Согласно шиитским, а также некоторым суннитским хадисам, там, где в Коране говорится о «свете Аллаха», имеется в виду Ахль уль-Бейт (А).
Сура «Трапеза», аят 15:
«Пришёл вам от Аллаха свет и ясное писание».
В «Тафсире Кумми» приведено: «Значение света – Пророк, повелитель верующих и Имамы» (том 1, С. 172).
Ученый «ахлу сунна» Кандузи Ханафи приводит от от Хафиза Кандузи Сулеймана Ханафи по его иснаду от Али ибн Хусейна относительно тафсира слов Аллаха: «Они хотят затушить свет Аллаха своими устами, но Аллах завершит Свой свет, хотя бы и ненавидели это многобожники» (9: 32):
ان الله متم امامة و هي النور
«Аллах завершит имамат, и он – свет», и таково же слово Аллаха: «Уверуйте же в Аллаха, и Его посланника, и в свет, который мы ниспослали» (64: 8).
А потом он сказал: «Свет – это Имам».
(«Йанабиу ль-мавадда», С. 11).
По поводу аята «О люди! К вам пришло доказательство от вашего Господа, и низвели Мы вам ясный свет» (4: 174) другой известный ученый «ахлу сунна» Хаскани Ханафи приводит: «Доказательство – Мухаммад, а свет – Али».
(«Шавахиду ттанзиль», том 1, хадис 9379).
По поводу аята «Он — Тот, Который низводит на раба Своего знамения ясные, чтобы вывести вас из мрака к свету» (57: 9) приводится:
«То есть чтобы вывести неверующих к вере, и вера – вилаят Али (А)».
(«Манакиб» Ибн Шахр Ашуба, том 3, С. 80; «Бурхан», том 5, С. 282).
Относительно слов «аята курси»: «Аллах — покровитель тех, которые уверовали: Он выводит их из мрака к свету. А те, которые неверующие, их покровители — тираны; они выводят их от света к мраку» (2: 257) сказал Имам Бакир (А):
«“К свету” – то есть к вилаяту Али (А). “А те, которые неверующие” – в вилаят Али (А) – “их покровители тираны”, которые вывели людей из света вилаята Али (А) к мраку вилаята его врагов».
(«Сирату ль-мустакым» Али ибн Юнуса Амили, том 2, С. 74).
В суре «Преграды», аят 157, говорится:
«Те, которые уверовали в него, и поддерживали его, и помогали ему, и последовали за светом, который ниспослан с ним, это — те, которые имеют успех».
Имам Садык (А) сказал: «Свет – это повелитель верующих Али (А) и Имамы».
(«Усуль Кафи», том 1, С. 110)
Имам Казым (А) сказал: «Имамат – это свет».
(«Кафи», том 1, С. 199).
Передано от Исы ибн Рашида от Мухаммада ибн Али ибн Хусейна (Имама Бакира, мир ему) относительно слов Аллаха, велик Он и свят: «Подобие Его света — ниша; в ней светильник; светильник в стекле; стекло — как жемчужная звезда. Зажигается он от дерева благословенного — маслины, ни восточной, ни западной. Масло ее готово воспламенится, хотя бы его и не коснулся огонь. Свет на свете! Ведет Аллах к Своему свету, кого пожелает, и приводит Аллах притчи для людей. Аллах сведущ о всякой вещи!» (24: 35).
«“Ниша” – свет знания в сердце Пророка (ДБАР). “Светильник в стекле” – “стекло” значит сердце Али (А): знание Пророка (ДБАР) перешло в сердце Али (А). “Стекло — как жемчужная звезда. Зажигается он от дерева благословенного” – это свет; “ни восточной, ни западной”, то есть — в религии не иудеев, не христиан. “Масло ее готово воспламенится, хотя бы его и не коснулся огонь” – означает, что знание рода Мухаммада (ДБАР) готово заговорить, прежде чем будет спрошено. “Свет на свете”, то есть – один Имам, подкрепленный светом знания и мудрости, за другим Имамом из рода Мухаммада (ДБАР), и так – от Адама до наступления Часа.
И они – наследники, которых Аллах установил наместниками (халифами) на земле и доводами (худжжат) над Своим творением: никогда не останется земля без кого-то из них. Как сказал Абу Талиб о Посланнике Аллаха (ДБАР):
“Ты – верный, Мухаммад, господин, отмеченный
Для избранных и высокорожденных.
Ты – счастливейший из счастливых и окружен счастливыми:
От времен Адама не уходил от нас наследник ведущий.
Вот, я нашел тебя правдивым, изрекающим истину,
И ты был верно говорящим и в детстве своем, и в молодости”.
Этим Абу Талиб хочет сказать: ты говорил со знанием еще тогда, когда тебе не было ниспослано Откровение, и ты был ребенком. Как сказал Ибрахим (А) своему народу, когда был еще юным: “Я непричастен к тому, что вы придаете Ему в сотоварищи” (6: 78). И как говорил Иса (А) в колыбели: “Воистину, я – раб Аллаха. Он даровал мне Писание и сделал меня пророком. Он сделал меня благословенным, где бы я ни был...” (19: 30-31).
И о том же говорит Абу Талиб в своей касыде (стихотворении):
“И нет подобного ему среди людей, господину собрания –
Когда соберутся и сравняются с ним?
Господь утвердил рабов через его свет
И через него проявил религию истины, что никогда не исчезнет”.
И там же он сказал:
“Через его светлый лик проливаются дожди,
Он – весна для сирот и прибежище вдов,
Вокруг него вращаются погибающие рода Хашим,
И они возле него в милости и благе,
Он – весы правды, которые не убавят веса и от зерна ячменя,
И он – весы справедливости, которые взвешивают непогрешимо”».
(«Таухид», хадис 217).
От Джабира ибн Язида от Абу Джафара (Имама Бакира, мир ему) о словах Аллаха: «Подобие Его света — ниша; в ней светильник; светильник в стекле; стекло — как жемчужная звезда» (24: 35):
«Ниша – это сердце (садр) Пророка (ДБАР), в нем – светильник; светильник же есть знание в стекле, а стекло – повелитель верующих Али (А), и знание Пророка (ДБАР) содержится у него».
(«Таухид», хадис 218).
Аят 11 суры «Совет» говорит: "Нет ничего подобного (мисль) Ему". То есть у Аллаха нет "мисля", нет подобия.
Однако аят «нур», который мы привели выше, говорит, что у Аллаха есть "масаль" (слово того же корня), есть «пример»: «Пример (масаль) Его света — как ниша...»
И этот «пример» — Ахль уль-Бейт (А).
Ничто не подобно Аллаху, однако некоторые избранные творения являются «примером» Аллаха, то есть выражают Его волю для всего остального творения. Подчинение им — подчинение Аллаху, познание их — познание Аллаха, их гнев — гнев Аллаха, их радость — радость Аллаха, их воля — воля Аллаха. К Аллаху не может быть никакого доступа, кроме как через этот "масаль", этот «пример». А потому они названы «светом Аллаха», ведь свет — то, что озаряет дорогу и ведёт по пути.
Амин Рамин
Если вам понравился этот материал, то помогите в создании новых — поддержите проект! Сделать это можно здесь: https://arsh313.com/donate/ Каждый рубль, перечисленный вами — это ещё один шаг к победе Истины.
Добавить комментарий