Аяты 284-286
لِّلَّهِ ما فِي السَّمَاواتِ وَمَا فِي الأَرْضِ وَإِن تُبْدُواْ مَا فِي أَنفُسِكُمْ أَوْ تُخْفُوهُ يُحَاسِبْكُم بِهِ اللّهُ فَيَغْفِرُ لِمَن يَشَاءُ وَيُعَذِّبُ مَن يَشَاءُ وَاللّهُ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ .284
آمَنَ الرَّسُولُ بِمَا أُنزِلَ إِلَيْهِ مِن رَّبِّهِ وَالْمُؤْمِنُونَ كُلٌّ آمَنَ بِاللّهِ وَمَلآئِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ لاَ نُفَرِّقُ بَيْنَ أَحَدٍ مِّن رُّسُلِهِ وَقَالُواْ سَمِعْنَا وَأَطَعْنَا غُفْرَانَكَ رَبَّنَا وَإِلَيْكَ الْمَصِيرُ .285
لاَ يُكَلِّفُ اللّهُ نَفْساً إِلاَّ وُسْعَهَا لَهَا مَا كَسَبَتْ وَعَلَيْهَا مَا اكْتَسَبَتْ رَبَّنَا لاَ تُؤَاخِذْنَا إِن نَّسِينَا أَوْ أَخْطَأْنَا رَبَّنَا وَلاَ تَحْمِلْ عَلَيْنَا إِصْراً كَمَا حَمَلْتَهُ عَلَى الَّذِينَ مِن قَبْلِنَا رَبَّنَا وَلاَ تُحَمِّلْنَا مَا لاَ طَاقَةَ لَنَا بِهِ وَاعْفُ عَنَّا وَاغْفِرْ لَنَا وَارْحَمْنَا أَنتَ مَوْلاَنَا فَانصُرْنَا عَلَى الْقَوْمِ الْكَافِرِينَ .286
284. Аллаху принадлежит то, что в небесах и на земле! Если вы обнаружите то, что в ваших душах, или сокроете это, Аллах взыщет с вас за это расчет. И простит Он, кому пожелает, и накажет, кого пожелает: поистине, Аллах над каждой вещью мощен!
285. Уверовал посланник в то, что ниспослано ему от его Господа, и верующие. Все уверовали в Аллаха, и Его ангелов, и Его писания, и Его посланников. «Не различаем мы между Его посланниками». Они говорят: «Мы услышали и повинуемся! Прощение Твое, Господь наш, и к Тебе — возвращение!»
286. Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для неё. Ей — то, что она обрела, и против неё — то, что она обрела для себя. «Господь наш! Не взыщи с нас, если мы позабыли или совершили ошибку. Господь наш! Не возлагай на нас тяготу, как Ты возложил на тех, кто был раньше нас. Господь наш! Не возлагай также на нас то, что нам невмочь. Избавь нас, прости нам и помилуй нас! Ты — наш Владыка, помоги же нам против народа неверного!»
1. Имам Казым (А) привёл от своих отцов (А) длинный хадис о разговоре повелителя верующих Али (А) с иудеем о достоинствах пророков:
Иудей спросил: «Разве Аллах не подчинил Сулейману ветер, который дул по его повелению?»
Имам Али (А) сказал: «Это так, но Мухаммаду (С) было даровано то, что лучше этого. Аллах перенёс его ночью от мечети запретной к мечети отдалённейшей на расстояние месяца пути, и вознёс его в царство (малакут) небес на расстояние в пятьдесят тысяч лет, за менее чем треть ночи, покуда он не достиг подножия Трона, а потом приблизился к знанию и стал близок к Раю зелёных ковров, и свет поглотил его взор, и он видел величие Господа своим сердцем, и не видел его глазами, и между ним и этим величием было два лука и даже ближе, “и внушил Он рабу Своему то, что внушилˮ, и среди того, что Он внушил ему, был аят из суры “Короваˮ: “Аллаху принадлежит то, что в небесах и на земле! Если вы обнаружите то, что в ваших душах, или сокроете это, Аллах взыщет с вас за это расчет. И простит Он, кому пожелает, и накажет, кого пожелает: поистине, Аллах над каждой вещью мощен!ˮ (2: 284).
Этот аят Аллах представлял всем пророкам, от Адама до Мухаммада (С), и их общины отвергали его, из-за его тяжести, но принял его Посланник Аллаха (С), и представил своей общине, и она согласилась принять его. И Аллах знал, что они не смогут выдержать его, а потому когда Посланник (С) в мирадже достиг подножия Трона, Аллах повторил его, дабы он понял, и сказал: “Уверовал Посланник в то, что ниспослано ему от его Господаˮ, и Посланник (С) ответил от самого себя и от своей уммы, сказав: “Все уверовали в Аллаха, и Его ангелов, и Его писания, и Его посланников. ‘Не различаем мы между Его посланниками’ˮ. И сказал Аллах, да вознесётся Его поминание: “Им от Меня — Рай и прощение, если сделают такˮ. И Посланник (С) сказал: “О Господь, если Ты поступишь с нами так, то — ‛прощение Твоё, Господь наш, и к Тебе — возвращение!’ˮ — то есть возврат в будущей жизни.
И Аллах ответил ему: “Я даровал это тебе и твоей уммеˮ. А потом сказал: “Поскольку вы приняли этот аят с его тягостью и величием, тогда как Я представлял его другим общинам, и они не приняли его, но приняла его твоя умма, на Мне лежит право убрать эту тягость с твоей уммыˮ. И сказал Он: “Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для неё. Ей — то, что она обрелаˮ — из блага — “и против неё — то, что она обрела для себяˮ — из зла.
И сказал Пророк (С), когда услышал это: “Если Ты даровал это мне и моей умме, то добавь мне!ˮ Он сказал: “Попросиˮ. Он сказал: “Господь наш! Не взыщи с нас, если мы позабыли или совершили ошибкуˮ. Аллах сказал: “Я не буду взыскивать с твоей уммы за то, что они позабыли или совершили ошибку, из-за Моей милости к тебе. Общины же прошлого, если забывали то, о чем им напоминали, — для них открывались врата наказания. Но это убрано от твоей уммы. И уммы прошлого, если совершали ошибку, — с них взыскивалось. Но это убрано от твоей уммы из-за Моей милости к тебеˮ.
И сказал Пророк (С): “О Аллах! Если Ты даровал это мне, то добавь мне!ˮ Он сказал: “Попросиˮ. Он сказал: “Господь наш! Не возлагай на нас тяготу, как Ты возложил на тех, кто был раньше насˮ, — то есть тяготы тех трудностей, которые лежали на тех, кто был до нас. И Аллах ответил ему, сказав: “Я убрал от твоей уммы тяготы, которые были на уммах прошлого. Я не принимал их молитву, кроме как на определённой земле, которую Я избрал для них. Однако для твоей уммы я сделал всю землю местом для молитвы и сделал её почву чистой (для земных поклонов). И люди общин прошлого, если постигла их тело скверна (наджис), должны были отскребать её от тела. Однако для твоей уммы вода сделана очищением. Общины прошлого несли свои жертвы на своих плечах в Иерусалим (или Иерусалимский Храм), и от кого она принималась, жертву того пожирал огонь, и он возвращался радостным, а от кого не принималась — возвращался печальным. Но жертву твоей уммы Я сделал в животах её бедняков, и от кого она принялась — тому будет добавлено многократно, а от кого не принялась — от того удалены (по крайней мере) наказания ближнего мира. Для общин прошлого молитва была предписана во мраке ночи и в середине дня, а для твоей уммы молитва предписана в концах ночи и дня и во время, когда люди деятельны. Для общин прошлого были предписаны пятьдесят молитв в пятьдесят разных времён. Для твоей же уммы предписаны пять молитв в пять времён, и это — пятьдесят один ракят, и для этих пяти молитв установлена награда пятидесяти. Общинам прошлого воздавалось за одно благое дело одним благодеянием, а за одно зло — одним наказанием. Для твоей же уммы установлено десять благодеяний за одно благое дело и одно наказание за одно злое дело. В общинах прошлого было так, что если кто-то намеревался совершить доброе дело, но не совершал его — ему не записывалось это дело, а если он совершал его, ему записывалось одно благое дело. Если же кто-то из твоей уммы вознамерится совершить благое дело, но не совершит его — ему будет записано одно благое дело. А если он совершит его — ему будет записано десять благих дел. Если кто-то из общин прошлого намеревался совершить злое дело, но не совершал его — ему ничего не записывалось. Но если кто-то из твоей уммы вознамерится совершить злое дело, но не совершит его — ему запишется благое дело. Среди общин прошлого было так, что если кто-то совершал грех — этот грех записывался на воротах его дома, и их покаянием было сделано то, что после покаяния самая любимая пища становилась запретной для них. Но это было убрано от твоей уммы, и их грехи — (скрыты) между Мной и ими, и установлена для них непроницаемая завеса, и их покаяние принимается без наказания. И среди общин прошлого было так, что покаяние за один грех приносилось в течение ста лет, восьмидесяти лет или пятидесяти лет, но и тогда их покаяние не принималось без наказания их в этом ближнем мире. Всё это — из тягот, которые лежали на них, но убраны они от твоей уммы. Человек из твоей уммы грешит двадцать, тридцать, сорок или сто лет, а потом раскаивается во мгновение ока — и прощаются ему все эти грехиˮ.
Пророк (С) сказал: “О Господь мой! Если Ты даровал мне всё это, то добавь мне!ˮ Он сказал: “Попросиˮ. Он сказал: “Господь наш! Не возлагай также на нас то, что нам невмочьˮ. И сказал Аллах, велик Он и свят: “Я даровал это тебе и твоей умме и убрал от вас все бедствия других общин. И таково Моё решение среди всех общин — Я не возлагаю на них то, что им невмочь и выше их силˮ.
Пророк (С) сказал: “Избавь нас, прости нам и помилуй нас! Ты — наш Владыкаˮ. Аллах сказал: “Я сделал это с теми из твоей уммы, кто приносит покаяниеˮ. Затем он сказал: “Помоги же нам против народа неверногоˮ. Аллах сказал, да возвеличится Его имя: “Твоя умма на земле — как белая отметина на черном быке. Они — сильные, победоносные. Им служат, но они не служат, из-за Моей милости к тебе. На Мне лежит то, чтобы дать твоей религии победу над всеми религиями, так что на Востоке и на Западе земли не останется другой религии, кроме твоейˮ».
(«Ихтиджадж» Табарси, С. 220-221).
2. Али ибн Ибрахим Кумми привёл, что Имам Садык (А) сказал:
С этим аятом обратился Аллах к Своему Пророку (С) в ту ночь, когда он был вознесён на небеса. Пророк (С) сказал: «Когда я дошёл до положения Лотоса крайнего предела, увидел, как один из его листов закрывает некую общину, и был я от Господа “в двух луках и даже ближеˮ (53: 9), как сказал Аллах. И Аллах обратился ко мне: “Уверовал посланник в то, что ниспослано ему от его Господаˮ, и я ответил Ему от себя и от своей уммы: “и верующие. Все уверовали в Аллаха, и Его ангелов, и Его писания, и Его посланников. ‘Не различаем мы между Его посланниками’. Они говорят: ‘Мы услышали и повинуемся! Прощение Твое, Господь наш, и к Тебе — возвращение!’ˮ. И Аллах сказал: “Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для неё. Ей — то, что она обрела, и против неё — то, что она обрела для себяˮ. Я сказал: “Господь наш! Не взыщи с нас, если мы позабыли или совершили ошибкуˮ. Он сказал: “Я не взыщу с васˮ. И я сказал: “Господь наш! Не возлагай на нас тяготу, как Ты возложил на тех, кто был раньше насˮ. Аллах сказал: “Я не возложу это на васˮ. Я сказал: “Господь наш! Не возлагай также на нас то, что нам невмочь. Избавь нас, прости нам и помилуй нас! Ты — наш Владыка, помоги же нам против народа неверногоˮ. Аллах сказал: “Я даровал это тебе и твоей уммеˮ».
Имам Садык (А) сказал: «Не было никого любимее Аллахом, чем Посланник Аллаха (С), чтобы он попросил для своей уммы эти качества».
(«Тафсир» Кумми, том 1, С. 102).
3. Шейх Кулейни привёл, что Посланник Аллаха (С) сказал:
От моей уммы убраны (прощены ей) четыре вещи: её ошибки; то, что они забыли; то, к ему они принуждены, и то, к чему они не способны. И таково слово Аллаха: «Господь наш! Не взыщи с нас, если мы позабыли или совершили ошибку. Господь наш! Не возлагай на нас тяготу, как Ты возложил на тех, кто был раньше нас. Господь наш! Не возлагай также на нас то, что нам невмочь», и Его слово: «кроме тех, которые вынуждены, а сердце их твёрдо в вере» (16: 106).
(«Кафи», том 2, С. 335).
4. Передал автор книги «Муктазаб», что Посланник Аллаха (С) сказал:
Когда я был вознесён на небо, Аллах, велик Он и свят, сказал мне: «Уверовал посланник в то, что ниспослано ему от его Господа», и я сказал: «и верующие. Все уверовали в Аллаха».
Аллах сказал: «Ты сказал истину, о Мухаммад. Кого ты определил своим преемником в своей умме?» Я сказал: «Лучшего из них». Он сказал: «Али ибн Аби Талиба?» Я сказал: «Да». Он сказал: «Я взглянул на землю и избрал из неё тебя и произвёл твоё имя из Своего имени. Везде, где Я буду упомянут — там и ты будешь упомянут. Я — хвалимый (махмуд), а ты — восхвалённый (мухаммад). Затем Я взглянул еще раз и избрал Али и произвёл его имя из Своего имени. Я — высочайший (ааля), а он — высокий (али). О Мухаммад! Я сотворил тебя, Али, Фатиму, Хасана и Хусейна и Имамов из их потомства из основания Моего света и представил ваш вилаят обитателям небес и земли. И кто принял его — стал верующим у Меня, а кто отверг его — стал неверным у Меня. О Мухаммад! Если раб будет поклоняться Мне до потери сил, но придёт ко Мне отрицающим ваш вилаят — Я не прощу ему. О Мухаммад! Хочешь ли ты увидеть их?»
Я сказал: «Да». Он сказал: «Взгляни на правую сторону Трона». Я взглянул и увидел Али, Фатиму, Хасана, Хусейна, Али ибн Хусейна, Мухаммада ибн Али, Джафара ибн Мухаммада, Мусу ибн Джафара, Али ибн Мусу, Мухаммада ибн Али, Али ибн Мухаммада, Хасана ибн Али и Махди в море света, стоящими и молящимися, а он в их середине (то есть Махди) — как сияющая звезда. Аллах сказал: «О Мухаммад! Это — Мои доводы, а он (Махди) — восстающий из твоего рода и потомства. Клянусь Своей славой и величием, он — обязательный довод над Моими друзьями и взимающий месть с Моих врагов».
(«Муктазаб», С. 10).
5. Шейх Нумани привёл от Абу Айюба:
Когда умер Посланник Аллаха (С), один иудей пришёл в Медину и задал несколько вопросов Али (А). И в числе того, что он спросил, было: «Что первое сказал ваш Пророк, когда он был вознесён на небеса и вернулся от своего Господа?» Али (А) сказал: «Первое, что он сказал, было: “Уверовал посланник в то, что ниспослано ему от его Господаˮ».
Иудей сказал: «Я не это хотел (услышать)».
Он сказал: «И Посланник Аллаха (С) сказал: “и верующие. Все уверовали в Аллахаˮ».
Иудей сказал: «Я не это хотел (услышать)».
Он сказал: «Я оставлю это дело скрытым».
Иудей сказал: «Ты сообщишь мне об этом, или ты — не тот? (То есть: или ты — не преемник Пророка)».
Он сказал: «Хотя я считаю лучше не говорить, но скажу. Когда Посланник Аллаха (С) вернулся от своего Господа, и были открыты для него завесы, то прежде чем он достиг положения Джабраила, позвал его (некий) ангел: “О Ахмад!ˮ Он сказал: “Вот яˮ. Он сказал: “Аллах приветствует тебя и говорит тебе: ‘Поприветствуй вали!’ˮ Он спросил: “А кто он?ˮ Он сказал: “Али ибн Аби Талибˮ».
Иудей сказал: «Ты сказал истину. Я видел это в книге моего предка», — а был он из числа потомков Давуда.
(«Гейба», С. 68).
6. Айаши привёл, что Имам Садык (А) сказал:
Аллах предписал веру (иман) для всех частей тела потомков Адама и разделил её среди них, и нет такой части тела, на которую не было бы возложено то, что отличается от возложенного на другую часть. И из их числа — сердце, через которое он разумеет, мыслит и постигает, и это — повелитель тела, и всё, что происходит от них, происходит от его указания. И то, что предписано сердцу из веры — это утверждение, познание, покорность и довольство тем, что нет бога, кроме Аллаха, Единого, без сотоварищей, Который не брал себе ни жены, ни сына, и что Мухаммад — Его раб и посланник, и подтверждение того, что пришло от Пророка и Книги. И это — то, что предписал Аллах сердцу из утверждения и познания, и таковы его деяния. И таково слово Аллаха: «Кроме тех, которые вынуждены, а сердце их спокойно в вере — только тот, кто открыл неверию свою грудь» (16: 106), и Его слово: «Разве не поминанием Аллаха успокаиваются сердца?» (13: 28), и Его слово: «Из тех, что говорят: “Мы уверовали!ˮ своими устами, а сердца их не уверовали» (5: 41), и Его слово: «Если вы обнаружите то, что в ваших душах, или сокроете это, Аллах взыщет с вас за это расчет. И простит Он, кому пожелает, и накажет, кого пожелает».
(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 177).
7. Он также привёл:
Один человек сказал Имаму Садыку (А): «Люди передают, что азан был введён так: некий человек из числа ансаров увидел во сне азан и рассказал об этом Посланнику Аллаха (С), и Посланник Аллаха (С) велел ему обучить этому Биляля».
Имам (А) сказал: «Они солгали, клянусь Аллахом! Посланник Аллаха (С) спал в тени Каабы, и к нему пришёл Джабраил с сосудом, в котором была вода из рая. Он разбудил его и велел ему совершить омовение, а потом посадил его в балдахин из тысячи тысяч цветов света и вознёсся с ним, достигнув врат небес. И когда увидели его ангелы, устремились от врат небес и сказали: “Два бога: один на небесах и второй на земле!ˮ И Аллах велел Джабраилу, и он сказал: “Аллах велик! Аллах велик!ˮ, — и ангелы вернулись к вратам небес и поняли, что он сотворён.
И вошёл туда Посланник Аллаха (С), пока не достиг вторых небес. И когда увидели его ангелы, устремились от врат небес и сказали: “Два бога: один на небесах и второй на земле!ˮ И Аллах велел Джабраилу, и он сказал: “Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха! Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха!ˮ, — и ангелы вернулись и поняли, что он сотворён.
И вошёл туда Посланник Аллаха (С), пока не достиг третьих небес. И когда увидели его ангелы, устремились от врат небес, и Джабраил сказал: “Свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха! Свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха!ˮ, — и ангелы вернулись и поняли, что он сотворён.
И достиг Пророк (С) четвёртых небес и увидел ангела, опирающегося на ложе, и под его началом — триста тысяч ангелов, и под началом каждого из этих ангелов — триста тысяч ангелов. И открылись врата, и так он достиг седьмых небес и Лотоса крайнего предела, и сказал Лотос: “Ни одно творение прежде тебя не пошло дальше меняˮ. И он отправился дальше, потом приблизился и спустился и был в двух луках и даже ближе. И внушил Аллах рабу Его то, что внушил, и дал ему две книги: книгу людей правой стороны в его правую руку и книгу людей левой стороны в его левую руку. И он взял книгу людей правой стороны своей правой рукой, открыл её и посмотрел в неё и увидел в ней имена обитателей Рая и имена их отцов и семейств. И сказал Аллах: “ Уверовал посланник в то, что ниспослано ему от его Господаˮ. И сказал Посланник Аллаха (С): “и верующие. Все уверовали в Аллаха, и Его ангелов, и Его писания, и Его посланниковˮ. И сказал Аллах: “Они говорят: ‘Мы услышали и повинуемся’ˮ. И сказал Посланник Аллаха (С): “Прощение Твое, Господь наш, и к Тебе — возвращениеˮ. Аллах сказал: “Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для неё. Ей — то, что она обрела, и против неё — то, что она обрела для себяˮ. Посланник Аллаха (С) сказал: “Господь наш! Не взыщи с нас, если мы позабыли или совершили ошибкуˮ. Аллах сказал: “Я сделал этоˮ. Посланник Аллаха (С) сказал: “Господь наш! Не возлагай на нас тяготу, как Ты возложил на тех, кто был раньше насˮ. Аллах сказал: “Я сделал этоˮ. Посланник Аллаха (С) сказал: “Господь наш! Не возлагай также на нас то, что нам невмочь. Избавь нас, прости нам и помилуй нас! Ты — наш Владыка, помоги же нам против народа неверногоˮ. Аллах сказал: “Я сделал этоˮ.
Тогда он закрыл эту книгу и открыл книгу людей левой стороны и увидел в ней имена обитателей Огня, имена их отцов и семейств. И сказал Посланник Аллаха (С): “Это — люди, которые не веруютˮ (43: 88). Аллах сказал: “Отвернись же от них и скажи: ‘Мир!’ А потом они узнаютˮ (43: 89).
Когда же он закончил беседу со своим Господом, вернулся к Дому обитаемому (бейт ма‘мур, то есть небесная Кааба), который есть на седьмых небесах над Каабой. И собрались возле него пророки, посланники и ангелы. И было велено Джабраилу, и он прочитал азан (то есть Джабраил или Пророк прочитал азан). И он (Посланник Аллаха) стал читать молитву, стоя впереди всех и будучи их имамом в молитве. И когда он закончил, Аллах сказал: “Если же ты в сомнении о том, что Мы ниспослали тебе, то спроси тех, которые читают писание до тебя. Пришла к тебе истина от Твоего Господа; не будь же из колеблющихсяˮ (10: 94).
И он спустился (на землю), и были с ним те две книги, и он передал их повелителю верующих (А). Таким было начало азана».
(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 177).
8. Он также привёл от Катады, что Посланник Аллаха (С) сказал:
У Аллаха есть книга, которую Он возложил поверх Трона за две тысячи лет лет до сотворения небес и земли. Он ниспослал из неё два аята, которыми завершил суру «Корова». Шайтан не войдёт в дом, в котором есть эти два аята.
(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 180).
Добавить комментарий