О достоинствах этой суры
1. Айаши привёл, что повелитель верующих Али (А) сказал:
Кто станет читать суру «Женщины» каждую пятницу — будет защищён от тесноты могилы.
(«Тафсир Айаши», том 1, С. 241).
Аят 1
بِسْمِ اللهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِِ
يَا أَيُّهَا النَّاسُ اتَّقُواْ رَبَّكُمُ الَّذِي خَلَقَكُم مِّن نَّفْسٍ وَاحِدَةٍ وَخَلَقَ مِنْهَا زَوْجَهَا وَبَثَّ مِنْهُمَا رِجَالاً كَثِيراً وَنِسَاء وَاتَّقُواْ
اللّهَ الَّذِي تَسَاءلُونَ بِهِ وَالأَرْحَامَ إِنَّ اللّهَ كَانَ عَلَيْكُمْ رَقِيباً .1
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
1. О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одной души и сотворил из неё пару ей, а от них распространил много мужчин и женщин. И бойтесь Аллаха, Которым вы друг друга упрашиваете, и родственных связей. Поистине Аллах — над вами надсмотрщик!
1. Шейбани привёл в «Нахдж уль-байан»:
У Имама Садыка (А) спросили о богобоязненности (таква). Он сказал: «Она состоит в том, чтобы подчиняться Аллаху и не ослушиваться Его, поминать Его и не забывать Его, благодарить Его и не быть неблагодарным Ему».
2. Шейх Садук привёл, что Имам Садык (А) сказал:
Хава была названа «Хава», потому что она была сотворена из живого (хай). Аллах сказал: «Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одной души и сотворил из неё пару ей».
(«Илалу шараи», С. 28).
3. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:
Женщина (имра) была названа так, потому что она была сотворена из мужчины (мар’а).
(«Илалу шараи», С. 28).
4. Шейбани привёл в «Нахдж уль-байан», что Имам Бакир (А) сказал:
Она была сотворена из остатка глины Адама при его входе в Рай.
5. Айаши привёл, что повелитель верующих Али (А) сказал:
Хава была сотворена из ребра стороны Адама, и Аллах наполнил эту сторону плотью[1].
(«Тафсир Айаши», том 1, С. 241).
6. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:
Аллах сотворил Адама из воды и глины, а потому влечение сыновей Адама к воде и глине. И Аллах сотворил Хаву из Адама, а потому влечение женщин — к мужчинам. Так держите же их в своих домах.
(«Тафсир Айаши», том 1, С. 241).
7. Он также привёл, что Имам Бакир (А) сказал:
У Адама родились четыре сына, и Аллах низвёл им четырёх гурий. Каждый из них женился на одной, и те родили им детей. Затем Аллах вознёс их и дал в жёны тем четверым четырёх женщин из числа джиннов, и от них также было потомство. И то, что есть (у людей) из терпения (доброго нрава) — от Адама; то, что есть у них из красоты — от гурий; а то, что есть у них из отвратительной внешности и плохого нрава — от джиннов.
(«Тафсир Айаши», том 1, С. 241).
8. Он также привёл от Абу Бакра Хазрами:
Имам Бакир (А) сказал мне: «Что говорят люди о том, на ком были женаты сыновья Адама?»
Я ответил: «Они говорят, что Хава рожала Адаму за каждый раз пару — мальчика и девочку. И он женил мальчика от одной пары на девочке из другой пары. Так появилось множество людей».
Он сказал: «Это не так, как они говорят. Тогда маджусы (зороастрийцы) могли бы иметь довод против вас[2]. Когда сын Адама Хибатуллах[3] вырос, он попросил у Аллаха, чтобы Он даровал ему жену. Тогда Аллах ниспослал ему гурию из Рая, и Адам женил его на ней. Она родила ему четырёх сыновей. Затем у Адама родился другой сын, и он женил его на женщине из джиннов. Она родила ему четырёх дочерей. Сыновья от того брака женились на дочерях от этого брака. И то, что есть у людей из красоты — от гурий; то, что есть у них из терпения (доброго нрава) — от Адама, а то отвратительное, что есть у них — от джиннов. Когда же гурии родили, они были вознесены обратно на небо».
(«Тафсир Айаши», том 1, С. 242).
9. Он также привёл от Амру ибн Аби Микдама от его отца:
Я спросил у Имама Бакира (А): «Из чего Аллах сотворил Хаву?»
Он сказал: «Что говорят об этом люди?»
Я ответил: «Они говорят, что Он сотворил её из ребра Адама».
Он сказал: «Они солгали. Разве Аллах был так слаб, что не мог сотворить её из чего-то, кроме его ребра?»
Я сказал: «Да буду я твоей жертвой! Тогда из чего Он сотворил её?»
Он сказал: «Мой отец передал мне от своих отцов (А), что Посланник Аллаха (С) сказал: “Аллах взял горсть из глины и смешал её своей правой рукой — и обе руки Его правые[4] — и сотворил из неё Адама. И Он отделил часть от этой глины и сотворил из неё Хавуˮ»[5].
(«Тафсир Айаши», том 1, С. 242).
10. Шейх Садук привёл от Зурары:
У Имама Садыка (А) спросили: «Каким образом рождались люди от сыновей Адама? Вот некоторые говорят, что Адам по воле Аллаха женил своих сыновей на своих дочерях, а потому все мы происходим от брака братьев с сёстрами».
Имам (А) сказал: «Пречист Аллах от этого! Те, которые считают так, приписывают Аллаху то, что Он произвёл избранных из Своих творений, Своих возлюбленных, пророков и посланников, верующих и мусульман из числа мужчин и женщин от запретного (харам), и что у Него не было силы произвести их от дозволенного! Тогда как Он взял с них завет о том, что они будут следовать дозволенному, чистому и благому! Клянусь Аллахом, даже некоторые из животных, совокупившись по ошибке со своей сестрой, хватают потом своими зубами за свой половой орган, отгрызают его и умирают!»
Потом у него спросили, как была сотворена Хава, и сказали: «Некоторые люди говорят, что Аллах сотворил её из нижнего левого ребра Адама».
Он сказал: «Пречист Аллах от этого! Те, кто считают так, утверждают тем самым, что у Аллаха не было силы сотворить для Адама жену кроме как из его ребра. Кроме того, они дают злословящим повод говорить: “Адам женился и совокуплялся с частью самого себяˮ. Что они говорят?! Да рассудит Аллах между ними и нами!»
А затем он сказал: «После того, как Аллах сотворил Адама, Он велел ангелам совершить поклон ему. После этого Он наслал на него сон. Затем Он сотворил для него творение и поставил его на выемку, что между двух его бёдер, и это — для того, чтобы женщина подчинялась мужчине. Она стала двигаться, и Адам обратил внимание на её движение. Когда он увидел её, ей было велено отдалиться от него. И глядя на неё, он увидел красивое творение, похожее на него самого, разве что это была женщина. Тогда он заговорил с ней, и она заговорила с ним на его языке.
Он спросил: “Кто ты?ˮ Она сказала: “Творение Аллахаˮ. Адам сказал: “О Аллах! Кто это прекрасное творение, близость с которым и взгляд на которое мне так приятны?ˮ Аллах ответил ему: “Это моя рабыня Хава. Хочешь ли ты, чтобы она находилась с тобой, была твоим спутником, собеседником и исполняющим твои веления?ˮ Адам сказал: “Да, о мой Господь! И благодарность и хвала Тебе за это!ˮ Аллах сказал: “Так посватайся к ней у Меня! Ибо она — Моя рабыня, и Я дал ей страсть, а прежде этого дал ей познаниеˮ. Адам спросил: “А что будет моим свадебным даром?ˮ Аллах сказал: “То, что ты обучишь её знаниям Моей религииˮ. Адам сказал: “Я согласен, о мой Господь, если Ты желаешь этогоˮ. Аллах сказал: “Я желаю этого. Я поженил вас, так обними же её!ˮ Адам сказал ей: “Подойди ко мне!ˮ Она сказала: “Нет, ты подойди ко мне!ˮ И Аллах велел Адаму подойти к ней, и он сделал это. Если бы не было так, то женщины сватались бы к мужчинам, а не мужчины к женщинам. Такова история Хавы, благословение Аллаха над ней!»
(«Илалу шараи», С. 29).
11. Шейх Садук привёл от Абу Басира:
Я спросил у Имама Садыка (А): «Почему Аллах сотворил Адама без отца и без матери, сотворил Ису (А) без отца, а остальных людей сотворил от отца и от матери?»
Он сказал: «Чтобы показать людям величие Своей силы и её совершенство и дабы знали они, что Он способен сотворить человека от женщины без мужчины, так же как Он способен сотворить человека без женщины и без мужчины. Он сделал это, дабы они знали, что Он способен на всякую вещь».
(«Илалу шараи», С. 15).
12. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:
Женщины (ниса) были названы так, потому что у Адама не было друга (унс), кроме Хавы.
(«Илалу шараи», С. 28).
13. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал:
«И бойтесь Аллаха, Которым вы друг друга упрашиваете, и родственных связей. Поистине Аллах — над вами надсмотрщик!» — это родственные связи между людьми. Аллах велел поддерживать их и возвеличил их. Разве ты не видишь, что Аллах упомянул их рядом с Самим Собой?
(«Кафи», том 2, С. 120).
14. Он также привёл, что повелитель верующих Али (А) сказал:
Поддерживайте родственные связи, пусть даже посредством одного приветствия (родственника)! Аллах говорит: «И бойтесь Аллаха, Которым вы друг друга упрашиваете, и родственных связей. Поистине Аллах — над вами надсмотрщик!»
(«Кафи», том 2, С. 124).
15. Он также привёл, что Имам Реза (А) сказал:
Поистине, родственные связи с Мухаммадом (С) — то есть с Имамами — связаны с Троном. И они говорят: «О Аллах! Поддерживай связь с теми, кто поддерживает связь с нами, и разорви связь с теми, кто разрывает связь с нами!» И это будет в родственных связях верующих. Аллах говорит: «И бойтесь Аллаха, Которым вы друг друга упрашиваете, и родственных связей. Поистине Аллах — над вами надсмотрщик!»
(«Кафи», том 2, С. 125).
16. Айаши привёл, что повелитель верующих Али (А) сказал:
Может быть так, что кто-то из вас придёт в гнев и не успокоится, пока не войдёт в Огонь. Кто бы из вас ни гневался на своего родственника — должен сблизиться с ним. Ибо когда родственник сообщается с родственником, успокаивается. Поистине, родственные связи привязаны к Трону, и они взывают громким голосом: «О Господь наш! Поддерживай связь с теми, кто поддерживает нас, и разорви связь с теми, кто разрывает нас!» И таково слово Аллаха: «И бойтесь Аллаха, Которым вы друг друга упрашиваете, и родственных связей. Поистине Аллах — над вами надсмотрщик!» Если человек пришёл в гнев, то пусть как можно быстрее сядет, если он стоял: это удаляет скверну шайтана.
(«Тафсир Айаши», том 1, С. 243).
17. Ибн Шахр-Ашуб привёл от Ибн Аббаса:
«И бойтесь Аллаха, Которым вы друг друга упрашиваете, и родственных связей» — это ниспослано о Посланнике Аллаха (С) и его Ахль уль-Бейт (А). Всякое родство прекратится в Судный день, кроме его родства.
(«Манакиб», том 2, С. 168).
[1] Женщина сотворена из ребра Адама в том смысле, в каком говорят о ребре (стороне) треугольника. Если сравнить это с треугольником, то женщина будет одной его гранью (ребром), а мужчина — двумя. Поэтому числовое значение слова «Хава» в арабском языке равно одной третьей числового значения слова «Адам» (соответственно 15 и 45).
[2] У зороастрийцев практиковались браки между братом и сестрой.
[3] Хибатуллах означает «дар Аллаха». Другое его имя — Шейс.
[4] Слово «рука» использована в этом и всех подобных хадисах в переносном смысле. Под «рукой» имеется в виду «сила и мощь», говоря другими словами — Имам.
[5] Данный хадис не противоречит тому, в котором сказано, что Ева была сотворена из ребра. Насколько можно судить, в данном хадисе Имам (А) отрицает слова тех, кто полагает, будто Ева сотворена в буквальном смысле из ребра Адама — то есть полагает, будто Аллах взял у Адама одно из рёбер, а потом сотворил из него Еву. С другой стороны, хадисы, говорящие, что Ева сотворена из ребра Адама, следует понимать в переносном смысле. «Ребро» в них означает ребро треугольника. Если представить себе мужчину и женщину в виде треугольника, то мужчина будет двумя его рёбрами, а женщина — одним.
Добавить комментарий