Достоинства этой суры

1. Шейх Садук привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Кто читает суры «Развод» и «Запрещение» во время обязательного намаза — Аллах защитит его в Судный День от печали и страха, освободит от Огня и введёт в Рай, за то, что он читал эти суры и заучивал их, ибо обе они — для Пророка (С).

(«Савабу ль-амаль», С. 148).

2. Приведено в «Хавасу ль-куран», что Посланник Аллаха (С) сказал:

Тот, кто читает эту суру — Аллах дарует ему искреннее покаяние, и если её написать на чём-то, а потом смыть и этой водой побрызгать в доме, никто не будет в нём жить никогда, а если будет, зло не оставит его, пока он не покинет этот дом.

 

Аят 1

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِِ

يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ إِذَا طَلَّقْتُمُ النِّسَاء فَطَلِّقُوهُنَّ لِعِدَّتِهِنَّ وَأَحْصُوا الْعِدَّةَ وَاتَّقُوا اللَّهَ رَبَّكُمْ لَا تُخْرِجُوهُنَّ مِن بُيُوتِهِنَّ وَلَا يَخْرُجْنَ إِلَّا أَن يَأْتِينَ بِفَاحِشَةٍ مُّبَيِّنَةٍ وَتِلْكَ حُدُودُ اللَّهِ وَمَن يَتَعَدَّ حُدُودَ اللَّهِ فَقَدْ ظَلَمَ نَفْسَهُ لَا تَدْرِي لَعَلَّ اللَّهَ يُحْدِثُ بَعْدَ ذَلِكَ أَمْراً .1

 

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

1. О Пророк, когда вы даете развод женам, то разводитесь с ними в установленный для них срок, и отсчитывайте срок, и бойтесь Аллаха, Господа вашего! Не удаляйте их из домов, и пусть они не выходят, разве только если совершат явную мерзость. Таковы границы Аллаха; кто переходит границы Аллаха, тот обидел самого себя. Ты не знаешь, может быть, Аллах после этого решит иначе.

 

1. Али ибн Ибрахим Кумми сказал об этом аяте:

Аллах тут обращается к Пророку (С), но имеет в виду людей. И это — так, как сказал Имам Садык (А): «Коран был ниспослан намёками».

(«Тафсир» Кумми, том 2, С. 357).

 

2. Шейх Кулейни привёл от Зурары, что Имам Садык (А) сказал:

«Всякий развод (талак), который не будет на основе сунны или на основе идды, недействителен».

Зурара сказал: «Объясни мне, что такое развод на основе сунны и развод на основе идды».

Имам (А) сказал: «Развод на основе сунны: когда мужчина желает дать развод своей жене, он должен подождать до того времени, когда у неё начнутся месячные, и она очистится от них. Тогда он, не вступая с ней в половые отношения, даёт ей развод один раз в присутствии двух свидетелей и оставляет её, пока не пройдут ещё два месячных. Таким образом, проходят три месячных цикла, после чего она расстаётся с ним, и после этого к ней могут свататься другие мужчины, за которых она может выйти замуж, если захочет. И на нём лежит обязанность давать ей жильё и обеспечивать её расходы, пока не закончится срок идды, и в течение этого времени они могут наследовать друг другу.

А что касается развода на основании идды (срока), то Аллах сказал о нём: “Разводитесь с ними в установленный для них срок, и отсчитывайте срокˮ. Если мужчина желает дать жене развод на основании идды, он должен подождать до того времени, когда у неё начнутся месячные, и она очистится от них. Тогда он, не вступая с ней в половые отношения, даёт ей развод один раз в присутствии двух свидетелей. После этого он может вернуть её, если захочет, прежде наступления новых месячных. Для этого он приводит свидетелей и разделяет с ней ложе. Она остаётся с ним до новых месячных. А когда они прошли, он даёт ей другой развод, без совокупления с ней, и приводит для этого свидетелей. А потом он может опять вернуть её, когда захочет, прежде её следующих месячных. Он приводит свидетелей для этого и разделяет с ней ложе, и она остаётся с ним до третьих месячных. А когда закончатся её третьи месячные, он даёт ей третий развод, без совокупления с ней, и приводит для этого свидетелей. И когда он сделал это, она расстаётся с ним и становится запретной для него, пока не возьмёт другого мужа (и разведётся с ним)».

Зурара спросил: «А если у неё нет месячных?»

Он сказал: «Такой женщине дают развод на основании сунны».

(«Кафи», том 6, С. 65).

 

3. Абдуллах ибн Джафар Химьяри привёл, что к Имаму Садыку (А) пришёл человек и сказал: 

«Я дал развод своей жене три раза на одном месте (то есть сразу)».

Он сказал: «Это ничего не значит (то есть такой развод недействителен)». А потом сказал: «Разве ты не читал Книгу Аллаха: “О Пророк, когда вы даете развод женам, то разводитесь с ними в установленный для них срок, и отсчитывайте срок, и бойтесь Аллаха, Господа вашего! Не удаляйте их из домов, и пусть они не выходят, разве только если совершат явную мерзостьˮ? А потом сказал: “Ты не знаешь, может быть, Аллах после этого решит иначеˮ». Затем Имам (А) сказал: «Всё, что противоречит Книге Аллаха и Сунне, вернётся к Книге Аллаха и Сунне».

(«Курбу ль-иснад», С. 30).

 

4. Али ибн Ибрахим Кумми привёл, что Имам Бакир (А) сказал о словах Аллаха: «разводитесь с ними в установленный для них срок»:

Срок — это очищение от месячных. «И отсчитывайте срок» — то есть оставьте её (жену), пока не закончатся месячные. А когда закончатся её месячные, она очистится от них и совершит гусль — тогда дайте ей развод, без совокупления с ней, и приведите свидетелей развода. Потом, если желает, он может вернуть её, приведя свидетелей, что он вернул её. А если он желает снова дать ей развод, то должен подождать, пока закончатся её месячные, она очистится от них и совершит гусль — тогда он даёт ей развод второй раз, без совокупления с ней, и приводит на это свидетелей. Затем, если желает, он может дать ей развод в третий раз, после того, как она очистилась от месячных и сделала гусль. И такова сунна относительно развода. Не бывает развода, кроме как после её очищения от месячных, без совокупления с ней после этого. И всякий раз, когда он возвращает её, должен привести свидетелей. А если у неё нет месячных, должна ждать три месяца. Если же она беременна, то её срок заканчивается, когда она родит, и таково слово Аллаха: «А те из ваших жен, которые уже отчаялись в месячных — если вы сомневаетесь, то их срок — три месяца, как и для тех, у которых еще не было месячных» (65: 4). И их идда, таким образом, — три месяца. «А у которых беременность — их срок, чтобы они родили» (65: 4). А что касается Его слов: «А если они беременны, то расходуйте на них, пока они не родят. А если они выкармливают вам, то давайте им их плату и сговаривайтесь между собой с достоинством» - если женщина будет согласна, то она кормит ребёнка. А если мужчина не согласен, чтобы его ребёнок был у неё, то Аллах говорит: «А если вы затруднитесь, то пусть кормит его другая. Пусть расходует состоятельный из своего достатка; а у кого доля его размерена, пусть расходует из того, что дал ему Аллах» (65: 6-7).

 («Тафсир» Кумми, том 2, С. 357).

 

5. Шейх Кулейни привёл от Имама Резы, что он сказал об аяте: «Не удаляйте их из домов, и пусть они не выходят, разве только если совершат явную мерзость»:

То есть скверное обращение с семьёй мужа и плохое поведение жены.

 

6. От него же, что Мамун спросил Имама Резу (А) о словах Аллаха: «Не удаляйте их из домов, и пусть они не выходят, разве только если совершат явную мерзость». Он сказал:

То есть если она будет плохо обращаться с семьёй мужа и причинять им мучения. Тогда он имеет право удалить её из своего дома прежде чем закончится её идда.

 

7. От него же, что Имама Казыма (А) спросили о разводе. Он сказал:

Если мужчина даст жене развод без права возврата, то она в этот же момент становится свободна и предоставлена своему выбору. У него больше нет прав в отношении неё. После этого она проводит идду там, где желает, и он не должен содержать её.

У него спросили: «Разве Аллах не говорит: “Не удаляйте их из домов, и пусть они не выходятˮ?»

Он сказал: «Он имел в виду развод, совершаемый раз за разом, и это — та, которую нельзя удалять из дома, и она не должна выходить из дома, пока она не получит развод три раза. Когда же она получит развод в третий раз, уходит из дома мужа, и у неё нет после этого содержания от него. Та же женщина, которой муж даёт один развод, а потом оставляет её, должна провести идду в доме мужа, и он обязан предоставлять ей жильё и содержание, пока не закончится идда».

(«Кафи», том 6, С. 97).

 

8. Шейх Туси привёл, что Имам Садык (А) сказал о той, чей муж умер:

Она может выходить для хаджа и умры, но женщина, которая получает развод, не выходит. Аллах сказал: “и пусть они не выходятˮ — кроме тех случаев, когда она получает развод в поездке.

(«Тахзиб», том 5, С. 401).

 

9. Шейх Садук привёл, что Имама Садыка (А) спросили об аяте: «Не удаляйте их из домов, и пусть они не выходят, разве только если совершат явную мерзость»:

Кроме как если она совершит прелюбодеяние и получит наказание за это.

(«Факих», том 3, С. 322).

 

10. Али ибн Ибрахим Кумми пишет о значении этого аята:

Мужчине не разрешается удалять из своего дома жену, которой он дал развод и может вернуть её. И ей также не разрешено покидать его дом, «разве только если совершат явную мерзость». И значение «мерзости» — в том, что она совершит прелюбодеяние или воровство из дома мужа. К значению «мерзости» также относится наглость и брань в адрес мужа. Если она совершит что-то из этого, он имеет право удалить её из своего дома.

(«Тафсир» Кумми, том 2, С. 358).

 

11. Шейх Кулейни приводит от Зурары, что Имам Бакир (А) сказал:

Если человек, знающий в религии, разводится, то более любимо мною, чтобы он разводился разводом на основании сунны. О нём сказал Аллах: «Ты не знаешь, может быть, Аллах после этого решит иначе» — то есть после развода и завершения идды — женитьба на ней прежде другого мужчины.

А потом он сказал:

И как прекрасно и справедливо для них обоих, если он разведётся с ней разводом без совокупления при свидетелях, а потом оставит её, так что пройдёт срок в три месяца или три месячных цикла, а потом посватается к ней наряду с другими.

(«Кафи», том 6, С. 65).

 

12. От него же, что Имам Бакир (А) сказал:

Разведённая женщина украшает себя и умащает благовониями и одевает лучшую одежду, ибо Аллах говорит: «Ты не знаешь, может быть, Аллах после этого решит иначе» — то есть, быть может, муж вернёт её.

(«Кафи», том 6, С. 92).

 

13. От него же, что Имам Бакир (А) или Имам Садык (А) сказал о разведённой женщина:

Пусть проводит срок идды в доме мужа и показывает ему свою красоту — быть может, Аллах решит после этого иначе (то есть муж вернёт её).

(«Кафи», том 6, С. 91).

 

Аят 2-3

فَإِذَا بَلَغْنَ أَجَلَهُنَّ فَأَمْسِكُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ أَوْ فَارِقُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ وَأَشْهِدُوا ذَوَيْ عَدْلٍ مِّنكُمْ وَأَقِيمُوا الشَّهَادَةَ لِلَّهِ ذَلِكُمْ يُوعَظُ بِهِ مَن كَانَ يُؤْمِنُ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ وَمَن يَتَّقِ اللَّهَ يَجْعَل لَّهُ مَخْرَجاً .2

وَيَرْزُقْهُ مِنْ حَيْثُ لَا يَحْتَسِبُ وَمَن يَتَوَكَّلْ عَلَى اللَّهِ فَهُوَ حَسْبُهُ إِنَّ اللَّهَ بَالِغُ أَمْرِهِ قَدْ جَعَلَ اللَّهُ لِكُلِّ شَيْءٍ قَدْراً .3

 

2. А когда они дойдут до своего предела, то удерживайте их с достоинством или разлучайтесь с ними с достоинством. И возьмите свидетельство двух справедливых среди вас и установите свидетельство пред Аллахом. Этим увещается тот, кто верует в Аллаха и в последний День. А кто боится Аллаха, тому устроит Он исход

3. и даст ему пропитание, откуда он и не рассчитывает. Кто полагается на Аллаха, для того Он достаточен. Ведь Аллах совершает Свое дело; установил Аллах для каждой вещи меру.

 

1. Али ибн Ибрахим Кумми сказал об аяте: «А когда они дойдут до своего предела, то удерживайте их с достоинством или разлучайтесь с ними с достоинством»:

То есть когда закончится идда женщины, он должен или вернуть её, или расстаться с ней, дать ей развод и наделить её — богатый в меру возможности и бедный в меру возможности.

(«Тафсир» Кумми, том 2, С. 358).

 

2. Шейх Кулейни передал, что у Имама Резы (А) спросили о мужчине, который дал развод женщине после совокупления с ней. Он сказал:

«Этот развод недействителен».

У него спросили: «Каков же развод на основании сунны?»

Имам (А) сказал: «Он даёт ей развод после того как она очистилась от месячных, не совокупляясь с ней (после месячных) и приведя двух справедливых свидетелей. Так сказал Аллах в Своей Книге. А если он сделает иначе, пусть обратится к Книге Аллаха».

У него спросили: «А если он сделает так, но свидетелями будут один мужчина и две женщины?»

Он сказал: «Не разрешается свидетельство женщин при разводе».

У него спросили: «А если свидетелями будут два насибита?»

Он сказал: «Всякий, кто родился на фитре, может свидетельствовать при разводе, если известно благо от него (то есть если не известно какое-либо нечестие и разврат от него)».

(«Кафи», том 6, С. 67).

 

3. Он же приводит от Имама Бакира (А) от Посланника Аллаха (С):

«Всякий, кто утаит свидетельство или даст ложное свидетельство для пролития крови мусульманина или изъятия его имущества, придёт в Судный День с мраком на лице, который будет протягиваться настолько, насколько хватит взора. И на лице его будут знаки, по которым узнают его все творения.

И всякий, кто принесёт истинное свидетельство, чтобы защитить тем самым право мусульманина, придёт в Судный День со светом на лице, который будет протягиваться настолько, насколько хватит взора, и ангелы узнают его».

И Имам Бакир (А) сказал: «Разве ты не видел слово Аллаха: “и установите свидетельство пред Аллахомˮ?».

(«Кафи», том 7, С. 380).

 

4. Он же приводит, что Имам Садык (А) сказал о словах Аллаха: «А кто боится Аллаха, тому устроит Он исход и даст ему пропитание, откуда он и не рассчитывает»:

Это — наши угнетённые шииты. Они не могут совершить путешествие, чтобы достигнуть нас и услышать наши слова, но они слушают хадисы от нас и обретают наше знание. А некоторые из них отправляются в путешествие к нам, тратят своё имущество и утомляют свои тела, чтобы научиться нашим хадисам и передать их тем шиитам, которые не могут приехать к нам. Это — те, кому Аллах устроит исход и даст им пропитание, откуда они и не рассчитывают.

(«Кафи», том 8, С. 178).

 

5. Он же приводит, что Имам Садык (А) сказал:

Аллах даёт пропитание верующим, откуда они и не рассчитывают, и это потому, что когда раб не знает, откуда придёт к нему пропитание, увеличивает свои мольбы к Аллаху.

(«Кафи», том 5, С. 84).

 

6. Он же приводит, что Имам Казым (А) сказал о словах Аллаха: «Кто полагается на Аллаха, для того Он достаточен»:

Полагание на Аллаха имеет степени. Из них — полагание на Аллаха во всех делах и довольство всем, что Он предписал тебе, зная, что Он не обделит тебя благом и милостью и что решение во всём принадлежит Ему. Так полагайся же на Аллаха, переложив всё это на Него и уверовав в Него во всём этом и в том, что кроме этого.

(«Кафи», том 2, С. 53).

 

7. Он же приводит, что Имам Садык (А) сказал:

«Тот, кому даны три вещи, не будет обделён в трёх вещах. Тот, кому даны мольбы, не будет обделён в ответе на них. Тот, кому дана благодарность, не будет обделён в добавлении (благ). И тот, кому дано полагание на Аллаха, не будет обделён в достаточности (Аллаха для него)».

А потом он сказал: «Разве ты не читал слова Аллаха: “Кто полагается на Аллаха, для того Он достаточенˮ, и слова Аллаха: “Если будете благодарны, Я умножу вамˮ (14: 7), и слова Аллаха: “Взывайте ко Мне, и Я отвечу вамˮ (40: 60)?».

(«Кафи», том 1, С. 53).

 

8. Он же приводит, что Имам Садык (А) сказал Али ибн Абдульазизу:

«Что сделал Умар ибн Муслим?».

Он сказал: «Оставил торговлю и занялся только поклонением».

Имам (А) сказал: «Горе ему! Разве он не знает, что тот, кто не ищет — тому ничего и не дастся? Некоторые из сподвижников Посланника Аллаха (С), когда был ниспослан аят: “А кто боится Аллаха, тому устроит Он исход и даст ему пропитание, откуда он и не рассчитываетˮ, заперлись у себя в домах и занялись одним лишь поклонением, сказав: “Больше нам ничего не нужноˮ. Это дошло до Посланника Аллаха (С), и он послал к ним спросить: “Что заставило вас поступить так?ˮ. Они сказали: “О Посланник Аллаха! Аллах обеспечит нам пропитание, а потому мы решили целиком посвятить себя поклонениюˮ. Он сказал: “Тот, кто делает так — не получит ответа на свои мольбы (о пропитании). Вы должны искать его (то есть действовать для нахождения пропитания, и только тогда Аллах даст вам его)ˮ».

(«Кафи», том 5, С. 84).

 

9. Али ибн Ибрахим Кумми привёл, что Имам Садык (А) сказал об аяте: «А кто боится Аллаха, тому устроит Он исход и даст ему пропитание, откуда он и не рассчитывает»:

То есть в ближнем мире.

(«Тафсир» Кумми, том 2, С. 358).

 

Аят 4

وَاللَّائِي يَئِسْنَ مِنَ الْمَحِيضِ مِن نِّسَائِكُمْ إِنِ ارْتَبْتُمْ فَعِدَّتُهُنَّ ثَلَاثَةُ أَشْهُرٍ وَاللَّائِي لَمْ يَحِضْنَ وَأُوْلَاتُ الْأَحْمَالِ أَجَلُهُنَّ أَن يَضَعْنَ حَمْلَهُنَّ وَمَن يَتَّقِ اللَّهَ يَجْعَل لَّهُ مِنْ أَمْرِهِ يُسْراً .4

4. А те из ваших жен, которые уже отчаялись в месячных — если вы сомневаетесь, то их срок — три месяца, как и для тех, у которых еще не было месячных; а у которых беременность — их срок, чтобы они сложили свою ношу. Кто боится Аллаха, тому Он устроит в Своём деле лёгкость.

 

1. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Идда женщины, у которой нет месячных, или женщины, которая не очищается после месячных, — три месяца, а идда женщины, которая имеет постоянные месячные — три месячных цикла.

И у него спросили о значении слов Аллаха «если вы сомневаетесь». Он сказал:

Сомнение — в случае, если цикл длится больше месяца. Тогда она должна держать идду в течение трёх месяцев, оставив счёт по месячным. А то, что было в месяц, не выходя за пределы трёх месячных, составляет идду в три месячных цикла.

(«Кафи», том 6, С. 100).

 

2. Он также привёл, что Имама Садыка (А) спросили о словах Аллаха: «Если вы сомневаетесь». Он сказал:

То, что превышает месяц — сомнение.

(«Кафи», том 3, С. 75).

 

3. Он также привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

Срок (идды) беременной женщины — до тех пор, пока она не родит, и мужчина обязан содержать её до этого времени.

 

Аяты 6-7

أَسْكِنُوهُنَّ مِنْ حَيْثُ سَكَنتُم مِّن وُجْدِكُمْ وَلَا تُضَارُّوهُنَّ لِتُضَيِّقُوا عَلَيْهِنَّ وَإِن كُنَّ أُولَاتِ حَمْلٍ فَأَنفِقُوا عَلَيْهِنَّ حَتَّى يَضَعْنَ حَمْلَهُنَّ فَإِنْ أَرْضَعْنَ لَكُمْ فَآتُوهُنَّ أُجُورَهُنَّ وَأْتَمِرُوا بَيْنَكُم بِمَعْرُوفٍ وَإِن تَعَاسَرْتُمْ فَسَتُرْضِعُ لَهُ أُخْرَى .6

7. لِيُنفِقْ ذُو سَعَةٍ مِّن سَعَتِهِ وَمَن قُدِرَ عَلَيْهِ رِزْقُهُ فَلْيُنفِقْ مِمَّا آتَاهُ اللَّهُ لَا يُكَلِّفُ اللَّهُ نَفْساً إِلَّا مَا آتَاهَا سَيَجْعَلُ اللَّهُ بَعْدَ عُسْرٍ يُسْراً

 

6. Поселяйте их там, где вы сами поселились по вашему достатку: не делайте им неприятного, чтобы утеснить их. А если они беременны, то расходуйте на них, пока они не сложат своей ноши. А если они выкармливают вам, то давайте им их плату и сговаривайтесь между собой с достоинством. А если вы затруднитесь, то пусть кормит его другая.

7. Пусть расходует состоятельный из своего достатка; а у кого доля его размерена, пусть расходует из того, что дал ему Аллах. Аллах не возлагает на душу ничего, кроме того, что Он дал ей. Аллах устроит после тяготы облегчение.

 

1. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Если мужчина решит развестись с беременной женой, то он должен содержать её, пока не закончится её беременность, и не притеснять её, обделяя содержанием. А если он найдёт кормилицу, плата за которую будет меньше, и его жена согласится на эту плату, то лучше ей кормить своего ребёнка самой.

(«Кафи», том 6, С. 103).

 

2. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Мужчина не должен причинять страдания своей жене, когда он развёлся с ней, ограничивая её содержание, так чтобы она сама ушла от него прежде завершения срока идды. Аллах запретил это, сказав: «Не делайте им неприятного, чтобы утеснить их».

(«Кафи», том 6, С. 123).

 

3. Али ибн Ибрахим Кумми привёл, что Имам Садык (А) сказал о словах Аллаха: «А у кого доля его размерена, пусть расходует из того, что дал ему Аллах»:

Мужчина должен расходовать на женщину в той степени, чтобы она могла укрыть своё тело одеждой. А если нет, то они расстаются.

(«Тафсир» Кумми, том 2, С. 359).

 

4. Шейх Садук привёл, что Имам Садык (А) сказал о словах Аллаха: «А у кого доля его размерена, пусть расходует из того, что дал ему Аллах»:

Он должен расходовать на женщину в той степени, чтобы она могла укрыть своё тело одеждой. А если нет, то они расстаются.

(«Факих», том 3, С. 279).

 

5. Шейх Кулейни привёл, что у Имама Казыма (А) спросили:

«Если у женщины, которой муж дал развод, произойдёт выкидыш или родится недоношенный ребёнок?»

Он сказал: «Что бы ни произошло — её идда закончится, когда завершится беременность».

(«Кафи», том 6, С. 82).

 

6. Он также привёл, что у Имама Садыка (А) спросили о разводе, данном женщине, когда она была беременной двумя детьми, а потом родила одного, а второй остался в её животе. Он сказал:

Пока в её животе остаётся второй ребёнок, она не может выйти замуж.

(«Кафи», том 6, С. 82).

 

Аяты 8-11

وَكَأَيِّن مِّن قَرْيَةٍ عَتَتْ عَنْ أَمْرِ رَبِّهَا وَرُسُلِهِ فَحَاسَبْنَاهَا حِسَاباً شَدِيداً وَعَذَّبْنَاهَا عَذَاباً نُّكْراً .8

فَذَاقَتْ وَبَالَ أَمْرِهَا وَكَانَ عَاقِبَةُ أَمْرِهَا خُسْراً .9

أَعَدَّ اللَّهُ لَهُمْ عَذَاباً شَدِيداً فَاتَّقُوا اللَّهَ يَا أُوْلِي الْأَلْبَابِ الَّذِينَ آمَنُوا قَدْ أَنزَلَ اللَّهُ إِلَيْكُمْ ذِكْراً .10

رَّسُولاً يَتْلُو عَلَيْكُمْ آيَاتِ اللَّهِ مُبَيِّنَاتٍ لِّيُخْرِجَ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ مِنَ الظُّلُمَاتِ إِلَى النُّورِ وَمَن يُؤْمِن بِاللَّهِ وَيَعْمَلْ صَالِحاً يُدْخِلْهُ جَنَّاتٍ تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الْأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَداً قَدْ أَحْسَنَ اللَّهُ لَهُ رِزْقاً .11

اللَّهُ الَّذِي خَلَقَ سَبْعَ سَمَاوَاتٍ وَمِنَ الْأَرْضِ مِثْلَهُنَّ يَتَنَزَّلُ الْأَمْرُ بَيْنَهُنَّ لِتَعْلَمُوا أَنَّ

 

8. Сколько поселений возгордилось над приказом их Господа и Его посланников; и Мы рассчитались с ними сильным расчётом и наказали их тягостным наказанием.

9. И вкусили они вред своих дел, и последствия их дел оказались убытком.  

10. Уготовал им Аллах наказание сильное. Бойтесь же Аллаха, обладающие умом, — которые уверовали! Аллах низвёл вам напоминание — 

11. Пророка, который читает вам знамения Аллаха разъясненными, чтобы вывести тех, которые уверовали и творили благие дела, из мрака к свету. Кто верует в Аллаха и делает благое, того Он введет в сады, где внизу текут реки, — вечно пребывающими там. Аллах прекрасно дал ему удел.

 

1. Шейх Садук привёл, что Имам Реза (А) сказал на собрании Мамуна:

«Напоминание» – это Посланник Аллаха (С) и мы, люди его Дома. И Он разъяснил это в Своей Книге, в суре «Развод»: «Бойтесь же Аллаха, обладающие умом, — которые уверовали! Аллах низвел вам напоминание — Пророка, который читает вам знамения Аллаха ясные».

И вот, «напоминание» – это Посланник Аллаха (С) и мы, его Семейство.

 

2. Ибн Шахр Ашуб привёл от Ибн Аббаса о словах Аллаха: «напоминание — Пророка...»:

Пророк (С) — напоминание об Аллахе, а Али (А) — напоминание о Мухаммаде (С), как сказал Аллах: «Он — напоминание о тебе и о твоём народе» (43: 44).

 

Аят 12

اللَّهُ الَّذِي خَلَقَ سَبْعَ سَمَاوَاتٍ وَمِنَ الْأَرْضِ مِثْلَهُنَّ يَتَنَزَّلُ الْأَمْرُ بَيْنَهُنَّ لِتَعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ وَأَنَّ اللَّهَ قَدْ أَحَاطَ بِكُلِّ شَيْءٍ عِلْماً

12. Аллах — Тот, Кто сотворил семь небес и из земли столько же. Нисходит повеление между ними, чтобы вы знали, что Аллах над всем мощен и что Аллах всё объемлет знанием.

 

1. Шейх Садук привёл от Имама Хусейна, что он сказал:

Мой отец повелитель верующих (А) был в мечети Куфы, когда к нему подошёл человек из Сирии и сказал: «О повелитель верущих! Я хочу спросить тебя о некоторых вещах». Он сказал: «Спрашивай ради понимания, а не ради издёвки».

Все люди установили свои взоры на них.

Сириец сказал: «Поведай мне, что было первым творением Аллаха?»

Имам (А) сказал: «Первым Его творением был свет».

— А из чего сотворены небеса?

— Из испарений воды.

— Из чего сотворена земля?

— Из пены воды.

— Из чего сотворены горы?

— Из волн.

— Почему Мекка названа «матерью селений» (умму ль-кура)?

— Потому что земля была расширена из-под неё.

— Как называются семь небес и каков их цвет?

— Имя ближнего неба – Рафиа, и оно состоит из воды и пара. Имя второго неба – Файдум, и оно цвета меди. Имя третьего неба – Марум, и цвет его – цвет латуни. Имя четвёртого неба – Арфулун, и цвет его серебряный. Имя пятого неба – Хайун, и цвет его золотой. Имя шестого неба – Арус, и оно изумрудного цвета. Имя же седьмого неба – Аджма, и оно – белая жемчужина.

(«Уйун ахбар реза», том 1, С. 218).

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.