Аят 118-119

لَّعَنَهُ اللّهُ وَقَالَ لَأَتَّخِذَنَّ مِنْ عِبَادِكَ نَصِيباً مَّفْرُوضاً .118

وَلأُضِلَّنَّهُمْ وَلأُمَنِّيَنَّهُمْ وَلآمُرَنَّهُمْ فَلَيُبَتِّكُنَّ آذَانَ الأَنْعَامِ وَلآمُرَنَّهُمْ فَلَيُغَيِّرُنَّ خَلْقَ اللّهِ وَمَن يَتَّخِذِ الشَّيْطَانَ وَلِيّاً مِّن دُونِ اللّهِ فَقَدْ خَسِرَ خُسْرَاناً مُّبِيناً .119

118. Проклял его Аллах. И сказал он: «Я непременно захвачу от Твоих рабов долю назначенную,

119. и собью их с пути, и возбужу в них мечты, и прикажу им, и они будут обрезывать уши у скота, и прикажу им, и они будут изменять творение Аллаха!» Кто берет сатану заступником помимо Аллаха, тот потерпел явный убыток!

 

1. Али ибн Ибрахим привёл:

«И прикажу им, и они будут изменять творение Аллаха» — то есть дело (повеление) Аллаха.

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 160).

 

2. Айаши привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«И прикажу им, и они будут изменять творение Аллаха» — то есть повеление Аллаха, которое Он велел.

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 302).

 

3. Он также привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

«И прикажу им, и они будут изменять творение Аллаха» — то есть религию Аллаха.

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 302).

 

Аят 120

يَعِدُهُمْ وَيُمَنِّيهِمْ وَمَا يَعِدُهُمُ الشَّيْطَانُ إِلاَّ غُرُوراً .120

120. Он обещает им и возбуждает в них мечты. Но обещает им сатана только обольщение!

 

1. Айаши привёл от Джабира, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Иблис был первым, кто стал причитать, петь и побуждать (тщетные) надежды. Когда Адам съел от дерева, он стал петь. Когда Адам был низведён на землю, он стал побуждать (в нём) надежды. А когда Адам утвердился на земле, он стал причитать и напоминать ему о том, что было в раю. Адам сказал: «О мой Господь! Я не возобладал над тем, кого Ты сделал моим врагов, когда находился в раю. И если Ты не поможешь мне, я не смогу возобладать над ним».

И Аллах сказал: «Твоим воздаянием будет одно зло за одно (совершённое тобой) зло, а за одно доброе дело — десять добродеяний, до семи сотен».

Адам сказал: «О мой Господь! Добавь мне!»

Он сказал: «У каждого из твоих потомков будут два ангела, которые станут сохранять его».

Адам сказал: «О мой Господь! Добавь мне!»

Он сказал: «Покаяние будет принято, пока в теле есть дух».

Адам сказал: «О мой Господь! Добавь мне!»

Он сказал: «Я прощаю грехи, кому захочу».

Адам сказал: «Мне достаточно».

И Иблис сказал: «О мой Господь! Это — то, чем ты наделил его и превознёс надо мной. Если ты не даруешь мне что-то, я не смогу возобладать над ним».

Он сказал: «На каждого из его детей у тебя родятся двое детей».

Иблис сказал: «О мой Господь! Добавь мне!»

Он сказал: «Ты будешь течь в нём, как течёт кровь в жилах».

Иблис сказал: «О мой Господь! Добавь мне!»

Он сказал: «Ты и твоё потомство будете иметь обиталище в их грудях».

Иблис сказал: «О мой Господь! Добавь мне!»

Он сказал: «Ты будешь давать им обещания и возбуждать в них мечты, “но обещает им сатана только обольщение!ˮ».

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 303).

 

Аят 123

لَّيْسَ بِأَمَانِيِّكُمْ وَلا أَمَانِيِّ أَهْلِ الْكِتَابِ مَن يَعْمَلْ سُوءاً يُجْزَ بِهِ وَلاَ يَجِدْ لَهُ مِن دُونِ اللّهِ وَلِيّاً وَلاَ نَصِيراً .123

123. Это — не ваши мечтания и не мечтания обладателей писания. Кто делает зло, будет тому воздано тем же, и он не найдет себе заступника, помимо Аллаха, или помощника.

 

1. Али ибн Ибрахим привёл:

То есть это не так, как вы мечтаете и мечтают обладатели писания, что вы не будете наказаны за ваши деяния.

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 160).

 

2. Айаши привёл от Имама Бакира (А):

Когда был ниспослан этот аят: «Кто делает зло, будет тому воздано тем же», — некоторые сподвижники Посланника Аллаха (С) сказали: «Как суров этот аят!» Он сказал: «Разве вы не бываете испытаны в вашем имуществе, самих себе и в вашем потомстве?» Они сказали: «Да». Он сказал: «Это — то, за что Аллах запишет вам благие дела и сотрёт ваши злые дела».

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 303).

 

Аят 125

وَمَنْ أَحْسَنُ دِيناً مِّمَّنْ أَسْلَمَ وَجْهَهُ لله وَهُوَ مُحْسِنٌ واتَّبَعَ مِلَّةَ إِبْرَاهِيمَ حَنِيفاً وَاتَّخَذَ اللّهُ إِبْرَاهِيمَ خَلِيلاً .125

125. Кто лучше по религии, чем тот, кто предал свой лик Аллаху, будучи добродеющим, и последовал за общиной Ибрахима, ханифа? Поистине, Аллах взял Ибрахима другом!

 

1. Али ибн Ибрахим привёл:

Это десять установлений ханифийи, с которыми пришёл Ибрахим (А) и которые не будут отменены до Судного Дня.

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 160).

 

2. Али ибн Ибрахим привёл:

Аллах низвёл на Ибрахима (А) ханифию, и она — чистота, и это — десять вещей: пять для головы и пять для тела. Что же касается пяти для головы, то это — укорачивание усов, отращивание бороды, подстригание волос, использование мисвака и чистка зубов. Что же касается пяти вещей для тела, то это — подстригание волос с тела, обрезание, подстригание ногтей, гусль (большое омовение) после полового сношения и очищение водой. И это — чистая ханафия, с которой пришёл Ибрахим (А). Она не была отменена (Кораном) и не будет отменена до Судного Дня.

(«Тафсир» Кумми, том 1, С. 68).

 

3. Шейх Садук привёл от Ибн Аби Умейра:

Я сказал Имаму Садыку (А): «Почему Аллах взял Себе Ибрахима другом?» Он сказал: «Из-за множества его поклонов на землю».

(«Илалу шараи», С. 48).

 

4. Он также привёл, что Имам Реза (А) сказал:

Аллах избрал Ибрахима (А) Своим другом, потому что он никогда не отказывал никому (или не прогонял никого) и никогда не просил никого, кроме Аллаха.

(«Илалу шараи», С. 49).

 

5. Он также привёл, что Имам Аскари (А) сказал:

Аллах избрал Ибрахима (А) Своим другом из-за того, что он много говорил салават Мухаммаду и Ахль уль-Бейт Мухаммада (С).

(«Илалу шараи», С. 49).

 

6. Он также привёл от Джабира ибн Абдуллаха Ансари, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Аллах взял Себе Ибрахима (А) другом из-за того, что он кормил (людей) едой и молился по ночам, когда люди спали.

(«Илалу шараи», С. 49).

 

7. Имам Аскари (А) передал, что Имам Садык (А) сказал:

На диспуте Пророка (С) с иудеями и христианами один христианин сказал: «О Мухаммад! Разве вы не говорите, что Ибрахим — друг Аллаха? А если вы говорите так, то почему вы запрещаете нам говорить, что Иисус — сын Аллаха?»

Посланник Аллаха (С) сказал: «Эти две вещи не являются сходными. Мы говорим, что Ибрахим — друг (халиль) Аллаха, а это слово взято от “халляˮ, что означает “бедностьˮ и “зависимостьˮ. А потому друг (халиль) Аллаха — тот, кто зависим от Него, нуждается в Нём и не нуждается в тех, кто кроме Него. Когда Ибрахима (А) хотели бросить в огонь, поместив его в катапульту, пришёл Джабраил, чтобы помочь ему. Ибрахим (А) же сказал: “Довольно мне Аллаха, и Он — лучший покровитель, и нет мне нужды в ком-то, кроме Негоˮ. А потому он был назван “халилемˮ, то есть тем, кто нуждается только в Аллахе и не нуждается в ком-то, помимо Него.

А если мы возьмём “халильˮ от “хилляˮ, то это будет означать, что он проник (тахалляля) в Его значения (то есть значения имён Аллаха) и Его тайны, в которые не проник кто-то помимо него. Тогда “халильˮ будет означать того, кто знает Аллаха и Его дела и повеления. И нет в этом никакого уподобления Аллаха творениям. Разве вы не видите, что если бы он не стремился к Аллаху и не проник в Его тайны, то он не был бы назван Его другом (халиль)? А ведь сын какого-то человека всё равно остаётся его сыном, даже если он порывает все отношения с ним и отдаляется от него.

И если вы считаете, что называние Ибрахима “другом Аллахаˮ делает обязательным называние Иисуса “сыном Аллахаˮ, то тогда вы должны также называть Мусу “сыном Аллахаˮ, ведь его чудеса были не меньше чудес Иисуса. А в таком случае будет дозволено говорить для вас, что Муса — Его брат, отец, господин или дядя».

Тогда сказал другой христианин: «В Евангелии упомянуто, что Иисус сказал: “Я ухожу к моему и вашему отцуˮ».

Он сказал: «Если вы полагаетесь на это высказывание, то должны верить в то, что не только Иисус, но и все люди являются сыновьями Аллаха. А это опровергает ваше утверждение о том, что Аллах выделил его и сделал Себе сыном на основании того, чем не выделил и не почтил других. А потому, если он сказал: “Я ухожу к моему и вашему отцуˮ, то он имел в виду нечто другое, нежели вы, но вы не поняли этого. Быть может, он имел в виду, что уходит к Адаму или Нуху, и что Аллах вознесёт его к ним и соединит с ними, ведь Адам — отец его и вас, как и Нух. И он, поистине, не имел в виду ничего, кроме этого».

Тогда замолчали христиане и сказали: «До сих пор мы не видели того, кто мог бы так спорить с нами. Мы должны подумать над твоими словами».

(«Тафсир Имама Аскари», С. 533).

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.