Аяты 22-23

وَيَوْمَ نَحْشُرُهُمْ جَمِيعاً ثُمَّ نَقُولُ لِلَّذِينَ أَشْرَكُواْ أَيْنَ شُرَكَآؤُكُمُ الَّذِينَ كُنتُمْ تَزْعُمُونَ .22

ثُمَّ لَمْ تَكُن فِتْنَتُهُمْ إِلاَّ أَن قَالُواْ وَاللّهِ رَبِّنَا مَا كُنَّا مُشْرِكِينَ .23

22. В тот день Мы соберем их всех, а потом скажем тем, которые придавали Ему сотоварищей: «Где ваши сотоварищи, которых вы выдумывали?»

23. Потом не будет другой отговорки от них, кроме как они скажут: «Клянемся Аллахом, Господом нашим, мы не были приобщающими сотоварищей!»

 

1. Али ибн Ибрахим привёл:

«Потом не будет другой отговорки от них» — то есть лжи от них.

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 203).

 

2. Шейх Кулейни привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

«Клянемся Аллахом, Господом нашим, мы не были приобщающими сотоварищей!» — то есть не были приобщающими сотоварищей вилаяту Али ибн Аби Талиба (А).

(«Кафи», том 8, С. 287).

 

3. Али ибн Ибрахим привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«Клянемся Аллахом, Господом нашим, мы не приобщающими сотоварищей!» — то есть не были приобщающими сотоварищей вилаяту Али (А).

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 206).

 

4. Айаши привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Аллах будет прощать в День воскрешения столько, сколько никто не мог себе представить, так что люди ширка скажут: «Клянемся Аллахом, Господом нашим, мы не приобщающими сотоварищей!».

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 386).

 

5. Он также привёл от Муаммара Саади:

Человек пришёл к повелителю верующих Али (А) и сказал: «Я сомневаюсь в Книге Аллаха ниспосланной». Он сказал: «Да потеряет тебя твоя мать! Что заставило тебя сомневаться в Книге Аллаха ниспосланной?»

И среди того, что он привёл, было: «Я нашел, что Аллах говорит: “В тот День, когда станут дух и ангелы рядами, не будет говорить никто, кроме того, кому дозволит Милосердный, и скажет он истину” (78: 38), и говорит, что Он даст им заговорить, и они скажут: “Клянемся Аллахом, Господом нашим, мы не были приобщающими сотоварищей!”, и говорит: “В День воскресения одни из вас будут отрекаться от других, и одни из вас проклянут других” (29: 25), и говорит: “Поистине, это действительность — препирательство обитателей Огня” (38: 64), и говорит: “Сказал Он: ‘Не препирайтесь у Меня: Я предупредил вас угрозой‘” (50: 28), и говорит: “Сегодня наложили Мы печать на их уста, и будут говорить Нам их руки, и будут свидетельствовать их ноги, что они приобрели” (36: 65).

Таким образом, Он в одних местах сообщает нам, что они будут говорить, в других – что они не будут говорить, кроме тех, кому разрешит Милостивый, и говорить они будут истину, а в третьих – что творения вообще не говорят, но в то же время Сам приводит их слова: “Клянемся Аллахом, Господом нашим, мы не были приобщающими сотоварищей!”, а в четвертом месте Он сообщает, что они будут препираться. Так как это понять, о повелитель верующих?! И как мне не сомневаться, когда я слышу это?»

И Имам (А) продолжал: «Что же касается Его слов “в тот День, когда станут дух и ангелы рядами, не будет говорить никто, кроме тех, кому дозволит Милосердный, и скажет Он истину” (78: 38), и Его слов “Клянемся Аллахом, Господом нашим, мы не были приобщающими сотоварищей!”, и Его слов: “В День воскресения одни из вас будут отрекаться от других, и одни из вас проклянут других” (29: 25), и Его слов: “Поистине, это действительность — препирательство обитателей Огня” (38: 64), и Его слов: “Сказал Он: ‘Не препирайтесь у Меня: Я предупредил вас угрозой‘” (50: 28), и Его слов: “Сегодня наложили Мы печать на их уста, и будут говорить Нам их руки, и будут свидетельствовать их ноги, что они приобрели” (36: 65), то они говорят о разных местах из мест того Дня, чей срок — пятьдесят тысяч лет. В тот День Аллах соберет все творения в местах различных, и те, которые будут говорить друг с другом и просить прощения друг для друга, – они подчинялись Аллаху в обители ближнего мира и следовали за предводителями (истины). Люди же неподчинения, строившие козни в обители ближнего мира и помогавшие друг другу в несправедливости и враждебности, будут проклинать друг друга и отрекаться друг от друга, от превозносившихся до слабых. “Неверие” (куфр) в этом аяте имеет значение “отречения”. Он говорит: они станут отрекаться друг от друга, и подобны этому слова шайтана в суре “Ибрахим”: “Я отрекаюсь (кафарту) от того, что вы меня сделали сотоварищем раньше” (14: 27) или слова Ибрахима, друга Милостивого: “Мы не веруем в вас (кафарна бикум)” (60: 4), то есть – мы отреклись от вас (от многобожников).

Потом же будут они собраны в другом месте, и станут рыдать там, так что если бы их звуки достигли до людей ближнего мира, те не захотели бы больше жить, и разорвались бы их сердца, кроме тех, о ком было бы желание Аллаха. И не перестанут они рыдать там кровью.

Потом же соберут их в другом месте, и призовут их там говорить, и скажут они: “Клянемся Аллахом, Господом нашим, мы не были приобщающими сотоварищей!”, и Аллах тогда наложит печать на их уста, и призовет говорить их руки, и ноги их, и кожу, и те начнут свидетельствовать обо всей их непокорности и грехах, что они творили. Потом печать будет снята с языков их, и они скажут своей коже: “‘Почему вы свидетельствуете против нас?‘ Они (их кожи) сказали: ‘Внушил нам речь Аллах, который внушил речь всякой вещи‘” (41: 21).

И потом их соберут в ином месте, и снова призовут к речи, и тогда убегут одни из них от других, и таково слово Его, велик Он и свят: “В тот День убежит муж от брата, и матери, и отца, и жены, и сыновей” (80: 34-36), и будут призваны говорить, но “не будет говорить никто, кроме тех, кому дозволит Милосердный, и скажет Он истину”.

И поднимутся посланники – да будет мир над ними! – и станут свидетельствовать в том месте, и таково слово Его: “Как же будет, когда Мы придем от каждой общины со свидетелем и придем с тобой как свидетелем против этих?” (4: 41).

И окажутся они собраны в другом месте, где будет Мухаммад (С), и это -  место хвалимое (макам махмуд). И там провозгласит он такое славословие Аллаху, какого не провозглашал никто до него, и воздаст славословие всем ангелам, и не останется ни одного ангела, которому не воздал бы славословия Мухаммад (С), потом воздаст славословие посланникам, какого не воздавал никто до него, а потом воздаст он славословие верующим мужчинам и женщинам — сначала правдивым, потом мученикам, а за ними праведным. И начнет хвалить его все, что есть на небесах и земле, и таково слово Его: “...Быть может, пошлет тебе Господь твой место хвалимое (макам махмуд)” (17: 79). Счастье же тому, кому это место достанется в удел, и горе тому, кто будет из него исторгнут! И будут они собраны в другом месте, и одни примут от других (благо).

И все это – прежде расчета. Когда окажутся они взяты для расчета, каждый человек будет занят только самим собой. И просим мы у Аллаха блага в тот День».

И человек сказал: «Ты облегчил это для меня, о повелитель верующих, да облегчит Аллах твои дела, и разрешил мои трудности, да увеличит Аллах твою награду!»

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 387).

 

6. Сулейм ибн Кейс Хиляли привёл, что повелитель верующих Али (А) сказал:

Группа верующая, предавшаяся, успешная, ведомая прямым путём и идущая им — это группа, верующая в меня, предавшаяся моему повелению, подчиняющаяся мне, преданная мне, отрекающаяся от моих врагов, любящая меня, ненавидящая моих врагов, которая познала мои права, мой имамат и обязанность подчинения мне в Книге Аллаха и Сунне Пророка (С). И они не отступают и не сомневаются в том, чем осветил Аллах их сердца относительно познания наших прав и наших достоинств, и Он даровал им внушение (ильхам), и взял их за чубы и ввёл в число наших шиитов, так что их сердца стали уверенными и обрели уверенность, с которым не смешается сомнение.

Поистине, мои преемники после меня — ведущие и ведомые прямым путём до Судного Дня. Аллах связал их с Самим Собой и Своим Пророком (С) во многих местах Корана, и очистил нас, и сделал нас непорочными (маасум), и сделал нас свидетелями над Своим творением, доводом на Своей земле, кладезями Своего знания, оплотом Своей мудрости и толкователями Своего откровения. Мы с Кораном, а Коран с нами: мы не отделимся от него, и он не отделится от нас, пока мы не присоединимся к Посланнику Аллаха (С) у райского источника. Таково единственное течение из числа семидесяти трёх течений, спасшееся от Огня и от всех смут, заблуждений и сомнений. Они — поистине из числа обитателей Рая. Они — семьдесят тысяч, которые войдут в Рай без расчёта.

Эти же семьдесят два течения стоят не на религии истины, помогают религии шайтана, берут от Иблиса и его друзей. Они — враги великого Аллаха, Его Посланника и верующих: войдут в Ад без расчёта. Они не имеют отношения к Аллаху и Его Посланнику (С). Они забыли Аллаха и Его Посланника (С), приобщили сотоварищей к Аллаху и Его Посланнику (С), стали неверующими в него, начали поклоняться не Ему, не зная об этом, и они думают, что совершают благо. Они скажут в День Суда: «Клянемся Аллахом, Господом нашим, мы не приобщающими сотоварищей!», «в тот день, когда Аллах воскресит их всех и они станут клясться перед вами, как клянутся пред Ним, и думают они, что у них какая-то основа. О нет! — ведь они лжецы» (58: 18).

(«Китаб сулейм ибн кейс», С. 86).

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.