В суре «Корова», аяты 35-36, читаем:

И Мы сказали: «О Адам! Поселись ты и твоя жена в раю и питайтесь оттуда на удовольствие, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, чтобы не оказаться из угнетателей».  

И заставил их сатана споткнуться о него и вывел их оттуда, где они были. И Мы сказали: «Низвергнитесь, (будучи) врагами друг другу! Для вас на земле место пребывания и пользование до времени».

 

1. Шейх Садук передал от Хасана ибн Бассама:

Я спросил у Имама Садыка (А) о саде (рае) Адама: «Где он был?»

Он сказал: «Сад Адама был в ближнем мире: над ним восходили солнце и луна. А если бы это был сад будущего мира, он не вышел бы оттуда никогда».

(«Илалу шараи», С. 325).

 

Примечание переводчика: В арабском языке слово «джаннат» означает одновременно «рай» и «сад».

Наиболее вероятная версия того, где был джаннат Адама — это то, что он был в Раю барзаха.

 

2. Али ибн Ибрахим Кумми привёл:

У Имама Садыка (А) спросили о саде (рае) Адама: «Он был в ближнем мире или в будущем?». Он сказал: «Сад Адама был в ближнем мире: над ним восходили солнце и луна. А если бы это был сад будущего мира, он не вышел бы оттуда никогда». А потом сказал: «После того как Аллах поселил его в саду (раю), и он по своему неведению приблизился к дереву, Аллах вывел его оттуда, ибо он был сотворён так, что должен быть жить по повелению и запрещению, через пищу и одежду, дом и соединение с женщиной, и отличать своё благо от своего зла только через законы шариата. И вот пришёл к нему Иблис и сказал: “Если вы (ты и Ева) съедите от этого дерева, от которого запретил вам вкушать Аллах, то станете двумя ангелами и останетесь в раю навечно. А если вы не станете есть от него, Аллах изгонит вас из раяˮ. И он поклялся им, что он для них — добрый советник: “Запретил вам ваш Господь это дерево только потому, чтобы вы не оказались ангелами или не стали вечнымиˮ. И заклял он их: “Поистине, я для вас — добрый советникˮ (7: 20-21). И Адам послушал его, и они оба съели от этого дерева, и “явилась пред ними их мерзость, и стали они шить для себя райские листья. И воззвал к ним их Господь: ‘Разве Я не запрещал вам это дерево и не говорил вам, что сатана для вас — ясный враг?’ Они сказали: ‘Господи наш! Мы обидели самих себя, и, если Ты не простишь нам и не помилуешь нас, мы окажемся потерпевшими убыток’ˮ (7: 22).

И Аллах сказал им: “Низвергнитесь, (будучи) врагами друг другу! Для вас на земле место пребывания и пользование до времениˮ — до Судного Дня. И Адам спустился на Сафу, и она названа “Сафойˮ, потому что избранный (сафва) Аллаха спустился на неё. А Ева спустилась на Марву, и она названа “Марвойˮ, потому что женщина (имра) спустилась на ней. И Адам сорок дней совершал земной поклон (саджду) и плакал по раю. Тогда пришёл к нему Джабраил и сказал: “О Адам! Разве Аллах не сотворил тебя Своей дланью, не вдохнул в тебя от Своего духа и не велел ангелам поклониться тебе?ˮ. Он сказал: “Даˮ. Джабраил сказал: “Разве Аллах не велел тебе не есть от того дерева? Почему же ты ослушался Его?ˮ. Адам сказал: “О Джабраил! Иблис поклялся мне Аллахом, что он для меня — благой советник. И не думал я, что может быть творение Аллаха, которое станет клясться Аллахом ложноˮ».

(«Тафсир» Кумми, том 1, С. 53).

 

3. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Муса (А) попросил Аллаха, чтобы он дал ему встретиться с Адамом. И Аллах дал ему встретиться с ним. Муса (А) спросил его: «О отец! Разве Аллах не сотворил тебя Своей дланью, не вдохнул в тебя от Своего духа и не велел ангелам поклониться тебе? И разве Он не велел тебе не есть от того дерева? Почему же ты ослушался его?». Адам сказал: «О Муса! За сколько лет до моего сотворения ты нашёл мою ошибку в Торе?». Он сказал: «За тридцать тысяч лет». Адам сказал: «Это так».

Имам Садык (А) сказал: «И Адам победил Мусу доводами».

(«Тафсир» Кумми, том 1, С. 54).

 

4. Имам Аскари (А) передал, что Посланник Аллаха (С) сказал:

После того как Аллах разъяснил ангелам достоинства избранных из уммы Мухаммада (С), Али (А), его преемников и шиитов и такую их близость к любви Господа, которой нет у ангелов, Он сказал: «А потому поклонитесь Адаму. Ибо он вмещает в себя свет этих превосходных творений». И не был поклон ангелов (посвящен самому) Адаму, но Адам был для них киблой, через которую они поклонились Аллаху. Не подобает поклоняться кому-либо, кроме Аллаха, почитая его поклоном, как почитают Аллаха. И если бы можно было велеть совершить поклон кому-то, помимо Аллаха, то я велел бы нашим шиитам совершить поклон перед теми, кто выступает посредниками в наших знаниях (доносит до них наши знания).

Иблис ослушался Аллаха и погиб, и ослушание его состояло в том, что он превознёсся над Адамом. Адам же совершил ослушание через то, что он съел от дерева, однако не погиб, ибо он не превознёсся над Мухаммадом и его пречистым семейством. И Аллах сказал ему: «О Адам! Иблис ослушался Меня о тебе и превознёсся над тобой. А если бы он подчинился Моему повелению относительно тебя и почтил Моё величие, он преуспел бы — так же как ты преуспел, хотя ты и съел от дерева. И через смирение перед Мухаммадом и родом Мухаммада ты достиг успеха, и были убраны от тебя срам и унижения. Так проси же Меня об этом через Мухаммада и его род!»

И он попросил Его через нас и через нас достиг успеха.

(«Тафсир» Имама Аскари, С. 385).

 

5. Шейх Кулейни передал от Мухаммада ибн Муслима:

«Я спросил у Имама Садыка (А), какие деяния лучше у Аллаха?»

Он сказал: «После познания Аллаха и Посланника Аллаха (С) нет деяния лучше, чем презрение к ближнему миру. И у этого есть виды, как у ослушания есть виды. Первое, посредством чего ослушались Аллаха, была гордыня, и это — ослушание Иблиса, когда он отверг и возгордился и стал неверным (кафир).

Второе же, посредством чего ослушались Аллахом, была алчность (неуёмное желание), и это — ослушание Адама и Евы. Аллах сказал им: “О Адам! Поселись ты и твоя жена в раю и питайтесь оттуда на удовольствие, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, чтобы не оказаться из угнетателейˮ. И они взяли то, к чему у них обоих не было нужды, и это вошло в их потомство до Судного Дня, ибо большая часто того, к чему стремятся потомки Адама, — это то, в чем у них нет нужды (потребности).

Третье же ослушание произошло посредством зависти, и это — ослушание сына Адама (Каина), который стал завидовать своему брату и убил его.

И отсюда пошла любовь к женщинам, любовь к ближнему миру, любовь к власти, любовь к комфорту, любовь к разговорам, любовь к превосходству и богатству. И так они стали семью качествами, которые объединились в любви к ближнему миру. Пророки и знающие сказали на основании знания: “Любовь к ближнему миру — основа всякого грехаˮ. И ближний мир (дунья) бывает двух видов — достигающий ближний мир и проклятый ближний мир»[2].

(«Кафи», том 2, С. 239).

 

Примечание переводчика: «Дунья балаг» — необычное выражение, которое мы перевели как «достигающий ближний мир». Насколько можно судить, речь тут идёт о том, что дунья является ступенью к достижению Рая.

 

6. Шейх Садук привёл, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Адам и Ева пробыли в раю (саду) до своего изгнания оттуда семь часов из дней этого мира, пока Аллах не низвёл их на землю в тот же день.

(«Хисаль», С. 396).

 

7. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал:

(Бывает так, что) Аллах велит что-то и не желает, чтобы это было, и желает что-то, но не велит к этому. Он велел Иблису поклониться Адаму и желал, чтобы тот не сделал этого. И Он запретил Адаму есть от древа, но желал, чтобы он съел от него, а если бы не желал, то он и не съел бы от него.

(«Кафи», том 1, С. 117).

 

8. Шейх Садук передал, что Абдусалям ибн Салих Харави спросил у Имама Резы (А):

«О сын Посланника Аллаха, расскажи мне о дереве, от которого вкусили Адам и Ева? Люди разошлись об этом, и некоторые говорят, что это была пшеница, другие — виноград, а третьи передают, что это было древо зависти».

Имам Реза (А) сказал: «Всё это верно».

Он спросил: «Каким же образом они сходятся, если это разные вещи?»

Имам (А) сказал: «О Абу Сальт! Райское древо имеет различные плоды, и это было древо пшеницы, на котором был виноград, и оно не таково, как деревья этого мира. Когда же Аллах почтил Адама земным поклоном ангелов ему и тем, что Он ввёл его в Рай, сказал в своей душе: “Сотворил ли Аллах человека лучше меня?ˮ

Аллах же знал, что он думает, и воззвал к нему: “О Адам! Подними свою голову и взгляни на подножье Тронаˮ. Тогда Адам поднял голову, взглянул на подножие Трона и увидел, что там написано: “Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад — Посланник Аллаха, Али ибн Аби Талиб — повелитель верующих, его жена Фатима — госпожа женщин миров, Хасан и Хусейн — господа юношей Раяˮ.

Тогда Адам спросил: “О Господь мой! Кто они?ˮ

Аллах сказал: “Они — из твоего потомства, и они — лучше тебя и всех творений, и если бы не они, Я не сотворил бы тебя, и не сотворил бы Рай, Ад, небеса и землю. Берегись того, чтобы взглянуть на них с завистью, дабы Я не вывел тебя из моего Раяˮ.

Но он взглянул на них с завистью и пожелал их положения, и возобладал над ним шайтан, так что он вкусил от того дерева, которое было для него запретно, и он возобладал над Евой из-за того, что она взглянула на Фатиму (А) с завистью, так что она вкусила от того дерева, которое было для неё запретно, как и Адам. И Аллах вывел их из Своего Рая и низвёл их на землю».

(«Уйун ахбар ар-реза», том 1, С. 355).

 

9. Передал Ата от Имама Бакира (А) от его отцов (А), что Посланник Аллаха (С) сказал:

Адам и Ева пробыли в раю (саду) до своего изгнания оттуда семь часов из дней этого мира, пока Аллах не низвёл их на землю в тот же день.

И тогда Адам обратился к своему Господу и сказал: «О мой Господь! Было ли так, что Ты определил мне этот грех прежде чем сотворил меня, и всё другое, что я совершаю, или же я совершил его, прежде чем Ты определил это мне, и было это от меня, а не от Тебя?»

Аллах сказал: «О Адам! Я сотворил тебя и сообщил тебе, что поселю тебя и твою супругу в раю, и по Моей милости и по тому, что Я даровал тебе из силы, ты был способен совершить неподчинение Мне. Ты не исчезал из Моего взора и никогда не избегали твои действия Моего знания о тебе».

Адам сказал: «О мой Господь! У Тебя есть довод против меня».

Аллах сказал: «О Адам! Я велел ангелам поклониться тебе, возвысил твоё имя на небесах, даровал тебе Мою милость, поселил тебя в Моём раю, и Я не делал это кроме как по Моему довольству тобою. Я испытал тебя этим, однако ты не совершал то, что сделало бы тебя достойным того, что я даровал тебе».

Адам сказал: «О мой Господь! Добро — от Тебя, а зло — от меня».

Аллах сказал: «Я — Аллах Щедрый, сотворил добро прежде зла и сотворил Мою милостью прежде Моего гнева, и Мои доводы предшествуют Моему наказанию. О Адам! Разве Я не запретил тебе это дерево и не сообщил тебе, что шайтан — явный враг тебе и твоей жене? Я предупредил вас прежде, чем вы направились к Моему раю, и я известил вас, что если вы съедите от этого дерева, то причините угнетение самим себе и совершите неподчинение Мне. О Адам, не может быть в Моём раю тот, кто совершил угнетение и неподчинение!»

Адам сказал: «Да, о Господь мой! У Тебя довод надо мной. Мы совершили угнетение самим себе и неподчинение Тебе, и если Ты не простишь нас и не помилуешь нас, мы будем из числа потерпевших убыток».

И когда они признались перед Своим Господом в своём грехе, и что у Аллаха есть довод над ними, постигла их милость Милостивого и Милосердного, и Он простил их; поистине, Он — Прощающий, Милостивый. И сказал Аллах: «О Адам! Сойди ты и твоя жена на землю, и если вы будете совершать праведные деяния, Я сделаю вас праведными, и если вы будете страшиться Меня, Я защищу вас от Своего гнева».

И заплакали они и сказали: «О Господь наш! Помоги нам в том, что приносит нам пользу, и в деяниях, которыми Ты доволен!»

Аллах сказал: «Если вы совершите зло, то обратитесь ко Мне с покаянием, и Я приму ваше покаяние, ибо Я — Аллах, Прощающий, Милостивый!»

Они сказали: «Низведи же нас на самое любимое Тобою место на земле!»

И тогда Аллах внушил Джабраилу, чтобы он низвёл их на благословенное место Мекки. И он спустился с ними и оставил Адама на Сафе, а Еву — на Марве. Они встали, подняли свои головы к небу и громко заплакали. И тогда услышали глас от Аллаха: «Что заставило вас плакать, если Я стал доволен вами?»

Они сказали: «О наш Господь! Заставила нас плакать наша ошибка, которая извела нас из близости возле Тебя! И мы не слышим больше, как ангелы освящают Тебя, и проявились для нас наши срамные места, и наш грех вынудил нас обитать на земле, есть её пищу и пить её воду, и нас объял сильный страх из-за расставания с Тобой!»

И смилостивился над ними Милостивый и Милосердный и внушил Джабраилу: «Я — Аллах, Милостивый, Милосердный, и Я помиловал Адама и Еву, когда они пожаловались мне. Низведи же на них шатёр из шатров рая, утешь их от Меня по их расставанию с раем, соедини их в шатре и установи его на месте между горами Мекки!»

И это место было местом Дома (Каабы) и его основанием, которое установили ангелы прежде этого. И Джабраил установил шатёр на месте основания Дома и пришёл с Адамом с Сафы и Евой с Марвы и соединил между ними в шатре. И столп этого шатра был из красного рубина, чей свет озарял горы Мекки и то, что вокруг неё. И Аллах сделал место, куда распространялся свет, местом Запретной мечети, из-за запретности (святости) шатра и его столпа, ибо они были из рая. И потому Аллах сделал добрые дела в Запретной мечети удвоенными и злые удвоенными. Веревки же шатра и их колья были расположены вокруг Запретной мечети, и колья эти были из райских ветвей, а верёвки — из их сплетений.

И Аллах внушил Джабраилу: «Низведи на шатёр семьдесят тысяч ангелов, которые будут охранять их от зла джиннов, сопутствовать им и вращаться (совершать таваф) вокруг шатра ради возвеличивания его и Дома». И спустились ангелы, и скопились вокруг шатра, охраняя его от зла шайтанов и совершая обход вокруг основания Дома и шатра днём и ночью, как они совершали обход вокруг Дома обитаемого (бейт ма‘мур). И Запретный Дом на земле — основание и начало Дома обитаемого на небе.

А затем Аллах внушил Джабраилу: «Спустись к Адаму и Еве и перенеси их от основания Дома в другое место, ибо Я хочу отправить ангелов, чтобы они возвели основы Дома для Моих ангелов и для потомков Адама».

Тогда Джабраил спустился и перенёс Адама, Еву и шатёр от места основания Дома, и поместил Адама на Сафе, а Еву на Марве, а шатёр вознёс на небеса. И сказали Адам и Ева: «О Джабраил! Из-за гнева Аллаха ты перенёс нас на другое место и разделил между нами, или из-за Его довольства?». Он сказал: «Это не было из-за гнева Аллаха на вас, однако Аллах не будет спрошен о том, что совершает. О Адам! Те семьдесят тысяч ангелов, которых Аллах ниспослал на землю, чтобы они сопутствовали тебе и совершали обход вокруг основания Дома и шатра, попросили Аллаха, чтобы Он построил для них на месте шатра Дом на этом же месте, где начинается основание Дома обитаемого, дабы они совершали обход вокруг него, как раньше они совершали обход вокруг Дома обитаемого». И Адам сказал: «Мы довольны решением Аллаха и Его определением!»

И так оставались Адам на Сафе, а Ева на Марве, пока не охватил Адама страх и сильная тоска по Еве. И он спустился с Сафы, направляясь к Марве. Между Сафой и Марвой была долина. Он миновал её, подошёл к Марве и поприветствовал Еву, а потом они оба пошли к месту Дома и смотрели на то, как он возводится. Затем Адам отправился на Сафу, встал на ней, обратил своё лицо к Дому и прочитал молитву к Аллаху. И он снова затосковал по Еве, спустился с Сафы, направляясь к Марве, и сделал то, что сделал в первый раз. А затем повторил это в третий раз и взмолился к Аллаху, чтобы Он соединил между ним и его женой Евой. Итак, Адам трижды приходил на Марву и трижды возвращался на Сафу. И когда они воззвали к Аллаху, чтобы Он соединил между ними, и заплакали, Он ответил им, и было это при заходе солнца.

Джабраил пришёл к Адаму, когда он стоял на Сафе, взывая к Аллаху, обратившись лицом к Дому, и сказал ему: «О Адам! Спустись с Сафы и иди к Еве!». И он пошёл к Марве, поднялся на неё и сообщил Еве о том, о чем известил его Джабраил. И возрадовались они радостью великой и благодарили Аллаха и прославляли Его.

А потому возникла сунна о том, чтобы бежать между Сафой и Марвой, и потому сказал Аллах: «Сафа и Марва — из обрядов Аллаха; и кто паломничает к Дому или совершает умру, — нет греха на нем, что он обойдет кругом обоих» (2: 158).

Потом Джабраил пришёл к ним и низвёл их с Марвы и известил их о том, что Аллах отправил ангелов, и они возвели Запретный Дом из камня Сафы, камня Марвы, камня горы Синай и камня горы Салам, что позади Куфы. И Аллах велел Джабраилу закончить его, и Джабраил поднял эти четыре камня своими крыльями и положил туда, куда велел Аллах, создав опоры Дома. Затем же Аллах велел ему закончить строение Дома камнями с горы Абу Кубейс (гора около Мекки) и сделать в нём две двери: восточную и западную. Когда Джабраил закончил возведение Дома, ангелы стали совершать обход вокруг него. И когда Адам и Ева увидели, как они делают это, тоже совершили обход вокруг него семь раз, а потом вышли, ища себе пропитание.

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 53).

 

10. Джабир Джуфи передал, что Имам Бакир (А) сказал:

Аллах избрал на Своей земле Мекку, а в Мекке избрал Бакку. И Он ниспослал в Бакку шатёр из света, в рубинах и жемчуге, а потом низвёл в середину шатра четыре столба, установив между ними белые жемчужины, и установил там светильники, и было основание столбов на земле, а вершины достигали Трона Аллаха. Первый был из изумруда, второй из красного рубина, третий из белого жемчуга, а четвёртый из сияющего света. Этот Дом был на вершине, и сияние его светильников достигало окрестностей Запретной мечети. Самый же большой светильник располагался на месте Ибрахима (макам ибрахим), и число их было триста шестьдесят.

И черный рукн (рукн асвад) — врата милости, до сирийского рукна (рукн шами), и он — врата посредничества (тавассуль), и йеменский рукн (рукн йамани) — врата покаяния, и он — врата рода Мухаммада (С) и их шиитов до Черного камня. И этот Дом — довод Аллаха над Его творением на земле. Адам, когда спустился на землю, спустился на Сафу, и Аллах вывел её имя из его имени, и сказал Он: «Аллах избрал Адама, Нуха, род Ибрахима и род Имрана над мирами» (3: 33). Ева же спустилась на Марву, и Аллах вывёл её имя из слова “имраˮ (женщина).

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 57).

 

По этой теме также читайте:

 

 

Один ответ

  1. Шиит

    Хадис про зависть Адама к именам Ахл аль Бейт , не противоречит исмату пророков?

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.