Аяты 191-199

الَّذِينَ يَذْكُرُونَ اللّهَ قِيَاماً وَقُعُوداً وَعَلَىَ جُنُوبِهِمْ وَيَتَفَكَّرُونَ فِي خَلْقِ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ رَبَّنَا مَا خَلَقْتَ هَذا بَاطِلاً سُبْحَانَكَ فَقِنَا عَذَابَ النَّارِ .191

رَبَّنَا إِنَّكَ مَن تُدْخِلِ النَّارَ فَقَدْ أَخْزَيْتَهُ وَمَا لِلظَّالِمِينَ مِنْ أَنصَارٍ .192

رَّبَّنَا إِنَّنَا سَمِعْنَا مُنَادِياً يُنَادِي لِلإِيمَانِ أَنْ آمِنُواْ بِرَبِّكُمْ فَآمَنَّا رَبَّنَا فَاغْفِرْ لَنَا ذُنُوبَنَا وَكَفِّرْ عَنَّا سَيِّئَاتِنَا وَتَوَفَّنَا مَعَ الأبْرَارِ .193

رَبَّنَا وَآتِنَا مَا وَعَدتَّنَا عَلَى رُسُلِكَ وَلاَ تُخْزِنَا يَوْمَ الْقِيَامَةِ إِنَّكَ لاَ تُخْلِفُ الْمِيعَادَ .194

فَاسْتَجَابَ لَهُمْ رَبُّهُمْ أَنِّي لاَ أُضِيعُ عَمَلَ عَامِلٍ مِّنكُم مِّن ذَكَرٍ أَوْ أُنثَى بَعْضُكُم مِّن بَعْضٍ فَالَّذِينَ هَاجَرُواْ وَأُخْرِجُواْ مِن دِيَارِهِمْ وَأُوذُواْ فِي سَبِيلِي وَقَاتَلُواْ وَقُتِلُواْ لأُكَفِّرَنَّ عَنْهُمْ سَيِّئَاتِهِمْ وَلأُدْخِلَنَّهُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الأَنْهَا

ثَوَاباً مِّن عِندِ اللّهِ وَاللّهُ عِندَهُ حُسْنُ الثَّوَابِ .195

لاَ يَغُرَّنَّكَ تَقَلُّبُ الَّذِينَ كَفَرُواْ فِي الْبِلاَدِ .196

مَتَاعٌ قَلِيلٌ ثُمَّ مَأْوَاهُمْ جَهَنَّمُ وَبِئْسَ الْمِهَادُ .197

لَكِنِ الَّذِينَ اتَّقَوْاْ رَبَّهُمْ لَهُمْ جَنَّاتٌ تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا نُزُلاً مِّنْ عِندِ اللّهِ وَمَا عِندَ اللّهِ خَيْرٌ لِّلأَبْرَارِ .198

وَإِنَّ مِنْ أَهْلِ الْكِتَابِ لَمَن يُؤْمِنُ بِاللّهِ وَمَا أُنزِلَ إِلَيْكُمْ وَمَا أُنزِلَ إِلَيْهِمْ خَاشِعِينَ لِلّهِ لاَ يَشْتَرُونَ بِآيَاتِ اللّهِ ثَمَناً قَلِيلاً أُوْلَـئِكَ لَهُمْ أَجْرُهُمْ عِندَ رَبِّهِمْ إِنَّ اللّهَ سَرِيعُ الْحِسَابِ .199

191. Тех, которые поминают Аллаха, стоя, сидя и на своих боках, и размышляют о сотворении небес и земли: «Господь наш! Не создал Ты этого попусту. Хвала Тебе! Защити же нас от наказания Огня.

192. Господь наш! Кого Ты введешь в Огонь, того Ты посрамил. И нет у несправедливых помощников!

193. Господь наш! Мы слышали взывающего, который звал к вере: “Уверуйте в Господа вашего!ˮ И мы уверовали. Господь наш! Прости же нам наши грехи и очисти нас от наших скверных деяний и упокой нас с праведниками.

194. Господь наш! И даруй нам то, что Ты обещал через Своих посланников, и не посрами нас в День воскресения. Ведь Ты не нарушаешь обещания».

195. И ответил им Господь их: «Я не погублю деяний ни одного из ваших деятелей — ни мужчины, ни женщины. Одни вы от других. А тем, которые выселились или были изгнаны из своих жилищ, и были подвергнуты страданиям на Моём пути, и сражались, и были убиты, — Я очищу их дурные деяния и введу их в сады, где внизу текут реки, — в награду от Аллаха, а у Аллаха — лучшая награда!»

196. Пусть не соблазняет тебя изворотливость тех, которые не уверовали, в странах:

197. малое пользование, а потом убежище их — Геенна, и скверно это ложе!

198. Но для тех, которые убоялись своего Господа, — сады, где внизу текут реки, — вечно пребудут они там, — как приём от Аллаха. То, что у Аллаха, — лучше для праведных!

199. Действительно, среди обладателей писания есть такие, что веруют в Аллаха и в то, что ниспослано вам и что ниспослано им, смиряясь пред Аллахом; они не покупают за знамения Аллаха малую цену. Эти — для них награда их у их Господа. Поистине, Аллах быстр в расчете.

 

1. «И размышляют о сотворении небес и земли» — Посланник Аллаха (С) сказал: «Горе тем, кто прочитал этот аят и оставил его!» — то есть не размышлял о нём.

(«Махаджжату ль-байза», том 8, С. 231).

 

2. Повелитель верущих Али (А) сказал:

Хвала Аллаху, указавшему через Своё творение на Своё бытие, через преходящесть Своих творений — на Свою вечность, через их сходство друг с другом — на то, что у Него нет сходства с чем-либо. Чувства не постигают Его, не скрывают Его покровы, из-за различия Творца от сотворённого, Устанавливающего от установленного, Господа от господствуемого. Он Один, без подсчёта чисел, Творец, но не в значении движения или установления (чего-либо), Слышащий, но не через средства (слышания), Видящий, но не через наличие инструментов (слышания), Свидетельствующий, но не через соприкосновение (с чем-либо), Отличный (от творения), но не через отделение от него на (какое-то) расстояние, Явный, но не через видение (Его кем-то), Скрытый, но не через сокрытие (Его в чём-то). Он отличен от вещей через Свою власть и силу над ними, а вещи отличны от Него через их смирение перед Ним и возвращение к Нему. Кто описал Его — тем самым ограничил Его, кто ограничил Его — исчислил Его, кто исчислил Его — тем самым отверг Его вечность. Тот, кто спросил: «Каков Он» — тем самым добивается Его описания. Кто спросил: «Где Он?» — тем самым ограничил Его местом. Он был Знающим, когда не было ничего знаемого (вещей, о которых было бы знание), Господом, когда не было ничего господствуемого, и Обладающим, когда не было ничего обладаемого.

(«Нахдж уль-балага», хутба 152).

 

3. Шейх Кулейни привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

«Тех, которые поминают Аллаха, стоя, сидя и на своих боках» — здоровый читает молитву стоя и сидя, и больной — сидя, а кто ещё более болен — лёжа на своих боках.

(«Кафи», том 3, С. 411).

 

4. Шейх Муфид привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

Верующий поминает Своего Господа в молитве стоя, сидя или лёжа. Аллах говорит: «Тех, которые поминают Аллаха, стоя, сидя и на своих боках, и размышляют о сотворении небес и земли: «Господь наш! Не создал Ты этого попусту. Хвала Тебе! Защити же нас от наказания Огня».

(«Амали» Муфида, С. 310).

 

5. Шайбани привёл в «Нахдж уль-байан» от Имама Садыка (А):

Эти аяты в конце суры «Семейство Имрана» ниспосланы об Али (А) и группе из его сподвижников. Когда Аллах велел Пророку (С) совершить переселение (хиджру) в Медину после смерти его дяди Абу Талиба, Курайшиты сговорились напасть на него ночью, во время его сна на своей постели, и убить его, нанеся ему удары всей группой одновременно, так чтобы нельзя было узнать, кто стал его убийцей, и нельзя было отомстить ему. И Аллах велел ему оставить на своей постели сына его дяди Али ибн Аби Талиба (А), а самому выйти ночью в Медину.

Он сделал так, оставил Али (А) ночью на своей постели и велел ему потом перевезти его жён в Медину. Многобожники пришли в его дом, но нашли там Али (А) и вернулись разгневанными. Так Аллах сделал ложью их замыслы и клятвы.

Затем Али (А) сопровождал его семью и жён в Медину. Абу Суфьян узнал о его выезде в Медину и хотел вернуть его обратно. Он отправил за ним своего чёрного раба, который обладал большой силой и храбростью в битвах. Тот догнал его и сказал: «Не двигайтесь дальше ты и те, кто с тобой, пока мой господин не догонит вас!» Али сказал: «Горе тебе! Вернись к своему господину, пока я не убил тебя!» Тот не послушал. Тогда Али (А) обнажил свой меч и так ударил его, что голова отделилась от его тела. Али (А) продолжил свой путь с семьёй Пророка (С) и женщинами дальше, а Абу Суфьян достиг того места и обнаружил там тело своего раба.

Он продолжил погоню, пока не догнал их. Тогда он сказал: «О Али! Ты забрал дочерей нашего дяди, не спросив нашего разрешения, да ещё и убил нашего раба?!» Али (А) сказал: «Я забрал их с разрешения того, кто обладает разрешением. Уходи и занимайся своими делами!»

Однако он не ушёл, но весь день сражался с Али (А) и с теми, кто был с ним. Однако они не смогли взять верх над ним и вернулись ни с чем. Али (А) продолжил путь со своими сподвижниками, однако они были очень уставшими от битвы. Тогда он велел им остановиться и отдохнуть. Они остановились и стали читать намаз так, как могли, и, несмотря на своё состояние, поминали Аллаха до утра, славили и благодарили Его.

Затем они продолжили свой путь к Медине. Прежде их прибытия туда Джабраил снизошёл к Мухаммаду (С) и рассказал ему о том, что случилось, и прочитал последние аяты суры «Семейство Имрана». Когда Али (А) пришёл к Пророку (С), он сказал: «Аллах ниспослал о тебе и твоих сподвижниках аяты в Коране», — и прочитал ему эти аяты.

 

6. Шейх Муфид привёл в «Ихтисасе» в хадисе от Ибн Дааба о семидесяти достоинствах, которые имел Али (А), но не имели сподвижники:

Когда Курайшиты задумали убить Пророка (С), Али (А) остался на его постели и сказал ему: «Да будут твоей жертвой мои отец и мать! Я подчиняюсь Аллаху и Его Посланнику!» Так он остался на его постели, а Посланник Аллаха (С) отправился в Медину. Всю ночь Курайшиты наблюдали за домом, не подозревая, что там находится Али (А). Под утро они напали на него и сказали: «Ты обманывал нас всю эту ночь!» Они сломали ветви деревьев и стали избивать его ими, так что были готовы убить его, но он вырвался от них.

Посланник Аллаха (С), который находился в пещере, отправил ему сообщение: «Возьми с собой трёх верблюдов: один для меня, второй для Абу Бакра, а третий для проводника, и возьми с собой моих дочерей[1]».

Али (А) сделал это и нёс его дочерей на себе, прячась днём и выступая ночью. Он прошёл весь этот путь своими ногами, так что из них текла кровь. Посланник Аллаха (С) сказал: «Знаешь ли, что ниспослал о тебе Аллах?» И он рассказал ему о его награде, которая лучше всего ближнего мира до его конца. Он сказал: «О Али! О тебе ниспослано: “И ответил им Господь их: ‘Я не погублю деяний ни одного из ваших деятелей — ни мужчины, ни женщины’ˮ. Мужчины — это ты, а женщины — дочери Посланника Аллаха (С). И Он сказал: “А тем, которые выселились или были изгнаны из своих жилищ, и были подвергнуты страданиям на Моём пути, и сражались, и были убиты, — Я очищу их дурные деяния и введу их в сады, где внизу текут реки, — в награду от Аллаха, а у Аллаха — лучшая награда!ˮ»[2]

(«Ихтисас», С. 146).

 

7. Айаши привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«И нет у несправедливых помощников» — у них нет Имамов, которые зовут их по именам.

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 235).

 

8. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«Мы слышали взывающего, который звал к вере: “Уверуйте в Господа вашего!ˮ И мы уверовали» — это повелитель верующих Али (А): он услышал призыв с небес уверовать в Посланника Аллаха (С) — и он уверовал.

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 235).

 

9. Он также привёл, что повелитель верующих Али (А) сказал:

«В награду от Аллаха», «то, что у Аллаха, — лучше для праведных» — Посланник Аллаха (С) сказал: «Ты — награда, а твои сподвижники — праведные».

 («Тафсир» Айаши, том 1, С. 235).

 

10. Он также привёл от Мухаммада ибн Муслима, что Имам Бакир (А) сказал:

Смерть лучше для верующего, ибо Аллах говорит: «То, что у Аллаха, — лучше для праведных».

 («Тафсир» Айаши, том 1, С. 236).

 

11. Али ибн Ибрахим привёл:

«Мы слышали взывающего, который звал к вере: “Уверуйте в Господа вашего!ˮ И мы уверовали» — то есть Посланник Аллаха (С) призывал к вере. А потом Аллах упомянул повелителя верующих Али (А) и его сподвижников и сказал: «А тем, которые выселились или были изгнаны из своих жилищ» — то есть повелитель верующих (А), Салман и Абу Зарр, который был изгнан, и Аммар, который был подвергнут мучениям на пути Аллаха — «и были подвергнуты страданиям на Моём пути, и сражались, и были убиты, — Я очищу их дурные деяния и введу их в сады, где внизу текут реки, — в награду от Аллаха, а у Аллаха — лучшая награда». А потом Он сказал Своему Пророку (С): «Пусть не соблазняет тебя изворотливость тех, которые не уверовали, в странах: малое пользование, а потом убежище их — Геенна, и скверно это ложе». Что же касается Его слов: «Действительно, среди обладателей писания есть такие, что веруют в Аллаха и в то, что ниспослано вам и что ниспослано им, смиряясь пред Аллахом», — то они говорят о группе из числа иудеев и христиан, принявших Ислам. Из их числа — Наджаши и его товарищи[3].

 

[1] У Посланника Аллаха (С) была одна родная дочь — Фатима Захра (А). Остальные были его приёмными дочерьми, то есть дочерьми сестры Хадиджи, воспитанными в его доме.

[2] Это не значит, что у Али (А) были дурные деяния. Слова о «дурных деяниях» касаются тем, кто были с ним, а также тех, кто поступает по их примеру и по примеру Али (А). Аллах очистит их дурные деяния.

[3] Наджаши — правитель Эфиопии.

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.