Аят 101

وَكَيْفَ تَكْفُرُونَ وَأَنتُمْ تُتْلَى عَلَيْكُمْ آيَاتُ اللّهِ وَفِيكُمْ رَسُولُهُ وَمَن يَعْتَصِم بِاللّهِ فَقَدْ هُدِيَ إِلَى صِرَاطٍ مُّسْتَقِيمٍ .101

101. Как же вы не веруете, когда вам читаются знамения Аллаха и среди вас есть Его посланник? А кто держится за Аллаха, тот выведен уже на прямой путь.

 

1. Шейх Садук привёл от Хусейна Ашкара:

Я спросил у Хишама ибн Хакама: «В чем значение ваших слов, что Имам может быть только непорочным (маасум)?»

Он сказал: «Я спросил у Имама Садыка (А) об этом, и он сказал: “Непорочный (маасум) — это тот, кто защищен Аллахом от всего, что запретил Аллах. И таково Его слово: ‘А кто держится за Аллаха, тот выведен уже на прямой путь’ˮ».

(«Маани ахбар», С. 132).

 

Аят 102

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ اتَّقُواْ اللّهَ حَقَّ تُقَاتِهِ وَلاَ تَمُوتُنَّ إِلاَّ وَأَنتُم مُّسْلِمُونَ .102

102. О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным страхом к Нему и не умирайте иначе, как будучи мусульманами.

 

1. Шейх Садук привёл от Абу Басира:

Я спросил Имама Садыка (А) о словах Аллаха: «Бойтесь Аллаха должным страхом».

Он сказал: «Подчиняйтесь Ему и не ослушивайтесь, поминайте Его и не забывайте, благодарите Его и не будьте неблагодарными».

(«Маани ахбар», С. 230).

 

2. Ибн Шахр-Ашуб привёл, что повелитель верующих Али (А) сказал:

«Бойтесь Аллаха должным страхом» - клянусь Аллахом, никто не следовал этому повелению, кроме нас, Ахль уль-Бейт Посланника Аллаха (С)! Мы поминаем Аллаха и не забываем Его, благодарим Его и не бываем неблагодарными Ему, подчиняемся Ему и не ослушиваемся Его. Когда был ниспослан этот аят, сподвижники сказали: «Мы не сможем выдержать это!» И тогда Аллах ниспослал: «Бойтесь же Аллаха, как можете», а потом сказал: «слушайте» — то, что вам повелевается, - «повинуйтесь» (64: 15) — то есть повинуйтесь Аллаху, Его Посланнику (А) и Ахль уль-Бейт (А).

(«Манакиб», том 2, С. 177).

 

3. От Абу Басира:

Я спросил у Имама Садыка (А) об этом аяте: «Бойтесь Аллаха должным страхом».

Он сказал: «Этот аят отменён этим аятом: “Бойтесь же Аллаха, как можетеˮ (64: 15)».

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 217).

 

Аят 103

وَاعْتَصِمُواْ بِحَبْلِ اللّهِ جَمِيعاً وَلاَ تَفَرَّقُواْ وَاذْكُرُواْ نِعْمَتَ اللّهِ عَلَيْكُمْ إِذْ كُنتُمْ أَعْدَاء فَأَلَّفَ بَيْنَ قُلُوبِكُمْ فَأَصْبَحْتُم بِنِعْمَتِهِ إِخْوَاناً وَكُنتُمْ عَلَىَ شَفَا حُفْرَةٍ مِّنَ النَّارِ فَأَنقَذَكُم مِّنْهَا كَذَلِكَ يُبَيِّنُ اللّهُ لَكُمْ آيَاتِهِ لَعَلَّكُمْ تَهْتَدُونَ .103

103. Держитесь за вервь Аллаха все вместе, и не разделяйтесь! Помните милость Аллаха вам, когда вы были врагами, а Он сблизил ваши сердца, и вы стали по Его милости братьями! Вы были на краю пропасти Огня, и Он спас вас оттуда. Так разъясняет вам Аллах Свои знамения, — может быть, вы пойдете прямым путем!

 

1. Али ибн Ибрахим привёл:

«Держитесь за вервь Аллаха все вместе» — это таухид и вилаят.

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 116).

 

2. Мухаммад ибн Ибрахим Нумани привёл от Джабира ибн Абдуллаха Ансари:

К Посланнику Аллаха (С) прибыли жители Йемена. Он сказал: «Жители Йемена пришли к вам, торопясь». А когда они вошли к Посланнику Аллаха (С), он сказал: «Это люди с мягкими сердцами и крепкой верой. Из их числа — победитель, что выступит с с семьюдесятью тысячами человек; он поможет моему наместнику и наместнику моего преемника (скорее всего, имеется в виду Йамани). Ножны их мечей из пальмовых волокон».

Они спросили: «О Посланник Аллаха, кто твой преемник?» Он сказал: «Он тот, за кого Аллах приказал вам держаться. Сказал Он, велик Он и свят: “Держитесь за вервь Аллаха все вместе, и не разделяйтесьˮ».

Они сказали: «О Посланник Аллаха, разъясни нам: что это за вервь?»

Он сказал: «Таково слово Аллаха: “Если только не с вервью Аллаха и вервью людейˮ (3: 112). Вервь Аллаха – это Его Книга, а вервь людей – это мой преемник».

Они спросили: «О Посланник Аллаха, кто твой преемник?»

Он сказал: «Он тот, о ком Аллах ниспослал: “Чтобы не сказала душа: ‘Горе мне за то, что я нарушила в отношении стороны Аллаха’ˮ (39: 56)».

Они спросили: «О Посланник Аллаха, кто он – сторона Аллаха?»

Он сказал: «Он тот, о ком Аллах говорит: “В тот день угнетатель станет кусать свои руки, и будет говорить: ‘О, если бы я выбрал путь с Посланником’ˮ (25: 27). Он — мой преемник и путь ко мне после меня».

Они сказали: «О Посланник Аллаха! Ради Того, кто послал тебя с истиной, покажи нам его, ибо мы желаем увидеть его!»

Он сказал: «Он — тот, кого Аллах сделал знамением для внимающих. Если вы взглянете на него взглядом “тех, у кого есть сердце, кто склонил слух и присутствует самˮ (50: 37), то узнаете, что он мой преемник, как знаете вы, что я ваш пророк. Так пройдите через ряды и всмотритесь в лица. Тот, к кому устремятся ваши сердца — он, ибо Великий и Всемогущий Аллах говорит в Своей Книге: “Сделай сердца людей устремляющимися к нимˮ (14: 37), то есть к нему и к его потомству».

И тогда встали Абу Амир Ашари из Ашаритов, Абу Гирра Хауляни из Хаулянитов, Забйан и Усман ибн Кейс из Бани Кейс, Урана Дауси из Дауситов и Ляхик ибн Иляка. Они прошли через ряды, всмотрелись в лица, взяли за руку остриженного, крепкого мужчину (Имама Али, мир ему) и сказали: «К нему устремились наши сердца, о Посланник Аллаха!».

Пророк (С) сказал: «Вы — избранные Аллаха. Вы узнали преемника Посланника Аллаха до того, как он был представлен вам. Как же вы узнали, что это он?»

Они возвысили свои голоса, заплакали и сказали: «О Посланник Аллаха! Мы всмотрелись в людей, но наши сердца не устремились к ним. А когда мы увидели его, задрожали наши сердца. Затем наши души успокоились, наши глаза наполнились слезами, наши груди обрадовались, как будто он для нас отец, а мы его сыновья».

Тогда Пророк (С) сказал: «“Толкования этого не знает никто кроме Аллаха и твёрдых в знанииˮ (3: 7). Вы — на благой степени, которая предшествовала вам, и вы отдалены от огня».

И остались эти люди, которые были названы, и присутствовали с повелителем верующих (А) при верблюжьей битве и битве Сиффин, и они были убиты при Сиффине, да помилует их Аллах. Пророк (С) обрадовал их Раем и поведал им, что они примут мученическую смерть рядом с Али ибн Аби Талибом (А).

(«Гейба», С. 25).

 

2. Мухаммад ибн Хусейн передал от своего отца, что Имам Саджад (А) сказал:

В один из дней Посланник Аллаха (С) сидел в мечети, и с ним были его сподвижники. И он сказал: «Сейчас из этой двери к вам войдёт мужчина из числа обитателей Рая и спросит о том, что заботит его». И вошёл высокий мужчина, похожий на мужчин из северных арабов. Он подошёл, поприветствовал Посланника Аллаха (С), сел и сказал: «О Посланник Аллаха! Я слышал, что Великий и Всемогущий Аллах говорит в том, что Он ниспослал: “Держитесь все за вервь Аллаха, и не разделяйтесьˮ. Что это за вервь, за которую Аллах велел нам держаться и не разделяться?»

Посланник Аллаха (С) надолго опустил голову, затем поднял её, указал рукой на Али ибн Аби Талиба (А) и сказал: «Он – вервь Аллаха. Кто ухватится за него, тот будет защищён в ближнем мире и не заблудится в мире будущем».

Мужчина устремился к Али (А), обнял его сзади и сказал: «Я держусь за вервь Аллаха и вервь Его Посланника!» Затем он повернулся и вышел. Поднялся человек из числа присутствующих людей и сказал: «О Посланник Аллаха! Могу ли я догнать его и попросить, чтобы он попросил прощения для меня?» Посланник Аллаха сказал: «Если тебе посчастливится найти его». Человек догнал его и попросил, чтобы он попросил у Аллаха прощения для него. Тот мужчина спросил его: «Понял ли ты, что сказал мне Посланник Аллаха и что я спросил у него?» Он сказал: «Да». Он сказал: «Если ты ухватишься за эту вервь, то Аллах простит тебя, а если нет, то Аллах тебя не простит».

(«Гейба», С. 26).

 

3. Шейх Туси привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«В тот День вы будете спрошены о благах» (102: 8): мы — блага. «Держитесь все за вервь Аллаха, и не разделяйтесь»: мы — вервь.

(«Амали» Туси, том 1, С. 278).

 

4. Сейид Рази привёл от Абу Мусы Исы Зарира Баджли:

Посланник Аллаха во время своей болезни сказал: «Приведите ко мне моего дядю», — то есть Аббаса. Аббас и Али (А) подняли его и отвели (в его мечеть). И он прочитал намаз с людьми, сидя, а потом они снова подняли его и подвели к минбару. И там собрались все обитатели Медины из мухаджиров и ансаров, и даже их дочери вышли из своих домов. Некоторые из них плакали, другие кричали, третьи хмурились, четвёртые говорили «к Аллаху мы принадлежим,  и к Нему вернёмся».

Пророк (С) начинал говорить, потом умолкал (из-за боли и страданий), затем снова начинал говорить. В числе того, что он сказал, было: «О собрание мухаджиров и ансаров и те, кто собрались в этот день и в этот час из людей и джиннов! Пусть присутствующие из вас донесут отсутствуюшим, что я оставил среди вас Книгу Аллаха, в которой свет, прямой путь и разъяснение. Она — довод Аллаха над вами, мой довод и довод моего преемника. И я также оставил среди вас величайшее знамя — знамя религии, свет и прямое руководство, и это — Али ибн Аби Талиб. Он — вервь Аллаха: “Держитесь за вервь Аллаха все вместе, и не разделяйтесь! Помните милость Аллаха вам, когда вы были врагами, а Он сблизил ваши сердца, и вы стали по Его милости братьями! Вы были на краю пропасти Огня, и Он спас вас оттуда. Так разъясняет вам Аллах Свои знамения, — может быть, вы пойдете прямым путемˮ.

О люди! Это — Али. Кто любит его и признаёт его вилаят, сегодня и потом, — тот исполнил свой завет с Аллахом. Кто же враждует с ним или ненавидит его, сегодня и потом, — придёт в Судный День глухим и слепым, и  не будет у него перед Аллахом довода».

(«Хасаис», С. 56).

 

5. Айаши привёл от Ибн Язида:

Я спросил у Имама Казыма (А) о словах Аллаха: «Держитесь за вервь Аллаха все вместе» — что такое «вервь Аллаха»?

Он сказал: «Али ибн Аби Талиб — он прочная вервь Аллаха».

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 217).

 

6. От Джабира, что Имам Бакир (А) сказал:

Род Мухаммада — это вервь Аллаха, за которую Он велел держаться: «Держитесь за вервь Аллаха все вместе».

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 217).

 

7. Али ибн Ибрахим привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

«И не разделяйтесь» — Аллах знал, что они разделятся после Пророка (С) и разойдутся, и Он запретил им расхождение, как Он запретил это тем, кто был прежде них. И Он велел им объединиться на вилаяте рода Мухаммада (С) и не разделяться.

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 116).

 

8. Али ибн Ибрахим привёл:

«Помните милость Аллаха вам, когда вы были врагами, а Он сблизил ваши сердца» — это ниспослано по поводу племён Аус и Хазрадж (арабских племён, населявших Медину). Они воевали друг с другом в течение ста лет, не складывая оружие и не уставая ни днем, ни ночью. Когда же Аллах отправил Пророка (С), он установил мир между ними. Они вошли в Ислам, и через Посланника Аллаха (С) из их сердец ушла вражда, и они стали братьями.

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 116).

 

9. Айаши привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«Вы были на краю пропасти Огня, и Он спас вас оттуда» — через Мухаммада (С).

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 218).

 

10. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Возрадуйтесь высочайшей милости для вас! Аллах сказал: «Вы были на краю пропасти Огня, и Он спас вас оттуда» — и спасение — это дар Аллаха, а Аллах не берёт Свой дар обратно.

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 218).

 

11. От Ибн Харуна, что Имам Садык (А) сказал, вспомнив Пророка (С):

Да будут его жертвой мой отец, я сам, моя мать и моё семейство! Удивляюсь я арабам, как они не почитают нас, ведь Аллах говорит в Своей Книге: «Вы были на краю пропасти Огня, и Он спас вас оттуда»! Через Посланника Аллаха (С), клянусь Аллахом, они были спасены!

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 218).

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.