Аят 67

يَا أَيُّهَا الرَّسُولُ بَلِّغْ مَا أُنزِلَ إِلَيْكَ مِن رَّبِّكَ وَإِن لَّمْ تَفْعَلْ فَمَا بَلَّغْتَ رِسَالَتَهُ وَاللّهُ يَعْصِمُكَ مِنَ النَّاسِ إِنَّ اللّهَ لاَ يَهْدِي الْقَوْمَ الْكَافِرِينَ .67

67. О Посланник! Передай, что низведено тебе от твоего Господа. А если ты этого не сделаешь, то ты не передашь Его послания. Аллах защитит тебя от людей. Поистине, Аллах не ведет прямо людей неверных!

 

1. Шейх Кулейни привёл от Абу Джаруда, что Имам Бакир (А) сказал:

Аллах предписал людям пять (обязанностей). Они исполнили четыре и оставили одну. Первая из них — намаз. Они не знали, как читать его, и спустился Джабраил и сказал: «О Мухаммад! Сообщи им о времени намаза и о том, как его совершать!» Затем был ниспослан закят, и Джабраил сказал: «О Мухаммад! Сообщи им о закяте, как ты сообщил им о намазе!» Затем был ниспослан пост, и пост в месяц рамадан был ниспослан между шаабаном и шаввалем. Затем был ниспослан хадж, и спустился Джабраил и сказал: «Сообщи им о хадже, как ты сообщил им о намазе, закяте и посте!»

Затем был ниспослан вилаят (то есть руководство Али и Имамов). Это пришло в день собрания при Арафате. И Аллах ниспослал: «Сегодня Я довёл до совершенства для вас вашу религию» (5: 3). Таким образом, совершенство религии было через вилаят Али ибн Аби Талиба (А).

Тогда Посланник Аллаха (С) сказал: «Моя умма только что вышла из джахилийи. Если я скажу им это про сына моего дяди, они разойдутся в разные стороны». Он сказал это себе самому, без того чтобы произнести это своим языком. И тогда от Аллаха пришло непреложное решение, и Он сказал, что если он не донесёт Его послание, Он подвергнет его мучениям: «О Посланник! Передай, что низведено тебе от твоего Господа. А если ты этого не сделаешь, то ты не передашь Его послания. Аллах защитит тебя от людей. Поистине, Аллах не ведет прямо людей неверных!»

И Посланник Аллаха (С) взял руку Али (А) и сказал: «О люди! Не было пророка до меня, чтобы Аллах не призвал его к Себе, и он не ответил бы Ему. Вот близко время, когда я буду призван и отвечу. Я буду спрошен, и вы будете спрошены. Что же вы ответите?»

Они сказали: «Мы свидетельствуем, что ты доносил и призывал, и что ты выполнил то, что должен был выполнить. Да наградит тебя Аллах лучшей из наград посланников!»

Он сказал: «О Аллах, свидетельствуй», — три раза. А затем сказал: «Это — ваш вали (руководитель) после меня. Пусть же присутствующий известит об этом отсутствующего!»

(«Кафи», том 1, С. 229).

 

2. Шейх Садук привёл от Мухаммада ибн Фейза ибн Мухтара от его отца от Имама Бакира (А) от его отца (А), что Имам Хусейн (А) сказал:

В один из дней Посланник Аллаха (С) вышел из дома, восседая на коне. Али (А) вышел с ним пешком. Он сказал: «О Абу Хасан! Ты должен тоже сесть на коня или остаться дома. Ибо Аллах велел мне садиться на коня, когда ты сидишь на коне, и идти пешком, когда ты идёшь пешком — разве что ты будешь занят исполнением законов Аллаха, которые требуют стояния или сидения. Чем бы ни наделил меня Аллах — Он наделил тебя подобным же. Он наделил меня пророчеством и посланничеством, а тебя сделал вали (руководителем) в этом: ты будешь исполнять его законы и самые трудные его дела и задачи.

Клянусь Тем, Кто отправил Мухаммада пророком с истиной, не верует в меня тот, кто отвергает тебя, не признаёт меня тот, кто не признаёт тебя, и не верует в Аллаха тот, кто не верует в тебя. Поистине, твоё благо — от моего блага, а моё благо — благо Аллаха. И таково Его слово: “Скажи: ‘По благу Аллаха и по Его милости’, — этому пусть они радуются. Это лучше того, что они собираютˮ (10: 58), и благо Аллаха — это пророчество, а Его милость — вилаят Али ибн Аби Талиба. “Этомуˮ — то есть пророчеству и вилаяту — “пусть они радуютсяˮ — то есть шииты. “Это лучше того, что они собираютˮ — то есть того, что собирают противники шиитов из их имущества и детей в этом ближнем мире.

Клянусь Аллахом, о Али, ты был сотворён лишь для того, чтобы поклонялись Аллаху, чтобы по тебе узнавали положения религии и чтобы по тебе ищущие находили прямой путь. Заблудился тот, кто впал в заблуждение относительно тебя, и не встал на прямой путь к Аллаху тот, кто не встал на прямой путь к тебе и твоему вилаяту. И таково слово моего Господа: “Я, поистине, прощающ по отношению к тем, кто покаялся, уверовал и творил доброе, а потом пошёл по прямому путиˮ (20: 82) — то есть встал на путь вилаята.

И мой Господь велел мне сделать обязательным в отношении тебя то же самое, что Он сделал обязательным относительно меня. Следовать тебе обязательно для того, кто верует в меня. Если бы не ты, то партия Аллаха не была бы проявлена, и через тебя становятся узнаны враги Аллаха. Тот, кто не встретит Аллаха с твоим вилаятом — встретит Его ни с чем. Аллах ниспослал: “О Посланник! Передай, что низведено тебе от твоего Господаˮ — то есть о вилаяте Али. — “А если ты этого не сделаешь, то ты не передашь Его посланияˮ. То есть, если я не донесу то, что мне велено относительно твоего вилаята, — все мои деяния станут прахом. И вот, тот, кто не встретит Аллаха с твоим вилаятом, — станут прахом все его деяния. Это то обещание мне, которое обязательно исполнится. Я не говорю ничего, кроме слов моего Господа, и то, что я говорю — от Аллаха».

(«Амали» Садука, С. 299).

 

3. Саад ибн Абдуллах привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

«О Посланник! Передай, что низведено тебе от твоего Господа. А если ты этого не сделаешь, то ты не передашь Его послания» — это вилаят.

(«Мухтасар басаиру дараджат», С. 64).

 

4. Айаши привёл от Ибн Аббаса и Джабира ибн Абдуллаха Ансари:

Аллах велел Своему пророку Мухаммаду (С) сделать Али (А) предводителей людей и сообщить им о его вилаяте. Посланник Аллаха (С) испугался, что они станут говорить: «Он помогает сыну своего дяди», — и будут нападать на него из-за этого. И Аллах внушил ему в откровении: «О Посланник! Передай, что низведено тебе от твоего Господа. А если ты этого не сделаешь, то ты не передашь Его послания». И он установил его вилаят в день Гадир-Хум.

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 360).

 

5. Он также привёл от Умара ибн Язида, что Имам Садык (А) сказал:

Как удивительно, о Абу Хафс! Али ибн Аби Талиб (А) встретил то, что встретил от людей, при том что у него было десять тысяч свидетелей! Но он не смог забрать своё право, тогда как человек забирает своё право при наличии двух свидетелей. Посланник Аллаха (С) вышел из Медины, чтобы совершить хадж, и за ним последовали пять тысяч человек. Когда он возвращался с ними из Мекки, к нему присоединились ещё пять тысяч из людей Мекки. Когда он достиг Джухфа (то есть Гадира), спустился Джабраил с вилаятом Али (А). Тогда как о его вилаяте было ниспослано при Мине, но Посланник Аллаха (С) тогда не хотел объявлять о вилаяте из-за присутствия людей. И Он сказал: «О Посланник! Передай, что низведено тебе от твоего Господа. А если ты этого не сделаешь, то ты не передашь Его послания. Аллах защитит тебя от людей» — защитит тебя от того, чего ты хотел избежать при Мине. И тогда при Гадире Посланник Аллаха (С) велел соорудить себе минбар из верблюжьих сёдел. И тот человек сказал: «Клянусь Аллахом, сейчас он скажет о том, что будет бедствием для вас!»

У передатчика (Умара ибн Язида) спросили: «Кем был этот человек?»

Он сказал: «Тот эфиоп (то есть Умар)».

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 361).

 

6. Ибн Шахр-Ашуб привёл от Ибн Аббаса:

Этот аят был ниспослан об Али ибн Аби Талибе (А). Аллах велел Пророку (С) передать о его вилаяте. И он взял его руку и сказал: «Кому я повелитель — тому и Али повелитель».

(«Манакиб», том 3, С. 21).

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.