Аяты 31-32
قَدْ خَسِرَ الَّذِينَ كَذَّبُواْ بِلِقَاء اللّهِ حَتَّى إِذَا جَاءتْهُمُ السَّاعَةُ بَغْتَةً قَالُواْ يَا حَسْرَتَنَا عَلَى مَا فَرَّطْنَا فِيهَا وَهُمْ يَحْمِلُونَ أَوْزَارَهُمْ عَلَى ظُهُورِهِمْ أَلاَ سَاء مَا يَزِرُونَ .31
وَمَا الْحَيَاةُ الدُّنْيَا إِلاَّ لَعِبٌ وَلَهْوٌ وَلَلدَّارُ الآخِرَةُ خَيْرٌ لِّلَّذِينَ يَتَّقُونَ أَفَلاَ تَعْقِلُونَ .32
31. В убытке остались те, которые считали ложью встречу с Аллахом, а когда пришёл внезапно к ним час, они сказали: «О, горе нам, за то, что мы упустили там!» Они понесут свои ноши на спинах. О да, скверно то, что они несут!
32. Ближняя жизнь только игра и забава; будущий мир лучше для тех, которые богобоязненны. Разве вы не поразмыслите?
1. Али ибн Ибрахим привёл:
«Ноши» — то есть грехи.
(«Тафсир Кумми», том 1, С. 204).
2. Табарси привёл от Пророка (С):
Обитатели Огня увидят их место в Раю (то есть то место, которое они получили бы, если бы были праведными, или место тех, кто были праведными) и скажут: «О, горе нам!»
(«Маджму байан», том 4, С. 40).
3. Шейх Кулейни привёл от Хишами ибн Хакама в хадисе от Имама Казыма (А):
О Хишам! А потом Аллах предостерёг обладающих разумом и велел им устремиться к будущему миру: «Ближняя жизнь только игра и забава; будущий мир лучше для тех, которые богобоязненны. Разве вы не поразмыслите?»
(«Кафи», том 1, С. 11).
Аяты 33-34
قَدْ نَعْلَمُ إِنَّهُ لَيَحْزُنُكَ الَّذِي يَقُولُونَ فَإِنَّهُمْ لاَ يُكَذِّبُونَكَ وَلَكِنَّ الظَّالِمِينَ بِآيَاتِ اللّهِ يَجْحَدُونَ .33
وَلَقَدْ كُذِّبَتْ رُسُلٌ مِّن قَبْلِكَ فَصَبَرُواْ عَلَى مَا كُذِّبُواْ وَأُوذُواْ حَتَّى أَتَاهُمْ نَصْرُنَا وَلاَ مُبَدِّلَ لِكَلِمَاتِ اللّهِ وَلَقدْ جَاءكَ مِن نَّبَإِ الْمُرْسَلِينَ .34
33. Мы знаем, что тебя печалит то, что они говорят. Ведь они не считают тебя лжецом, но неправедные отрицают знамения Аллаха!
34. Лжецами считали посланников до тебя и терпели то, что их считали лжецами и притесняли, пока не пришла к ним Наша помощь. Нет изменяющего слова Аллаха! И доходили до тебя известия о посланниках.
1. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал:
Человек прочитал повелителю верующих (А) эти слова: «Ведь они не считают тебя лжецом, но неправедные отрицают знамения Аллаха!»
Он сказал: «Клянусь Аллахом, они считали его лжецом и постоянно обвиняли его во лжи. Это слово в аяте было ниспослано без ташдида (не как йуказзибунака — “считают лжецомˮ), то есть как йакзибунака (лгать, оболгать, возвести ложь) в том смысле, что они не приведут ложь, посредством которой смогут оболгать твою истину».
(«Кафи», том 8, С. 200).
2. Он также привёл от Имама Садыка (А):
«Ведь они не считают тебя лжецом, но неправедные отрицают знамения Аллаха!» — они отвергают их без довода.
(«Кафи», том 1, С. 233).
3. Айаши привёл, что Имам Садык (А) сказал:
«Ведь они не считают тебя лжецом, но неправедные отрицают знамения Аллаха!» — они не могут сделать ложью твои слова.
(«Тафсир Айаши», том 1, С. 389).
4. Али ибн Ибрахим привёл от Хафса ибн Гийаса, что Имам Садык (А) сказал:
О Хафс! Всякий, кто терпит, терпит мало, и кто горюет, горюет мало[1]. Ты должен проявлять терпение во всех твоих делах и обстоятельствах! Ибо Аллах отправил Мухаммада (С) и повелел ему терпение и мягкость. И сказал Он: «И терпи то, что они говорят, и избегай их красиво» (73: 10), и сказал: «Отклоняй же тем, что лучше, и вот — тот, с которым у тебя вражда, станет тебе горячим другом» (41: 34). И Посланник Аллаха (С) терпел, хотя они возводили на него худшую клевету, и грудь его стеснилась. И Аллах ниспослал: «И знаем Мы уже, что грудь твоя стесняется от того, что они говорят» (15: 97).
Затем они обвинили его во лжи и подвергали его нападкам, и он печалился из-за этого. И Аллах ниспослал: «Мы знаем, что тебя печалит то, что они говорят. Ведь они не считают тебя лжецом, но неправедные отрицают знамения Аллаха! Лжецами считали посланников до тебя и терпели то, что их считали лжецами и притесняли, пока не пришла к ним Наша помощь».
И он предписал для себя терпение. Однако они стали лгать на Аллаха и возводить зло на Него. Тогда Посланник Аллаха (С) сказал: «Я терпел их нападки на себя и моё семейство. Но у меня нет терпения, когда они нападают на моего Господа». И Аллах ниспослал: «И сотворили Мы небеса, и землю, и то, что между ними, в шесть дней, и не коснулась Нас усталость. Терпи же, что они говорят» (50: 38-39) — и Посланник Аллаха (С) терпел во всех состояниях.
И Аллах сообщил об Имамах из его семейства и описал их через терпение. Он сказал: «И сделали Мы из них имамов, которые ведут по Нашему повелению, за то, что они были терпеливы и уверены в Наших знамениях» (32: 24). И тогда он сказал: «Терпение (сабр) по отношению к вере (иман) — как голова по отношению к телу». И Аллах возблагодарил его и ниспослал: «Исполнилось благое слово твоего Господа над сынами Исраила за то, что они терпели! Погубили Мы то, что строил Фараон и его народ и что они воздвигали» (7: 137). Посланник Аллаха (С) сказал: «Это аят о благой вести и мщении». И Аллах разрешил ему сражение с многобожниками, где бы их ни нашли. Аллах убил их руками Посланника Аллаха (С) и его друзей. Он ускорил для него награду за его терпение — не исключив награду в будущем мире, которую Он предназначил ему за это.
(«Тафсир Кумми», том 1, С. 204).
[1] Очевидно, имеется в виду непродолжительность этой дуньи.
Добавить комментарий