Аят 84

فَقَاتِلْ فِي سَبِيلِ اللّهِ لاَ تُكَلَّفُ إِلاَّ نَفْسَكَ وَحَرِّضِ الْمُؤْمِنِينَ عَسَى اللّهُ أَن يَكُفَّ بَأْسَ الَّذِينَ كَفَرُواْ وَاللّهُ أَشَدُّ بَأْساً وَأَشَدُّ تَنكِيلاً .84

84. Сражайся же на пути Аллаха! Вменяется это только самому тебе, и побуждай верующих. Может быть, Аллах удержит ярость неверующих: ведь Аллах сильнее в ярости и сильнее в наказании!

 

1. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«Аллах вменил в обязанность Посланнику Аллаха (С) то, что не вменял в обязанность никому из Своих творений. Он вменил ему, чтобы он один вышел против всех людей, даже если не найдёт тех, которые будут сражаться рядом с ним. И Он не вменял это никому из Своих творений прежде него или после него». А потом Имам (А) прочитал этот аят: «Сражайся же на пути Аллаха! Вменяется это только самому тебе».

(«Кафи», том 8, С. 274).

 

2. Айаши привёл от Сулеймана ибн Халида:

Я сказал Имаму Садыку (А): «Вот, люди говорят: если истина была с Али (А), то почему он не сражался за неё?»

Он сказал: «Аллах не вменил это никому, кроме как одному человеку — Посланнику Аллаха (С). Он сказал: “Сражайся же на пути Аллаха! Вменяется это только самому тебе, и побуждай верующихˮ. Итак, это относится только к Посланнику (С). И Он сказал всем остальным: “Если не для поворота к битве или для присоединения к отрядуˮ (8: 16). Тогда у него (у Али, мир ему) не было отряда, который помогал бы ему в его деле».

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 288).

 

3. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Ни разу не бывало так, чтобы кто-то просил что-то у Посланника Аллаха (С) — и он отказал бы ему, если ему было что дать. А если не было, то он говорил: «Если угодно Аллаху, будет». И он никогда не отвечал кому-то злом. С тех пор, как был ниспослан этот аят: «Сражайся же на пути Аллаха! Вменяется это только самому тебе, и побуждай верующих», — он всегда сам возглавлял своё войско.

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 288).

 

Аят 86

وَإِذَا حُيِّيْتُم بِتَحِيَّةٍ فَحَيُّواْ بِأَحْسَنَ مِنْهَا أَوْ رُدُّوهَا إِنَّ اللّهَ كَانَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ حَسِيباً .86

86. И когда вас приветствуют приветствием, то приветствуйте лучшим или верните его же. Поистине, Аллах всякую вещь подсчитывает!

 

1. Али ибн Ибрахим привёл:

Приветствие (салям) — из числа благих дел.

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 153).

 

2. Шейх Садук привёл, что повелитель верующих (А) сказал:

Если кто-то из вас чихнул, то сделайте дуа за него, сказав: «Да помилует тебя Аллах», а он должен ответить: «Да простит тебя Аллах и помилует». Аллах говорит: «И когда вас приветствуют приветствием, то приветствуйте лучшим или верните его же».

(«Хисаль», С. 633).

 

3. Шейх Кулейни привёл, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Приветствие (салям) желательно, а ответ на него — обязателен.

(«Кафи», том 2, С. 471).

 

4. Он также привёл, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Кто говорит с вами, не поприветствовав (не дав салям), — не отвечайте ему.

(«Кафи», том 2, С. 471).

 

5. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Скупым является тот, кто скупится на приветствие (салям).

(«Кафи», том 2, С. 471).

 

6. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Тот, кто даёт приветствие (салям), пусть делает это громко, чтобы не говорить: «Я дал приветствие, и мне не ответили», ибо, быть может, он дал приветствие, но его не услышали. И если кто-то из вас отвечает на приветствие, то пусть также делает это громко, дабы не говорит тот, кто приветствовал: «Я поприветствовал, но мне не дали ответ». Повелитель верующих Али (А) сказал: «Не гневайтесь и не вводите в гнев других, громко давайте приветствие, говорите благие слова, молитесь ночью, когда люди спят — и войдёте в Рай».

(«Кафи», том 2, С. 471).

 

7. Он также привёл от Имама Бакира (А):

Повелитель верующих (А) проходил мимо людей и поприветствовал их. Они ответили: «И тебе мир, и милость Аллаха, и благословение, и прощение, и довольство!» Повелитель верующих (А) сказал им: «Не превышайте в отношении нас границы того, что сказали ангелы нашему отцу Ибрахиму (А): “Мир вам, и милость Аллаха, и благословение, о Ахль уль-Бейтˮ».

(«Кафи», том 2, С. 472).

 

8. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Слова «мир вам» равняются десяти благим делам, слова «мир вам, и милость» равняются двадцати благим делам, а слова «мир вам, и милость Аллаха, и благословение» равняются тридцати благим делам.

(«Кафи», том 2, С. 472).

 

9. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Пусть младший из вас приветствует старшего, идущий сидящего, а малая группа — большую группу.

(«Кафи», том 2, С. 472).

 

10. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Пусть малая группа из вашего числа первой приветствует большую группу, сидящий на лошади — идущего по земле, сидящий на муле — сидящего на осле, а сидящие на лошадях — сидящих на мулах.

(«Кафи», том 2, С. 472).

 

11. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Если в помещении находится группа людей, а потом туда вошла другая группа, то вошедшие позже должны поприветствовать находящихся там.

(«Кафи», том 2, С. 473).

 

12. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Если группа проходит мимо другой группы, разрешается одному человеку из числа проходящей группы поприветствовать их. И разрешается одному человеку из числа другой группы ответить на приветствие.

(«Кафи», том 2, С. 473).

 

13. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Если один человек из группы дал приветствие, это отпадает от остальных.

(«Кафи», том 2, С. 473).

 

14. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Подать руку — полная форма приветствия того, кто не находится в путешествии (пребывает у себя на родине), и обнять — полная форма приветствия того, кто находится в путешествии.

(«Кафи», том 2, С. 473).

 

14. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Нежелательно сказать «да оживит вас Аллах», а потом молчать, ожидая, пока тебя поприветствуют салямом.

(«Кафи», том 2, С. 473).

 

15. Он также привёл от Самаа:

Я спросил Имама Садыка (А) о человеке, которого приветствуют, когда он совершает намаз.

Он сказал: «Пусть он ответит: “саламун алейкумˮ и не говорит: “Ва алейкум ассаламˮ. Посланник Аллаха (С) совершал намаз, и мимо него прошёл Аммар ибн Ясир, поприветствов его, и он ответил ему так».

(«Кафи», том 2, С. 473).

 

16. Шейх Туси привёл от Имама Садыка (А):

Если ты совершаешь намаз, и кто-то приветствует тебя, ответь ему тихо такими же словами, которыми он тебя поприветствовал.

(«Тахзиб», том 2, С. 332).

 

17. Он также привёл от Мухаммада ибн Муслима:

Я вошёл к Имаму Бакиру (А), который совершал намаз. Я сказал: «Ас-саламу алейк». Он ответил: «Ас-саламу алейк». Когда он закончил намаз, я спросил: «Разве можно давать салям, находясь в намазе?» Он сказал: «Да, теми же словами, которыми ты был поприветствован».

(«Курбу ль-иснад», С. 45).

 

18. Шейх Садук привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Если ты вошёл в мечеть, где молятся люди, то не давай им салям, но дай салям Посланнику Аллаха (С), а затем соверши свой намаз. А если ты вошёл к людям, которые сидят и говорят, то дай им салям.

(«Хисаль», С. 484).

 

19. Он также привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

Не давай салям иудеям, христианам, зороастрийцам, идолопоклонникам, пьющим вино, играющим в шахматы или нарды, гермафродитам, поэтам, которые обвиняют праведных женщин, людям, находящимся в состоянии молитвы (совершающим намаз), так как молящийся не может ответить на салям, — ибо приветствие является желательным, а ответ на приветствие обязательным, — и не давай салям пожирающим рост (занимающимся ростовщичеством), людям, которые испражняются (находятся в туалете), людям, моющимся в бане, и нечестивцу, который открыто совершает своё нечестие.

(«Хисаль», С. 484).

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.