Аят 87

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ لاَ تُحَرِّمُواْ طَيِّبَاتِ مَا أَحَلَّ اللّهُ لَكُمْ وَلاَ تَعْتَدُواْ إِنَّ اللّهَ لاَ يُحِبُّ الْمُعْتَدِينَ .87

87. О вы, которые уверовали! Не запрещайте блага, которые разрешил вам Аллах, и не преступайте. Поистине, Аллах не любит преступающих!

 

1. Али ибн Ибрахим привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Этот аят был ниспослан о повелителе верующих (А), Биляле и Усмане ибн Маз‘уне. Что касается повелителя верующих (А), то он поклялся, что никогда не будет спать ночью. Что касается Биляля, то он поклялся, что никогда не будет есть днём. Что касается Усмана ибн Маз‘уна, то он поклялся, что никогда не будет спать с женщинами. Его жена была красивой женщиной, и, придя к Айше, она рассказала о том, что он не сближается с ней, отрекаясь от этого ближнего мира.

Айша рассказала об этом Посланнику Аллаха (С). Он вышел и воззвал к коллективному намазу, а когда люди собрались, поднялся на минбар, воздал хвалу Аллаху и сказал: «Почему вы запрещаете для себя блага? Поистине, я сплю ночью, сближаюсь с женщинами и принимаю пищу днём».

Они сказали: «О Посланник Аллаха! Мы поклялись, что будем делать так».

И Аллах ниспослал: «Аллах не взыскивает с вас за легкомыслие в ваших клятвах, но Он взыскивает с вас за то, что вы связываете клятвы. Искуплением этого — накормить десять бедняков средним из того, чем вы кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба. А кто не найдет, то — пост трех дней. Это — искупление ваших клятв, которыми вы поклялись» (5: 89).

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 86).

 

Примечание переводчика: Этот риваят является отвергаемым, поскольку Усман ибн Мазун умер на 2-м или 3-м году хиджры, а сура «Трапеза» была ниспослана в конце жизни Пророка (С). Таким образом, данный аят никак не мог быть ниспослан о нём. В целом можно сказать, что этот риваят приписан Имаму Садыку (А).

 

2. Айаши привёл от Абдуллаха ибн Синана:

Я спросил Имама Садыка (А) о человеке, который говорит своей жене: «Если я выпью харам или халяль, то дам тебе развод».

Он сказал: «Поклялся он или не поклялся, не должен приближаться к хараму. Что касается вещей, которые являются халяль, то он не должен оставлять их, ведь он не может запретить то, что дозволил Аллах. И таково Его слово: “О вы, которые уверовали! Не запрещайте блага, которые разрешил вам Аллах, и не преступайтеˮ. Его клятва относительно халяля недействительна».

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 364).

 

Аят 89

لاَ يُؤَاخِذُكُمُ اللّهُ بِاللَّغْوِ فِي أَيْمَانِكُمْ وَلَـكِن يُؤَاخِذُكُم بِمَا عَقَّدتُّمُ الأَيْمَانَ فَكَفَّارَتُهُ إِطْعَامُ عَشَرَةِ مَسَاكِينَ مِنْ أَوْسَطِ مَا تُطْعِمُونَ أَهْلِيكُمْ أَوْ كِسْوَتُهُمْ أَوْ تَحْرِيرُ رَقَبَةٍ فَمَن لَّمْ يَجِدْ فَصِيَامُ ثَلاَثَةِ أَيَّامٍ ذَلِكَ كَفَّارَةُ أَيْمَانِكُمْ إِذَا حَلَفْتُمْ وَاحْفَظُواْ أَيْمَانَكُمْ كَذَلِكَ يُبَيِّنُ اللّهُ لَكُمْ آيَاتِهِ لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ .89

89. Аллах не взыскивает с вас за легкомыслие в ваших клятвах, но Он взыскивает с вас за то, что вы связываете клятвы. Искуплением этого — накормить десять бедняков средним из того, чем вы кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба. А кто не найдёт, то — пост трёх дней. Это — искупление ваших клятв, которыми вы поклялись. Охраняйте же ваши клятвы! Так разъясняет Аллах вам Свои знамения, — может быть, вы будете благодарны!

 

1. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«Аллах не взыскивает с вас за легкомыслие в ваших клятвах»: легкомыслие — это когда человек говорит: «Да, клянусь Аллахом», «нет, клянусь Аллахом»[1]. Это не является клятвой.

(«Кафи», том 7, С. 443).

 

2. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«Средним из того, чем вы кормите свои семьи» — то есть так, как оно есть. Кто-то ест в доме больше одного мудда (около килограмма) еды, кто-то меньше. Надо взять среднее между этим. А если хочешь, можешь дать хлеб с приправой, и самое меньшее, что можно дать к нему из приправы — соль, среднее — уксус и масло, а самое большее — мясо.

(«Кафи», том 7, С. 453).

 

3. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Искуплением клятвы является освобождение раба, или накормить десять бедняков средним из того, чем вы кормите свои семьи, или одеть их. И среднее — это уксус и масло, а большее — хлеб и мясо. Садака (кормлением) равняется двум муддам (около двух килограмм) пшеницы на каждого бедняка, а одевание состоит в выдаче двух одежд на каждого бедняка. А кто не сможет сделать этого, то должен поститься. Аллах говорит: «А кто не найдёт, то — пост трёх дней».

(«Кафи», том 7, С. 452).

 

4. Он также привёл от Абу Басира:

Я спросил Имама Бакира (А) о словах Аллаха: ««Средним из того, чем вы кормите свои семьи». Он сказал: «То есть обычное и среднее из того, чем вы кормите свои семьи». Я спросил: «А что значит среднее?» Он сказал: «Уксус, масло, хлеб или финики, которые накормят их (десять бедняков) один раз». Я спросил: «А что означает одеть их?» Он сказал: «Дать одну одежду на каждого».

(«Кафи», том 7, С. 454).

 

5. Он также привёл от Исхака ибн Аммара:

Я спросил Имама Казыма (А) о словах Аллаха: «А кто не найдёт, то — пост трёх дней» — что значит «не найдёт»? Вот человек просит милостыню, но он может найти это.

Он сказал: «Если человек не имеет излишка сверх того, чтобы он мог прокормить семью, то он попадает под слова “а кто не найдётˮ».

(«Кафи», том 7, С. 452).

 

6. Он также привёл от Абу Хамзы Сумали:

Я спросил Имама Садыка (А) о человеке, который поклялся Аллахом, а потом нарушил свою клятву.

Он сказал: «Он должен накормить десять бедняков, дав каждому по мудду пищи, такой как сделанная из муки или зерна. Или он должен освободить раба. А если не сможет, то должен поститься три дня непрерывно».

(«Кафи», том 7, С. 453).

 

7. Айаши привёл от Исхака ибн Аммара:

Я спросил Имама Казыма (А) об аяте: «Искуплением этого — накормить десять бедняков средним из того, чем вы кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба. А кто не найдёт, то — пост трёх дней» — можно ли накормить или одеть бедняков из числа своих родственников?

Он сказал: «Да».

Я спросил: «Можно ли дать это беднякам из числа тех, кто не является людьми вилаята (то есть шиитами), если они являются ослабленными (то есть незнающими об истине и не враждующими с истиной)?»

Он сказал: «Да, но дать людям вилаята лучше».

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 365).

 

8. Он также привёл от Мухаммада ибн Муслима, что Имам Бакир (А) сказал:

«Искуплением этого — накормить десять бедняков средним из того, чем вы кормите свои семьи, или одеть их» — что касается одежды, то если летнее время, то надо дать каждому из них летнюю одежду, а если зимнее — зимнюю. Каждому из бедняков достаточно дать нижнюю и верхнюю одежду, а женщине — одежду, что будет закрывать те части её тела, на которые нельзя смотреть, и это включает в себя штаны, платок и верхнее платье.

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 365).

 

9. Он также привёл от Самаа ибн Михрана:

Я спросил Имама Садыка (А) об искуплении клятв, и он сказал: «Надо накормить десять бедняков тем, чем обычно кормишь свою семью». И он принимал один мудд на одного бедняка (то есть достаточно одного мудда: примерно одного килограмма пищи на одного бедняка).

Я также спросил его о словах: «или одеть их». Он сказал: «Это две одежды на каждого человека».

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 365).

 

10. Он также привёл от Ибрахима ибн Абдульхамида:

Я спросил Имама Казыма (А): «Можно ли вместо десяти бедняков накормить одного бедняка десять раз?»

Он сказал: «Нет, нужно накормить десять бедняков, как сказал Аллах».

Я спросил: «А можно ли накормить бедняков из числа своих родственников?»

Он сказал: «Да».

Я спросил: «А можно дать это ослабленным из числа женщин, не являющихся людьми вилаята?»

Он сказал: «Да, но дать людям вилаята лучше».

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 365).

 

11. Он также привёл от Ибн Синана:

Я спросил Имама Садыка (А) об искуплении клятвы. Он сказал: «Надо дать десяти беднякам по одному мудду из той еды, которой обычно кормишь свою семью. Или дать каждому из них по две одежды».

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 366).

 

12. Он также привёл от Зухри, что Имам Саджад (А) сказал:

В качестве искупления за нарушение клятвы для того, кто не может накормить бедняков, обязательным является пост. Аллах сказал: «А кто не найдёт, то — пост трёх дней» — имеется в виду пост трёх дней друг за другом, непрерывно.

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 367).

 

[1] То есть постоянно использует фразу «клянусь Аллахом» в своей речи, не задумываясь о её значении.

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.