Аяты 149-154

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوَاْ إِن تُطِيعُواْ الَّذِينَ كَفَرُواْ يَرُدُّوكُمْ عَلَى أَعْقَابِكُمْ فَتَنقَلِبُواْ خَاسِرِينَ .149

بَلِ اللّهُ مَوْلاَكُمْ وَهُوَ خَيْرُ النَّاصِرِينَ .150

سَنُلْقِي فِي قُلُوبِ الَّذِينَ كَفَرُواْ الرُّعْبَ بِمَا أَشْرَكُواْ بِاللّهِ مَا لَمْ يُنَزِّلْ بِهِ سُلْطَاناً وَمَأْوَاهُمُ النَّارُ وَبِئْسَ مَثْوَى الظَّالِمِينَ .151

وَلَقَدْ صَدَقَكُمُ اللّهُ وَعْدَهُ إِذْ تَحُسُّونَهُم بِإِذْنِهِ حَتَّى إِذَا فَشِلْتُمْ وَتَنَازَعْتُمْ فِي الأَمْرِ وَعَصَيْتُم مِّن بَعْدِ مَا أَرَاكُم مَّا تُحِبُّونَ مِنكُم مَّن يُرِيدُ الدُّنْيَا وَمِنكُم مَّن يُرِيدُ الآخِرَةَ ثُمَّ صَرَفَكُمْ عَنْهُمْ لِيَبْتَلِيَكُمْ وَلَقَدْ عَفَا عَنكُمْ وَاللّهُ ذُو فَضْلٍ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ .152

إِذْ تُصْعِدُونَ وَلاَ تَلْوُونَ عَلَى أحَدٍ وَالرَّسُولُ يَدْعُوكُمْ فِي أُخْرَاكُمْ فَأَثَابَكُمْ غَمَّاً بِغَمٍّ لِّكَيْلاَ تَحْزَنُواْ عَلَى مَا فَاتَكُمْ وَلاَ مَا أَصَابَكُمْ وَاللّهُ خَبِيرٌ بِمَا تَعْمَلُونَ .153

ثُمَّ أَنزَلَ عَلَيْكُم مِّن بَعْدِ الْغَمِّ أَمَنَةً نُّعَاساً يَغْشَى طَآئِفَةً مِّنكُمْ وَطَآئِفَةٌ قَدْ أَهَمَّتْهُمْ أَنفُسُهُمْ يَظُنُّونَ بِاللّهِ غَيْرَ الْحَقِّ ظَنَّ الْجَاهِلِيَّةِ يَقُولُونَ هَل لَّنَا مِنَ الأَمْرِ مِن شَيْءٍ قُلْ إِنَّ الأَمْرَ كُلَّهُ لِلَّهِ يُخْفُونَ فِي أَنفُسِهِم مَّا لاَ يُبْدُونَ لَكَ يَقُولُونَ لَوْ كَانَ لَنَا مِنَ الأَمْرِ شَيْءٌ مَّا قُتِلْنَا هَاهُنَا قُل لَّوْ كُنتُمْ فِي بُيُوتِكُمْ لَبَرَزَ الَّذِينَ كُتِبَ عَلَيْهِمُ الْقَتْلُ إِلَى مَضَاجِعِهِمْ وَلِيَبْتَلِيَ اللّهُ مَا فِي صُدُورِكُمْ وَلِيُمَحَّصَ مَا فِي قُلُوبِكُمْ وَاللّهُ عَلِيمٌ بِذَاتِ الصُّدُورِ .154

149. О вы, которые уверовали! Если вы будете повиноваться тем, которые не веровали, они обратят вас вспять и вы вернетесь понесшими убыток.

150. Да! Аллах — ваш покровитель. И Он — лучший из помощников!

151. Мы ввергнем в сердца тех, которые не веровали, ужас за то, что они придавали Аллаху в сотоварищи то, к чему Он не ниспослал никакой власти. Убежище их — Огонь, и скверно пребывание нечестивых!

152. Аллах оправдал пред вами Своё обещание, когда вы перебили их по Его дозволению. А когда вы оробели и стали препираться о деле и ослушались, после того как Он показал вам то, что вы любите, среди вас оказались желающие ближнего мира и среди вас были желающие мира последнего. Потом Он отвернул вас от них, чтобы испытать вас; и Он простил вас, — ведь Аллах — Обладатель милости к верующим!

153. Вот вы поднимались и не поворачивались ни к кому, а посланник звал вас в последних отрядах. И Он воздал вам огорчением за огорчение, чтобы вы не печалились о том, что вас миновало и что вас постигло. Поистине, Аллах сведущ в том, что вы делаете!

154. Потом Он низвёл на вас после огорчения для спокойствия сон, который покрыл одну часть вас, а другую часть обеспокоили их души: они думали об Аллахе несправедливой думой джахилийи, говоря: «Разве для нас есть что-нибудь из этого дела?» Скажи: «Все дела принадлежат Аллаху». Они скрывают в своих душах то, чего не раскрывают тебе. Они говорят: «Если бы у нас было что-нибудь из этого дела, то не были бы мы убиты тут». Скажи: «Если бы вы были в своих домах, то те, кому предписано убиение, вышли бы к местам своего падения — дабы Аллах испытал то, что в вашей груди, и чтобы очистить то, что в ваших сердцах». Поистине, Аллах знает про то, что в груди!

 

1. Али ибн Ибрахим привёл:

«О вы, которые уверовали! Если вы будете повиноваться тем, которые не веровали» — Он имел в виду Абдуллаха ибн Убейя, который вышел с Посланником Аллаха (С), а потом вернулся, запугивая своих товарищей.

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 127).

 

2. Абу Али Табарси привёл:

«Аллах — ваш покровитель. И Он — лучший из помощников» — это ниспослано по поводу лицемеров, которые сказали верующим в день Ухуда: «Вернитесь к своим братьям, вернитесь к их религии». Так приведено от Али (А).

 («Маджму байан», том 2, С. 413).

 

3. Али ибн Ибрахим привёл:

«Мы ввергнем в сердца тех, которые не веровали, ужас» — то есть в сердца Курайшитов — «за то, что они придавали Аллаху в сотоварищи то, к чему Он не ниспослал никакой власти. Убежище их — Огонь, и скверно пребывание нечестивых! Аллах оправдал пред вами Своё обещание» — что Аллах даст им победу над ними — «когда вы перебили их по Его дозволению. А когда вы оробели и стали препираться о деле и ослушались, после того как Он показал вам то, что вы любите,
среди вас оказались желающие ближнего мира
» — то есть товарищи Абдуллаха ибн Джубейра, которые оставили своё место, побежав за добычей, — «и среди вас были желающие мира последнего» — то есть сам Абдуллах ибн Джубейр и те, кто остались с ним, так что были убиты. «Потом Он отвернул вас от них, чтобы испытать вас; и Он простил вас, — ведь Аллах — Обладатель милости к верующим». Затем Он упомянул сподвижников Посланника Аллаха (С), потерпевших поражение, и сказал: «Вот вы поднимались и не поворачивались ни к кому, а посланник звал вас в последних отрядах. И Он воздал вам огорчением за огорчение» — что касается первого огорчения, то это — поражение и убийство, а что касается второго огорчения, то это — то, что ими овладел Халид ибн Валид — «чтобы вы не печалились о том, что вас миновало» — из добычи — «и что вас постигло» — то есть убийство ваших братьев. «Поистине, Аллах сведущ в том, что вы делаете! Потом Он низвёл на вас после огорчения» — то есть после вашего поражения — «для спокойствия сон» — сподвижники Посланника Аллаха (С) вернулись, и были среди них раненые и те, кто не ранен. Они извинялись перед Посланником Аллаха (С), и Аллах пожелал дать знать ему, кто из них является правдивым, а кто лжецом, и ниспослал на них сон в том положении, так что они падали на землю. Лицемеры не могли успокоиться (во сне), и их разумы покинули их, и они говорили невнятные слова — «который покрыл одну часть вас» — то есть верующих — «а другую часть обеспокоили их души: они думали об Аллахе несправедливой думой джахилийи, говоря: “Разве для нас есть что-нибудь из этого дела?ˮ Скажи: “Все дела принадлежат Аллахуˮ. Они скрывают в своих душах то, чего не раскрывают тебе. Они говорят: “Если бы у нас было что-нибудь из этого дела, то не были бы мы убиты тутˮ» — они думали: если бы мы оставались в своих домах, нас не постигло бы убийство — «Скажи: “Если бы вы были в своих домах, то те, кому предписано убиение, вышли бы к местам своего падения — дабы Аллах испытал то, что в вашей груди, и чтобы очистить то, что в ваших сердцахˮ» — Аллах через тот сон сообщил Своему Посланнику (С) то, что было в сердцах людей, и кто из них был верующим, а кто лицемером и лжецом. И Он ниспослал: «Аллах не таков, чтобы оставить верующих в том состоянии, как вы, до того, как Он отличит мерзкого от благого» (3: 179) — то есть лжеца и лицемера от правдивого и верующего через сон, который разделил между ними.

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 128).

 

4. Айаши привёл от Хусейна ибн Аби Ала:

Имам Садык (А) упомянул день Ухуда и сказал, что у Посланника Аллаха (С) были сломаны передние зубы, люди обратились в бегство, забравшись на близлежащие горы, тогда как он призывал их в последних рядах. И покрыло их огорчение за огорчением, а потом на них был ниспослан сон.

И он сказал: «Когда они проснулись, сказали: “Мы стали неверующимиˮ. Абу Суфьян взобрался на высоту горы со своим идолом Хубалом и закричал: “Поклоняйтесь высочайшему Хубалу!ˮ Посланник Аллаха (С) ответил: “Аллах выше и славнееˮ. Передние зубы Посланника Аллаха (С) были сломаны, а его десны разрезаны, и он сказал: “О Аллах, я прошу у Тебя о том, что Ты обещал мне! Если Ты не желаешь, Тебе не будут поклонятьсяˮ. И он сказал: “Где ты, о Али?ˮ Али (А) ответил: “О Посланник Аллаха! Я припал к земле (от силы битвы)ˮ. Он сказал: “От тебя не ожидалось другоеˮ. А потом сказал: “О Али, принеси мне воды, чтобы я мог умытьсяˮ. Он принёс ему сосуд с водой, но Посланник Аллаха (С) сказал: “Дай мне воды своей собственной рукойˮ. Он дал ему воды, и Посланник Аллаха (С) умылся ею».

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 224).

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.