Аят 138

هَـذَا بَيَانٌ لِّلنَّاسِ وَهُدًى وَمَوْعِظَةٌ لِّلْمُتَّقِينَ .138

138. Это — разъяснение людям и руководство и увещание для богобоязненных.

 

1. Ибн Шахр-Ашуб привёл:

Аллах назвал Али (А) так же, как назвал Свою Книгу. Он сказал о Коране: «Это — разъяснение людям», и сказал об Али (А): «Кто имеет ясное знамение от своего Господа» (11: 17).

(«Манакиб», том 3, С. 240).

 

2. В «Далаилу ль-имамат» приведено от Имама Садыка (А):

Хишам сказал ему: «Али (А) говорил, что у него есть знание сокровенного, тогда как Аллах говорит, что никто не знает сокровенного. Как же он говорил об этом? И откуда у него было знание сокровенного?»

Имам (А) сказал: «Аллах ниспослал на Своего Пророка (С) Книгу и разъяснил в ней то, что было и будет до Судного Дня. Он сказал об этом: “И ниспослали Мы тебе Книгу для разъяснения всего и как прямой путьˮ (16: 89), и сказал: “Это — разъяснение людям и руководство и увещание для богобоязненныхˮ, и сказал: “И Мы подсчитали всякую вещь в очевидном Имамеˮ (36: 12), и сказал: “Мы не упустили в Книге ничегоˮ (6: 38), и сказал: “Нет ничего скрытого ни на небесах, ни на земле, чего бы не было в ясной Книгеˮ (27: 75).

И Он внушил в откровении Пророку (С), чтобы он передал всё сокровенное, тайное и всё знание, которое есть у него, Али (А). И он велел ему собрать Коран после себя и велел, чтобы он, а не кто-то другой, сделал ему омовение после смерти и уложил в саван. Он сказал своему семейству и сподвижникам: “Запретно смотреть на мой аурат кому-либо, кроме моего брата Али. Ибо он — от меня, а я — от него. Ему — то, что у меня, а мне — то, что у него. Он — возвращающий мои долги и исполняющий мои обещания». И он сказал своим сподвижникам: «Али будет сражаться за тавиль (скрытое толкование) Корана, как я сражался за танзиль (ниспослание Корана, то есть его текст). Ни у кого нет полного тавиля Корана, кроме Али (А)“. А потом он сказал своим сподвижникам: “Самый знающий из вас — Алиˮ. И сказал Умар ибн Хаттаб: “Если бы не Али, погиб бы Умарˮ. Как будут отрицать это другие, если даже Умар свидетельствует в пользу него?!»

(«Далаилу ль-имамат», С. 105).

 

Аят 140

إِن يَمْسَسْكُمْ قَرْحٌ فَقَدْ مَسَّ الْقَوْمَ قَرْحٌ مِّثْلُهُ وَتِلْكَ الأيَّامُ نُدَاوِلُهَا بَيْنَ النَّاسِ وَلِيَعْلَمَ اللّهُ الَّذِينَ آمَنُواْ وَيَتَّخِذَ مِنكُمْ شُهَدَاء وَاللّهُ لاَ يُحِبُّ الظَّالِمِينَ .140

140. Если вас коснулась рана, то такая же рана коснулась и того народа. Эти дни мы сменяем чередой среди людей, и чтобы знал Аллах тех, которые уверовали, и взял из вас мучеников, — поистине, Аллах не любит несправедливых!

 

1. Али ибн Ибрахим привёл:

И решили курайшиты (после битвы при Ухуде), что вернутся и нападут на Медину. Посланник Аллаха (С) сказал: «Кто из вас принесёт нам известия от них?» Никто не ответил ему. Только повелитель верующих Али (А) сказал: «Я принесу тебе известия от них!» Он сказал: «Иди и посмотри: если они оседлали лошадей и оставили верблюдов, то они желают напасть на Медину. Тогда, клянусь Аллахом, мы будем сражаться с ними. Если же они оседлали верблюдов и оставили лошадей, то они направляются в Мекку».

Повелитель верующих (А) направился туда, несмотря на свою боль от ран (которые он получил в битве Ухуд), и увидел, что они оседлали верблюдов и оставили лошадей. Он вернулся к Посланнику Аллаха (С) и сообщил ему об этом. Пророк (С) сказал: «Они направляются в Мекку».

Когда же Посланник Аллаха (С) вернулся в Медину, к нему спустился Джабраил и сказал: «О Мухаммад! Аллах велит тебе отправиться за ними, и пусть с тобой будут только те, кто получил раны». Тогда Посланник Аллаха (С) велел глашатаю провозгласить: «О собрание мухаджиров и ансаров! У кого есть ранения, пусть выйдет, а у кого нет, пусть останется!» И они вышли и стали лечить свои раны. Аллах ниспослал: «И не слабейте в поисках этих людей. Если вы страдаете, то и они страдают так, как вы страдаете, притом что вы надеетесь от Аллаха на то, на что они не надеются» (4: 104).

И Аллах сказал: «Если вас коснулась рана, то такая же рана коснулась и того народа. Эти дни мы сменяем чередой среди людей, и чтобы знал Аллах тех, которые уверовали, и взял из вас мучеников» — и они вышли, несмотря на раны и боль.

Когда Посланник Аллаха (С) достиг местности Хамра Асад (около 10 км от Медины), курайшиты расположились в Рауха. Акрама ибн Аби Джахль, Харис ибн Хишам, Амру ибн Ас и Халид ибн Валид сказали: «Давайте теперь нападём на Медину! Ведь мы убили лучших из их людей!», — имея в виду Хамзу. Тут им встретился человек из Медины, и они спросили его о том, что там происходит. Он сказал: «Я видел Мухаммада и его сподвижников при Хамра Асад. Они ищут вас, чтобы сразиться с вами!» Абу Суфьян сказал: «Таковы последствия лишней жестокости! Мы победили их, но были слишком жестоки с ними, а такие не преуспеют».

Затем они встретили Наима ибн Масуда Ашджаи, и Абу Суфьян сказал ему: «Куда ты направляешься?» Он сказал: «В Медину, чтобы накормить мою семью». Абу Суфьян сказал: «Можешь ли ты отправиться в Хамра Асад, найти там сподвижников Мухаммада и сказать им, что к нам присоединились наши союзники и друзья?» Если ты сделаешь так, и они оставят нас, то я дам тебе десять верблюдов, нагруженных финиками и изюмом». Тот согласился.

На следующий день он достиг Хамра Асад и сказал сподвижникам Мухаммада (С): «Куда вы направляетесь?» Они сказали: «Навстречу курайшитам». Он сказал: «Возвращайтесь, ибо к ним присоединились их союзники и те, кто отстал от них, и думаю, что их авангард уже скоро достигнет вас». Они сказали: «Достаточно нам Аллаха, и Он лучший покровитель! Мы не боимся, если они появятся здесь».

Тогда Джабраил спустился к Посланнику Аллаха (С) и сказал: «Вернись, о Мухаммад! Аллах наслал страх на курайшитов, и они вернулись». Посланник Аллаха (С) вернулся в Медину, и Аллах ниспослал: «Те, которые дали ответ Аллаху и посланнику, после того как постигли их раны. Тем из них, которые делали добро и боялись, награда великая! Тем, которым говорили люди» — то есть Наим ибн Масуд. Этот аят использует множественное число, но имеет в виду его, — «“Вот, люди собрались против вас, бойтесь их!ˮ — но это только увеличило веру в них, и они говорили: “Достаточно нам Аллаха, и Он лучший покровитель!ˮ И они вернулись с милостью от Аллаха и щедростью, не коснулось их дурное, и последовали они за благоволением Аллаха. Поистине, Аллах — обладатель великой милости» (3: 172-174).

Когда же они вернулись в Медину, сподвижники Посланника Аллаха (С) сказали: «Что это такое, что постигло нас? Ведь нам была обещана победа!» Тогда Аллах ниспослал: «Разве же после того, как вас постигло бедствие, — а вы причинили двойное, — вы сказали: “Откуда это?ˮ Скажи: “Это от вас самихˮ, — поистине, Аллах над всякой вещью мощен» (2: 165).

 

2. Айаши привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«Эти дни мы сменяем чередой среди людей» — после сотворения Аллахом Адама не переставало быть царство (государство) Аллаха и царство Иблиса. Где же царство Аллаха? Разве оно может быть чем-то, кроме Каима?

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 222).

 

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.