Предлагаем вашему вниманию выступление Амина Рамина, где на основе аятов Корана и хадисов непорочных Имамов (А) раскрывается внутренний смысл поста в священный месяц рамадан.

 



Видео:

 

Выступление в текстовом формате:

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

О Аллах, благослови Мухаммада и род Мухаммада!

Поздравляю всех верующих с началом месяца поста. Пусть Аллах примет наш пост, очистит нас от грехов и умножит наши познания в этот священный месяц!

Аллах сказал в своей книге, сура Бакара, аят 183: «О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же как он предписан тем, кто был до вас, — может быть, вы будете богобоязненны!»

То есть целью поста  в этом аяте названа богобоязненность — лаАллакум таттакун — «может быть, вы будете богобоязненны».

В седьмом томе «Васаилу шиа» приводится от Хишама ибн Хакама, что он спросил Имама Садыка (А) о причине поста. Имам сказал: «Аллах сделал обязательным пост, чтобы сделать посредством него равными богатого и бедного. И это потому, что богатого не касается голод, так чтобы он испытал его и помиловал бы бедного, ибо всё, что захочет богатый, он может исполнить для себя. И Аллах желал установить равенство среди Своих творений и дать испытать богатому голод и боль, чтобы его сердце смягчилось для слабого, и он помиловал бы голодного».

И там же передано в другом хадисе от Имама Резы: «Причина поста состоит в познании прикосновения голода и жажды, чтобы раб был униженным, смиренным, терпеливым, и это стало бы для него указанием на тяготы будущего мира».

И там же приведён риваят от Зурары от Имама Садыка (А), что он сказал: «У каждой вещи есть закят, и закятом тела является пост».

То есть существует такая вещь, как закят тела. Слово «закят» мы сегодня понимаем в фикховом значении как выплату определенной доли с некоторых видов имущества. Но в языке слово «закят» первоначально означало «очищение». То есть Имам Садык (А) говорит, что у всякой вещи есть очищение, и очищение тела — это пост.

И в «Мисбаху шариа» в другом хадисе от Имама Садыка (А) это поясняется. Имам Садык передает, что Посланника Аллаха (С) сказал: «Пост — это щит от бедствий ближнего мира и покров от мучений мира будущего, и если ты постишься, то намеревайся этим самым избавить свою душу от страстей, и отдели свои деяния от следования по стопам шайтана и шайтанов, и помести свою душу на положение довольства, не желая ни пищи, ни питья, и каждое мгновение надейся на исцеление от болезней грехов, и очисть свою внутренность от всякой лжи, мерзости, неведения или угнетения, которые отделяют тебя от искренности в стремлении к лику Аллаху Великого». А потом сказал: «И пост убивает страсти души, и в нем — очищение сердца и очищение членов тела и устроение внешнего и внутреннего, и благодарность за блага, и милование бедняков, и умножение смирения, покорности и плача, и в нем столько пользы, что это не может быть подсчитано».

Итак, в этих хадисах названы несколько целей или смыслов поста. Пост существует для того, чтобы уравнять творения. Это первый смысл. Второе — чтобы указать человеку на будущий мир и Судный День. Третий смысл — пост как очищение тела, как закят тела. И все эти значения прекрасны. Каждое из них передает одну из сторон сущности поста. Но все эти значения соединяются в хадисе от Фатимы Захры (А). Посмотрим, что говорит сиддика тахира, алейха салям:

«Аллах сделал для вас веру очищением от ширка, и сделал молитву освобождением от высокомерия, а закят очищением для нафса и увеличением удела, и сделал пост утверждением для искренности, для ихляса». Через пост утверждается ихляс. И если хочешь, чтобы твой пост был постом захраи, фатими — то сделай его утверждением для своего ихляса. А что такое ихляс? Сейчас мы подойдем к этому.

Всё, о чем мы говорили, относилось к цели поста. А почему введен был сам пост в течение месяца рамадан? Откуда само это установление, в чем его корень? Об этом тоже сказано в хадисах Непорочных (А).

Шейх Садук привел в «Амали» от повелителя верующих:

Иудей спросил у Посланника Аллаха (С): «Почему твой Господь предписал твоей умме пост днём в течение тридцати дней?» Посланник Аллаха (С) сказал: «Когда Адам съел от дерева, это оставалось в его животе в течение тридцати дней, и Аллах предписал его потомкам голод и жажду в течение тридцати дней. И для Адама тоже было так, и Аллах предписал моей умме пост в течение тридцати дней».

Итак, корень поста восходит к истории нашего отца Адама (А). И понятно, что этот хадис говорит языком символом. Тут не в буквальном смысле то, что съел Адам, застряло в его животе на тридцать дней. Это язык символов...

Про то, что произошло с Адамом, я рассказывал подробно в цикле «Адам и сатана», можете обратиться. Тут опишу вкратце суть этой истории. В хадисе от Имама Аскари (А) сказано, что тем деревом, от которого вкусил Адам, было древо знания, древо Мухаммада и рода Мухаммада (С). Адам возжелал получить степени Ахль уль-Бейт, чтобы приблизиться тем самым к Аллаху. И Иблис пришёл к нему и поклялся, что Аллах разрешил ему и Еве это древо, и что если он вкусит от него, получит эти степени. Адам устремился за положением Ахль уль-Бейт, он желал достигнуть этих светов, сияющих над Троном Аллаха, но не знал, что он не способен достичь их, и не знал, что у этого его стремления есть определенные последствия, которые отразятся на нём, то есть его выход из джанната, из рая барзаха, в котором он находился. Он взял на себя задачу, которую не мог понести, он совершил ошибку... И след этой ошибки оставался в его теле тридцать дней, и как напоминание об этом Аллах установил пост в течение тридцати дней для Адама и его потомков.

То есть пост в месяц рамадан является шариатским шифром для реальности Адама и обретения им халифата.

Вообще я скажу такую вещь: основа всех положений шариата, как правило, возвращается к истории Адама, к истории халифата, наместничества, о котором Аллах сказал ангелам: «инни джаилун филь арди халифа» — "Я поставлю на земле халифа". Это так относительно намаза, закята, хаджа, и в посте тоже так.

Например, про вузу, малое омовение, передано, что мы моем лица, потому что Адам своим лицом обратился и посмотрел на это древо, потом мы моем руки, потому что Адам прикоснулся своими руками к этому древу, затем протираем голову, потому что Адам положил руку на голову, когда ушел от этого дерева, поняв свою ошибку, и протираем ноги, потому что этими ногами Адам шел от этого дерева... Это хадис есть в «Илалу шараи» Садука...

И также все обряды хаджа, например, обход вокруг Каабы. Ведь Кааба — это отражение, проекция, мазхар от бейт мамур, Дома обитаемого на небесах, а бейт мамур — отражение Трона Аллаха, а Трон — отражение от хакиката мухаммадия, света Ахль уль-Бейт.  Итак, мы делаем намаз в сторону, в направлении реальности Ахль уль-Бейт — центра творения, вокруг которого вращаются все создания. Поэтому Кааба сделана киблой.

Итак, все действия в обязательных актах поклонения связаны с программой халифата, то есть отношения Адама, адамического человека и реальности Ахль уль-Бейт, реальности света вилаята Аллаха. Это некие символы, которые расчерчивают эту программу, это отношение, являются ее выразителями, таджаллиятом. Таковы намаз, хадж, закят, пост и так далее...

Итак, мы видим, что порядок шариата, порядок таклифа, то есть законов, которые Аллах предписал нам — этот порядок соответствует порядку самого бытия, тайне и основе бытия. Намаз, хадж или пост предписаны не просто так; действия, из которых они состоят, тоже исполняются не просто так.

Во всем этом есть знамение для размышляющих... Посмотрите, Коран не случайно постоянно говорит о солнце и луне. «Клянусь солнцем и его сиянием. Клянусь месяцем, когда он за ним следует!» Солнце в Книге Аллаха есть символ последнего пророчества. Когда солнце скрывается, закатывается за горизонт, что символизирует смерть Последнего Пророка (С), на его место приходит луна — а это символ имамата. В году 12 лунных циклов, как говорит Коран: «Поистине, число месяцев у Аллаха — двенадцать месяцев в Книге Аллаха, с тех пор как Он сотворил небеса и землю». Потому что Имамов двенадцать. И мы видим, что земной порядок сотворен Аллахом так, что он отражает небесный. Скрываясь за горизонт, солнце оставляет за собой двенадцать лун.

Или вода... Согласно шариату, только вода является универсальным очистителем скверны, наджиса. Только вода и ничто больше. Вода чистая сама по себе и является очистителем для всех других материалов и сред. И очищает саму себя. То есть сущность воды — чистота. «И Мы ниспослали с неба чистую воду». И эта земная вода есть не что иное, как таджалият, выражение, проявление первой воды, воды вилаята, о которой Аллах сказал: "и Трон Его был на воде". "Разве они не видели, как Мы гоним воду на бесплодную землю?« — То есть низвергаем воды бытия из машийи Аллаха через посредство Ахль уль-Бейт. И это — вода вилаята, или первый свет, или бытие всех вещей, от лучей которого существуют все вещи. И тут в скобках замечу, что в современных исследованиях обнаружено, что вода — это больше, чем неживая субстанция, что вода обладает подобием сознания, способна запоминать информацию и реагировать на неё... С точки зрения Ислама это понятно, потому что наша земная вода — это символ той воды, которая есть основа бытия и свет вилаята.

Итак, еще раз: для каждой вещи есть подобие в творении Аллаха. Для того, что мы видим тут внизу, есть подобие наверху, и наоборот.

И потому повелитель верующих Али (А) говорит: ана саляту ль-муминиин ва сийамухум — „Я -молитва верующих и их пост“. Имам — молитва, и он — пост.

И в другом хадисе он говорит: „Я — дом обитаемый, я — возвышенный свод, я — месяц рамадан, я — ночь кадр, я — мать книги, я — окончательное решение, я — сура «Хамд» и я — обладатель молитвы“.

Что значит, что повелитель верующих — это месяц рамадан, ночь кадр, намаз, пост? Это означает, что всё это — проявление его реальности, лучи из лучей его света. Внутренняя реальность поста и всех других видов поклонения — вилаят. Тот, кто поймет это, поймет внутренний смысл поклонения Аллаху.

Имам Садык (А) говорит: „Мы — молитва в Книге Аллаха, велик Он и свят, и мы — закят, и мы — пост, мы — хадж, мы — Кааба, мы — кибла Аллаха, мы — лик Аллаха“. А потом он сказал: „А наши враги в Книге Аллаха — мерзость и порицаемое, тирания и вино, и азартные игры, и идолы, и джибт и тагут, мертвечина, кровь и мясо свиньи“.

И он сказал в другом хадисе: „Мы — основа всякого блага, и всякое благо — от наших ветвей...“ — и потом он перечисляет виды этих благ — таухид, молитва, пост... И говорит: „А наши враги — основа всякого зла, и всякое зло — от их ветвей“.

И отсюда мы понимаем значение слов Фатимы Захры (А): ва ссияма тасбиитан лиль ихляс — „и сделал пост утверждением для ихляса“, для искренности. У поста есть три уровня, соответствующие трем уровням человека. Ведь человек состоит из трех уровней: тело, душа и дух. А потому на первом уровне пост — это закят тела, как мы видели в одном из хадисов, это переживание нашим телом жажды и голода для того, чтобы укрепить его на пути подчинения Аллаху и напомнить о страданиях Судного Дня. Второй уровень — это борьба со страстями, очищение души от всего греховного и мерзкого, от всех внушений нафс аммара, «души, призывающей ко злу». И, наконец, третий, самый высший уровень — это уровень познания вилаята, борьбы разума со злом и ложью, с идолами, с джибтом и тагутом, от ветвей которых проистекает всякое зло.

А потому сказано, что лучшим деянием в ночь кадр, которая есть лучшая ночь месяца рамадан, является поиск знания. И «знание» здесь — не просто приобретение каких-то сведений, в смысле «узнать что-то новое», нет... Имеется в виду истинное знание, знание всех знаний — то, что Имам Али (А) назвал «маарифа би-нурания» — „познание через свет“, то есть познание истины Ахль уль-Бейт, которая есть истина всех вещей. Тот, кто ищет этого познания, обратит жар жажды поста в потоки воды искренности в сердце и во время ифтара сидет за скатертью Имама времени, Худжата ибни ль-Хасана, да ускорит Аллах его приход. «Ва ссияма тасбиитан лиль ихляс» — «и сделал пост утверждением для ихляса», по слову Фатимы Захры...

Пусть Аллах примет от нас и от вас в этот священный месяц!

N-Reduction - Normal.jpg1

Эти и другие выступления Амина Рамина доступны через приложение для Андроида. Данное приложение разработано для всех Android устройств (смартфоны, планшеты, телефоны и т.д. ). Вы можете как прослушивать выступления онлайн, так и скачивать их на своё устройство. Пройдите по этой ссылке, чтобы установить прилжение на своё устройство.

5 комментариев

  1. Руслан

    Дорогой брат! Мир тебе и блогославление Всеввшнего. СПАСИБО. Да примет Аллах, Велик Он и Свят, твой пост и молитвы, ИншаАллах!

    Ответить
    • Админ

      Спасибо, брат, пусть Аллах примет твой пост и молитвы!

      Ответить
  2. M

    МашааЛлах... всего 20 минут, а столько полезного! ДжазакаЛлаху Хайран. За ваш труд!

    Ответить
  3. Ахмад

    Ма ша Аллах, брат Амин. Твои повествования бесценны. Свет истины проходит через тебя и доходит до сердца, что же может быть лучше? Да благословит Аллах тебя и твою семью!

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.