Аят 143

وَلَقَدْ كُنتُمْ تَمَنَّوْنَ الْمَوْتَ مِن قَبْلِ أَن تَلْقَوْهُ فَقَدْ رَأَيْتُمُوهُ وَأَنتُمْ تَنظُرُونَ .143

143. Вы желали смерти прежде, чем встретили её. Вы ее уже увидели в то время, как смотрели!

 

1. Али ибн Ибрахим привёл:

Когда Аллах сообщил верующим о месте мучеников Бадра в Раю, они пожелали того же и сказали: «О Аллах, даруй нам участие в битве, чтобы мы тоже стали мучениками». И Аллах дал им участвовать в битве при Ухуде, однако они не проявили там стойкости, кроме тех, относительно кого желал Аллах. И таково Его слово: «Вы желали смерти прежде, чем встретили её. Вы ее уже увидели в то время, как смотрели!»

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 126).

 

Аят 144

وَمَا مُحَمَّدٌ إِلاَّ رَسُولٌ قَدْ خَلَتْ مِن قَبْلِهِ الرُّسُلُ أَفَإِن مَّاتَ أَوْ قُتِلَ انقَلَبْتُمْ عَلَى أَعْقَابِكُمْ وَمَن يَنقَلِبْ عَلَىَ عَقِبَيْهِ فَلَن يَضُرَّ اللّهَ شَيْئاً وَسَيَجْزِي اللّهُ الشَّاكِرِينَ .144

144. Мухаммад — только посланник, до которого были посланники. Разве ж если он умрет или будет убит, вы обратитесь вспять? Кто обращается вспять, тот ни в чем не повредит Аллаху, и Аллах воздаст благодарным.

 

1. Али ибн Ибрахим привёл:

Человек увидел Посланника Аллаха (С) в день Ухуд в том состоянии (когда мусульмане потерпели поражение) и стал говорить всем, кого встречал: «Посланник Аллаха убит. Спасайтесь! Спасайтесь!» Когда же они вернулись в Медину, Аллах ниспослал: «Мухаммад — только посланник, до которого были посланники. Разве ж если он умрет или будет убит, вы обратитесь вспять?» — то есть вернётесь к неверию (куфр).

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 127).

 

2. Шейх Кулейни привёл от Ханнана от его отца:

Имам Бакир (А) сказал: «После смерти Посланника Аллаха (С) все люди вышли из Ислама, кроме троих».

Я спросил: «Кто эти трое?»

Он сказал: «Микдад ибн Асвад, Абу Зарр Гифари и Салман Фарси, да будет над ними милость Аллаха и Его благословение!»

Затем он назвал другие имена и сказал: «Они — те, над которыми повернулся мельничный жёрнов (они подверглись испытанию), и они не присягнули, пока не привели повелителя верующих (А), вопреки его желанию, и он присягнул. И таково слово Аллаха: “Мухаммад — только посланник, до которого были посланники. Разве ж если он умрет или будет убит, вы обратитесь вспять? Кто обращается вспять, тот ни в чем не повредит Аллаху, и Аллах воздаст благодарнымˮ».

(«Кафи», том 8, С. 245).

 

3. Он также привёл от Амру ибн Аби Микдама от его отца:

Я сказал Имаму Бакиру (А): «Люди толпы думают, что присяга Абу Бакру была по довольству Аллаха, и Аллах не подвергал умму испытанию после Мухаммада (С)».

Он сказал: «Разве они не читают Книгу Аллаха? Разве Аллах не сказал: “Мухаммад — только посланник, до которого были посланники. Разве ж если он умрет или будет убит, вы обратитесь вспять? Кто обращается вспять, тот ни в чем не повредит Аллаху, и Аллах воздаст благодарнымˮ?»

Я сказал: «Они толкуют этот аят по-другому».

Имам (А) ответил: «Разве Аллах не сказал о тех уммах, которые были прежде них, что они разошлись после того, как к ним пришли ясные знамения? Он сказал: “И Мы даровали Исе сыну Марьям ясные знамения и подкрепили его духом святым. Если бы Аллах захотел, то не сражались бы те, кто был после них, после того, как пришли к ним ясные знамения. Но они разошлись, и среди них были такие, что уверовали, и такие, что не верили. А если бы Аллах пожелал, то они не сражались бы, но Аллах совершает то, что пожелаетˮ (2: 253)».

(«Кафи», том 8, С. 270).

 

4. Шейх Туси привёл от Ибн Аббаса:

Али (А) говорил при жизни Посланника Аллаха (С): «Аллах сказал: “Мухаммад — только посланник, до которого были посланники. Разве ж если он умрет или будет убит, вы обратитесь вспять?ˮ Клянусь Аллахом, мы не обратимся вспять после того, как нас наставил Аллах! Если он умрёт или будет убит, я буду сражаться за то же, за что сражался он, пока не умру. Я, поистине, — его брат, сын его дяди и его преемник. Кто же ближе меня к нему?»

(«Амали» Туси, том 2, С. 116).

 

5. Ибн Шахр-Ашуб привёл от Саида ибн Джубейра от Ибн Аббаса:

«Разве ж если он умрет или будет убит, вы обратитесь вспять? Кто обращается вспять, тот ни в чем не повредит Аллаху, и Аллах воздаст благодарным» — то есть благодарным Али ибн Аби Талибу (А), а «обратившиеся вспять» — отказавшиеся от него.

(«Манакиб», том 2, С. 120).

 

6. Айаши привёл от Фузейла ибн Йасара, что Имам Бакир (А) сказал:

«Когда умер Посланник Аллаха (С), все люди вернулись в джахилийю, кроме четверых: Али (А), Микдада, Салмана и Абу Зарра».

Я спросил: «А Аммар?»

Он сказал: «Если ты хочешь знать тех, в которых не вошло ничего (из сомнения или джахилийи), то это были те трое».

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 223).

 

7. Он также привёл от Асбага ибн Нубаты:

Я слышал, как повелитель верующих (А) говорил в день Верблюжьей битвы: «О люди! Аллах — да благословится Его имя и возвеличится воинство! — не забирал к Себе ни одного пророка, не оставив в его умме того, кто будет вести их по его пути и указывать на истину, которую Аллах предписал для рабов». А затем он прочитал: «Мухаммад — только посланник, до которого были посланники».

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 223).

 

8. Он также привёл от Амру ибн Аби Микдама от его отца:

Я сказал Имаму Бакиру (А): «Люди толпы думают, что присяга Абу Бакру была по довольству Аллаха, и Аллах не подвергал умму испытанию после Мухаммада (С)».

Он сказал: «Разве они не читают Книгу Аллаха? Разве Аллах не сказал: “Мухаммад — только посланник, до которого были посланники. Разве ж если он умрет или будет убит, вы обратитесь вспять? Кто обращается вспять, тот ни в чем не повредит Аллаху, и Аллах воздаст благодарнымˮ?»

Я сказал: «Они толкуют этот аят по-другому».

Имам (А) ответил: «Разве Аллах не сказал о тех уммах, которые были прежде них, что они разошлись после того, как к ним пришли ясные знамения? Он сказал: “И Мы даровали Исе сыну Марьям ясные знамения и подкрепили его духом святым. Если бы Аллах захотел, то не сражались бы те, кто был после них, после того, как пришли к ним ясные знамения. Но они разошлись, и среди них были такие, что уверовали, и такие, что не верили. А если бы Аллах пожелал, то они не сражались бы, но Аллах совершает то, что пожелаетˮ (2: 253). В этом — указание на то, что сподвижники Мухаммада (С) тоже разошлись после него, и среди них были такие, что уверовали, и такие, что не верили».

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 223).

 

9. Он также привёл от Абдусамада ибн Башира, что Имам Садык (А) сказал:

Откуда вам знать, умер Посланник Аллаха (С) или был убит? Аллах говорит: «Мухаммад — только посланник, до которого были посланники. Разве ж если он умрет или будет убит, вы обратитесь вспять?» Он был отравлен прежде чем умер. Те две женщины дали ему яд. Эти две и отцы этих двух — худшие творения Аллаха.

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 224).

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.