Аят 83
وَإِذَا جَاءهُمْ أَمْرٌ مِّنَ الأَمْنِ أَوِ الْخَوْفِ أَذَاعُواْ بِهِ وَلَوْ رَدُّوهُ إِلَى الرَّسُولِ وَإِلَى أُوْلِي الأَمْرِ مِنْهُمْ لَعَلِمَهُ الَّذِينَ يَسْتَنبِطُونَهُ مِنْهُمْ وَلَوْلاَ فَضْلُ اللّهِ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَتُهُ لاَتَّبَعْتُمُ الشَّيْطَانَ إِلاَّ قَلِيلاً .83
83. А когда к ним придёт какое-нибудь дело, безопасное или опасное, они разглашают об этом. А если бы они вернули его к посланнику и повелителям дел среди них, тогда узнали бы его те, которые стараются проникнуть внутрь его. И если бы не щедрость Аллаха к вам и не Его милость, то вы бы последовали за сатаной, кроме немногих.
1. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал:
Аллах в этом аяте порицает тех, кто разглашает секреты: «А когда к ним придёт какое-нибудь дело, безопасное или опасное, они разглашают об этом». Остерегайтесь же разглашения!
(«Кафи», том 2, С. 274).
2. Али ибн Ибрахим привёл:
«А если бы они вернули его к посланнику и повелителям дел среди них» — то есть повелителю верующих Али ибн Аби Талибу (А).
(«Тафсир Кумми», том 1, С. 153).
3. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал:
Аллах сказал: «Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику и повелителям дел среди вас» (4: 59), и сказал: «А если бы они вернули его к посланнику и повелителям дел среди них, тогда узнали бы его те, которые стараются проникнуть внутрь его». Тем самым Он вернул дела людей обладателям дел среди них, повиноваться которым и возвращать дела которым Он велел.
(«Кафи», том 1, С. 234).
4. Айаши привёл, что Имам Бакир (А) сказал:
«А если бы они вернули его к посланнику и повелителям дел среди них» — это Имамы (А).
(«Тафсир Айаши», том 1, С. 286).
5. Он также привёл от Абдуллаха ибн Джундуба:
Имам Реза (А) написал мне: «Ты упомянул — да помилует тебя Аллах! — тех людей, о которых сказал, что они вчера были вам братьями, а теперь противоречат вам, враждуют с вами и отрекаются от вас, приписывая ложь моему отцу, да будет приветствие Аллаха и Его благословение над ним![1]»
И в конце письма он сказал: «Шайтан ввёл тех людей в заблуждение и скрыл от них дела их религии. Их ложь стала явной, и они объединились друг с другом, и возвели ложь на своего знающего (на Имама), и пожелали встать на прямой путь посредством самих себя. Они сказали: “Почему, кто и как?ˮ И пришла к ним гибель как раз через то, что они пытались избежать её, совершая предосторожность, и это — за то, что приготовили их руки, “и твой Господь — не угнетатель для рабовˮ (41: 46). Это дело не принадлежало им, но для них было обязательным при попадании в такое смятение и сомнение, вернуть то, что они не знали, к знающему и раскрывающему (то есть Имаму). Ибо Аллах сказал в твёрдых аятах Своей Книги: “А если бы они вернули его к посланнику и повелителям дел среди них, тогда узнали бы его те, которые стараются проникнуть внутрь егоˮ — имея в виду род Мухаммада (С), и они — те, которые проникают внутрь Корана и знают дозволенное и запрещённое, и они — доводы Аллаха над Его творением».
(«Тафсир Айаши», том 1, С. 286).
6. Шейх Муфид привёл, что Имам Садык (А) сказал:
Пример Али ибн Аби Талиба (А) и нас среди этой уммы — как пример пророка Мусы (А) и знающего (того, кто обучал Мусу), когда он встретил его и стал задавать ему вопросы. Аллах рассказал Своему Пророку (С) в Книге часть того, что было между ними. Аллах сказал Мусе (А): «О Муса! Я избрал тебя пред людьми для Моих посланий и Моего слова. Бери же то, что Я дам тебе, и будь благодарным!» (7: 144). А затем сказал: «И Мы написали для него на скрижалях из всякой вещи увещание и разъяснение для всякой вещи» (7: 145).
У знающего же было знание, которого не было у Мусы (А) в скрижалях. Муса (А) думал, что все вещи, в которых он нуждается для своего пророчества, и всякое знание записано для него в скрижалях, как полагают и те, которые считают, что они — знающие и факихи и что они познали все знания и фикх в религии, из того, в чём нуждается эта умма. Они научились этому от Посланника Аллаха (С) и запомнили это, однако они не знают всё знание Посланника Аллаха (С). Когда их спрашивают о чём-то из дозволенного, запрещённого или положений религии, относительно которых не пришло ничего от Посланника Аллаха (С), они стесняются не давать ответа, так что люди станут считать их незнающими, и им не нравится быть спрошенными, но не давать ответа (а потому они дают вымышленные от самих себя ответы). Тем самым люди принялись искать знания не там, где находится их источник, а потому стали использовать мнения (рай) и аналогии (кияс) в религии Аллаха, оставив хадисы, и принялись приближаться к Аллаху через нововведения, тогда как Посланник Аллаха (С) сказал: «Всякое нововведение — заблуждение».
А если бы они были спрошены о чём-то из религии Аллаха, не имея об этом хадиса от Посланника Аллаха (С), — и вернули это Аллаху, Посланнику и обладателям власти из них самих, то узнали бы это те, которые ищут знание у рода Мухаммада (С). То же, что препятствует им искать знания у нас — это их вражда с нами и зависть. Но нет, клянусь Аллахом, Муса (А) не завидовал знающему (А), тогда как он был пророком, и ему ниспосылалось откровение, когда он встретил его, но он стал искать у него знания и признал его знания. Он не завидовал ему, как эта умма после Посланника Аллаха (С) завидовала нашим знаниям и тому, что мы унаследовали от Посланника Аллаха (С). Они не стали стремиться к нашим знаниям, как Муса (А) стал стремиться к знаниям знающего (А), попросив у него разрешения сопровождать его, дабы обучиться его знаниям и руководствоваться ими. Когда же он спросил знающего (А) об этом, тот знал, что Муса (А) не сможет выдержать того, чтобы быть его спутником, и не сможет выдержать его знаний, и не вытерпит рядом с ним. Тогда он сказал ему: «Ты не в состоянии будешь со мной вытерпеть» (18: 67). Муса (А) спросил: «Почему я не смогу вытерпеть с тобой?» Знающий сказал: «Как ты вытерпишь то, о чем не имеешь знания?» (18: 68). Но Муса (А) сказал, подчиняясь ему: «Ты найдешь меня, если угодно Аллаху, терпеливым, и я не ослушаюсь ни одного твоего приказания» (18: 69). Но знающий знал, что Муса (А) не выдержит его знания.
Таково же, клянусь Аллахом, — о Исхак! — положение этих правителей, их факихов и их общин сегодня. Они, клянусь Аллахом, не могут вытерпеть нашего знания, и не принимают его, и не желают ухватиться за него, и не проявляют терпения, как не мог вытерпеть Муса (А) знания знающего, когда он стал его спутником и увидел то, что увидел, из его знания. Муса (А) считал это странным, но у Аллаха было в этом довольство, и это было истиной. Так же и невежды считают наше знание странным и не берут от него, тогда как возле Аллаха это истина.
(«Ихтисас», С. 258).
7. Айаши привёл, что Имам Садык (А) сказал:
«И если бы не щедрость Аллаха к вам и не Его милость»: щедрость Аллаха — Его Посланник, а Его милость — вилаят Имамов.
(«Тафсир Айаши», том 1, С. 287).
8. Он также привёл, что Имам Казым (А) сказал:
«И если бы не щедрость Аллаха к вам и не Его милость»: щедрость Аллаха — Его Посланник, а Его милость — повелитель верующих (А).
(«Тафсир Айаши», том 1, С. 287).
[1] Очевидно, имеется в виду секта вакифитов, которые не признали имамат Имама Резы (А) и объявили, что Имам Казым (А) не умер.
Добавить комментарий