Достоинства этой суры

1. Шейх Садук передал, что Имам Садык (А) сказал:

Много читайте суру «Ступени», потому что Аллах не спросит у читающего её о его грехах в Судный День и поселит его в Раю вместе с Мухаммадом (С).

 

2. В «Хавасу ль-куран» передано от Посланника Аллаха (С):

Кто читает эту суру — будет из числа верующих, которые приняли призыв Нуха (А). Если её прочитает заключённый в тюрьму или пленный — Аллах освободит его и сохранит его, пока он не вернётся к себе домой.

 

3. Посланник Аллаха (С) сказал:

Если эту суру прочитает заключённый в тюрьму или пленный — Аллах освободит его и сохранит его, пока он не вернётся к своей семье целым и невредимым.

 

4. Имам Садык (А) сказал:

Кто прочитает эту суру ночью перед сном, будет защищён от поллюций. И Аллах сохранит его в течение всей ночи, пока он не проснётся.

 

Аяты 1-5

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِِ

سَأَلَ سَائِلٌ بِعَذَابٍ وَاقِعٍ .1

لِّلْكَافِرينَ لَيْسَ لَهُ دَافِعٌ .2

مِّنَ اللَّهِ ذِي الْمَعَارِجِ .3

تَعْرُجُ الْمَلَائِكَةُ وَالرُّوحُ إِلَيْهِ فِي يَوْمٍ كَانَ مِقْدَارُهُ خَمْسِينَ أَلْفَ سَنَةٍ .4

فَاصْبِرْ صَبْراً جَمِيلاً .5

 

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

1. Просящий просил мучений, что постигают

2. неверных. Нет для них отклоняющего  

3. от Аллаха, Владыки ступеней.

4. Восходят ангелы и дух к Нему в день, величина которого — пятьдесят тысяч лет.

5. Терпи же красивым терпением!

 

1. Али ибн Ибрахим Кумми передал, что у Имама Бакира (А) спросили: «В чём значение этого?». Он сказал:

Огонь выйдет с Запада, и ангел будет гнать его сзади, пока не достигнет он дома Бани Саад ибн Хаммам возле их мечети. И не оставит он домов Омейядов, пока не сожжёт их и обитателей их, и не оставит дома, в котором есть угнетатели рода Мухаммада (С), не уничтожив его. И это — Махди (А).

(«Тафсир» Кумми, том 2, С. 374).

 

2. Али ибн Ибрахим Кумми передал, что человек спросил у Посланника Аллаха (С) о преемниках и о значении ночи могущества (лейляту ль-кадр). Он сказал:

«Восходят ангелы и дух» — утром после ночи могущества — «к Нему» — от Пророка и преемников.

(«Тафсир» Кумми, том 2, С. 374).

 

3. Али ибн Ибрахим Кумми передал о словах Аллаха: «Терпи же красивым терпением!»:

То есть терпи обвинения во лжи со стороны тех, которые говорят, что этого не будет.

(«Тафсир» Кумми, том 2, С. 374).

 

4. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«Просящий просил мучений, что постигают неверных» — неверных в вилаят Али (А). - «Нет для них отклоняющего».

(«Кафи», том 1, С. 349).

 

5. Он также передал, что Имам Садык (А) сказал:

Однажды Посланник Аллаха (С) сидел (в мечети), когда к нему подошёл повелитель верующих Али (А). И он сказал ему: «В тебе есть сходство с Исой ибн Марьям (А). Если бы некоторые из моей уммы не стали говорить о тебе то, что говорят христиане об Исе (то есть обожествлять тебя), я бы сказал о тебе такое, что люди стали бы брать землю из-под твоих ног, чтобы получить от этого благословение (баракят)».

Услышав это, пришли в гнев два араба (Абу Бакр и Умар) и Мугира ибн Шуаба и другие курайшиты. И они сказали: «Он не доволен для своего двоюродного брата другим примером, кроме как Исой ибн Марьям!» И тогда Аллах низвёл эти аяты: «А когда был приведен сын Марьям в пример, - вот твой народ от этого отворачивается. И говорят они: “Наши боги лучше или он?ˮ Они говорят это тебе только для спора. Они ведь - народ препирающийся! Он - только раб, которому Мы даровали милость и сделали его примером для сынов Исраиля. А если бы Мы желали, то создали бы из вас» — из рода Хашим - «ангелов на земле, которые бы заместили (вас)» (43: 57-60).

И тогда пришёл в гнев Харис ибн Амру Фихри и сказал: «О Аллах, если это истина от Тебя, что хашимиты будут наследовать друг от друга халифат, то пошли на меня камни с небес и порази меня мучительным страданием!».

И Аллах ниспослал откровение, где пересказал его слова, а потом — этот аят: «Но Аллах не станет подвергать их мучениям, пока ты находишься среди них. Аллах не станет подвергать их мучениям, пока они молят о прощении» (8: 33).

Пророк (С) сказал ему: «О Ибн Амру! Или соверши покаяние, или уходи».

Тот сказал: «О Мухаммад! Дай же и остальным курайшитам долю в том, что в твоих руках! Неужели только род хашимитов будет владеть всем, что есть у арабов и у неарабов?!»

Пророк (С) ответил ему: «Это повеление не от меня, а от Аллаха».

Он сказал: «О Мухаммад! Моё сердце не позволяет мне покаяться. Лучше я уйду от тебя».

Он сел на верховое животное и отправился в путь. Не успел он достичь Медины, как камень упал ему на голову, размозжив её. И тогда было ниспослано: «Просящий просил мучений, что постигают неверных. Нет для них отклоняющего от Аллаха, Владыки ступеней».

И Посланник Аллаха (С) сказал лицемерам, что были возле него: «Идите к вашему товарищу, ибо он получил то, о чём молил». И Аллах ниспослал: «Они молили о победе, и каждый упорный притеснитель оказывался в убытке» (14: 15).

(«Кафи», том 8, С. 57) 

 

6. Мухаммад ибн Аббас привёл от Ибн Аббаса:

В день Гадир Посланник Аллаха (С) обратился к нам с речью, а потом позвал Али (А), поднял его руку так, что стала видна белизна его подмышек, и сказал: «Кому я повелитель, тому и Али повелитель. О Аллах, дружи с тем, кто с ним дружит, и враждуй с тем, кто с ним враждует!».

Это известие распространилось среди людей и достигло Хариса ибн Нумана Фихри. Он сел на свою верлюдицу и прискакал к Посланнику Аллаха (С), когда он был в Абтахе. Он привязал верблюдицу, подошёл к нему и сказал: «Ты призывал нас, чтобы мы говорили: “Нет бога, кроме Аллахаˮ — и мы сделали это. Ты призывал нас, чтобы мы говорили: “Мухаммад — Посланник Аллахаˮ — и мы сделали это, хотя в наших душах и было то, что было. Потом ты сказал: “Молитесьˮ — и мы молились, “поститесьˮ -  и мы постились, “совершайте хаджˮ — и мы совершали хадж. Теперь же ты говоришь: “Кому я повелитель, тому и Али повелитель. О Аллах, дружи с тем, кто с ним дружит, и враждуй с тем, кто с ним враждует!ˮ. Эти слова — от тебя или от Аллаха?».

Пророк (С) сказал: «Это от Аллаха».

Тогда тот спросил ещё два раза, а потом в гневе поднялся и сказал: «О Аллах, если то, что говорит Мухаммад — истина, то пошли на нас камни с небес! А если то, что он говорит — ложь, то пошли на него Свою месть!»

Затем он сел на свою верблюдицу. Не успел он сделать это, как Аллах ниспослал с небес камень на его голову, и он упал замертво. И тогда Аллах ниспослал: «Просящий просил мучений, что постигают неверных. Нет для них отклоняющего от Аллаха, Владыки ступеней».

(«Тавилу ль-аят», том 2, С. 722).

 

3. Абу Али Табарси передал от Имама Садыка (А) от его отцов (А):

Когда Посланник Аллаха (С) объявил о халифате Али (А) в день Гадир-Хум и сказал: «Кому я повелитель — тому и Али повелитель», весть об этом распространилась, и к Пророку (С) пришёл Нуман ибн Харис Фихри и сказал: «Ты велел нам говорить, что нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — Посланник Аллаха, совершать джихад и хадж, поститься, молиться и давать закят. И мы делали всё это. Но ты всё равно не остался доволен, так что теперь поставил над нами этого юношу, говоря: “Кому я повелитель — тому и Али повелительˮ. Эти слова — от тебя или от Аллаха?»

Пророк (С) сказал: «Клянусь Аллахом, кроме Которого нет другого бога, что это — от Аллаха».

Тогда Нуман ибн Харис отвернулся и сказал: «О Аллах, если это — истина от Тебя, то пошли на нас камни с небес!»

И Аллах ниспослал на небо камень с небес, и тот убил его. И тогда Аллах ниспослал: «Просящий просил мучений...».

(«Маджму байан», том 10, С. 119).

 

4. Али ибн Ибрахим привёл:

«В день, величина которого — пятьдесят тысяч лет»: в Судный День пятьдесят мест (положений или стоянок), и каждое — в тысячу лет.

(«Тафсир» Кумми, том 2, С. 374).

 

5. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Если кто-то из вас хочет, чтобы всё, о чём бы он ни попросил Аллаха, было даровано ему, пусть оставит всех людей и не будет у него никакой другой надежды, кроме как на Аллаха. И если Аллах будет знать это в его сердце, всё, что он ни попросит у Него — даст ему. Рассчитайте же самих себя, прежде чем вы будете рассчитаны. В Судный День — пятьдесят мест, каждое — в тысячу лет: «В день, величина которого — пятьдесят тысяч лет».

(«Кафи», том 2, С. 19).

 

6. Табарси передал, что Имам Садык (А) сказал:

Если бы расчёт принадлежал кому-то кроме Аллаха, они провели бы там пятьдесят тысяч лет. Но Аллах завершит его за час.

(«Маджму байан», том 10, С. 120).

 

7. Абу Саид Худри передал, что он сказал Посланнику Аллаха (С):

«Как долог этот День!»

Он сказал: «Клянусь Тем, в чьих руках душа Мухаммада, он будет облегчен для верующих, так что будет для них легче обязательного намаза, который они читали в ближнем мире».

(«Маджму байан», том 10, С. 120).

 

8. От Имама Садыка (А) передано:

Этот День не достигнет середины, как люди Рая будут в Раю, а люди Ада — в Аду.

(«Маджму байан», том 10, С. 120).

 

9. От Имама Садыка (А) передано:

«В день, величина которого — пятьдесят тысяч лет»: это — возврат Посланника Аллаха (то есть его возврат при Раджаате), и его царство при его возврате — пятьдесят тысяч лет. А повелитель верующих (А) будет царствовать сорок четыре тысячи лет при своём возврате.

 

Аяты 8-21

يَوْمَ تَكُونُ السَّمَاء كَالْمُهْلِ .8

وَتَكُونُ الْجِبَالُ كَالْعِهْنِ .9

وَلَا يَسْأَلُ حَمِيمٌ حَمِيماً .10

يُبَصَّرُونَهُمْ يَوَدُّ الْمُجْرِمُ لَوْ يَفْتَدِي مِنْ عَذَابِ يَوْمِئِذٍ بِبَنِيهِ .11

وَصَاحِبَتِهِ وَأَخِيهِ .12

وَفَصِيلَتِهِ الَّتِي تُؤْويهِ .13

وَمَن فِي الْأَرْضِ جَمِيعاً ثُمَّ يُنجِيهِ .14

كَلَّا إِنَّهَا لَظَى .15

نَزَّاعَةً لِّلشَّوَى .16

تَدْعُو مَنْ أَدْبَرَ وَتَوَلَّى .17

وَجَمَعَ فَأَوْعَى .18

إِنَّ الْإِنسَانَ خُلِقَ هَلُوعاً .19

إِذَا مَسَّهُ الشَّرُّ جَزُوعاً .20

وَإِذَا مَسَّهُ الْخَيْرُ مَنُوعاً .21

 

8. В тот день, когда небо станет подобно расплавленному металлу, 

9. а горы станут подобны шерсти,  

10. родственник не станет расспрашивать родственника,

11. хотя они будут видеть друг друга. Грешник пожелает откупиться от мучений того дня своими сыновьями,  

12. своей супругой и своим братом,  

13. своим родом, который укрывал его,

14. и всеми обитателями земли, чтобы спастись.

15. Но нет! Это –пламя,  

16. сдирающее кожу с головы,

17. зовущее тех, кто повернулся спиной и отвернулся,  

18. кто копил и прятал.

19. Воистину, человек создан нетерпеливым,

20. беспокойным, когда его касается беда,

21. и скупым, когда его касается добро.

 

1. Али ибн Ибрахим Кумми передал:

«В тот день, когда небо станет подобно расплавленному металлу»: как плавятся свинец и медь — так будут плавиться небеса. «Родственник не станет расспрашивать родственника» — то есть не поможет ему.

(«Тафсир» Кумми, том 2, С. 374).

 

2. Он также передал, что Имам Бакир (А) сказал:

«Хотя они будут видеть друг друга» - узнают друг друга, но не будут спрашивать друг друга. «Грешник пожелает откупиться от мучений того дня своими сыновьями, своей супругой и своим братом, своим родом, который укрывал его» — и это его мать, которая родила его.

(«Тафсир» Кумми, том 2, С. 374).

 

3. Он также передал:

«Но нет! Это –пламя» — будет разожжён над ними огонь — «сдирающее кожу с головы» — исторгнет оба его глаза и сделает лицо его чёрным — «зовущее тех, кто повернулся спиной и отвернулся» — притянет его к себе — «кто копил и прятал» — копил имущество, скрывал его и не тратил на пути Аллаха. «Воистину, человек создан нетерпеливым» — то есть алчным — «беспокойным, когда его касается беда» — то есть бедность и утрата — «и скупым, когда его касается добро» — то есть богатство и изобилие.

(«Тафсир» Кумми, том 2, С. 375).

 

Аяты 22-23

إِلَّا الْمُصَلِّينَ .22

الَّذِينَ هُمْ عَلَى صَلَاتِهِمْ دَائِمُونَ .23

 

22. Кроме молящихся,

23. которые в своей молитве постоянны.

 

1. Али ибн Ибрахим Кумми передал, что Имам Бакир (А) сказал:

А потом Аллах сделал исключение и сказал: «Кроме молящихся», и Он описал их по их лучшему деянию. «Которые в своей молитве постоянны» — если они обязывают себя исполнять что-либо из желательных деяний, то постоянны в этом.

(«Тафсир» Кумми, том 2, С. 375).

 

2. Шейх Кулейни передал, что Имам Бакир (А) сказал:

«Которые соблюдают свои молитвы» (23: 9) — то есть обязательные молитвы. «Которые в своей молитве постоянны» — то есть в желательных молитвах.

(«Кафи», том 3, С. 269).

 

3. Шейх Садук привёл, что Имам Казым (А) сказал о словах Аллаха: «Кроме молящихся, которые в своей молитве постоянны»:

Это, клянусь Аллахом, те наши шииты, кто читает пятьдесят ракятов в сутки (обязательных и желательных намазов).

И его спросили об аяте: ««Которые соблюдают свои молитвы» (23: 9).

Он сказал: «Это те наши шииты, кто читает пять обязательных намазов».

И его спросили о словах Аллаха: «Люди правой стороны» (56: 27).

Он сказал: «Это, клянусь Аллахом, наши шииты».

(«Тавилу ль-аят», том 2, С. 724).

 

4. Он также передал, что Имам Садык (А) передал от своих отцов (А) от Имама Али (А):

Нельзя читать желательный намаз во время обязательного, кроме как при наличии извинения, однако если кто-то хочет прочитать после него пропущенный намаз (каза), то может сделать это. Аллах говорит: «Которые в своей молитве постоянны». Это — те, которые переносят на день то (из желательных намазов), что они не могли выполнить ночью, и переносят на ночь то, что они не могли выполнить днём. Желательный намаз не читается во время обязательного: сначала выполни обязательный намаз, а потом желательные.

(«Хисаль», С. 628).

 

Аяты 24-25

وَالَّذِينَ فِي أَمْوَالِهِمْ حَقٌّ مَّعْلُومٌ .24

لِّلسَّائِلِ وَالْمَحْرُومِ .25

 

24. В имуществе которого известное право 

 25. для просящего и лишённого.

 

1. Шейх Кулейни передал, что Имам Садык (А) сказал:

Аллах установил в имуществе богатых долю для бедных, при выплате которой они не удостоятся хвалы (то есть это исполнение обязанности, а не желательное добровольное дело). И это — закят. Через него защищена ваша кровь и через него вы зовётесь мусульманами. Однако Аллах предписал в имуществе богатых также и долю помимо закята. И сказал Он: «В имуществе которого известное право» — и это известная доля, помимо закята. Человек обязывает её выплату для себя по мере своей возможности и величины своего имущества и отдаёт то, что предписал себе, каждый день, каждую неделю или каждый месяц — как сам пожелает.

(«Кафи», том 3, С. 498).

 

2. Он также передал от Абу Басира:

Мы были у Имама Садыка (А), и с нами — некоторые богатые люди. Они упомянули закят, и Имам Садык (А) сказал: «За выплату закята нет хвалы: это внешняя обязанность, через которую защищена ваша кровь и вы зовётесь мусульманами. Тот, кто не выплачивает закят — его молитва не принимается. И в вашем имуществе есть доля помимо закята».

Они сказали: «А что есть в нашем имуществе помимо закята?».

Он сказал: «Разве вы не слышали слова Аллаха: “В имуществе которого известное право для просящего и лишённогоˮ?»

Они сказали: «А что это за известное право, которое возложено на нас?»

Он сказал: «Это известная доля имущества, которую человек даёт раз в день или раз в неделю или раз в месяц — много это будет или мало, важно, чтобы это было постоянно».

(«Кафи», том 3, С. 499).

 

3. Он также привёл, что у Имама Садыка (А) спросили об аяте: «В имуществе которого известное право для просящего и лишённого»: это не закят? Он сказал:

Если Аллах даст человеку богатство, пусть он выдаёт из него какую-то сумму для поддержания родственных связей или для уменьшения тягот от своего племени или народа.

(«Кафи», том 3, С. 499).

 

4. Он также привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

Человек пришёл к моему отцу Али ибн Хусейну (А) и сказал: «Сообщи мне об аяте: “В имуществе которого известное право для просящего и лишённогоˮ — что это за известное право?»

Али ибн Хусейн (А) сказал ему: «Известное право — то, что человек платит из своего имущества, помимо обязательного закята и милостыни (садака). Если хочет, он отдаёт больше, если хочет — меньше, в зависимости от размеров своего имущества».

Он спросил: «А что он должен сделать с этим?»

Он сказал: «Поддерживать родственные связи и помогать слабым и братьям по вере».

Тот человек сказал: «Аллах знал, среди кого помещать посланничество».

(«Кафи», том 3, С. 500).

 

5. Он также привёл, что Имама Садыка (А) спросили о словах: «Для просящего и лишённого». Он сказал:

«Лишённый» — человек, который имеет профессию и трудится, однако не может добиться дохода для себя.

(«Кафи», том 3, С. 500).

 

6. Он также привёл от Имамов Бакира и Садыка (мир им):

«Лишённый» — человек, в разуме которого нет проблемы, однако ему не даётся пропитание, хотя он и трудится.

(«Кафи», том 3, С. 500).

 

Аят 26

وَالَّذِينَ يُصَدِّقُونَ بِيَوْمِ الدِّينِ .26

26. и те, которые веруют в день суда.

 

1. Шейх Кулейни привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

«И те, которые веруют в день суда» — то есть в выход Каима (А).

(«Кафи», том 8, С. 287).

 

Примечание переводчика: Согласно хадисам Ахль уль-Бейт, «день суда» — это не только Судный День, который начнётся после воскрешения, но и эпоха Раджаата в этом мире, которая начнётся после выхода Имама Махди (А) из сокрытия. Под «днём суда» в Коране может пониматься как то, так и это.

 

Аят 29

وَالَّذِينَ هُمْ لِفُرُوجِهِمْ حَافِظُونَ

29. И те, которые берегут свои члены.

 

1. Шейх Кулейни привёл от Аби Сара:

Я спросил у Имама Садыка (А) о временном браке. Он сказал: «Он разрешён. И не женись иначе как на целомудренной. Аллах говорит: “И те, которые берегут свои членыˮ — не клади же свои члены туда, в сохранности чего ты не уверен».

(«Кафи», том 5, С. 453).

 

Аяты 36-41

فَمَالِ الَّذِينَ كَفَرُوا قِبَلَكَ مُهْطِعِينَ .36

عَنِ الْيَمِينِ وَعَنِ الشِّمَالِ عِزِينَ .37

أَيَطْمَعُ كُلُّ امْرِئٍ مِّنْهُمْ أَن يُدْخَلَ جَنَّةَ نَعِيمٍ .38

كَلَّا إِنَّا خَلَقْنَاهُم مِّمَّا يَعْلَمُونَ .39

فَلَا أُقْسِمُ بِرَبِّ الْمَشَارِقِ وَالْمَغَارِبِ إِنَّا لَقَادِرُونَ .40

عَلَى أَن نُّبَدِّلَ خَيْراً مِّنْهُمْ وَمَا نَحْنُ بِمَسْبُوقِينَ .41

 

36. Что же с теми, которые не веруют и бегут пред тобой

37. толпами справа и слева?

38. Не желает ли каждый человек из них быть введённым в сад блаженства?  

39. Так нет! Ведь Мы создали их из того, что им известно.  

40. Нет! Клянусь Господом востоков и западов, Мы ведь можем  

41. заменить их лучшими, чем они, и Нас не опередить!

 

1. Али ибн Ибрахим Кумми привёл:

«Бегут пред тобой» — то есть униженные — «толпами справа и слева» — то есть сидящие. «Так нет! Ведь Мы создали их из того, что им известно» — из семени, а потом сгустка. «Нет! Клянусь Господом востоков и западов» — востоков зимы и востоков лета, западов зимы и западов лета, и это — клятва, а её ответ: «заменить их лучшими, чем они, и Нас не опередить».

(«Тафсир» Кумми, том 2, С. 375).

 

2. Шейх Садук передал, что Имам Али (А) сказал о словах Аллаха: «Клянусь Господом востоков и западов»:

У Солнца триста шестьдесят востоков и триста шестьдесят западов. И та точка, откуда оно восходит сегодня, не повторится, кроме как через год, и та точка, где оно заходит, не повторится, кроме как через год.

(«Маани ахбар», С. 221).

 

3. Табарси передал, что Ибн Кавва сказал повелителю верующих Али (А):

«Я нашёл, что разные места Книги Аллаха противоречат друг другу».

Он сказал: «Да потеряет тебя твоя мать! Разные места Книги Аллаха подтверждают друг друга, а не противоречат друг другу! Скажи же, что показалось тебе противоречием?»

Он сказал: «О повелитель верующих! В одном месте Аллах говорит: “Клянусь Господом востоков и западовˮ, а в другом говорит: “Господь двух востоков и Господь двух западовˮ (55: 17), а в третьем говорит: “Господь востока и западаˮ (26: 28)».

Имам Али (А) сказал: «Вот восток и вот запад. А что касается Его слов: Господь двух востоков и Господь двух западовˮ, то восток зимой и восток летом находятся в разных сторонах. Разве ты не понял это, видя, как Солнце становится далёким и как оно приближается (в разные времена года)? Что же касается Его слова: “Клянусь Господом востоков и западовˮ, то у солнца триста шестьдесят точек: оно восходит каждый день из одной и заходит в другой и не возвращается к этой точке кроме как в тот же день через год.

(«Ихтиджадж», С. 259).

 

Примечание переводчика: Тут повелитель верующих (А) излагает астрономические факты, которые намного превосходили знание людей того времени и были открыты только современной наукой. Место восхода и захода Солнца и его азимут действительно меняются изо дня в день. Распространённое мнение, что «Солнце восходит на востоке и садится на западе» поэтому неверно. Точнее говоря, такое происходит только два раза в год — в дни равноденствия (21 марта и 23 сентября), когда день равен ночи. В летнее время, когда день длиннее ночи, места восхода и захода Солнца смещаются к северу, а в зимнее время они смещаются к южной части горизонта. Чем место севернее, тем больше смещение точек восхода и захода Солнца от востока к западу. Таким образом, действует следующее правило: летом Солнце восходит на северо-востоке и заходит на северо-западе, а зимой восход Солнца наблюдается на юго-востоке и заход на юго-западе.

 

4. Шарафуддин Наджафи привёл, что Имам Садык (А) сказал об аяте: «Клянусь Господом востоков и западов»

Востоки — пророки, запады — преемники.

(«Тавилу ль-аят, С. 725).

 

Примечание переводчика: это толкование данного аята не противоречит астрономическому, приведённому выше, поскольку каждый аят Корана имеет множество смыслов и пластов понимания.

 

Аяты 43-44

يَوْمَ يَخْرُجُونَ مِنَ الْأَجْدَاثِ سِرَاعاً كَأَنَّهُمْ إِلَى نُصُبٍ يُوفِضُونَ .43

خَاشِعَةً أَبْصَارُهُمْ تَرْهَقُهُمْ ذِلَّةٌ ذَلِكَ الْيَوْمُ الَّذِي كَانُوا يُوعَدُونَ .44

 

43. В тот день они торопливо выйдут из могил, словно устремляясь к воздвигнутой цели.

44. Их взоры потупятся, и унижение покроет их. Это будет тот день, который им обещан!

 

1. Али ибн Ибрахим Кумми привёл:

«Словно устремляясь к воздвигнутой цели» — к призывающему, что призовёт их.

(«Тафсир» Кумми, том 2, С. 375).

 

2. Шарафуддин Наджафи привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

«Их взоры потупятся, и унижение покроет их. Это будет тот день, который им обещан!» — то есть день выхода Каима (А).

(«Тавилу ль-аят», том 2, С. 726).

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.