Аят 18
شَهِدَ اللّهُ أَنَّهُ لاَ إِلَـهَ إِلاَّ هُوَ وَالْمَلاَئِكَةُ وَأُوْلُواْ الْعِلْمِ قَآئِمَاً بِالْقِسْطِ لاَ إِلَـهَ إِلاَّ هُوَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ .18
18. Свидетельствует Аллах, что нет бога, кроме Него, и ангелы, и обладающие знанием, устанавливающие справедливость: нет бога, кроме Него, Великого, Мудрого!
1. Мухаммад ибн Хасан Саффар привёл, что Имам Казым (А) сказал:
На Имамах лежат обязанности, которых нет на их шиитах. И на шиитах лежат обязанности, которых нет на нас. Их обязанность — спрашивать нас, и «обладающие знанием, устанавливающие справедливость» — это Имамы.
(«Басаиру дараджат», С. 56).
2. Айаши привёл от Джабира:
Я спросил у Имама Бакира (А) об этом аяте: «Свидетельствует Аллах, что нет бога, кроме Него, и ангелы, и обладающие знанием, устанавливающие справедливость: нет бога, кроме Него, Великого, Мудрого!»
Он сказал: «“Свидетельствует Аллах, что нет бога, кроме Негоˮ — Аллах свидетельствует об этом перед Самим Собой, и Он таков, как сказал — “и ангелыˮ — Он почтил ангелов за их подчинение Своему Господу, и они сказали истину и засвидетельствовали, как Он засвидетельствовал это перед Самим Собой. Что же касается Его слов “и обладающие знанием, устанавливающие справедливостьˮ, то обладающие знанием — пророки и преемники, и они — устанавливающие справедливость. Справедливость же — это правда во внешнем смысле (захир), а во внутреннем смысле (батин) — это повелитель верующих Али (А)».
(«Тафсир Айаши», том 1, С. 188).
3. Он также привёл, что Имам Казым (А) сказал:
«Свидетельствует Аллах, что нет бога, кроме Него, и ангелы, и обладающие знанием, устанавливающие справедливость» — это Имамы.
(«Тафсир Айаши», том 1, С. 189).
4. От Саида ибн Джубейра:
На Каабе было триста шестьдесят идолов — по одному или по два для каждого племени арабов. И когда был ниспослан этот аят: «Свидетельствует Аллах, что нет бога, кроме Него, и ангелы, и обладающие знанием, устанавливающие справедливость: нет бога, кроме Него, Великого, Мудрого!», эти идолы упали в земном поклоне.
(«Тафсир Айаши», том 1, С. 189).
5. Саад ибн Абдуллах Кумми привёл, что Имам Бакир (А) сказал:
Мы — обладатели поминания, мы — обладатели знания, и у нас — харам и халяль.
(«Мухтасар басаиру дараджат», С. 67).
Аят 19
إِنَّ الدِّينَ عِندَ اللّهِ الإِسْلاَمُ وَمَا اخْتَلَفَ الَّذِينَ أُوْتُواْ الْكِتَابَ إِلاَّ مِن بَعْدِ مَا جَاءهُمُ الْعِلْمُ بَغْياً بَيْنَهُمْ وَمَن يَكْفُرْ بِآيَاتِ اللّهِ فَإِنَّ اللّهِ سَرِيعُ الْحِسَابِ .19
19. Поистине, религия пред Аллахом — ислам. Разошлись те, кому было даровано писание, только после того, как пришло к ним знание, по злобе между собой. А если кто не верует в знамения Аллаха, то ведь Аллах быстр в расчете!
1. Айаши привёл от Мухаммада ибн Муслима:
Я спросил его (Имама Бакира) о словах Аллаха: «Поистине, религия пред Аллахом — ислам». Он сказал: «в котором есть вера (иман)».
(«Тафсир Айаши», том 1, С. 189).
2. Он также привёл от Мухаммада ибн Муслима от Имама Бакира (А):
«Поистине, религия пред Аллахом — ислам» — то есть религия, в которой есть вера (иман).
(«Тафсир Айаши», том 1, С. 189).
3. Ибн Шахр-Ашуб привёл от Имама Бакира (А):
«Поистине, религия пред Аллахом — ислам» — то есть подчинение (таслим) Али ибн Аби Талибу в вилаяте.
(«Манакиб», том 3, С. 95).
4. Али ибн Ибрахим привёл, что Имам Бакир (А) сказал:
Аллах возвысил веру (иман) над подчинением (исламом) так же, как возвысил Каабу над Запретной мечетью.
(«Тафсир Кумми», том 1, С. 108).
5. Он также привёл, что повелитель верующих Али (А) сказал:
Я опишу ислам так, как никто не описывал до меня и не опишет после. Ислам — это подчинение (таслим), а подчинение — это убеждённость (йакын), а убеждённость — это уверенность (тасдык), а уверенность — это подтверждение (икрар), а подтверждение — это исполнение (ада), а исполнение — это деяние (амаль). Верующий — тот, кто берёт свою религию от своего Господа. Вера верующего познаётся через его деяния, а неверие неверующего — через его отрицание. О люди! Держитесь вашей религии! Ибо злое деяние в ней лучше, чем доброе деяние вне её. Злое деяние в ней будет прощено, а доброе деяние вне её не будет принято.
(«Тафсир Кумми», том 1, С. 108).
Аят 21
إِنَّ الَّذِينَ يَكْفُرُونَ بِآيَاتِ اللّهِ وَيَقْتُلُونَ النَّبِيِّينَ بِغَيْرِ حَقٍّ وَيَقْتُلُونَ الِّذِينَ يَأْمُرُونَ بِالْقِسْطِ مِنَ النَّاسِ فَبَشِّرْهُم بِعَذَابٍ أَلِيمٍ .21
21. Тех, которые не веруют в знамения Аллаха и избивают пророков без права, и избивают тех из людей, которые приказывают справедливость, обрадуй мучительным наказанием!
1. Сулейм ибн Кейс Хиляли привёл, что Имам Али (А) сказал, обращаясь к Муавии:
О Муавия! Для нас, Ахль уль-Бейт, Аллах избрал будущий мир, а не ближний, и не удовлетворился ближним миром как наградой для нас. О Муавия! Пророк Аллаха Закария был распилен пилой, а его сын Йахья ибн Закария был убит своим народом, тогда как он призывал их к Аллаху. Такова низость этого мира пред Аллахом. Друзья шайтана воюют с друзьями Милостивого, но Аллах сказал в Своей Книге: «Тех, которые не веруют в знамения Аллаха и избивают пророков без права, и избивают тех из людей, которые приказывают справедливость, обрадуй мучительным наказанием!»
(«Книга Сулейма ибн Кейса», С. 181).
2. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал:
Посланник Аллаха (С) сказал: «Аллах говорит: “Горе тем, которые делают религию средством для ближнего мира! Горе тем, кто убивает тех, которые приказывают справедливость! Горе тем, среди кого верующий вынужден соблюдать такыйю! Разве они возгордились предо Мной или превознеслись? Клянусь Собой, я испытаю их таким испытанием, что даже их мудрецы будут смятены и потеряны!ˮ»
(«Кафи», том 2, С. 226).
Аят 26
قُلِ اللَّهُمَّ مَالِكَ الْمُلْكِ تُؤْتِي الْمُلْكَ مَن تَشَاء وَتَنزِعُ الْمُلْكَ مِمَّن تَشَاء وَتُعِزُّ مَن تَشَاء وَتُذِلُّ مَن تَشَاء بِيَدِكَ الْخَيْرُ إِنَّكَ عَلَىَ كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ .26
26. Скажи: «О Аллах, Царь царства! Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и отнимаешь власть, у кого пожелаешь, и возвеличиваешь, кого пожелаешь, и унижаешь, кого пожелаешь. В Твоей руке — благо; Ты над каждой вещью мощен!»
1. Шейх Кулейни привёл от Абдульаля:
Я спросил у Имама Садыка (А) об аяте: «О Аллах, Царь царства! Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и отнимаешь власть, у кого пожелаешь» — разве Аллах не даровал царство Омейядам?
Он сказал: «Это не так, как ты думаешь. Аллах дал нам царство, а Омейяды забрали его. Это подобно тому, как у человека есть одежда, а другой забираёт её себе. От этого она не становится собственностью того, кто её забрал».
(«Кафи», том 8, С. 266).
Аят 27
تُولِجُ اللَّيْلَ فِي الْنَّهَارِ وَتُولِجُ النَّهَارَ فِي اللَّيْلِ وَتُخْرِجُ الْحَيَّ مِنَ الْمَيِّتِ وَتُخْرِجُ الَمَيَّتَ مِنَ الْحَيِّ وَتَرْزُقُ مَن تَشَاء بِغَيْرِ حِسَابٍ .27
27. Ты вводишь ночь в день и вводишь день в ночь и выводишь живое из мертвого, и выводишь мертвое из живого, и питаешь, кого пожелаешь, без счета!
1. Шейх Садук привёл:
У Имама Аскари (А) спросили, что такое смерть? Он сказал: «Вера в то, чего нет. Мой отец передал от моего деда, что Имам Садык (А) сказал: “Верующий, когда умирает, не становится мёртвым. Ибо мёртвым является неверный (кафир). Аллах говорит: ‘выводишь живое из мертвого, и выводишь мертвое из живого’ — то есть верующего из неверного и неверного из верующегоˮ».
(«Маани ль-ахбар», С. 290).
2. Абу Али Табарси привёл:
Значение «выводишь живое из мертвого, и выводишь мертвое из живого» — то есть выводишь верующего из неверного и неверного из верующего. Так передано от Имама Бакира (А) и Имама Садыка (А).
(«Маджму байан», том 2, С. 271).
Аят 28
لاَّ يَتَّخِذِ الْمُؤْمِنُونَ الْكَافِرِينَ أَوْلِيَاء مِن دُوْنِ الْمُؤْمِنِينَ وَمَن يَفْعَلْ ذَلِكَ فَلَيْسَ مِنَ اللّهِ فِي شَيْءٍ إِلاَّ أَن تَتَّقُواْ مِنْهُمْ تُقَاةً وَيُحَذِّرُكُمُ اللّهُ نَفْسَهُ وَإِلَى اللّهِ الْمَصِيرُ .28
28. Пусть верующие не берут себе близкими неверных помимо верующих. А кто сделает это, у того с Аллахом нет ничего общего, если вы только не будете опасаться их со страхом. Аллах предостерегает вас от Самого Себя, и к Аллаху — возвращение".
1. Айаши привёл от Имама Бакира (А):
Посланник Аллаха (С) говорил: «Нет веры у того, у кого нет такыйи. Аллах сказал: “если вы только не будете опасаться их со страхомˮ».
(«Тафсир Айаши», том 1, С. 190).
2. Али ибн Ибрахим привёл:
Этот аят — послабление, и его внешний смысл не таков, как внутренний. Поступают по его внешнему смыслу, а не по его внутреннему смыслу, кроме как при такыйе, ибо такыйя — послабление для верующего, который может внешне показывать, что придерживается религии неверных, читать их молитвы и поститься их постом. Так он совершает такыйю внешне, но внутренне следует религии Аллаха, вопреки тому, что делает внешне.
(«Тафсир Кумми», том 1, С. 108).
Добавить комментарий