кто ответит нам из числа людей, то мы — Ахль уль-Бейт вашего Пророка (С), и мы — самые близкие к Аллаху и Мухаммаду (С) . Кто спорит со мной об Адаме, то я — ближе всех к Адаму. Кто спорит со мной о Нухе, то я — ближе всех к Нуху. Кто спорит со мной об Ибрахиме, то я — ближе всех к Ибрахиму. Кто спорит со мной о Мухаммаде (С), то я — ближе всех к Мухаммаду (С). Кто спорит со мной о пророках, то я — ближе всех к пророкам. Разве Аллах не сказал в твёрдых аятах Книги: “Поистине, Аллах избрал Адама и Нуха и род Ибрахима и род Имрана над мирами, как потомство одних от другихˮ? Я — то, что оставил Адам, кладезь от Нуха, выбранный от Ибрахима и избранный от Мухаммада (С), да благословит Аллах его и его семейство!

(«Гейба», С. 187).

 

6. Мухаммад ибн Хасан Саффар привёл от Мухаммада ибн Кубти, что Имам Садык (А) сказал:

Люди подвергли небрежению слова Посланника Аллаха (С) об Али (А) в день Гадир-Хум, так же как подвергли небрежению день Машраба Умм Ибрахим (имеется в виду комната Марии Коптской, жены Пророка, матери его сына Ибрахима). Тогда люди приходили к нему, чтобы навестить его (во время болезни), и Али (А) пришёл тоже, но не нашёл места. Когда же Посланник Аллаха (С) увидел, что они не освобождают место для Али (А), сказал: «О люди! Освободите место для Али!» Затем он взял его за руку и усадил возле себя. А затем сказал: «О люди! Это — люди моего Дома (Ахль уль-Бейт), и вы небрежны к ним, когда я еще жив и нахожусь среди вас! Клянусь Аллахом, даже если меня не будет среди вас и я не буду видеть вас, Аллах будет видеть вас! Милость, спокойствие, довольство, радость, радостная весть и любовь — всё это только для тех, кто следовал за Али и его вилаятом, подчинялся ему и преемникам после него. Поистине, я введу их в своё заступничество, ибо они — мои последователи, а кто последовал за мной — тот от меня. Это подобно тому, что было с последователями Ибрахима, ибо я — от Ибрахима, а Ибрахим — от меня. Его религия — моя религия, а моя религия — его религия, его сунна — моя сунна, а моя сунна — его сунна. Его достоинство — от моего достоинства, а я достойнее его; и моё достоинство — от его достоинства. И подтверждение этих моих слов — в словах Аллаха: “как потомство одних от другихˮ».

Так сказал Посланник Аллаха (С) в Машраб Умм Ибрахим (комнате Марии Коптской), когда люди навещали его во время болезни.

(«Басаиру дараджат», том 1, С. 65).

 

7. Айаши привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

«Поистине, Аллах избрал Адама и Нуха и род Ибрахима и род Имрана над мирами, как потомство одних от других» — мы от них, и мы — то, что осталось от этого рода.

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 191).

 

8. От Хишама ибн Салима:

Я спросил у Имама Садыка (А) о словах Аллаха: «Поистине, Аллах избрал Адама и Нуха и род Ибрахима и род Имрана». Он сказал: «Там говорилось: род Ибрахима и род Мухаммада, но они поставили одно слово вместо другого».

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 191).

 

9. От Абу Хамзы, что Имам Бакир (А) сказал:

Когда дни Мухаммада (С) и его пророчество подошли к концу, Аллах внушил ему в откровении: «О Мухаммад! Твои дни и пророчество подошли к концу: так передай своё знание, веру, величайшее имя и наследие знания своему потомству. Ибо Я никогда не дам прерваться знанию, вере, величайшему имени и наследию знания среди твоего потомства, так же как Я не дал прерваться им в домах пророков, которые были между тобой и Адамом».

И таково слово Аллаха: «Поистине, Аллах избрал Адама и Нуха и род Ибрахима и род Имрана над мирами, как потомство одних от других. Поистине, Аллах — Слышащий, Знающий». Ибо Аллах никогда не делал знание невежеством и не поручил Своё дело кому-либо из Своих творений, будь то приближенный ангел или пророк отправленный. Но Он отправлял посланцев из числа Своих ангелов и велел им делать так-то и так-то и поступать так, как Он желает, и не поступать так, как Он не желает. И Он рассказал им дело Своих творений со знанием и обучил этому знанию Своих пророков и избранных от пророков, и помощников, и потомство, которые один от другого. И таково Его слово: “Мы даровали роду Ибрахима писание и мудрость и даровали им великую властьˮ (4: 54). И что касается “писанияˮ (в этом аяте), то это пророчество, что касается “мудростиˮ, то это — мудрые от пророков из числа избранных, а что касается “великой властиˮ, то это — Имамы прямого пути среди избранных. И все они — среди потомства, которые один от другого, и их потомство и сохранение ими завета будет продолжаться до конца этого мира. До этого времени знание и прямой путь в руках знающих и повелителей дел.

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 191).

 

10. От Ахмада ибн Мухаммада от Имама Резы (А), что Имам Бакир (А) сказал:

Всякий, кто думает, что избавился от этого дела (то есть имамата или вилаята), солгал. Ибо воля Аллаха (машийя) исполняется среди творений: Он желает то, что волит, и делает то, что желает. Аллах сказал: «как потомство одних от других. Поистине, Аллах — Слышащий, Знающий». Его (Ахль уль-Бейт) конец — от начала, и начало — от конца (то есть первый из них такой же, как последний, а последний — такой же, как первый). А потому если о ком-то из них вам сообщили то, что было относительно кого-то другого из них, то знайте, что это сообщение правдиво.

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 192).

 

11. От Айуба:

Когда я читал этот аят: «Поистине, Аллах избрал Адама и Нуха и род Ибрахима и род Имрана над мирами», Имам Садык (А) услышал меня и сказал: «Слова “и род Мухаммадаˮ тоже были там, но их убрали оттуда и оставили род Ибрахима и род Имрана».

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 192).

 

12. От Абу Амру Зубейри:

Я спросил у Имама Садыка (А): «Каков довод из Книги Аллаха на то, что род Мухаммада — это его Ахль уль-Бейт?»

Он сказал: «Слова Аллаха: “Поистине, Аллах избрал Адама и Нуха и род Ибрахима и род Имрана и род Мухаммадаˮ — так был ниспослан этот аят — “над мирами, как потомство одних от другихˮ, а потомство человека не бывает иначе, как его потомками из его чресел. И Аллах сказал: “Совершайте, о род Давуда, благодарность! Но немногие из Моих рабов благодарныˮ (34: 13)».

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 193).

 

13. Шейх Туси привёл от Йунуса ибн Хаббаба от Имама Бакира (А) от его отцов (А) от повелителя верующих Али (А), что Посланник Аллаха (С) сказал:

Что с людьми, что когда они упоминают род Ибрахима и род Имрана, радуются, а когда упоминают род Мухаммада, их сердца сжимаются?! Клянусь Тем, в Чьей деснице душа Мухаммада, если кто-то из вас придёт в Судный День с деяниями семидесяти пророков, Аллах не примет их от него, если он не признавал мой вилаят и вилаят Али ибн Аби Талиба!

 

14. Он также привёл от Ибн Аббаса:

Я пришёл к повелителю верующих Али (А) и сказал: «О Абу Хасан! Сообщи мне о том, что завещал тебе Посланник Аллаха (С)!»

Он сказал: «Я сообщу вам об этом. Поистине, Аллах избрал для вас религию, удовлетворился ею и завершил для вас Свою милость. И Аллах велел Своему Пророку, чтобы он завещал свое дело мне. И сказал он: “О Али! Сохрани моё завещание, донеси до других, будь верен моему завету, воздай моим врагам, отдай мои долги, исполни мою сунну, призывай мою общину и оживляй мою сунну. Ибо Аллах, велик Он и свят, избрал меня, и я помянул призыв моего брата Мусы (А) и сказал: ‘О Аллах! Сделай для меня наместника из числа моего семейства, как ты сделал им Харуна для Мусы!’ И Аллах внушил мне в откровении: ‘Али — твой наместник, помощник и халиф после тебя’. О Али! Ты — из числа Имамов прямого пути, и твои потомки после тебя, и вы — предводители верного пути и благочестивости и дерево, стволом которого являюсь я, а вы — его ветви. И кто ухватился за него — спасён, а кто отвернулся от него — погиб. Мы — те, для кого Аллах сделал обязательной любовь и вилаят, и мы — те, о ком сказал Аллах в Своей Книге и описал их для Своих рабов. И сказал Он: ‘Поистине, Аллах избрал Адама и Нуха и род Ибрахима и род Имрана над мирами, как потомство одних от других. Поистине, Аллах — Слышащий, Знающий’. И вы — избранные Аллаха от Адама и Нуха и рода Ибрахима и рода Имрана, и вы — потомки Исмаила и род от Мухаммада, ведущий прямым путёмˮ».

 

15. И в источниках противников руководства Ахль уль-Бейт передано, что Ибн Масуд читал этот аят так: «Поистине, Аллах избрал Адама и Нуха и род Ибрахима и род Имрана и род Мухаммада над мирами, как потомство одних от других».

(«Шавахиду танзиль», том 1, С. 118).

 

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.