Аяты 27-31

وَاتْلُ عَلَيْهِمْ نَبَأَ ابْنَيْ آدَمَ بِالْحَقِّ إِذْ قَرَّبَا قُرْبَاناً فَتُقُبِّلَ مِن أَحَدِهِمَا وَلَمْ يُتَقَبَّلْ مِنَ الآخَرِ قَالَ لَأَقْتُلَنَّكَ قَالَ إِنَّمَا يَتَقَبَّلُ اللّهُ مِنَ الْمُتَّقِينَ .27

لَئِن بَسَطتَ إِلَيَّ يَدَكَ لِتَقْتُلَنِي مَا أَنَاْ بِبَاسِطٍ يَدِيَ إِلَيْكَ لَأَقْتُلَكَ إِنِّي أَخَافُ اللّهَ رَبَّ الْعَالَمِينَ .28

إِنِّي أُرِيدُ أَن تَبُوءَ بِإِثْمِي وَإِثْمِكَ فَتَكُونَ مِنْ أَصْحَابِ النَّارِ وَذَلِكَ جَزَاء الظَّالِمِينَ .29

فَطَوَّعَتْ لَهُ نَفْسُهُ قَتْلَ أَخِيهِ فَقَتَلَهُ فَأَصْبَحَ مِنَ الْخَاسِرِينَ .30

فَبَعَثَ اللّهُ غُرَاباً يَبْحَثُ فِي الأَرْضِ لِيُرِيَهُ كَيْفَ يُوَارِي سَوْءةَ أَخِيهِ قَالَ يَا وَيْلَتَا أَعَجَزْتُ أَنْ أَكُونَ مِثْلَ هَـذَا الْغُرَابِ فَأُوَارِيَ سَوْءةَ أَخِي فَأَصْبَحَ مِنَ النَّادِمِينَ .31

27. И прочитай им весть о двух сыновьях Адама с истиной. Вот они оба принесли жертву; и была принята она от одного и не принята от другого. Он сказал: «Я непременно убью тебя!» Тот сказал: «Ведь Аллах принимает лишь от богобоязненных.

28. Если ты протянешь ко мне свою руку, чтобы убить меня, Я не протяну руки к тебе, чтобы убить тебя. Я ведь боюсь Аллаха, Господа миров.

29. Я хочу, чтобы ты взял на себя грех против меня и свой грех и оказался среди обитателей Огня. Это — воздаяние неправедным».

30. И душа его представила ему лёгким убийство брата, и он убил его и оказался среди потерпевших убыток.

31. И послал Аллах ворона, который разрывал землю, чтобы показать ему, как скрывать тело его брата. Он сказал: «Горе мне! Разве я не в состоянии быть подобным этому ворону и скрыть тело моего брата?» И оказался он в числе сожалеющих.

 

1. Шейх Кулейни привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

Аллах взял с Адама договор, что он не будет приближаться к тому дереву. Когда же наступило время, которое было в знании Аллаха, что он съест от него, он (Адам) забыл и съел от него. И таково слово Аллаха: «Мы прежде уже заключили завет с Адамом, но он забыл, и не нашли Мы в нем стойкости» (20: 115). После того как Адам съел от дерева, он спустился на землю, и у него родились Хабиль и его сестра, которые были двойней. А затем у него родились Кабиль и его сестра, которые были двойней.

Затем Адам велел Хабилю и Кабилю принести жертву. Хабиль же был обладателем овец, а Кабиль возделывал поля. И вот, Хабиль принёс в жертву своего лучшего барана, а Кабиль принёс в жертву незрелые посевы. Жертва Хабиля была принята, а жертва Кабиля отвергнута. И таково слово Аллаха: «И прочитай им весть о двух сыновьях Адама с истиной. Вот они оба принесли жертву; и была принята она от одного и не принята от другого». Жертву пожирал огонь, и Кабиль возвёл вокруг огня строение, и он был первым, кто построил капище для огня. Он сказал: «Я буду поклоняться этому огню, пока моя жертва не будет принята».

После этого Иблис — проклятие Аллаха над ним! — пришёл к нему, — а ведь он течёт в потомках Адама, как кровь течёт в жилах, — и сказал: «О Кабиль! Жертва Хабиля принята, а твоя не принята. Если ты оставишь его, то у него будет потомство, которое станет гордиться и превозноситься над твоим потомством, говоря: “Мы — потомки того, чья жертва была принятаˮ. Убей же его, дабы не было у него потомства!»

И он убил его. Когда Кабиль вернулся к Адаму, тот сказал: «О Кабиль! Где Хабиль?» Он ответил: «Ищи его там, где мы приносили жертву». Адам пошёл туда и нашёл Хабиля убитым. И он сказал: «Проклятие над тобой, о земля, за то что ты приняла кровь Хабиля!» И он плакал по Хабилю сорок ночей.

(«Кафи», том 8, С. 113).

 

2. Ахмад ибн Мухаммад ибн Халид Барки привёл от Умара ибн Ханзаля:

Я сказал Имаму Садыку (А): «Один аят Корана вызывает у меня сомнения».

Он сказал: «Какой это аят?»

Я сказал: «Ведь Аллах принимает лишь от богобоязненных».

Он сказал: «Что же касается тебе сомнительным?»

Я сказал: «Тот, кто молится, постится и поклоняется Аллаху — будет ли принято от него?»

Он сказал: «Аллах принимает от богобоязненных и знающих».

(«Махасин», С. 168).

 

3. Али ибн Ибрахим привёл, что Имам Саджад (А) сказал:

Когда сыновья Адама принесли жертву, один из них пожертвовал самого жирного из своих баранов, а второй — шелуху от посевов. Жертва того, кто пожертвовал барана, — а это был Хабиль, — была принята, а жертва второго — и это был Кабиль — отвергнута. Тогда Кабиль пришёл в гнев и сказал Хабилю: «Я непременно убью тебя!» Хабиль сказал ему: «“Ведь Аллах принимает лишь от богобоязненных. Если ты протянешь ко мне свою руку, чтобы убить меня, Я не протяну руки к тебе, чтобы убить тебя. Я ведь боюсь Аллаха, Господа миров. Я хочу, чтобы ты взял на себя грех против меня и свой грех и оказался среди обитателей Огня. Это — воздаяние неправеднымˮ. И душа его представила ему лёгким убийство брата». Однако он не знал, как убить его, и тогда пришёл к нему Иблис и научил его, сказав: «Положи его голову между двух камней, а потом сильно ударь по ней камнями».

Когда он убил его, не знал, что делать с его телом. Тогда появились два ворона, которые стали сражаться друг с другом, так что один убил другого. Тот, который остался жив, стал копать своими когтями землю и там похоронил другого ворона. Кабиль сказал: «“Горе мне! Разве я не в состоянии быть подобным этому ворону и скрыть тело моего брата?ˮ И оказался он в числе сожалеющих». Он вырыл для него яму и похоронил его в ней. И это стало обычаем для похорон мёртвых.

Когда Кабиль вернулся к своему отцу, тот не увидел рядом с ним Хабиля. Адам сказал ему: «Где ты оставил моего сына?» Кабиль сказал: «Разве ты сделал меня сторожем над ним?» Адам сказал: «Проводи меня к месту, где вы приносили жертву!» Сердце Адама затрепетало от того, что сделал Кабиль. Когда же они достигли до места жертвоприношения, стало ясно, что он убил своего брата. И Адам проклял землю, которая приняла в себя кровь Хабиля, и было велено ему проклинать Кабиля. И был к Кабилю призыв с небес: «Ты стал несчастным, убив своего брата!» Поэтому землю не пьёт кровь.

Адам ушёл и плакал по Кабилю сорок дней и ночей. Когда же он уже не мог терпеть (испытал джаза‘), он пожаловался своему Господу, и Аллах внушил ему в откровении: «Я дарую тебе сына, который будет твоим преемником вместо Хабиля». После этого Хава родила чистого и благословенного мальчика. На седьмой же день Аллах внушил Адаму в откровении: «О Адам! Этот мальчик — мой дар (хибат) тебе, а потому назови его Хибатуллах (Дар Аллаха)». И Адам назвал его так.

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 173).

 

4. Шейх Садук привёл от Имама Хусейна (А):

Имам Али (А) был в мечети Куфы, и к нему подошёл человек из числа людей Шама и стал задавать ему вопросы. В числе того, что он спросил, было:

— Сколько лет жил Адам?

— Девятьсот тридцать лет.

— Кто первым сочинил стихи?

— Первым, кто сочинил стихи, был Адам. Когда он был ниспослан на землю и увидел её почву и воздух, и Каин убил Авеля, он сказал:

«Изменился мир и те, кто в нём обитают,

Лицо земли грязно и пыльно,

Всё стало другим – вкус и цвет,

И то, что горько, не приносит радости!

На протяжении всей жизни я вижу печаль,

И стану ли когда-либо ею доволен?

Как же не плакать мне и не проливать слёзы,

Если Авеля объяла могила?

Убил Каин своего брата:

О горе! Как невыносима утрата!»

И Иблис ответил ему, да проклянёт его Аллах:

«Беги от этой земли и всех её обитателей,

После того как по причине меня ты был изгнан из райского сада!

Там в мире ты и жена твоя обитали,

Не зная от ближнего мира страданий.

Но ты не убежал там от хитростей моих и коварства,

Так что утратил дивный тот сад.

Господь заменил для тебя вкус фруктов райских

Кустами и горечью трав земных,

И если б не милость Его, для тебя бы остался

От вечных садов лишь ветер в ладонях твоих».

Другой человек спросил его:

— Что скажешь ты о мнении, что среда является днём бедствия? И какая это среда?

— Это так, и это – последняя среда каждого лунного месяца. В эту среду Каин убил своего брата Авеля, в эту среду Ибрахим (А) был брошен в огонь, в эту среду Аллах потопил Фараона, в эту среду Аллах опрокинул город Лута (А), в эту среду Аллах наслал ветер на адитов, в эту среду Аллах погубил Нимруда через комара, в эту среду Фараон решил убить Мусу (А), в эту среду упали крыши на их головы (на головы некоего народа прошлого), в эту среду Фараон распорядился убивать младенцев (народа Исраиля), в эту среду был разрушен Бейт Макдис (Иерусалим), в эту среду был сожжён Храм Сулеймана ибн Давуда (Иерусалимский Храм), в эту среду был убит Йахья сын Закарийи, в эту среду народ Фараона поразило первое наказание, в эту среду Аллах разверз землю под Каруном, в эту среду Айюб (А) был испытан потерей семьи, детей и имущества, в эту среду Йусуф (А) был посажен в тюрьму, в эту среду Аллах сказал: «Посмотри же, каков был конец их хитрости! Мы погубили их и их народ – всех» (27: 51), в эту среду их поразил вопль, в эту среду самудяне подрезали поджилки верблюдицы, в эту среду на них полился небесный дождь из камней, в эту среду Посланник Аллаха (С) получил ранение в голову, и был сломан его зуб, в эту среду амаликиты отняли ковчег (священный ящик Мусы и Харуна) у народа Исраиля.

(«Илалу шараи», С. 274).

 

5. Айаши привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

Когда сыновья Адама принесли жертву, и она была принята от Хабиля и не была принята от Кабиля, в сердце его вошла сильная зависть, и он поднялся против своего брата. Он не переставал следить за ним, ожидая, пока он окажется один. Когда тот оказался далеко от Адама, он напал на него и убил. И Аллах в Своей Книге рассказал об их истории и том разговоре, который был между ними, прежде чем он убил его.

Когда Адам узнал об убийстве Хабиля, опечалился сильной печалью и пожаловался Аллаху. И Аллах внушил ему в откровении: «Я дарую тебе сына, который будет твоим преемником вместо Хабиля». И Хава родила чистого и благословенного мальчика, и когда наступил седьмой день, Адам назвал его Шейсом. Но Аллах внушил ему в откровении: «Этот мальчик — мой дар (хибат) тебе, а потому назови его Хибатуллах (Дар Аллаха)». И он назвал его так.

Когда же дни Адама подошли к концу, Аллах внушил ему в откровении: «О Адам! Я упокою тебя и вознесу твой дух ко Мне в такой-то день. Передай же своё наследие лучшему из твоих сыновей, который есть Мой дар тебе. Передай ему то, чему Мы обучили тебя из имён, и величайшего имени, и положи это в ковчег (сундук). Ибо Я желаю, чтобы земля никогда не оставалась без знающего, ведающего Моё знание, судящего по Моему решению, который будет Моим доводом над Моим творением».

Тогда Адам собрал возле себя всех своих детей, мужчин и женщин, и сказал: «О дети мои! Аллах сказал мне, что вознесёт к Себе мой дух и велел мне передать наследство лучшему из моих детей, и это — Хибатуллах. Аллах избрал его для меня и для вас после меня. Слушайтесь его и подчиняйтесь ему, ибо он — мой преемник и халиф для вас».

И все они сказали: «Мы будет слушаться его и подчиняться ему».

Тогда он велел принести ковчег (сундук) и положил в него своё знание имён и своё завещание, а затем вручил его Хибатуллаху и сказал: «Когда я умру, омой моё тело и положи меня в саван. Затем прочитай надо мной намаз и положи в могилу. Когда же после моей смерти пройдёт сорок дней, извлеки мои кости из могилы и положи их в ковчег (сундук) и сохрани его. Пусть никто, кроме тебя, не хранит его. Когда же наступит твоя смерть, поручи его лучшему из своих сыновей, и передай ему то, что я передал тебе, и не оставляй землю без знающего из числа нас, людей дома.

О мой сын! Поистине, Аллах низвёл меня на землю и сделал меня халифом на ней и Своим доводом над творениями. Я передаю моё наследие тебе по воле Аллаха и делаю тебя доводом Аллаха над Его творением после меня. Не умирай же, не оставив преемника и довода после себя! Передай ему этот ковчег (сундук) и то, что хранится в нём, как я передал его тебе. И передай своему наследнику, что после него на земле будет человек из его потомства по имени Нух. Во время его пророчества землю постигнет буря и потоп. Кто взойдёт на его корабль — спасётся, а кто не взойдёт — погибнет. Вели же своему преемнику, чтобы он при своей смерти вручил этот ковчег своему преемнику и лучшему из своих сыновей, и чтобы каждый из преемников клал своё завещание в этот ковчег, и чтобы те, кто застанут Нуха, взошли на корабль вместе с ним, и чтобы он взял этот ковчег с собой.

О Хибатуллах и о вы, мои дети! Остерегайтесь проклятого Кабиля и его потомков, ибо вы видели, что он сделал с вашим братом Хабилем! Не общайтесь с его потомками и не женитесь на них. Поселись ты, о Хибатуллах, и твои братья и сёстры на вершине горы и оставьте проклятого Кабиля и его сыновей внизу горы и отделитесь от них!»

Когда же наступил день, о котором Аллах известил Адама, он приготовился к смерти, и к нему пришёл ангел смерти. Адам сказал: «О ангел смерти! Позволь мне сначала принести свидетельство и воздать хвалу моему Господу!» А потом он сказал: «Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, Единого, без сотоварищей, и что я — Его раб и халиф на Его земле. Он предписал мне благо и создал меня Своей дланью, и не создал, кроме меня, другое творение Своей дланью. Он вдохнул в меня от Своего духа, сделал прекрасным мой вид и не сотворил прежде меня творения такого же, как я. Затем Он велел ангелам поклониться мне и обучил меня всем именам, и не обучил ангелов этим именам. После этого Он поселил меня в Своём Раю, и не сделал его местом пребывания, но создал меня, чтобы поселить меня на земле, и такой была Его воля и предопределение. Он предопределил всё это прежде чем сотворил меня, и я стал таким, как Он предписал и предопределил. Затем Он запретил мне есть от дерева, но я ослушался Его и съел от него, и Он простил мне мою ошибку и проступок. Хвала же Ему за все Его блага, которыми Он одарил меня — такая хвала, которая сделает полным Его довольство мною!»

После этого ангел смерти забрал его дух. И спустился Джабраил с саваном и ханутом Адама, и с ним — семьдесят тысяч ангелов, спустившихся, чтобы присутствовать при похоронах Адама. Хибатуллах омыл его тело, а Джабраил положил его в саван и помазал ханутом и сказал: «О Хибатуллах! Выйди и прочитай намаз над твои отцом!» Джабраил встал справа от Хибатуллаха, а ангелы — сзади от него, и он прочитал над Адамом двадцать пять такбиров. Джабраил и ангелы вырыли для него могилу и положили его в неё. После этого Джабраил сказал: «О Хибатуллах! Так поступайте после этого со своими мёртвыми! И мир вам, и милость Аллаха, и благословение, о люди дома!»

После этого Хибатуллах стал его преемником среди его детей, подчиняясь Аллаху и тому, что завещал ему его отец. Он отделился от потомков проклятого Кабиля. Когда же к нему пришла смерть, он оставил своим преемником своего сына Кинана и вручил ему ковчег (сундук) и то, что было в нём, и кости Адама, и завещание Адама, и сказал ему: «Если застанешь Нуха, то следуй за ним и возьми ковчег с собой на его корабль».

Кинан стал его преемником среди его потомков, подчиняясь Аллаху и тому, что завещал ему его отец. Когда к нему пришла смерть, он сделал своим преемником Михлаиля, и вручил ему ковчег и наследие.

Когда к Михлаилю пришла смерть, он сделал своим преемником своего сына Барада (или Буруда, или Бурда) и вручил ему ковчег и то, что было в нём, и всё остальное наследие.

Когда к Бараду пришла смерть, он сделал своим преемником своего сына Ахнуха, то есть Идриса.

Когда смерть пришла к Ахнуху, Аллах велел ему сделать своим преемником своего сына Харкаиля.

Когда же смерть пришла к Харкаилю, он сделал своим преемником своего сына Нуха и передал ему ковчег и всё, что досталось ему в наследство.

Этот ковчег (сундук) оставался у Нуха, и он забрал его с собой на корабль, а когда к нему пришла смерть, он сделал своим преемником своего сына Сама.

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 335).

 

6. От Абу Хамзы Сумали, что Имам Бакир (А) сказал:

Аллах взял с Адама завет, что он не будет приближаться к древу. Когда же подошло время, которое было в знании Аллаха, он забыл и съел от него. И таково слово Аллаха, велик Он и свят: «Мы прежде уже заключили завет с Адамом, но он забыл, и не нашли Мы в нем стойкости» (20: 115).

Когда же он съел от древа, сошёл на землю, и у него родились Хабиль и его сестра-близнец и Кабиль и его сестра-близнец. Затем Аллах велел Хабилю и Кабилю принести жертву, и был Хабиль пастухом, а Кабиль земледельцем. Хабиль принёс в жертву барана, а Кабиль — то из своих посевов, что было непригодно для пищи. Тогда как баран Хабиля был лучшим его бараном. И так жертва Хабиля была принята, а жертва Кабиля отвергнута, как сказал Аллах: «И прочитай им весть о двух сыновьях Адама с истиной. Вот они оба принесли жертву; и была принята она от одного и не принята от другого. Он сказал: “Я непременно убью тебя!ˮ».

Когда жертва принималась, её пожирал огонь. После этого Кабиль возвёл над огнём строение, и так он стал первым, кто возводит строения (капища) над огнём. И он сказал: «Я буду поклоняться огню, пока он не примет мою жертву».

Затем враг Аллаха Иблис сказал ему: «Жертва Хабиля принята, а твоя нет. Если ты оставишь его, то у него будет потомство, которое станет гордится и превозноситься над твоим потомством».

И он убил Хабиля. Когда же он вернулся к Адаму, тот спросил у него: «О Кабиль, где Хабиль?» Он сказал: «Не знаю. Разве ты сделал меня сторожем для него?»

Адам стал искать Хабиля и нашёл убитым. И сказал: «Да будет проклята земля, которая приняла в себя кровь Хабиля!» И он плакал по нему сорок ночей.

Потом он попросил Аллаха, чтобы Он даровал ему сына. Когда тот родился, он назвал его Хибатуллах («дар Аллаха»), потому что Аллах даровал его ему. И Адам полюбил его сильной любовью. Когда же закончилось пророчество Адама, и подошли к концу его дни, Аллах внушил ему в откровении: «О Адам! Передай свои знания, веру, величайшее имя и наследие пророчества своему потомству от твоего сына Хибатуллаха до Судного Дня, ибо Я не прерву их в твоем потомстве до Судного Дня и не оставлю землю без знающего, через которого познавали бы религию и познавали бы подчинение Мне. Пусть он будет спасением для тех, кто родится между тобой и Нухом».

А потом сказал: «Аллах отправит пророка, имя которого будет Нух. Он станет призывать к Аллаху, и они отвергнут его и обвинят во лжи, и Аллах убьёт их потопом».

Между Адамом и Нухом было десять отцов (поколений), и все они — пророки Аллаха. И Адам завещал Хибатуллаху, чтобы он велел тем, кто застанет Нуха, уверовать в него и следовать за ним, ибо такие спасутся от потопа.

Когда Хибатуллах похоронил Адама, к нему пришёл Кабиль и сказал: «Я видел, как мой отец Адам наделил тебя знанием, которым не наделил меня. С этим знанием Хабиль воззвал к Господу, и его жертва была принята. Я убил его, чтобы у него не было потомства, которое гордилось бы над моим потомством. Если ты проявишь то знание, которое дал тебе наш отец, я убью и тебя тоже!»

Тогда Хибатуллах и его потомство стали скрывать знания и веру, что были у них, а также величайшее имя и наследие пророчества, пока не был отправлен Нух (А). Увидев, что Адам предсказывал его выход, некоторые люди уверовали в Нуха. Адам же велел Хибатуллаху обновлять этот завет в начале каждого года и сделать это праздником. И так было в завещании каждого пророка, пока Аллах не отправил Мухаммада (С).

Они узнали Нуха (А) в соответствии с тем знанием, что было у них. И были между Адамом и Нухом пророки, которые скрывали свое пророчество, и те, которые открыто говорили о нем. А потому в Коране не упомянуты (многие) пророки и не названы (по имени), как названы те, кто открывал своё пророчество. И таково слово Аллаха: «И (Мы отправили) посланников, о которых рассказывали тебе раньше, и посланников, о которых Мы не рассказывали тебе» (4: 164), — то есть тех, кого Мы не назвали, подобно тому как назвали тех, кто открывал своё пророчество.

Нух (А) провёл среди своего народа тысячу лет без пятидесяти, и не было другого пророка, кроме него. Однако люди отвергали всех пророков, которые были между ним и Адамом.

Когда же пророчество Нуха (А) закончилось, и его дни подошли к концу, Аллах внушил ему в откровении: «О Нух! Передай свои знания, веру, величайшее имя и наследие пророчества своему потомству от твоего сына Сама. Ибо Я не прерву их в твоем потомстве до Судного Дня и не оставлю землю без знающего, через которого познавали бы религию и познавали бы подчинение Мне. Пусть он будет спасением для тех, кто родится между тобой и Худом».

И были между Нухом и Худом пророки явные и скрытые. Нух сказал: «Аллах отправит пророка по имени Худ. Он будет призывать свой народ к Аллаху, и они обвинят его во лжи, и Аллах уничтожит их через ветер. Кто из вас застанет его — пусть уверует в него и следует за ним, ибо Аллах спасёт таких от наказания ветра».

И Нух велел своему сыну Саму обновлять этот завет в начале каждого года и сделать этот день праздником, в котором отмечался бы будущий приход пророка Худа.

Когда пришёл Худ, они посмотрели на то наследие пророчества, которое было у них, и поняли, что он — пророк и что о нём возвещал их отец Нух, и уверовали в него, последовали за ним и спаслись от наказания ветра. И таково слово Аллаха: «И к адитам — брата их Худа» (7: 65), и Его слово: «Адиты сочли лжецами посланников. Вот сказал им брат их Худ: “Разве вы не побоитесь Бога?ˮ» (26: 123-124), и Его слово: «И завещал это Ибрахим своим сынам и Йакуб» (2: 132), и Его слово: «И даровали Мы ему Исхака и Йакуба; всех Мы вели прямым путем. И Нуха вели раньше» (6: 84), чтобы установить это в его семействе (ахль уль-бейт).

И уверовало потомство тех пророков, что были до Ибрахима (А), в Ибрахима (А), и между Худом и Ибрахимом было десять пророков. И таково слово Аллаха: «И народ Лута от вас не далеко» (11: 89), и Его слово: «И уверовал пред ним Лут и сказал: “Я выселяюсь к своему Господуˮ» (29: 26). И между каждым пророком и пророком было десять отцов (поколений), девять отцов и восемь отцов, и все они — пророки. И с каждым пророком произошло то же, что с Нухом, Адамом, Худом, Салихом, Шуэйбом и Ибрахимом, пока не пришел срок Йусуфа ибн Йакуба ибн Исхака ибн Ибрахима. Потом пророчество перешло к коленам из его братьев, пока не достигло до Мусы ибн Имрана (А), и было между Йусуфом и Мусой десять пророков.

И отправил Аллах Мусу и Харуна к Фараону, Хаману и Каруну, а после него посылал пророков одного за другим: «Потом посылали Мы Наших посланников одного за другим. Всякий раз, как приходил к народу его посланник, они объявляли его лжецом, и Мы отправляли одних вслед за другими и сделали их повестями» (23: 44).

И бывало так, что сыны Исраиля убивали в один день трёх или четырёх пророков. Однажды они убили семьдесят пророков за один день, а потом пошли на рынки, продавая там и покупая, как будто ничего не случилось.

Когда была ниспослана Тора, в ней сообщалось о Мухаммаде (С). Между Йусуфом и Мусой было десять пророков, а преемником Мусы был Йуша ибн Нун, и был он молодым человеком.

И пророки не переставали сообщать о Мухаммаде (С), и таково слово Аллаха: «они найдут его» — то есть иудеи и христиане — «записанным» — то есть имя Мухаммада (С) и его качества -  «у них в Торе и Евангелии» (7: 157). И таково Его слово, передающее слова Исы ибн Марьям (А): «И благовествующий о посланнике, который придет после меня, имя которому Ахмад» (61: 6).

Так Муса (А) и Иса (А) возвещали о Мухаммаде (С). Когда же его пророчество закончилось, и его дни подошли к концу, Аллах внушил ему в откровении: «О Мухаммад! Передай свои знания, веру, величайшее имя и наследие пророчества Али ибн Аби Талибу, ибо Я не прерву их в твоем потомстве до Судного Дня и не оставлю землю без знающего, через которого познавали бы религию и познавали бы подчинение Мне, как они не были прерваны в домах (семействах) пророков, которые были между тобой и Адамом». И таково слово Аллаха: «Поистине, Аллах избрал Адама и Нуха и род Ибрахима и род Имрана пред мирами, как потомство одних от других. Поистине, Аллах — Слышащий, Знающий» (33: 34).

Аллах, велик Он и свят, не сделал знание невежеством, и не было его повеление к приближённому ангелу или пророку отправленному, но Он отправил посланника из Своих ангелов к Своему пророку, и он сказал ему то-то и то-то, и Он повелел ему то, что пожелал, и отвратил от того, чего не желал. И Он рассказал ему о том, что было прежде него и будет после. Он обучил этому знанию пророков и избранных, которые были отцами и братьями (друг другу) и потомками один от другого. И таково Его слово: «Мы даровали роду Ибрахима писание и мудрость и даровали им великую власть» (4: 54). Что же касается «писания», то это — пророчество, а что касается мудрости, то это — мудрецы из пророков и избранных. И все они — потомки один от другого. Среди них Аллах установил пророчество и сохранение завета до конца этого мира. Они — знающие, повелители дел, обладатели выведения знания и прямого пути.

Тот, кто поступает по их повелениям, будет спасен, а тот, кто поставит вилаят Аллаха и знания не среди избранных из домов пророков — тот противоречит повелению Аллаха и сделал невежд повелителями дел, и мнит, что они обладают знаниями от Аллаха. Они солгали на Аллаха и отступили от завета Аллаха и подчинения Ему. Они убрали милость Аллаха из того места, где Он её установил. Они сбились с пути и сбили других. В Судный День для них не будет довода. Поистине, довод — среди рода Ибрахима, как сказал Аллах: «Мы даровали роду Ибрахима писание и мудрость и даровали им великую власть» (4: 54).

Довод пророков и людей из домов пророков будет до Судного Дня, ибо Книга Аллаха говорит об этом, и завет Аллаха состоит в этом среди потомков тех домов, которые вознёс Аллах над людьми, как сказал Он: «В домах, в которых Аллах дозволил, чтобы там возвышалось и поминалось Его имя» (24: 36). И это — дома пророков, посланников и имамов прямого пути.

Таково разъяснение опоры веры, через которое спасся тот, кто спасся из тех, кто был прежде вас. Через это спасены те, кто следует Имамам. Аллах сказал в Своей Книге: «И Нуха вели раньше, а из его потомства — Давуда, Сулеймана, и Айюба, и Йусуфа, и Мусу, и Харуна. Так воздаем Мы делающим добро! И Закарию, и Йахью, и Ису, и Ильяса, — они все из праведных. И Исмаила, и ал-Йаса, и Йунуса, и Лута — всех Мы превознесли над мирами. И из отцов их, и потомков их, и братьев их, — Мы избрали их и вели их по прямому пути. Это — путь Аллаха, которым Он ведет, кого желает, из Своих рабов. А если бы они придали Ему сотоварищей, то тщетным для них оказалось бы то, что они делали! Это — те, кому Мы даровали книгу, и мудрость, и пророчество; если не уверуют в них эти, то Мы поручили это людям, которые в это будут веровать. Это — те, которых вел Аллах, и их прямому пути следуй! Скажи: “Я не прошу у вас за это платы. Это — только напоминание для мировˮ» (6: 84-90).

И если другие отвергают их, их семейство из отцов и братьев и потомство остаётся твердым в вере в них. И таково слово Аллаха: «Это — те, кому Мы даровали книгу, мудрость и пророчество; если не уверуют в них эти, то Мы поручили это людям, которые в это будут веровать» (6: 89). Они не утратят веру, с которой Я послал тебя. Я сделал людей твоего Дома (Ахль уль-Бейт) знаменем над твоей уммой, повелителями дел после тебя и носителями знания, и нет в них ни лжи, ни грехов, ни гордыни, ни лицемерия.

Таково разъяснение того, что велел Аллах этой умме после её Пророка (С). Поистине, Аллах очистил Ахль уль-Бейт Своего Пророка (С), установил награду за любовь к ним, дал им вилаят, сделал их преемниками, возлюбленными и Имамами после него среди его уммы. Задумайтесь же, о люди, где Аллах установил вилаят, подчинение, любовь, знание и довод! Ухватитесь же за это — и спасётесь! И будет для вас в этом довод в Судный День и успех. Ибо они — связь между вами и вашим Господом, и вы не достигнете любви Аллаха, кроме как через них. Тот, кто поступит так — на Аллахе будет то, чтобы Он наделил его и не подвергал его наказанию. Тот же, кто придёт к Аллаху не с тем, к чему Он повелел — на Аллахе будет то, чтобы Он унизил его и подверг наказанию.

Пророки отправлялись как ко всем людям, так и к некоторым из них. Нух же был послан ко всем обитателям земли со всеобщим пророчеством и посланничеством. Что касается Худа, то он был отправлен только к народу адитов. Салих же был отправил к самудянам, которые жили в маленьком городе на берегу моря, состоявшем не более через из сорока домов. Шуэйб был отправлен к Мадьяну, который тоже был маленьким городом. Пророчество Ибрахима (А) первоначально было обращено к Куса-рабба (Косария, область в Ираке). Затем он вышёл оттуда, хотя и не из-за войны или убийства. И таково слово Аллаха: «И сказал он: “Я иду к Господу моему, Он выведет меня на прямой путьˮ» (37: 99). И была хиджра Ибрахима без сражения.

Что касается Исхака, то его пророчество было после Ибрахима. Пророчество же Йакуба началось на земле Канаана (Палестине), а потом он отправился в Египет и умер там, и тело его было перенесено в Канаан и похоронено там. Пророчество Йусуфа началось в Египте, а потом Аллах отправил двенадцать колен. Затем Муса и Харун были посланы к Фараону и его знати, то есть в Египет. После Мусы Аллах отправил к потомкам Исраиля Йушу ибн Нуна, и его пророчество началось в пустыне, в которой скитались потомки Исраиля.

После этого было также множество пророков — те, о которых Аллах рассказал Мухаммаду (С), и те, о которых Он ему не сообщил. Затем Аллах отправил Ису (А) только к потомкам Исраиля, и его пророчество было в Иерусалиме, а после него остались двенадцать апостолов. И вера не переставала скрываться в оставшихся её носителях после того, как Аллах вознёс Ису (А).

Затем Аллах отправил Мухаммада (С) ко всем людям и джиннам, и было его пророчество всеобщим, и он был печатью пророков. А после него установлены двенадцать преемников.

У каждого пророка, отправленного к потомкам Исраиля, был преемник, который осуществлял его сунну. И те преемники, который установлены после Пророка (С), подобны преемникам Исы, а повелитель верующих (А) подобен Масиху.

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 338).

 

7. Он также привёл от Сулеймана ибн Халида:

Я сказал Имаму Садыку (А): «Вот люди говорят, что Кабиль убил Хабиля из-за того, что они поссорились из-за своих сестёр (то есть женитьбы на них)».

Он сказал: «О Сулейман! Ты передаёшь это от них?! Разве ты не стыдишься передавать такие слова о пророке Аллаха Адаме?»

Я сказал: «Да буду я твоей жертвой! Почему же Кабиль убил Хабиля?»

Он сказал: «Из-за преемства (вопроса о том, кто будет преемником Адама)». А потом сказал: «Аллах велел Адаму передать преемство и величайшее имя Аллаха Хабилю, хотя Кабиль был старше по возрасту. Узнав об этом, Кабиль пришёл в гнев и сказал: “Я более достоин почтения и преемства!ˮ

Тогда Адам по откровению от Аллаха велел им обоим принести жертву. Они сделали это, и Аллах принял жертву Хабиля. Кабиль стал завидовать ему и убил его».

Я сказал: «Да буду я твоей жертвой! Как же размножились сыновья Адама, если не было женщины, кроме Хавы, и мужчины, кроме Адама?»

Он сказал: «Аллах даровал Адаму и Хаве Кабиля, а после него родился Хабиль. Когда же Кабиль вошёл в возраст мужчины, Аллах проявил для него джинью (женщину-джинна) и велел Адаму женить на ней Кабиля. Адам сделал это, и Кабиль был доволен этим. Когда Хабиль вошёл в возраст мужчины, Аллах проявил для него гурию и велел Адаму женить его на ней. Адам сделал это. Когда Хабиль был убит, гурия была беременна. Она родила мальчика, и Адам назвал его Хибатуллах. Аллах внушил ему в откровении, чтобы он передал ему преемство и величайшее имя.

Хава также родила мальчика, и Адам назвал его Шейсом. Когда он вошёл в возраст мужчины, Аллах низвёл для него гурию и велел Адаму женить Шейса на ней. Он сделал это, и она родила ему девочку, которую Адам назвал Хура. Когда она повзрослела, Адам отдал её в жёны Хибатуллаху, сыну Хабиля. Потомство Адама происходит от них».

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 341).

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.