Передал Имам Реза (А) от своего отца Имама Мусы ибн Джафара Казыма (А) от его отца Джафара ибн Мухаммада Садыка (А) от его отца Мухаммада ибн Али Бакира (А) от его отца Али ибн Хусейна Саджада (А) от его отца Хусейна ибн Али (А), что он сказал:

К Али ибн Аби Талибу (А) за три дня до его убийства пришёл человек из предводителей племени Тамим, которого звали Амру, и сказал: «О, повелитель верующих! Расскажи мне о народе Расс: когда они были? И где они жили? И кто правил ими? И отправил ли Аллах к ним посланника, или нет? И за что они были уничтожены? Вот, я нахожу в Книге Аллаха их упоминание, но не нахожу там никакого рассказа о них».

Имам Али (А) сказал: «Ты спросил меня о том, о чём не спрашивал никто до тебя, и никто не скажет тебе про это после меня, иначе как с моих слов. И нет в Книге Аллаха аята, чтобы я не знал его, и не знал его тафсира, и в каком месте он был ниспослан из долин и гор, в какое время дня и ночи. Поистине здесь – и он указал на свою грудь – собрано много знания, однако мало ищущих его! Скоро они потеряют меня и станут сожалеть обо мне.

О, брат из рода Тамим! То был народ, который поклонялся пинии (сосне), называя её “царём деревьев”. Эту пинию посадил Йафис (Иафет), сын Нуха (А), возле источника под названием “Душаб”, что был раскопан после потопа Нуха (А). И они были названы “народом Расса”, потому что раскапывали (расса) свои дома в земле. И было это после Сулеймана сына Давуда (А). У них было двенадцать селений на берегу реки, называемой “Расс”, на востоке земли. Эта река называлась по их имени, и не было в то время реки полноводнее и чище, чем эта река, и не было селений более процветающих, чем эти. Одно из них называлось Абан, второе – Азар, третье – Ди, четвёртое – Бахман, пятое – Исфандор, шестое – Фарвардин, седьмое – Урдибехешт, восьмое – Хордод, девятое – Мордод, десятое – Тир, одиннадцатое – Мехр, двенадцатое – Шахривар. И самым большим был Исфандор, и в нём жил их царь, которое звали Таркуз сын Габура сына Йароша сына Сазана сына Нумруда сына Канана, который (этот последний) был фараоном времени Ибрахима (А).

Пиния и источник находились в том же городе. Они отослали в каждое из своих селений семена этой пинии и взрастили из них новые пинии там. Эта пиния была великим деревом, и они сделали священной воду источника около неё и воду реки. Они не пили из источника и не давали пить своим животным, а кто сделал так – того убивали и говорили: «Это – источник, из которого пьют наши боги, и нельзя, чтобы кто-то убавлял их воду». Сами же они и их животные пили из реки Расс, по берегам которой жили. Каждый месяц в одном из их селений проходил праздник: тогда они накидывали на пинию этого селения ткань из шёлка, на которой имелись различные изображения, а потом закалывали коров или овец как жертвоприношение дереву. Затем они бросали этих жертв на костры, и когда дым от костров заслонял небо, падали в земной поклон, плакали и просили у дерева быть довольным ими. И приходил шайтан и заставлял ветви дерева двигаться и кричал из его ствола голосом ребёнка: «Я (дерево) довольно вашим поклонением мне: возрадуйтесь же!» И тогда они вставали из поклона, пили вино, играли на музыкальных инструментах и плясали. И так они проводили один день и одну ночь, а затем расходились.

И неарабы (персы) взяли название своих месяцев из названий этих селений: абан-мох, азар-мох и так далее, потому что их обитатели говорили друг другу: «Этот праздник такого-то селения». И так – пока не наступал праздник их главного селения, где собирались все они, взрослые и дети, и ставили возле главной пинии и источника балдахин из шёлка с различными изображениями, который имел двенадцать входов – по одному для каждого селения. И делали они земной поклон дереву вне балдахина и приносили ему в жертву гораздо больше животных, чем приносили для других деревьев. Тогда приходил Иблис и приводил дерево в сильное движение и говорил из его ствола громким голосом и обещал им больше, чем другие шайтаны. И они поднимались из поклона и выходили из себя от радости и не могли говорить от множества винопития и плясок, и так проводили они двенадцать дней – по числу праздников в течение года, — а потом расходились.

Когда их неверие в Аллаха и их многобожие затянулось, Аллах, велик Он и свят, отправил к ним пророка из народа Израиля, из потомков Иуды сына Йакова. Он провёл среди них долгое время, призывая их к поклонения Аллаху Великому и познанию Его господства (рубубия). Однако они не последовали за ним. И когда увидел он всю их поглощённость заблуждением и ложью, и как оставили они всё, к чему он призывал их из прямого пути и спасения, — тогда принял участие в празднике в главном селении и сказал: «О, Господь мой! Поистине, эти рабы твои оставили всё, кроме обвинения меня во лжи и своего неверия в Тебя! Они поклоняются дереву, которое не вредит и не приносит пользы. Так заставь же все их деревья высохнуть и покажи Свою силу и власть!»

И вот, на утро следующего дня все их деревья высохли. Это испугало их, и они почувствовали свою слабость и беспомощность и разделились на две партии. Одна из них сказала: «Этот человек, который говорит, что он – посланник Господа небес и земли, околдовал наших богов, чтобы притянуть нас на сторону своего Бога». А другая сказала: «Нет, но наши боги разгневались, когда увидели, как этот человек ругает их и призывает нас поклоняться другому Богу, и они покинули нас вместе со своим  великолепием и благами, дабы мы тоже разгневались на него и отомстили ему за них».

И так они объединились на том, чтобы убить его. И взяли большие свинцовые трубы, поместили их в источник и выкачали всю воду из него, а потом выкопали на его месте глубокий и узкий колодец и опустили в него своего пророка, закрыв вход в него огромным камнем. Тогда они вынули трубы из воды и сказали: «Вот теперь наши боги станут довольны нами, узрев, как мы убили того, кто ругал их и призывал нас поклоняться кому-то другому, помимо их! Мы погребли его в земле под самым великим из наших богов, дабы он возрадовался этому и вернулся к нам со своим светом и блеском, как было прежде».

И они целыми днями слушали стоны своего пророка из этого колодца, как говорил он: «О, мой Господин! Взгляни на узость моего места и силу моих страданий! Помилуй мою слабость и немощь и забери мою душу как можно скорее! Не замедляй ответ на мою мольбу!»

И так умер он, да будет мир над ним! И сказал Аллах, велик Он и свят, Джабраилу: «О, Джабраил! Разве думают эти рабы Мои, которых обмануло Моё терпение, и Моя хитрость сделала их пребывающими в безопасности, так что они поклонялись кому-то помимо Меня, и убили Моего посланника, что их не постигнет гнев Мой или что они вышли из-под Моей власти? О нет! Я – Мстящий тем, кто воспротивился Мне и не страшился Моего наказания. Клянусь Своим величием и славой, Я сделаю их примером и уроком для миров!»

И Он наслал на них во время праздника их ветер багровый, завывающий, и были потрясены они, и принялись бежать от него в ужасе, хватаясь друг за друга, и земля стала под ними пылающими камнями, и небо над ними закрыла чёрная туча и низвергла на них огонь, подобно куполу, и превратились их тела в подобие обгорелого свинца. И прибегаем к Аллаху – велик Он! – от гнева Его и низведения Его мести, и нет силы и мощи, кроме как у Аллаха, Высокого, Великого!

 

(«Уйун ахбар реза» шейха Садука, том 1, С. 418 – 426).

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.