О достоинствах этой суры и о том, что слова «во имя Аллаха...» являются одним из её аятов

1. Шейх Туси привёл от Мухаммада ибн Муслима:

Я спросил Имама Садыка (А) о словах Аллаха: «семь повторяющихся» (15: 87): «Это сура “Фатихаˮ?»

Он сказал: «Да».

И я спросил: «Относятся ли к ней слова “во имя Аллаха Милостивого, Милосердногоˮ?»

Он сказал: «Да, и это лучшие её слова».

(«Тахзиб», том 2, С. 289).

 

2. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Слова «бисми лляхи ррахмани ррахим» («во имя Аллаха Милостивого, Милосердного») ближе к величайшему имени Аллаха, чем зрачок к глазу.

(«Тахзиб», том 2, С. 289).

 

3. Шейх Садук привёл от Имама Резы (А) от его отцов (А) от Али ибн Аби Талиба (А), что он сказал:

Слова «во имя Аллаха Милостивого, Милосердного» — аят суры «Фатиха». Эта сура состоит из семи аятов и не будет полной без слов «во имя Аллаха Милостивого, Милосердного». Я слышал, как Посланник Аллаха (С) сказал: «Аллах сказал мне: “Мы дали тебе семь повторяемых и великий Коранˮ (15: 87). И Он даровал мне суру “Фатихаˮ, расположив её в начале Корана. Поистине, сура “Фатихаˮ лучше сокровищниц Трона». И вот, Аллах выделил и наделил Мухаммада (С) посредством этой суры, и не сделал ему в ней никого из пророков соучастником, кроме Сулеймана (А), которому Он даровал из неё слова «во имя Аллаха Милостивого, Милосердного». Аллах передал слова Балькис: «О знать, брошено мне письмо почтенное. Оно от Сулеймана, и оно во имя Аллаха Милостивого, Милосердного» (27: 29-30). Тот, кто прочитает эту суру, будучи убеждённым в руководстве Мухаммада (С) и его пречистого семейства, подчиняясь их повелениям, веря в их скрытое и явное, — Аллах дарует ему за каждую букву благо, и каждая буква в ней для него лучше, чем весь этот ближний мир со всеми его богатствами и усладами. И каждый, кто слушает её, получит такую же награду, как и тот, кто читает. Так пусть же каждый из вас как можно больше использует это благо, предоставленное вам! Это — дар: не упускайте же его, а иначе сердца ваши ввергнутся в отчаяние.

(«Уйун ахбар реза», том 1, С. 270).

 

4. Он также привёл, что Имам Реза (А) сказал: 

У повелителя верующих (А) спросили: «Сообщи нам о словах “во имя Аллаха Милостивого Милосердногоˮ: относятся ли они к этой суре?»

Он сказал: «Да, Посланник Аллаха (С) читал их как один из аятов этой суры и говорил: “Сура Фатиха — это семь аятовˮ».

(«Уйун ахбар реза», том 1, С. 270).

 

5. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Если сура «Фатиха» будет прочитана на мёртвого семьдесят раз, и Аллах после этого вернёт ему дух — не удивляйтесь.

(«Кафи», том 2, С. 623).

 

Примечание переводчика: то есть сура «Фатиха» обладает такой силой. Однако это касается её истинного чтения со всеми необходимыми предпосылками и условиями, и им обладает Имам времени (А).

 

6. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Если прочитать суру «Фатиха» на болезнь (или боль) семьдесят раз — она успокоится.

(«Кафи», том 2, С. 623).

 

7. Он также привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

Кого не исцелит сура «Фатиха» — того ничто не исцелит.

(«Кафи», том 2, С. 623).

 

8. Шейх Садук привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Величайшее имя Аллаха рассыпано в Матери Книги (то есть в суре «Фатиха»).

(«Савабу ль-амаль», С. 132).

 

9. Он также привёл, что Имам Реза (А) сказал:

Слова «бисми лляхи ррахмани ррахим» («во имя Аллаха Милостивого, Милосердного») ближе к величайшему имени Аллаха, чем зрачок к глазу.

(«Уйун ахбар реза», том 2, С. 20).

 

10. Али ибн Ибрахим привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Слова «бисми лляхи ррахмани ррахим» («во имя Аллаха Милостивого, Милосердного») более всего подобает говорить вслух, и это — тот самый аят, о котором Аллах сказал: «И когда ты поминаешь своего Господа в Коране единым, они поворачиваются вспять из отвращения» (17: 46).

(«Тафсир» Кумми, том 1, С. 38).

 

11. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Иблис издал жалобный вопль два раза: когда Аллах отправил Пророка (С) после того, как прошёл срок, в течение которого не было посланников, и когда была ниспослана Мать Книги (сура «Фатиха»).

(«Тафсир» Кумми, том 1, С. 38).

 

12. Мухаммад ибн Синан передал от Имама Казыма:

Имам Садык (А) спросил у Абу Ханифы: «Начало какой суры — восхваление, середина — искренность, а окончание — мольба?». Он не знал, что ответить. Имам Садык (А) сказал: «Сура, начало которой — восхваление, середина — искренность, а окончание — мольба — это сура “Фатихаˮ».

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 33).

 

13. Йунус ибн Абдуррахман передал, что он спросил Имама Садыка (А) об аяте: «Мы дали тебе семь повторяемых и великий Коранˮ (15: 87). Он сказал:

Это сура «Фатиха», которая состоит из семи аятов, в числе которых — «во имя Аллаха Милостивого, Милосердного». Они названы «повторяемыми», потому что они повторяются в двух первых ракятах намаза.

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 33).

 

14. От Абу Хамзы, что Имам Бакир (А) сказал:

Украли самый важный аят в Книге Аллаха, и это — «во имя Аллаха Милостивого, Милосердного».

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 33).

 

15. От Сафвана Джаммаля, что Имам Садык (А) сказал:

Аллах не ниспосылал с небес писания, чтобы оно не начиналось с «во имя Аллаха Милостивого, Милосердного». И начало каждой следующей суры узнавали по этим словам.

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 33).

 

16. От Абу Хамзы, что Имам Бакир (А) сказал:

Посланник Аллаха (С) громко читал слова «во имя Аллаха Милостивого, Милосердного». И когда многобожники слышали это, они отворачивались от отвращения. И Аллах ниспослал: «И когда ты поминаешь своего Господа в Коране единым, они поворачиваются вспять из отвращения» (17: 46).

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 34).

 

17. От Хасана Хаззада, что Имам Садык (А) сказал:

Когда человек становится имамом намаза, Иблис приходит к тому шайтану, который близок к нему, и спрашивает: «Он помянул Аллаха?» — то есть: прочитал ли он слова «во имя Аллаха Милостивого, Милосердного»? И если тот скажет: «Да», он убежит от него. А если тот скажет: «Нет», он сядет ему на шею и свесит ноги ему на грудь. И так шайтан станет имамом их намаза до самого его конца.

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 34).

 

18. От Абдульмалика ибн Умара, что Имам Садык (А) сказал:

Иблис издал жалобный вопль четыре раза: первый раз, когда он был проклят; второй раз, когда он был низведён на землю; третий раз, когда Аллах отправил Пророка (С) после того, как прошёл срок, в течение которого не было посланников, и четвертый раз, когда была ниспослана Мать Книги (сура «Фатиха»). И он издал храп два раза: когда Адам съел от дерева и когда Адам был низведён на землю. И он был проклят за это.

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 34).

 

19. От Исмаила ибн Аббаса, что Посланник Аллаха (С) сказал Джабиру ибн Абдуллаху Ансари:

«О Джабир, не сообщить ли тебе о лучшей суре, которую Аллах ниспослал в Своей Книге?». Он сказал: «О да». И Посланник Аллаха (С) прочитал ему суру «Фатиха». И сказал: «О Джабир, не рассказать ли тебе о ней?». Он сказал: «Да, о Посланник Аллаха!». Он сказал: «Она — исцеление от всех болезней, кроме смерти».

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 34).

 

20. От Абу Бакра Хазрами, что Имам Садык (А) сказал:

Если у тебя будет нужда и просьба к Аллаху, то прочитай суру «Фатиха» и какую-то другую суру, затем исполни два ракята намаза и проси у Аллаха.

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 34).

 

21. От Исы ибн Абдуллаха, что повелителю верующих Али (А) сказали:

«Люди не читают аят “во имя Аллаха Милостивого, Милосердногоˮ и не считают его аятом Корана». Он сказал: «Это — аят Книги Аллаха. Шайтан заставил их забыть его».

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 35).

 

22. От Сулеймана Джафари, что Имам Реза (А) сказал:

Если кто-то из вас хочет соединиться со своей женой, то прежде пусть настроит её, а когда приступит, пусть прочитает три раза «бисми лляхи ррахмани ррахим» («во имя Аллаха Милостивого, Милосердного»). И если сможет, пусть прочитает какой-то аят из Корана, который вспомнит, а если нет, то этого достаточно.

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 35).

 

23. От Халида ибн Мухтара, что Имам Садык (А) сказал:

Что с ними — да убьёт их Аллах! — что они оставили лучший аят в Книге Аллаха и считают, что читать его громко — бидаат?! И это — «во имя Аллаха Милостивого, Милосердного».

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 35).

 

24. Шейх Туси привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Если кто-то заболеет, пусть семь раз прочитает суру «Фатиха». Если болезнь не пройдет, то пусть прочитает её семьдесят раз, и я гарантирую ему выздоровление.

(«Амали» Туси, том 1, С. 290).

 

25. Посланник Аллаха (С) сказал:

Кто будет читать «бисми лляхи ррахмани ррахим» («во имя Аллаха Милостивого, Милосердного») и знать святость и величие этих слов — Аллах построит ему в Раю семьдесят тысяч дворцов из красного рубина, в каждом дворце — семьдесят тысяч домов из белого жемчуга, в каждом доме — семьдесят тысяч лож из зеленого изумруда, над каждым ложем — семьдесят тысяч балдахинов из шелка и парчи. И Он даст ему в жены гурий, на которых короны из жемчуга и рубина. На их правых щеках написано: «Мухаммад — посланник Аллаха», на левых щеках написано: «Али — вали Аллаха», на лбу — «Хасан», на подбородке — «Хусейн», на губах — «во имя Аллаха Милостивого, Милосердного».

(«Джами ахбар», С. 42).

 

26. Посланник Аллаха (С) сказал:

Когда верующий будет проходить через Мост Сират, он скажет: бисми лляхи ррахмани ррахим («во имя Аллаха Милостивого, Милосердного»), и тогда погаснут огни Геенны. И она скажет: «О верующий, проходи, ибо твой свет погасил мои огни».

(«Джами ахбар», С. 42).

 

27. Посланник Аллаха (С) сказал:

Если учитель научит ребёнка словам бисми лляхи ррахмани ррахим («во имя Аллаха Милостивого, Милосердного»), и он произнесет эти слова, Аллах запишет прощение грехов для него, его родителей и учителя.

(«Джами ахбар», С. 42).

 

Аят 1

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِِ

1. Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

 

1. Али ибн Ибрахим Кумми привёл, что Имам Садык сказал о значении слов «во имя Аллаха Милостивого, Милосердного» (бисми лляхи ррахмани ррахим):

Буква «ба» означает «великолепие (баха) Аллаха»; «син» означает «сияние (сана) Аллаха», а «мим» означает «царство (мульк) Аллаха»[1], и Аллах – бог над всеми вещами, Милостивый (рахман) ко всему творению, Милосердный (рахим) же только к верующим (муминун)».

(«Тафсир» Кумми, том 1, С. 39).

 

2. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык сказал о значении слов «во имя Аллаха Милостивого, Милосердного» (бисми лляхи ррахмани ррахим):

Буква «ба» означает «великолепие (баха) Аллаха»; «син» означает «сияние (сана) Аллаха», а «мим» означает «слава (маджд) Аллаха», и Аллах – бог над всеми вещами, Милостивый (рахман) ко всему творению, Милосердный (рахим) же только к верующим (муминун)».

(«Кафи», том 1, С. 89).

 

3. Он также привёл от Хишама ибн Хакама:

Я спросил Имама Садыка (А) об именах Аллаха – велик Он и свят! – и их происхождении. Он сказал: «Аллах происходит от слова “илях” (бог), а бог требует, чтобы было что-то обожествленное[2]. И имя есть нечто иное, нежели то, что им называется. А потому тот, кто поклоняется имени, а не его значению, — стал неверным (кафир) и не поклоняется ничему; тот же, кто поклоняется имени и значению вместе, — стал многобожником (мушрик) и поклоняется двум. Тот же, кто поклоняется значению, а не имени, — то таково единобожие (таухид). Понял ли ты, о Хишам?»

Я сказал: «Поведай мне еще».

Он сказал: «У Аллаха – велик Он и свят! – девяносто девять имен. И если бы имя было тождественно с именуемым, то каждое имя являлось бы богом. Однако все эти имена указывают на Аллаха (как на свое значение), и все они — не Он. О Хишам! Хлеб – имя для того, что едят[3]; вода – имя для того, что пьют; одежда – имя для того, что одевают; огонь – имя для того, что горит. Понял ли ты это, о Хишам, пониманием того, кто сможет отразить наших врагов, тех, кто отклонился от пути Аллаха, и многобожников, приписывающих Ему сотоварищей?»

Я сказал: «Да».

Он сказал: «Да дарует тебе Аллах пользу от этого и укрепит тебя, о Хишам!»

И Хишам сказал: «Клянусь Аллахом, с того дня и до сегодняшнего никто не одерживал надо мною верх в вопросах единобожия (таухид)».

 

4. Он также привёл от Хасана ибн Рашида:

Я спросил у Имама Казыма (А) о значении слова «Аллах». Он сказал: «Владеет (истаула) малым и великим».

(«Кафи», том 1, С. 89).

 

5. Шейх Садук передал от Сафвана ибн Йахьи:

Имама Садыка (А) спросили о значении слов «во имя Аллаха Милостивого, Милосердного» (бисми лляхи ррахмани ррахим).

Он сказал: «Буква “ба” означает “великолепие (баха) Аллаха”; “син” означает “сияние (сана) Аллаха”, а “мим” означает “власть (мульк) Аллаха”».

Я спросил: «А что значит “Аллах”?»

Он сказал: «“Алиф” означает милость (ала’) Аллаха над Его творением через благо нашего руководство (вилаят)[4]; “лям” означает принуждение (ильзам) Аллахом Его творений к нашему руководству».

Я спросил: «А “ха”?»[5]

Он сказал: «Унижение (хаван) для тех, кто отвергает Мухаммада и Семейство Мухаммада, да будет благословение Аллаха над ними».

Я спросил: «Что значит “Милостивый” (рахман)?»

Он сказал: «Милость над всеми мирами».

Я спросил: «Милосердный? (рахим)».

Он сказал: «Только для верующих (муминун)».

(«Маани ахбар», С. 3).

 

6. Он также передал от Мухаммада ибн Синана, что он сказал:

«Я спросил Имаму Резу (А) об имени: что это?»

Он сказал: «Качество, описывающее кого-то».

(«Маани ахбар», С. 2).

 

7. Он также передал от Али ибн Хасана ибн Али ибн Фаззаля от его отца, что он сказал:

Я спросил Имама Резу (А) о смысле слов «во имя Аллаха» (бисми ллях). Он сказал: «Слова говорящего “во имя Аллаха” означают: “Ставлю на себе печать знака из знаков Аллаха, велик Он и свят, и это – поклонение (ибадат)”».

Я спросил: «Что такое “знак (симат)”?» Он сказал: «Признак (‘аламат[6].

(«Маани ахбар», С. 3).

 

8. Он также передал от Абу Йакуба Йусуфа ибн Мухаммада ибн Зийада и Абу Хасана Али ибн Мухаммада ибн Сайара от их отцов от Имама Хасана ибн Али Аскари (А), что он сказал о словах Аллаха «во имя Аллаха Милостивого, Милосердного» (бисми лляхи ррахмани ррахим):

Аллах – Тот, к Кому обращаются за помощью (йатааллаху[7]) все творения при нуждах и трудностях, когда обрывается надежда на всех, кто кроме Него, и разрушаются любые средства, помимо Него. И говорят: «Во имя Аллаха» (бисми лляхи), то есть: «Ищу помощи во всех своих делах у Аллаха, кроме Которого не достоин поклонения никто, — Помогающего, когда Его просят о помощи, и Отвечающего, когда к Нему обращаются с мольбой».

Он есть Тот, о Котором некто спросил Имама Садыка (А): «О, сын Посланника Аллаха! Скажи мне про Аллаха, кто Он? Вот, препирающиеся много говорили мне о Нем и ввели меня в заблуждение». Он ответил ему: «О, раб Аллаха! Садился ли ты когда-либо на корабль?» Тот сказал: «Да». Он сказал: «Приходилось ли тебе терпеть кораблекрушение, так что поблизости не оказывалось никакого другого корабля, который мог бы спасти тебя, или человека, умеющего хорошо плавать, дабы помочь тебе?» Тот ответил: «Да». Имам (А) сказал: «В тот момент устремлялось ли твое сердце к чему-то такому, что было бы властно спасти тебя от твоего бедствия?» Он сказал: «Да». Имам Садык (А) сказал: «Это и есть Аллах – властный спасти, когда нет никакого спасения, и помочь, когда нет никакой помощи». Потом он сказал: «Быть может, некоторые из наших шиитов оставляют (произношение) “во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного” (бисми лляхи ррахмани ррахим) в начале всякого дела: тогда Аллах испытает их чем-то неприятным, дабы пробудить в них благодарность Аллаху – велик Он и свят! – и хвалу Ему, и дабы удалить из них пятно оставления ими слов “во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного”».

И далее он (Имам Хасан Аскари, мир ему) рассказал, что человек пришел к Али ибн Хусейну Саджаду (А) и сказал: «Поведай мне о значении слов “во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного”». И Имам Саджад (А) сказал, что ему передал его отец Хусейн ибн Али (А) от его брата Хасана ибн Али (А) от повелителя верующих (А), что к нему пришел человека и спросил: «О, повелитель верующих! Поведай мне о значении слов “во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного”». Он сказал: «Слово “Аллах” – величайшее имя из имен Аллаха, велик Он и свят, и нельзя называть так никого, кроме Аллаха, и не именуется им творение Аллаха». Тот человек спросил: «А каково его значение?» Повелитель верующих (А) сказал: «Аллах – Тот, к Кому обращаются за помощью (йатааллаху) все творения при нуждах и трудностях, когда обрывается надежда на всех, кто кроме Него, и разрушаются любые средства, помимо Него. И так потому, что всякий владыка в этом ближнем мире и всякий превознесшийся в нем – будь даже у него великое богатство и власть, и люди находят у него устранение своих нужд и трудностей, — все равно не сможет устранить все нужды, которые есть у них, и сам будет иметь нужды, которые не сможет устранить, – и так он по необходимости обратится к Аллаху, хотя и снова вернется к многобожию (ширк) потом, когда удовлетворятся его потребности. Разве ты не слышал, как Аллах – велик Он и свят! – говорит: “Не думали ли вы о себе, что если придет к вам наказание от Аллаха или придет к вам Час, разве кого-нибудь помимо Аллаха вы будете призывать, если вы правдивы? О да! Лишь Его вы призываете, и Он избавляет от того, о чем вы просите, если пожелает, и вы забываете то, что придаете Ему в сотоварищи” (6: 40-41).

Аллах сказал Своим рабам: “О, бедняки! Спешите к Моей милости! Воистину, Я предписал для вас нужду во Мне при всяком состоянии и смиренность рабства (зиллату‘убудийати) во всякое время (по отношению ко Мне). Так прибегайте ко Мне в любом деле, за которое взялись и которое намереваетесь довести до конца. Ибо если Я захочу даровать вам, никто не сможет отнять это у вас, и если Я захочу отнять у вас, никто не сможет даровать это вам. Я более всего подобаю для спрашивания, и Я – первый из тех, кого надлежит умолять”. Так говорите же при начале любого дела, большого и малого: “Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного”, что значит: “Прибегаю в этом деле к помощи Аллаха, кроме Которого никто не достоин поклонения, — Помогающего, когда Его просят о помощи, и Отвечающего, когда к Нему обращаются с мольбой, – Милостивого, Который дарует нам милость через наделение уделом (ризк), и Милосердного к нам в нашей религии, нашем ближнем и нашем будущем мире; Он облегчил для нас религию и сделал ее легкой, нетрудной, и Он милует нас отличением нас от наших врагов[8]!”

И потом Имам Аскари (А) сказал, что Посланник Аллаха (С) сказал: «Всякий, кто опечален чем-то, — если он скажет “во имя Аллаха Милостивого, Милосердного” с искренностью ради Аллаха, повернувшись сердцем к Нему, то его дело не выйдет за пределы двух вещей: или его нужды исполнятся в этом мире, или он будет принят в расчет возле его Господа, и для него окажется подготовлен запас у Него. А то, что возле Аллаха, — лучше и долговременнее для верующих».

(«Таухид», С. 230).

 

9. Имам Аскари (А) передал, что Имам Садык (А) сказал:

Если кто-то из наших шиитов перед началом каждого дела перестанет произносить «во имя Аллаха Милостивого, Милосердного», Аллах испытает его тем, что ему неприятно, дабы пробудить в нем благодарность Аллаху и хвалу Ему, и дабы удалить с него пятно оставления им слов «во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного».

И затем Имам Аскари (А) сказал:

Абдуллах ибн Йахья пришёл к повелителю верующих Али (А) и сел на стул, который там стоял. Стул сломался, и он упал на пол, повредив себе голову, из которой потекла кровь. Повелитель верующих (А) велел принести воду, и он вымыл кровь со своей головы. Потом Имам Али (А) сказал ему: «Подойди ко мне». Он провёл рукой по его ране, так что она исчезла, как будто её вообще не было.

И он сказал: «О Абдуллах! Хвала Аллаху, Который сделал испытания в этом ближнем мире средством избавления наших шиитов от грехов, дабы они проявили своё подчинение Ему и заслужили награду за это!»

Абдуллах ибн Йахья спросил: «О повелитель верующих! Значит, мы не будем наказаны за грехи, кроме как в этом ближнем мире?»

Он сказал: «Да. Разве ты не слышал слова Посланника Аллаха (С): “Ближний мир — тюрьма для верующего и рай для неверногоˮ? Аллах очищает наших шиитов в этом ближнем мире через бедствия, которым их подвергает, и через Своё прощение этих грехов. Аллах сказал: “А что постигает вас из несчастия — это за то, что навлекли ваши руки, и прощает Он многоеˮ (42: 30). А когда они придут на Судный День, у них будет только их подчинение и их поклонение, которое они совершали. Что же касается награды за поклонение наших врагов, то они получат её в ближнем мире, хотя и нет никакой ценности у их поклонения, ибо оно не искренне. Когда же они придут на Судный День, у них не будет ничего, кроме грехов и вражды с Мухаммадом (С), родом Мухаммада (С) и их сподвижниками, так что будут они брошены в Огонь».

Абдуллах ибн Йахья сказал: «О повелитель верующих! Ты открыл мне это и научил меня этому. Так скажи же мне, какой мой грех стал причиной того, что я подвергся этому несчастью (то есть упал со стула и разбил себе голову)?».

Он сказал: «Когда ты садился, забыл сказать “бисми лляхи ррахмани ррахимˮ (“во имя Аллаха Милостивого, Милосердногоˮ). И Аллах подверг тебя этому несчастью из-за твоей забывчивости, чтобы стереть посредством него и другие твои грехи. Разве ты не знаешь, что Посланник Аллаха (С) сказал мне от Аллаха: “Всякое дело, в начале которого не упомянуто имя Аллаха, бесплодноˮ?»

Абдуллах ибн Йахья сказал: «Да, о повелитель верующих! Теперь я не оставлю это никогда».

Он сказал: «Значит, ты будешь после этого счастлив и благополучен».

Он спросил: «О повелитель верующих! Каков тафсир слов “бисми лляхи ррахмани ррахимˮ (“во имя Аллаха Милостивого, Милосердногоˮ)?»

Имам Али (А) сказал: «Раб, когда желает приступить к какому-то делу, должен сказать “бисми лляхи ррахмани ррахимˮ (“во имя Аллаха Милостивого, Милосердногоˮ). То есть: посредством этого имени я делаю это дело. И всякое дело, которое он начинает с “бисми лляхи ррахмани ррахимˮ, будет для него благословенным».

(«Тафсир Имама Аскари (А)», С. 22).

----------------------------------------------------------- 

[1] Слово бисми («во имя», где «би» – предлог, слитный со словом «исм») на письме состоит из букв «ба», «син», «мим».

[2] То есть имя «бог» указывает на объект поклонения, на Аллаха. Имя не тождественно именованному, но указывает на него.

[3] То есть имя «хлеб» есть нечто иное, чем сам хлеб, который едят. Таков же и Аллах, велик Он и свят.

[4] Имеется в виду вилаят Ахль уль-Бейт (А) – наместников Аллаха над Его творением.

[5] Слово «Аллах» состоит на письме из букв «алиф», «лям», «ха».

[6] То есть знак из знаков Аллаха, который ставит на себе раб во всех своих делах, предваряя их словами «во имя Аллаха», — это поклонение (ибадат), в котором слова не отделяются от дел, и этот знак (симат) есть признак (аламат), по которому истина отличается от лжи.

[7] Слово того же корня, что и «Аллах».

[8] То есть тем, что Аллах отличил и отделил нас от наших врагов, которые есть враги Аллаха, Он оказал нам милость.

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.