Достоинства этой суры

1. Айаши привёл, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Мне даны длинные суры вместо Торы, средние — вместо Евангелия и краткие — вместо Псалмов. И мне даны ещё шестьдесят семь сур.

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 43).

 

2. Шейх Садук привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Кто прочитает суры «Корова» и «Семейство Имрана» — эти две суры в Судный День будут над его головой, подобно облаку.

(«Савабу ль-амаль», С. 132).

 

3. Айаши привёл, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Кто прочитает четыре первых аята суры «Корова», затем аят Курси и два аята после него, а потом три последних аята суры «Корова» — не увидит в себе самом, своей семье и имуществе того, что будет ему неприятно, и шайтан не приблизится к нему, и он не забудет Коран.

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 43).

 

Аяты 1-2

الم .1

ذَلِكَ الْكِتَابُ لاَ رَيْبَ فِيهِ هُدًى لِّلْمُتَّقِينَ .2

1. Алиф. Лям. Мим.

2. Та книга — нет в ней сомнения — руководство для богобоязненных.

 

1. Али ибн Ибрахим Кумми привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Книга, о которой здесь сказано, — это Али, и нет в нём сомнения — «руководство для богобоязненных» — разъяснение для наших шиитов.

(«Тафсир» Кумми, том 1, С. 43).

 

Примечание переводчика: Этот аят всегда неправильно переводится. В оригинале говорится: залика ль-китаб — «та книга», а не «эта книга» (хаза ль-китаб). Аллах говорит: «та книга», а не «эта книга», потому что тут имеется в виду «говорящий Коран», то есть Коран в единстве с Имамом (А), а не «эта книга», то есть молчащий Коран, который держат в руках люди.

 

Аят 3

الَّذِينَ يُؤْمِنُونَ بِالْغَيْبِ وَيُقِيمُونَ الصَّلاةَ وَمِمَّا رَزَقْنَاهُمْ يُنفِقُونَ .3

3. Тех, которые веруют в сокровенное, выстаивают молитву и расходуют из того, чем Мы их наделили.

 

1. Али ибн Ибрахим Кумми привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Они возвещают о том, чему мы их научили, и читают то из Корана, чему мы их научили. «Алиф. Лям. Мим» — это некоторые буквы из величайшего имени Аллаха, которые рассыпаны в Коране. Им (этим именем) Аллах обратился к Пророку (С) и Имамам (А), и когда они взывают к Аллаху по нему, получают ответ.

(«Тафсир» Кумми, том 1, С. 44).

 

2. Айши передал, что Имам Садык (А) сказал:

«Алиф. Лям. Мим. Та книга — нет в ней сомнения»: книга — это Али (А), нет сомнения в нём, — «руководство для богобоязненных» — для наших богобоязненных шиитов — «тех, которые веруют в сокровенное, выстаивают молитву и расходуют из того, чем Мы их наделили» — и возвещают о том, чему мы их научили.

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 43).

 

3. Шейх Садук передал, что Имам Садык (А) сказал:

«Которые веруют в сокровенное» — это те, кто веруют в приход Каима (А).

(«Камалу дин», С. 29).

 

4. Он также передал, что Имам Садык (А) сказал:

«Тех, которые веруют в сокровенное, выстаивают молитву и расходуют из того, чем Мы их наделили» — это богобоязненные из числа шиитов Али (А), а «сокровенное» — сокрытый Имам, и довод на это — слова Аллаха: «И говорят они : “Если бы было ниспослано ему знамение от его Господа!ˮ Скажи: “Сокровенное принадлежит только Аллаху. Ждите, и я с вами ожидаюˮ» (10: 20).

(«Камалу дин», С. 29).

 

5. Он также передал от Джабира ибн Абдуллаха Ансари от Посланника Аллаха (С) в длинном хадисе, где сказано о двенадцати Имамов. В числе прочего Посланник Аллаха (С) сказал:

Благо терпеливым во время его сокрытия! Благо тем, кто останется на любви к ним (Имамам)! Они — те, о ком сказал Аллах в Своей Книге: «Тех, которые веруют в сокровенное», и сказал: «Они — партия Аллаха. Поистине, партия Аллаха — они преуспевшие» (58: 22).

(«Кифаяту ль-асар», С. 60).

 

6. Он также передал, что Имам Бакир (А) сказал:

Хои и Абу Ясир, дети Ахтаба, и несколько человек из числа иудеев Наджрана пришли к Посланнику Аллаха (С) и сказали ему: «Разве в числе того, что ты возвещаешь, не находится “Алиф. Лям. Мимˮ?». Он сказал: «Да». Они спросили: «С этим пришёл к тебе Джабраил от Аллаха?». Он сказал: «Да». Они сказали: «Прежде тебя тоже были отправлены пророки, и мы не видели, чтобы кто-то из них сообщал о продолжительности своего царства и сроке жизни своей уммы». И Хои ибн Ахтаб сказал: «Алиф значит один, лям — тридцать, а мим — сорок. Итого получается семьдесят один год. Я удивляюсь тому, кто принимает религию, срок которой — семьдесят один год!»

Потом он подошёл к Пророку (С) и спросил: «О Мухаммад! Есть ли еще буквы, кроме этих?». Он сказал: «Да. Алиф. Лям. Мим. Сад». Он сказал: «Это сложнее. Алиф значит один, лям — тридцать, мим — сорок, а сад — девяносто. Итого сто шестьдесят один».

Потом он спросил: «Есть ли еще буквы?». Посланник Аллаха (С) сказал: «Да. Алиф. Лям. Ра». Он сказал: «Это сложнее. Алиф — один, лям — тридцать, ра — двести». А потом спросил: «Есть ли еще буквы?». Посланник Аллаха (С) сказал: «Да. Алиф. Лям. Мим. Ра». Он сказал: «Это сложнее. Алиф значит один, лям — тридцать, мим — сорок, ра — двести».

Тогда те, кто пришёл с ним, сказали: «Ты запутал нас, и мы не понимаем, что ты хочешь сказать!». Они встали и ушли от него. И Ясир, брат Хои, сказал ему: «Откуда ты знаешь, быть может, Мухаммаду дано всё это и больше, чем это?»

И Имам Бакир (А) сказал: «Этот аят был ниспослан о них: “Он — Тот, Кто ниспослал тебе Книгу; в ней есть стихи, расположенные в порядке, которые — мать книги; и другие — иносказательные. Те же, в сердцах которых уклонение, — они следуют за тем, что в нем иносказательно, домогаясь смятения и домогаясь толкования этогоˮ (3: 7). И на самом деле эти аяты (те, которые они толковали) имеют другие значение, а не то, которое они придумали».

 

7. Он также передал от Суфьяна ибн Саида:

Я спросил Имама Бакира (А) о значении аята «Алиф. Лям. Мим». Он сказал: «Я — Аллах, Царь» (ана ллаху малик).

(«Маани ль-ахбар», С. 22).

 

8. Он также передал, что Имам Аскари (А) сказал:

Курайшиты и иудеи обвинили во лжи Коран и говорили: «Это — очевидное колдовство. Он измыслил его». И Аллах сказал: «Алиф. Лям. Мим. Та книга» — то есть: о Мухаммад, эта книга, которую Мы ниспослали тебе, состоит из различных букв, в числе которых — алиф, лям и мим, и эта книга сложена на вашем языке и из букв вашего алфавита. Приведите же подобную ей, если вы правдивы, и позовите в этом на помощь всех своих сотоварищей! А потом Он разъяснил, что они не способны к этому, сказав: «Скажи: “Если бы собрались люди и джинны, чтобы создать подобное этому Корану, они бы не создали подобного, хотя бы одни из них были другим помощникамиˮ» (17: 88).

Он сказал: «Алиф. Лям. Мим» — это Коран, который открывается через алиф, лям, мим. Это — та книга, о которой Я сообщил Мусе и другим пророкам после него, и они известили народ Исраиля, что Я низведу её тебе, о Мухаммад, — великую книгу на арабском языке: «Не приходит к ней ложь ни спереди, ни сзади — ниспослание Мудрого, Достохвального» (41: 42).

И сказал: «Нет в ней сомнения» — нет в ней сомнения для них в её появлении, ибо пророки сообщили им, что Мухаммаду (С) будет низведена книга, которую никогда не уничтожит ложь, и он и его умма будут читать её во всех состояниях.  «Руководство» — разъяснение против заблуждения — «для богобоязненных» — которые страшатся грехов и страшатся победы дерзости (или глупости) над своими душами, так что когда они узнают то, что обязаны знать, — совершают это ради довольства Аллаха.

Имам Садык (А) сказал: «Алиф — буква из букв, указывающая на слово “Аллахˮ. Лям указывает на слово “Царьˮ (малик), Великий, Сокрушающий. И через мим Он указал на то, что Он — Славный (маджид), Хвалимый (махмуд) во всех Его делах».

И Он сделал это доводом над иудеями, ибо Муса ибн Имран (А) и все другие пророки народа Исраиля брали с них завет и договор, что они будут верить в Мухаммада арабского, умми (ни у кого не обучавшегося), отправленного с пророчеством в Мекке, а потом совершающего хиджру в Медину, и что он придёт с книгой, некоторые суры которой будут открываться отдельными буквами и которую выучит его умма и будет читать её стоя, сидя, на ходу и в любом положении, и Аллах облегчит им её запоминание. И они упоминали вместе с ним его брата и преемника Али ибн Аби Талиба (А), который будет брать у него его знания и станет Имамом после него и истребит всякого, кто будет противостоять Мухаммаду (С), своим мечом отточенным, и победит всякого, кто будет спорить с ним, непреодолимыми аргументами. И что он будет сражаться с рабами Аллаха за танзиль (принятие Откровения), пока не принудит их к принятию его, желают они того или нет, и что после смерти Мухаммада (С) многие из тех, кто внешне принимал религию, отойдут от неё и исказят её толкование и извратят её, и он будет сражаться с ним за тавиль (правильное толкование Откровения), и станет Иблис, совративший их, униженным, изгнанным и побеждённым.

Аллах даровал Мухаммаду (С) пророчество в Мекке, а потом он переселился и проявил его в Медине. И Он ниспослал ему Коран и сделал началом самой большой его суры «Алиф. Лям. Мим». «Та книга» — то есть книга, о которой Я сообщал предшествующим пророкам и говорил им, что низведу её на тебя, о Мухаммад, — «нет в ней сомнения» — то, о чём извещали пророки свои уммы, свершилось, и на Мухаммада (С) низведена благословенная книга, которую никогда не уничтожит ложь: читают её он и его умма во всех состояниях.

Однако иудеи будут пытаться исказить её и придать ей лживое толкование, и попытаются узнать срок жизни этой уммы и её царства, однако Аллах скрыл это от них. И однажды пришла к нему группа иудеев, и Посланника Аллаха (С) велел Али поговорить с ними. Они сказали: «Мы знаем срок жизни уммы Мухаммада (С). Это семьдесят один год, ибо алиф значит один, лям — тридцать, а мим — сорок». Али (А) спросил: «А что вы будете делать с “Алиф. Лям. Мим. Садˮ?». Они сказали: «Это — сто шестьдесят один год». Он спросил: «А что вы будете делать с “Алиф. Лям. Раˮ?». Они сказали: «Это — двести тридцать один год». Али (А) спросил: «А что вы будете делать с “Алиф. Лям. Мим. Раˮ?». Они сказали: «Это — двести семьдесят один год». Али (А) спросил: «Так это всё принадлежит ему или что-то одно из этого?». Тогда их мнения разделились, и одни из них стали говорить: «Ему принадлежит что-то одно из этого». А другие сказали: «Ему принадлежит всё это, и тогда получится семьсот тридцать четыре года, а после этого власть снова вернётся к нам, иудеям».

Али (А) сказал: «Какая-либо из книг Аллаха рассказала вам об этом, или вы полагаетесь на своё собственное мнение?». И тут они тоже разошлись. Одни сказали: «Книга Аллаха говорит об этом», а другие сказали: «Нет, таково наше мнение». Али (А) сказал: «Покажите же книгу Аллаха, которая говорила бы то, что вы утверждаете!». Но они не смогли этого сделать. И одни из них спросили других: «Каковы наши аргументы, если мы опираемся на своё собственное мнение?». Другие сказали: «Наши аргументы в том, что таково исчисление этих слов».

Али (А) сказал: «Как это может быть аргументом, если эти буквы ничего не говорят о том, что вы измыслили? Если кто-то скажет вам, что они указывают не на срок царства Мухаммада (С), а на число динаров или дирхамов в наших домах, или на величину ваших долгов, или на то, что каждый из вас проклят по числу этих букв — тогда что вы скажете?»

Они сказали: «О Абу Хасан! В этих буквах нет никаких указаний на то, что ты сказал. Но если наше мнение неверно, то с таким же основанием твоё мнение тоже не может быть верным. Не радуйся же тому, что показал невозможность для нас привести доводы в пользу нашего мнения! Если у нас нет довода в пользу того, что мы говорим, то и у вас нет довода в пользу того, что вы говорите».

Али (А) сказал: «Наши слова и ваши слова не равны, и наш довод — чудо этой книги». А потом воззвал к верблюдам, которые были с иудеями: «О верблюды! Принесите свидетельство о Мухаммаде и его преемнике!». Верблюды сказали: «Ты сказал правду, о преемник Мухаммада, и солгали эти иудеи!». Али сказал: «О одежда иудеев! Принеси свидетельство о Мухаммаде и его преемнике!». Тогда заговорила их собственная одежда и сказала: «Ты сказал правду, о Али! Свидетельствуем, что Мухаммад — посланник Аллаха, а ты — его преемник. Нет благословенного места, на котором была бы нога Мухаммада, чтобы ты не поставил туда свою ногу. Вы — два брата, которые были одним светом Аллаха, и ваши достоинства одинаковы- кроме того, что после него не будет пророка».

И изумились иудеи, и уверовали некоторые из них, а над другими победило их несчастье. И это — как сказал Аллах: «Нет в ней сомнения» — и это так, как сказал Мухаммад (С) и преемник Мухаммада (С) с его слов со слов Господа миров. «Руководство для богобоязненных» — разъяснение и исцеление для богобоязненных шиитов Мухаммада (С) и Али (А), дабы они страшились любых видов неверия (куфра) и оставили грехи и страшились разглашения тайн Аллаха и тайн Его праведных рабов — преемников после Мухаммада (С). И они устрашились этого и раскрывали знания только для достойных.

(«Маани ахбар», С. 24).

 

9. Али ибн Ибрахим Кумми передал:

Под «руководством» в Книге Аллаха понимаются различные вещи. Что же касается суры «Корова», то «руководство» тут — это разъяснение. «Тех, которые веруют в сокровенное» — считают истиной воскрешение, сбор, обещание и обещанное.

 

10. Имам Аскари (А) сказал:

«Тех, которые веруют в сокровенное» — это описание тех верующих, для которых эта Книга является руководством. Он сказал: «Тех, которые веруют в сокровенное» — то есть веруют в то, что недоступно их чувствам и при этом обязательно для веры, как воскрешение, сбор, расчёт, Рай и Ад, единство Аллаха и прочее из того, что невозможно видеть, но можно понять с помощью аргументов.

(«Тафсир» Имама Аскари, С. 67).

 

Аят 4

والَّذِينَ يُؤْمِنُونَ بِمَا أُنزِلَ إِلَيْكَ وَمَا أُنزِلَ مِن قَبْلِكَ وَبِالآخِرَةِ هُمْ يُوقِنُونَ .4

4. И тех, которые веруют в то, что ниспослано тебе и что ниспослано до тебя, и в последней жизни они убеждены.

 

1. Али ибн Ибрахим Кумми сказал:

«И тех, которые веруют в то, что ниспослано тебе и что ниспослано до тебя, и в последней жизни они убеждены» — в то, что ниспослано тебе из Корана, и в те книги, которые были ниспосланы пророкам до тебя.

(«Тафсир» Кумми, том 1, С. 45).

 

Аяты 5-6

أُوْلَـئِكَ عَلَى هُدًى مِّن رَّبِّهِمْ وَأُوْلَـئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ .5

‏ إِنَّ الَّذِينَ كَفَرُواْ سَوَاءٌ عَلَيْهِمْ أَأَنذَرْتَهُمْ أَمْ لَمْ تُنذِرْهُمْ لاَ يُؤْمِنُونَ .6

5. Они на прямом пути от их Господа, и они — достигшие успеха.

6. Поистине, те, которые не уверовали, — все равно им, увещевал ты их или не увещевал, — они не веруют.

 

1. Шейх Кулейни привёл от Абу Амру Зубейри:

Я спросил у Имама Садыка (А): «Расскажи мне о видах неверия (куфра) в Книге Аллаха».

Он сказал: «Неверие (куфр) в Книге Аллаха пяти видов. Это — куфр отрицания, и он бывает двух видов, куфр через оставление того, что повелел Аллах, куфр отречения и куфр по поводу благ.

Что же касается куфра отрицания, то это — отрицание господства (рубубийи) Аллаха, то есть слова тех, кто говорит: “Нет Господа, нет Рая, нет Адаˮ. И те, кто впадает в куфр отрицания — двух видов. Первый из них — дахрия (верующие в рок или материалисты), которые говорят: “ Умираем мы и живем; губит нас только время (рок)ˮ (45: 24). И это — религия, которую они придумали сами для себя через свои мнения безо всякого понимания. Аллах сказал: “Нет у них об этом никакого знания, они ведь только предполагаютˮ (45: 24). И сказал Он: “Поистине, те, которые не уверовали, — все равно им, увещевал ты их или не увещевал, — они не уверуютˮ — то есть не уверуют в единство Аллаха (таухид).

Второй вид куфра отрицания — это отрицании при знании истины, когда отрицающий отрицает истину, зная о ней. Аллах сказал о них: “И отрицали они это, хотя души их убедились в истинности, по неправедности и превознесениюˮ (27: 14). И сказал: “А еще прежде они просили победы против тех, которые были неверные, — так когда пришло к ним то, что они знали, они не уверовали в этоˮ (2: 89). Таковы два вида куфра отрицания.

Третий вид куфра — куфр в блага (неверие в блага Аллаха), как сказал Аллах, приводят слова Сулеймана (А): “Это — из милости Господа моего, чтобы испытать меня — буду ли я благодарен или неверен. Кто благодарен, тот благодарен для самого себя, а кто неверен — Господь мой богат, милостивˮ (27: 40). И таковы слова Аллаха: “Если возблагодарите, Я умножу вам; а если будете неблагодарны, то, поистине, наказание Мое — сильноˮ (14: 7), и Его слова: “Вспомните же Меня, Я вспомню вас; будьте благодарны Мне и не будьте отрицающими Меняˮ (2: 152).

Четвёртый вид куфра — оставление того, что повелел Аллах. И таково слово Аллаха: “И вот взяли Мы договор с вас: ‘Вы не будете проливать вашей крови, и вы не будете изгонять друг друга из ваших жилищ’. Потом вы подтвердили, свидетельствуя. Потом вы оказались теми, что убивали друг друга и изгоняли одну часть из вас из их жилищ, помогая друг другу против них грехом и враждой. А если приходили к вам пленные, вы выкупали их, а вам запрещено выводить их. Разве вы станете веровать в одну часть писания и не будете веровать в другую?ˮ (2: 84-85). И вот, их куфр был через оставление того, что повелел Аллах, и их причисление к вере не принесло им пользы и не было принято от них. И Аллах сказал: “Нет воздаяния тому из вас, кто делает это, кроме позора в жизни ближайшей, а в день воскресения они будут преданы самому жестокому наказанию! Аллах не небрежет тем, что вы делаетеˮ (2: 85).

И пятый вид куфра — куфр отречения. И таково слово Аллаха, пересказывающего слова Ибрахима (А): “Мы не причастны к вам и к тому, чему вы поклоняетесь помимо Аллаха. Мы не веруем в вас. Началась между вами и нами ненависть и вражда навсегда, пока вы не уверуете в Аллаха единогоˮ (60: 4) — то есть мы отрекаемся от вас. И Он упомянул Иблиса и его отречение о своих друзей из числа людей в Судный День: “Я отрекаюсь от того, что вы меня сделали соучастником раньшеˮ (14: 22). И сказал: “Вы взяли себе помимо Аллаха из любви между собой в здешней жизни; потом в день воскресения одни из вас будут отрекаться от других, и одни из вас проклянут другихˮ (29: 25)».

(«Кафи», том 2, С. 389).

 

Аят 7

خَتَمَ اللّهُ عَلَى قُلُوبِهمْ وَعَلَى سَمْعِهِمْ وَعَلَى أَبْصَارِهِمْ غِشَاوَةٌ وَلَهُمْ عَذَابٌ عظِيمٌ .7

7. Наложил печать Аллах на сердца их и на слух, а на взорах их — завеса. Для них — великое наказание!

 

1. Шейх Садук передал, что Имам Реза (А) сказал:

Печать – это запечатывание сердец неверующих (куффар) в воздаяние за их неверие, как сказал Аллах, велик Он и свят: «Аллах наложил печать на них за их неверие, и веруют они только мало» (4: 155).

(«Уйун ахбар ар-реза», том 1, С. 120).

 

2. Имам Аскари (А) передал, что Посланник Аллаха (С) сказал:

О Али! Ты — лучший из свидетелей Аллаха на земле после Мухаммада. Аллах сказал: «Наложил печать Аллах на сердца их и на слух, а на взорах их — завеса» — эту завесу видят ангелы и знают их (лицемеров) по ней, и видит её Посланник Аллаха, и видит её лучшее творение после Посланника Аллаха — Али ибн Аби Талиб. А потом Аллах сказал: «Для них — великое наказание» — в будущем мире, из-за их неверия в Аллаха и Посланника Аллаха.

(«Тафсир» Имама Аскари, С. 108).

 

Аят 8

وَمِنَ النَّاسِ مَن يَقُولُ آمَنَّا بِاللّهِ وَبِالْيَوْمِ الآخِرِ وَمَا هُم بِمُؤْمِنِينَ .8

8. И среди людей некоторые говорят: «Уверовали мы в Аллаха и в последний день». Но они не веруют.

 

1. Имам Аскари (А) передал, что Имам Казым (А) сказал:

Когда Посланник Аллаха (С) в день Гадир поставил повелителя верующих Али ибн Аби Талиба (А) на известное место, он сказал: «О рабы Аллаха, кто я?». Они сказали: «Ты — Мухаммад ибн Абдуллах ибн Абдуль-Мутталиб ибн Хашим ибн Абд-Манаф». Затем он спросил: «О люди! Разве я не ближе к вам, чем вы сами? Разве я — не ваш повелитель (мауля), который ближе к вам, чем вы сами?». Они сказали: «Да, о Посланник Аллаха!». Тогда он взглянул на небо и сказал: «О Аллах, будь свидетелем!» — три раза. И сказал: «Тот, для кого я повелитель и ближе к нему, чем он сам, — для того Али повелитель и ближе к нему, чем он сам. Аллах, будь другом того, кто с ним дружит, и врагом того, кто с ним враждует! Помоги тому, кто ему помогает, и унизь того, кто хочет его унизить!».

А затем он сказал: «Встань, о Абу Бакр, и принеси ему присягу на том, что он — повелитель верующих!». И тот встал и принёс присягу. Потом Посланник Аллаха (С) сказал: «Встань, о Умар, и принеси ему присягу на том, что он — повелитель верующих!». И тот встал и принёс присягу. И он сказал это всем девяти, а потом всем главам мухаджиров и ансаров, и все они принесли присягу. И встал Умар ибн Хаттаб и сказал: «Поздравляю! Поздравляю, о сын Абу Талиба! Ты стал моим повелителем и повелителем всех верующих мужчин и женщин!». И они разошлись.

Однако после этого нечестивцы и тираны из их числа собрались на тайную встречу и сказали: «Если бы он не знал, что скоро умрёт, не назначил бы Али на это место». И они решили не дать ему занять это место. Когда же они приходили к Посланнику Аллаха (С), говорили ему: «Как прекрасно, что ты назначил Али — самое любимое творение для Аллаха, для тебя и для нас и через него удалил от нас власть нечестивцев и угнетателей!». Но Аллах знал то, что на самом деле кроется в их сердцах, и то, о чём они сговорились между собой — что они полны враждебности и готовы отнять власть у того, кто её заслуживает. И Аллах сообщил Мухаммаду (С) об этом и сказал: «И среди людей некоторые говорят: “Уверовали мы в Аллахаˮ» — Который велел тебе назначить Али (А) Имамом и предводителем твоей уммы — «но они не веруют» — в это на самом деле и сговариваются убить тебя и убить его, отказавшись от присяги ему, как только увидят признаки твоей смерти.

(«Тафсир» Имама Аскари, С. 111).

 

2. Али ибн Ибрахим Кумми привёл:

Эти аяты были ниспосланы по поводу некоторых лицемеров, которые показывали ислам перед Посланником Аллаха (С), а когда видели неверующих, говорили: «Мы с вами, мы всего лишь издеваемся». И Аллах ответил им: «Аллах поиздевается над ними и усилит их заблуждение, в котором они скитаются слепо» (2: 14-15).

(«Тафсир» Кумми, том 1, С. 47).

 

3. Мухаммад ибн Хасан Саффар привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Хакам ибн Утейба был в числе тех, о ком Аллах сказал: «И среди людей некоторые говорят: “Уверовали мы в Аллаха и в последний деньˮ. Но они не веруют». Даже если бы он прошёл весь Восток и Запад, не нашёл бы знания, кроме как у нас, Ахль уль-Бейт, к которым приходил Джабраил.

(«Басаиру дараджат», С. 28).

 

Аят 9

يُخَادِعُونَ اللّهَ وَالَّذِينَ آمَنُوا وَمَا يَخْدَعُونَ إِلاَّ أَنفُسَهُم وَمَا يَشْعُرُونَ .9

9. Они пытаются обмануть Аллаха и тех, которые уверовали, но обманывают только самих себя и не знают.

 

1. Имам Аскари (А) передал, что Имам Казым (А) сказал:

Это относится к их заговорам против Али (А), разговорам о нём и неподчинению Посланнику Аллаха (С) по поводу него. Посланник Аллаха (С) собрал их и предостерёг. Тогда они стали стараться подтвердить свою веру. И сказал первый из них (первый узурпатор): «О Посланник Аллаха! Клянусь Аллахом, я не убеждён в чем-либо больше, чем в этой присяге (Али)! Да поселит Аллах меня посредством верности ей в Раю и сделает меня из лучших его обитателей!» И сказал второй из них (второй узурпатор): «Да буду я твоей жертвой, о Посланник Аллаха! Я уверен, что войду в Рай через эту присягу и спасусь через неё от Огня! Я не предпочту ей никакую награду или плату!» И сказал третий из них (третий узурпатор): «Клянусь Аллахом, о Посланник Аллаха! Эта присяга освободила меня от страха и сделала уверенным, что если бы у меня были грехи по числу всех обитателей земли, они были бы прощены через эту присягу!». После этого он поклялся в правдивости своих слов и призвал проклятия на голову тех, кто не подчиняется этой присяге и поступает вопреки словам Посланника Аллаха (С) в этом вопросе.

Вслед за ними стали клясться и извиняться также и другие нечестивцы и угнетатели. И Аллах сказал Своему Пророку (С): «Они пытаются обмануть Аллаха» — то есть пытаются обмануть Посланника Аллаха (С) через свои ложные клятвы — «и тех, которые уверовали» — то есть тех, чьим господином является Али ибн Аби Талиб (А) — «но обманывают только самих себя» — они вредят лишь самим себе через этот обман, ибо Аллах не нуждается в них и их помощи, и если бы не Его отсрочка им, они не смогли бы совершить ничего из тех преступлений и мерзостей, которые совершили, — «и не знают» — они не знают, что дело обстоит так, и что Аллах известит Своего Пророка (С) об их лицемерии, неверии и лжи и велит ему проклинать их, и это проклятие никогда не покинет их: в ближнем мире их проклинают лучшие творения Аллаха, а в будущем они будут подвергнуты самому сильному наказанию.

(«Тафсир» Имама Аскари, С. 113).

 

2. Шейх Садук передал:

Посланника Аллаха (С) спросили: «В чем спасение?». Он сказал: «Спасение в том, чтобы не пытаться обмануть Аллаха, ибо тогда Он обманет вас. Ибо тот, кто пытается обмануть Аллаха — будет обманут им, и Аллах отнимет у него веру».

У него спросили: «А кто те, которые пытаются обмануть Аллаха?». Он сказал: «Это те, которые поступают так, как велел Аллах, но желают этим что-то другое. Страшитесь же лицемерия (или показухи), ибо это — придание сотоварищей Аллаху (ширк). К лицемеру (тому, кто показушничает) в Судный День обратятся по четырем именам: “О неверный! О грешник! О вероломный! О потерпевший убыток! Превратились в прах твои деяния, и ничем стала твоя награда. Нет тебе сегодня помощника. Возьми свою награду от тех, для кого ты совершал свои деяния!ˮ»

(«Маани ль-ахбар», С. 340).

 

Аят 10

فِي قُلُوبِهِم مَّرَضٌ فَزَادَهُمُ اللّهُ مَرَضاً وَلَهُم عَذَابٌ أَلِيمٌ بِمَا كَانُوا يَكْذِبُونَ .10

10. В сердцах их болезнь. Пусть же Аллах увеличит их болезнь! Для них — мучительное наказание за то, что они лгут.

 

1. Имам Аскари (А) привёл, что Имам Казым (А) сказал:

После того, как они извинились перед Посланником Аллаха (С), он принял от них то, что они внешне проявили, а внутренность оставил Аллаху. Но Джабраил пришёл к нему и сказал: «О Мухаммад! Высочайший из высших (Аллах) приветствует тебя и говорит тебе: “Прогони тех угнетателей, которые пришли просить у тебя извинения об Али, нарушили присягу ему и строили заговоры о нём!ˮ — дабы Аллах проявил те чудеса, которыми Он наделил его, подчинив ему землю, небо, горы и всё то, что сотворил Он, и поставил его на то же место, что тебя. И пусть знают они, что наместник Аллаха Али не нуждается в них, и что он отомстит им не иначе как по повелению Аллаха, у Которого есть замысел о нём и о них».

И Посланник Аллаха (С) велел тем, кто пришёл просить у него извинения, выйти от него. Затем пошёл с Али (А) к подножию одной из гор Медины и сказал ему: «О Али! Аллах велел им помогать тебе, подчиняться тебе и служить тебе. И если бы они подчинились тебе, то это было бы лучше для них самих: они стали бы тогда царями в Раю, оставаясь там вечно. А если они выступили против тебя, то тем хуже для них самих: они будут в Огне в вечных муках».

Затем он сказал тем людям: «Знайте, что если вы подчинитесь Али,  будете счастливы, а если ослушаетесь — будете несчастными! Аллах же сделал его не испытывающим нужды в вас».

А потом сказал: «О Али! Попроси у Аллаха во имя положения Мухаммада и его пречистого семейства перед Ним, чтобы Он превратил для тебя эти горы в то, во что ты пожелаешь!». Он попросил это у своего Господа, и горы превратились в серебро. А потом горы воззвали к нему и сказали: «О Али! О преемник посланника Господа миров! Аллах отдал нас в твоё распоряжение. И когда пожелаешь — скажи нам, чтобы мы были к твоему повелению». А потом они стали золотом и сказали то же самое, а затем — мускусом, амброй и рубинами, взывая: «О Абу Хасан! О брат Посланника Аллаха! Мы подчиняемся тебе: прикажи нам, что пожелаешь!»

Тогда Посланник Аллаха (С) сказал: «О Али! Попроси у Аллаха во имя положения Мухаммада и его пречистого семейства перед Ним, чтобы Он превратил для тебя эти деревья в людей, вооруженных до зубов, а камни — во львов, барсов и ягуаров!». И он сделал так, и вся эта местности и все эти горы и долины наполнились людьми, вооружёнными до зубов, которые были таковы, что с одним из них не справились бы десять тысяч человек, и львами, барсами и ягуарами, и все они воззвали: «О Али! О наместник Посланника Аллаха! Аллах велел нам подчиняться тебе во всем, что ты прикажешь! Вели же нам всё, что желаешь!»

Тогда Посланник Аллаха (С) сказал: «О Али! Поистине, у тебя пред Аллахом — высокое положение, так что если ты попросишь Аллаха, чтобы Он свернул перед тобой всю землю, или низвёл небеса на неё, или вознёс землю на небо, или сделал солёную воду морей пресной, или сделал воду сушей, или сделал сушу морем — Он сделает это. Так пусть же не печалит тебя нечестие этих нечестивцев или возражения этих возражающих. Они как будто никогда не были в этом ближнем мире и как будто они всегда были в мире будущем. Та отсрочка, которую они получили со всем их угнетением, грехами и несправедливостью, подобна отсрочке Фараона, обладателя кольев, или Нимруда ибн Канаана и всех, кто присваивал себе божественность из тиранов, как и главного из них — Иблиса, главы заблуждения. Ни ты и ни они не сотворены для обители прехождения, но сотворены для обители вечного пребывания. Вы переходите из обители в обитель, и нет у твоего Господа нужды в том, чтобы о них кто-то заботился. Однако он желал показать твоё превосходство над ними, и если бы Он пожелал, наставил бы их на прямой путь».

Имам Казым (А) сказал: «И усилилась болезнь сердец этих людей от того, что они увидели, как они уже были больны ненавистью к Посланнику Аллаха (С) и Али ибн Аби Талибу (А). И Аллах сказал о них: “В сердцах их болезньˮ — та болезнь, которая вселилась в сердца этих тиранов, нечестивцев и клятвопреступников при принесении присяги Али (А). “Пусть же Аллах увеличит их болезнь!ˮ — через то, что они увидели из знамений и чудес. “Для них — мучительное наказание за то, что они лгутˮ — они лгали, говорят: “Мы будем верны присяге Али (А)ˮ».

(«Тафсир» Имама Аскари, С. 114).

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.