Аяты 74-81

وَإِذْ قَالَ إِبْرَاهِيمُ لأَبِيهِ آزَرَ أَتَتَّخِذُ أَصْنَاماً آلِهَةً إِنِّي أَرَاكَ وَقَوْمَكَ فِي ضَلاَلٍ مُّبِينٍ .74

وَكَذَلِكَ نُرِي إِبْرَاهِيمَ مَلَكُوتَ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ وَلِيَكُونَ مِنَ الْمُوقِنِينَ .75

فَلَمَّا جَنَّ عَلَيْهِ اللَّيْلُ رَأَى كَوْكَباً قَالَ هَـذَا رَبِّي فَلَمَّا أَفَلَ قَالَ لا أُحِبُّ الآفِلِينَ .76

فَلَمَّا رَأَى الْقَمَرَ بَازِغاً قَالَ هَـذَا رَبِّي فَلَمَّا أَفَلَ قَالَ لَئِن لَّمْ يَهْدِنِي رَبِّي لأكُونَنَّ مِنَ الْقَوْمِ الضَّالِّينَ .77

فَلَمَّا رَأَى الشَّمْسَ بَازِغَةً قَالَ هَـذَا رَبِّي هَـذَا أَكْبَرُ فَلَمَّا أَفَلَتْ قَالَ يَا قَوْمِ إِنِّي بَرِيءٌ مِّمَّا تُشْرِكُونَ .78

إِنِّي وَجَّهْتُ وَجْهِيَ لِلَّذِي فَطَرَ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضَ حَنِيفاً وَمَا أَنَاْ مِنَ الْمُشْرِكِينَ .79

وَحَآجَّهُ قَوْمُهُ قَالَ أَتُحَاجُّونِّي فِي اللّهِ وَقَدْ هَدَانِ وَلاَ أَخَافُ مَا تُشْرِكُونَ بِهِ إِلاَّ أَن يَشَاءَ رَبِّي شَيْئاً وَسِعَ رَبِّي كُلَّ شَيْءٍ عِلْماً أَفَلاَ تَتَذَكَّرُونَ .80

وَكَيْفَ أَخَافُ مَا أَشْرَكْتُمْ وَلاَ تَخَافُونَ أَنَّكُمْ أَشْرَكْتُم بِاللّهِ مَا لَمْ يُنَزِّلْ بِهِ عَلَيْكُمْ سُلْطَاناً فَأَيُّ الْفَرِيقَيْنِ أَحَقُّ بِالأَمْنِ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ .81

74. Вот сказал Ибрахим отцу своему Азару: «Неужели ты идолов берёшь богами? Я вижу, что ты и твой народ — в явном заблуждении».

75. И так Мы показали Ибрахиму царство небес и земли, чтобы он был имеющих уверенность.

76. Когда покрыла его ночь, он увидел звезду и сказал: «Это — мой Господь!» Когда же она закатилась, он сказал: «Не люблю я закатывающихся».

77. Когда он увидел месяц восходящим, он сказал: «Это — мой Господь!» Когда же тот закатился, он сказал: «Если мой Господь не поведёт меня прямым путём, я буду из числа заблудших».

78. Когда же он увидел солнце восходящим, то сказал: «Это — мой Господь, Он больше!» Когда же оно зашло, он сказал: «О народ мой! Я не причастен к тому, что вы придаете Ему в сотоварищи.

79. Я обратил своё лицо к Тому, Кто сотворил небеса и землю, поклоняясь Ему чисто, и я — не из многобожников».

80. И препирался с ним его народ. Он сказал: «Неужели вы препираетесь со мной из-за Аллаха, в то время как Он вывел меня на прямой путь? Я не боюсь того, что вы придаете Ему в сотоварищи, если чего-либо не пожелает мой Господь. Объемлет мой Господь всякую вещь знамением. Неужели вы не опомнитесь?

81. Как же мне бояться того, что вы придали Ему в сотоварищи, когда вы не боитесь, что вы придали Аллаху в сотоварищи то, касательно чего Он не низвёл вам никакой власти? Какая же из этих двух партий более безопасна, если вы знаете?»

 

1. Шейх Садук привёл от Али ибн Мухаммада ибн Джахма, что он сказал:

Я был на собрании возле Мамуна, и там присутствовал Али ибн Муса Реза (А). Мамун сказал ему: «Не утверждаешь ли ты, что пророки очищены от грехов (масум)?»

Он ответил: «Да».

Тот сказал: «Тогда сообщи мне о словах Аллаха о Ибрахиме: “Когда покрыла его ночь, он увидел звезду и сказал: ‘Это — мой Господь!’”.

Имам Реза (А) сказал: «Ибрахим (А) противостоял трем группам: одна поклонялась звёздам, другая луне, а третья – солнцу. Аят относится к тому времени, когда Ибрахим вышел из подвала, в котором скрывался. Когда же опустилась над ним ночь, он увидел звезду и сказал: “Это – мой Господь”, в виде отрицания и вопрошания. Когда же звезда закатилась, он сказал: “Не люблю я закатывающихся”, ибо закатывание – из качеств преходящего, а не вечного. Когда же он увидел восходящую луну, то сказал: “Это – мой Господь”, в виде отрицания и вопрошания. Когда же она закатилась, он сказал: “Если мой Господь не поведёт меня прямым путём, я буду из числа заблудших”. И потом “он увидел солнце восходящим, то сказал: ‘Это — мой Господь, Он больше!’”, чем звезды и луна – в виде отрицания и вопрошания, а не в виде сообщения и утверждения. И когда закатилось солнце, он сказал трём группам из поклонявшихся звездам, луне и солнцу: “О народ мой! Я не причастен к тому, что вы придаете Ему в сотоварищи. Я обратил своё лицо к Тому, Кто сотворил небеса и землю, поклоняясь Ему чисто, и я — не из многобожников”.

Воистину, тем, что говорил Ибрахим (А), он всего лишь желал разъяснить им ложность их верований и доказать, что поклонение не принадлежит обладающим качествами звезды, луны или солнца, но принадлежит оно только Тому, Кто сотворил их и сотворил небеса и землю. И то, что он прояснил таким образом для них, было внушено ему Аллахом и даровано Им, велик Он и свят. Как сказал Он: “Таковы Наши доводы, которыми Мы поддержали Ибрахима в его спорах со своим народом” (6: 83)».

И Мамун сказал: «Поразительно, о сын Посланника Аллаха!»

(«Уйун ахбар ар-реза», том 1, С. 175).

 

2. Мухаммад ибн Хасан Саффар привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«И так Мы показали Ибрахиму царство небес и земли, чтобы он был имеющих уверенность» — для Ибрахима (А) были раскрыты семь небес, так что он взглянул на то, что выше Трона, и были раскрыты для него семь земель. И для Мухаммада (С) было сделано то же самое, и для вашего повелителя (то есть для самого Имама Садыка, мир ему) и Имамов после него сделано то же самое.

(«Басаиру дараджат», С. 113).

 

3. Он также привёл от Абу Басира:

Я спросил у Имама Садыка (А): «Видел ли Мухаммад (С) царство небес и земли, как видел Ибрахим?»

Он сказал: «Да. И ваш повелитель (Имам) тоже видит их».

(«Басаиру дараджат», С. 113).

 

4. Он также привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

Аллах раскрыл для него землю, так что он видел её и тех, кто на ней, и раскрыл для него небеса, так что он видел их и тех, кто на них, и ангела, несущего их, и Трон, и тех, кто на нём. И всё это показано также вашему повелителю (Имаму).

(«Басаиру дараджат», С. 113).

 

5. Шейх Кулейни привёл:

Христианский епископ задавал вопросы повелителю верующих Али (А), и в числе того, что он спросил, был вопрос об аяте: «Те, которые несут Трон, и которые вокруг него, превозносят хвалу Господа их» (40: 7).

Повелитель верующих (А) сказал: «Это — обладатели знания, которым Аллах дал нести Своё знание. Всё, что сотворил Аллах в Своём царстве, не выходит за пределы четырёх вещей[1]. И это — царство, которое Аллах показал Своим избранным и показал Своему другу (Ибрахиму). И сказал Он: “И так Мы показали Ибрахиму царство небес и земли, чтобы он был имеющих уверенностьˮ».

(«Кафи», том 1, С. 101).

 

6. Он также привёл от Абу Басира, что Имам Садык (А) сказал:

Когда Аллах показал Ибрахиму (А) царство небес и земли, он увидел (в числе прочего), как некий человек совершает прелюбодеяние. Ибрахим (А) вознёс мольбу против него, и тот умер. Потом он увидел второго, снова вознёс мольбу против него, и тот умер. Потом он увидел третьего, взмолился против него, и он умер. И тогда Аллах внушил ему в откровении: «О Ибрахим! Твои мольбы исполняются: так не возноси же их против Моих рабов, ибо если бы Я не захотел, то не сотворил бы их. Я сотворил творения трёх видов: рабы, которые поклоняются Мне, не приобщая Мне никого в сотоварищи, и Я награжу их; рабы, которые поклоняются кому-то, кроме Меня, и Я не оставлю их; и рабы, которые поклоняются кому-то, кроме Меня, но из их чресл (из их потомства) я изведу рабов, которые будут поклоняться Мне».

(«Кафи», том 8, С. 305).

 

7. Шейх Муфид привёл от Джабира ибн Язида:

Я спросил Имама Бакира (А) о словах Аллаха: «И так Мы показали Ибрахиму царство небес и земли, чтобы он был имеющих уверенность». Я в это время смотрел на землю. Он поднял свою руку вверх и сказал: «Подними свой взгляд!» Я поднял свой взгляд на потолок, и вот, он расступился, так что мой взгляд узрел сияющий свет, на который невозможно было смотреть. Он сказал: «Так Ибрахим (А) видел царство небес и земли».

Затем он сказал мне: «Посмотри вниз». Я опустил взгляд, после чего он сказал: «Подними взгляд». Я поднял голову и увидел потолок таким, каким он был.

После этого он взял меня за руку и вывел из дома, в котором мы находились. Мы пришли в другой дом, и он сменил свою одежду. А потом сказал: «Опусти свой взгляд и не открывай глаза». Я опустил свой взгляд и не открывал глаз. Он сказал: «Знаешь ли ты, где мы сейчас находимся?» Я сказал: «Нет». Он сказал: «Ты во мраке, в котором шёл Зуль-Карнейн». Я спросил: «Да буду я твоей жертвой! Позволишь ли мне открыть глаза, чтобы увидеть тебя?» Он сказал: «Открой, но ты не увидишь ничего». Я открыл глаза и увидел мрак, в котором не мог разглядеть даже своих собственных ног».

Затем мы ещё двигались некоторое время, и он спросил: «Знаешь ли, где ты?» Я сказал: «Нет». Он сказал: «Ты стоишь у источника жизни, из которого выпил Хизр».

Так мы двигались, пока не вышли из этого мира в другой мир, видя в нём то, что похоже на наш мир в строениях, городах и людях. Затем мы вышли в третий мир, похожий на первый и второй. Так мы прошли пять миров. Он сказал мне: «Это — царство земли. Ибрахим видел царство небес, которое состоит из двенадцати миров, подобных по строению тем, которые ты видел. Когда умирает Имам из нашего числа, он живёт (поселяется) в одном из этих миров, пока не будет последний из них Каимом в том мире, в котором мы живём».

Затем он сказал мне: «Опусти свои глаза!» — и взял меня за руку, и вот, мы оказались в том доме, из которого вышли. Он опять сменил одежду на ту, которая была на нём раньше. Я сказал ему: «Пречист Аллах! Сколько времени прошло?» Он сказал: «Три часа».

(«Ихтисас», С. 322).

 

8. От Имама Аскари (А):

В один из дней Посланник Аллаха (С) со своими сподвижниками сидел возле Каабы, обучая их религии. В это время мимо проходила группа из главарей Курайша, и в их числе — Валид ибн Мугира Махзуми, Абу Бахтари ибн Хишам, Абу Джахль, Ас ибн Ваиль Сахми и Абдуллах ибн Аби Умейя Махзуми, и с ними — множество тех, кто дружил с ними и подчинялся им.

Увидев Посланника Аллаха (С), многобожники сказали: «Дело Мухаммада распространяется, и его призыв стал известным. Давайте же опровергнем его и опозорим его, чтобы поставить заслон его учению! Если он будет унижен перед своими сподвижниками, то, быть может, они оставят его. А если нет, то мы пустим в дело острый меч».

Абу Джахль сказал: «Кто вызовется спорить с ним?» Абдуллах ибн Аби Умейя Махзуми сказал: «Я. Довольны ли вы мною, как тем, кто унизит его и победит в споре?» Абу Джахль сказал: «Да». И они пошли все вместе к Посланнику Аллаха (С).

Абдуллах ибн Аби Умейя Махзуми обратился к нему и сказал: «О Мухаммад! Ты говоришь громкие слова и притязаешь на великое дело! Ты вообразил, что ты — посланник от Господа миров, тогда как не подобает Господу миров делать посланником такого, как ты. Ведь ты ешь, как мы едим, пьёшь, как мы пьём, и ходишь по рынкам, как мы ходим по рынкам. Возьми царей Персии или Рима: они отправляют своими посланниками только тех, у кого много имущества и кто обладает силой, дворцами, домами, рабами и слугами. А ведь Господь миров выше всех их. Если бы ты был Его пророком, то рядом с тобой был бы ангел, который подтверждал бы твои слова, и мы видели бы его. Но если бы Аллах желал отправить к нам пророка, то Он отправил бы ангела, а не человека, подобного нам. Ты, о Мухаммад, не иначе как околдованный, и ты — не пророк».

Посланник Аллаха (С) сказал: «Ты ещё что-то хочешь сказать?»

Он сказал: «Да. Если бы Аллах отправил посланника из нашего числа, то Он сделал бы им того, у кого много богатства и влияния. Почему же этот Коран, о котором ты говоришь, что он ниспослан тебе, не ниспослан на “человека из двух великих селенийˮ — на Валида ибн Мугиру из Мекки или Урву или Масуда Сакафи из Таифа?»

Посланник Аллаха (С) спросил: «Что еще ты хочешь сказать?»

Абдуллах ибн Аби Умейя сказал: «И знай, что мы “не уверуем в тебя, пока ты не изведешь нам из земли источникˮ в Мекке, потому что это — гористое и засушливое место, и мы нуждаемся в этом, или у тебя “будет сад с пальмами и виноградомˮ, и мы станем есть из него, или “ты проведешь между ними каналы, или спустишь на нас небо, как говоришь, кускамиˮ (17: 90-92), ведь ты сказал нам: “И если они увидят куски неба падающими, скажут они: ‘Нагроможденные облака’ˮ (52: 44), — и, быть может, тогда мы скажем так. Или же ты “придешь с Аллахом и ангелами пред намиˮ, — приведёшь Аллаха и ангелов, чтобы они были перед нами, и мы видели их, “или будет у тебя дом из золотых украшенийˮ, из которого ты дашь нам что-то и обогатишь нас, “или ты поднимешься на небо. Но не уверуем мы и в твое поднятие, пока ты не спустишь нам книгу, которую мы прочитаемˮ — то есть книгу от Аллаха для меня и тех, кто пришёл со мной. И даже если ты сделаешь всё это, о Мухаммад, то я не знаю, уверую я в тебя или не уверую. Быть может, даже если ты поднимешь нас на небеса и распахнёшь их двери перед нами, мы скажем, что ты околдовал нас.

Довольно этого для тебя, о Мухаммад! Если у тебя есть какие-то доводы, то приведи их нам, и дай свои ответы на наши вопросы».

Посланник Аллаха (С) сказал: «О Аллах! Ты слышишь всякий звук и знаешь всякую вещь! Ты знаешь, что говорят Твои рабы!»

И тогда Аллах ниспослал ему: «И сказали они: “Что с этим посланником? Он ест пищу и ходит по рынкам. Если бы был ниспослан к нему ангел и был бы он вместе с ним проповедником! Или брошено было бы ему какое-нибудь сокровище, или оказался у него сад, откуда бы он ел!ˮ И говорят неправедные: “Следуете вы только за человеком околдованным!ˮ Посмотри, как они тебе приводят притчи и сбились с пути и не могут найти дороги! Благословен Тот, Который, если пожелает, устроит вам лучшее, чем это, — сады, где внизу текут реки, и устроит тебе замки» (25: 7-10). И ниспослал: “Может быть, ты оставишь часть того, что тебе открывается, и стеснена твоя грудь от того, что они говорят: “Почему не спущено ему сокровище или не пришел с ним ангел?ˮ Ты ведь — только увещатель, а Аллах за всякую вещь поручитель» (11: 12), и ниспослал: «И сказали они: “Если бы к нему был низведен ангел!ˮ А если бы Мы низвели ангела, то дело было бы решено, и потом им не было бы отсрочки! И если бы Мы сделали его ангелом, то сделали бы его человеком и затемнили бы для них то, что они сами затемняют» (6: 8-9).

Посланник Аллаха (С) сказал: «О Абдуллах! Ты говоришь, что я принимаю пищу, как и другие люди, а потому не могу быть пророком Аллаха. Знай, что все дела принадлежат Аллаху, и Он совершает, что пожелает, и решает, как пожелает, и ты или кто-то другой не может возражать Ему, говоря “почему?ˮ и “как?ˮ. Разве ты не видишь, как Аллах делает богатыми одних и бедными других, возвышает одних и унижает других, делает здоровыми одних и больными других? И все они — из числа тех, кто принимает пищу.

Бедняки не могут говорить: “Почему Ты сделал бедными нас, а их богатыми?ˮ, и униженные не могут говорить: “Почему Ты сделал униженными нас, а их возвышенными?ˮ, и больные не могут говорить: “Почему Ты сделал больными нас, а их здоровыми?ˮ

А если они скажут так, то отвергнут волю своего Господа и станут спорить с Его решением. И будет Его ответ им таким: “Я — Царь, Высокий, Возвышенный. Я обогащаю бедного, возвышаю униженного и даю здоровье больному. Вы же — рабы, для которых нет ничего, кроме подчинения Мне и следования Моим решениям. Если вы подчинитесь, то будете Моими рабами верующими, а если отвергните, то будете неверующими и подвергнутыми Моему наказаниюˮ».

А затем Аллах ниспослал ему: «Скажи: “Я ведь — человек, подобный вам», — то есть принимаю пищу, как и вы, — «ниспослано мне откровение о том, что бог ваш — Бог единыйˮ» (18: 110). То есть: я — такой же, как и вы, человек, но мой Господь выделил меня через пророчество, которое не даровал вам, так же как выделяет некоторых людей через богатство, здоровье или красоту. Так не отвергайте то, что Он выделил меня через пророчество!

Затем Посланник Аллаха (С) сказал: «Что же касается твоих слов о том, что цари Персии или Рима отправляют своими посланниками только тех, у кого много имущества и кто обладает силой, дворцами, домами, рабами и слугами, то Аллах не поступает по твоему суждению и твоим предположениям, но Он совершает, что пожелает, и судит, как пожелает.

О Абдуллах! Аллах отправил Своего пророка, чтобы он обучал людей их религии и призывал их к их Господу и усердствовал в этом днём и ночью. А если бы он был обладателем дворцов, то и жил бы там, а рабы и слуги скрывали бы его от людей. Разве тогда его послание не было бы потеряно, а дело — не исполнено? Разве ты не видишь, что, когда цари скрываются в своих дворцах, вокруг них происходят мерзости и нечестие, но они не замечают этого?

О Абдуллах! Поистине, Аллах отправил меня посланником, тогда как я не имею имущества, чтобы через это явить вам Свою силу и мощь, и показать, что Он — помощник Своего посланника, и вы не способны убить его или запретить ему доносить его послание. И скоро Аллах даст мне победу над вами, и вашей землёй будут владеть верующие, а не вы.

Что же касается твоих слов о том, что если бы я был пророком, со мной был бы ангел, который подтверждал бы мои слова, и вы видели бы его, и что если бы Аллах желал отправить пророка, то сделал бы им ангела, то ангел не может быть видим вашими чувствами, ибо он состоит из (тонкой) материи, подобной этому воздуху. Но даже если бы ваше зрение усилилось настолько, что вы увидели бы его, то все равно сказали бы: “Это — человек, а не ангелˮ. Ибо он явился бы вам в образе человека, чтобы вы могли общаться с ним и понимать его слова. А потому Аллах отправил человека и даровал ему чудеса, которые не могут совершать люди (сами по себе). И это — свидетельство от Аллаха в пользу правдивости того, что он говорит. А если бы перед вами появился ангел и показал бы то же самое, вы не назвали бы это чудом. Ведь когда вы видите, как летит птица, не называете это чудом, потому что в её природе — летать, однако если полетит человек, то вы назовёте это чудом. А потому Аллах облегчил для вас дело и возвёл для вас довод, однако вы предлагаете то, что осложнит ваше дело и не станет доводом для вас.

Что же касается твоих слов о том, что я околдован, то как же я буду таковым, если вы сами видите, что я более здраво сужу, чем вы, и мой разум выше вашего? Разве видели вы от меня со дней моего детства и до сих пор какой-либо порок, ошибку, ложь, предательство или грех? Думаете ли вы, что в течение всех этих лет человек мог сам воздерживаться от всего этого, или же это происходило по силе и мощи Аллаха? “Посмотри. как они тебе приводят примеры, и сбились с пути и не могут найти дорогиˮ (25: 9).

Что же касается твоих слов: “Почему этот Коран не ниспослан на ‘человека из двух великих селений’ — на Валида ибн Мугиру из Мекки или Урву или Масуда Сакафи из Таифа?ˮ, то ведь Аллах не считает чем-то великим имущество людей в этом ближнем мире, как считаешь его великим ты. И нет для Него в этом никакой важности, подобно тому как для тебя в этом есть важность. Если бы весь ближний мир имел для Него ценность хотя бы размером с крыло комара, то Он не дал бы неверующим в нем и глотка воды. Аллах — Тот, Кто распределяет милость и совершает то, что пожелает, среди Своих рабов и рабынь. Он не страшится никого, подобно тому как страшишься ты, и не имеет потребности в имуществе, как ты, чтобы делать из-за имущества кого-то Своим пророком. И Он не любит кого-то из-за своей прихоти, как ты, чтобы сделать пророком того, кто недостоин этого. Однако Он действует на основе справедливости и выбирает пророком только того, кто достоин этого и кто более всех подчиняется Ему. А избрав такого человека, Он не смотрит на его имущество или его власть, ибо то и другое дарует людям Он Сам. И никто не может сказать Ему: “Если Ты наделил меня имуществом, то обязан наделить меня пророчествомˮ, ибо никто не может принудить Его к чему-то.

Разве Ты не видишь, как Он обогатил кого-то, но при этом сделал некрасивым его лицо, и как он сделал красивым лицо кого-то, но при этом оставил его в бедности? И богатый не может сказать: “Почему Ты не добавил к моему богатству красоты?ˮ, а бедный не может сказать: “Почему Ты не добавил к моей красоте богатства?ˮ Таково решение Аллаха: Он распределяет милости, как желает, и совершает, что пожелает, и Он — Мудрый в Своих действиях, Хвалимый в Своих деяниях».

И таково Его слово: «И сказали они: “Отчего бы не был ниспослан этот Коран на человека великого из обоих поселений?ˮ Разве они разделяют милость Господа твоего? Мы разделили среди них их пропитание в жизни ближней» (43: 31-32), — и сделали их нуждающимися друг в друге. Этот нуждается в имуществе другого, а тот нуждается в услугах этого. А потому самые богатые из царей могут нуждаться в самом бедном из людей — например, в его знаниях. И тогда бедняк окажется нуждающимся в имуществе этого богача, а богач — в знаниях этого бедняка. И богатый не может сказать: «Почему Ты не объединил во мне богатство и знание?» И бедный не может сказать: «Почему Ты не объединил во мне знание и богатство?»

А затем Аллах сказал: «Мы возвысили одних степенями над другими, чтобы одни из них брали других в услужение. И милость Господа твоего лучше того, что они собирают» (43: 32) — то есть того, что они собирают из богатств этого мира.

Затем Посланник Аллаха (С) сказал: «Что же касается твоих слов о том, что вы не уверуете в меня, пока я не изведу вам из земли источник, или спущу на вас небо кусками, или поднимусь на небо и прочего, то вот мой ответ на это:

Если бы я извёл тебе из земли источник, это не было бы доводом на моё пророчество, и Посланник Аллаха выше того, чтобы удовлетворять невежество невежд и приводить им в качестве довода то, что не является доводом.

Если бы небо упало на тебя кусками, то ты погиб бы, а тот, кто приводит доводы и доказательства, делает это для того, чтобы рабы поверили в это, а не для их уничтожения. Ты же предложил своё уничтожение, а Господь миров милостивее к рабам и более знающ об их пользе, чтобы губить их, как они предлагают.

И ты также предложил невозможное, что запрещено и не может существовать. Господь же миров объяснит тебе это и прервёт твой довод. И ты сам признался, что ты являешься упрямцем, не принимающим никакой довод, даже если он достиг тебя. А кто таков, то его лекарство — мучения от Аллаха, спускаемые с небес или от мечей Его друзей.

О Абдуллах! Разве нет у тебя в Таифе садов, где ты сам прорыл и заставил течь источники? Стал ли ты через это пророком?»

Он сказал: «Нет».

Посланник Аллаха (С) сказал: «Если бы это было доводом на моё пророчество, то доводом на него могло бы быть и то, что я встану и пойду, как ходят все люди, или стану принимать пищу, как принимают её все люди.

Что же касается твоих слов о том, что у меня должен быть сад с пальмами и виноградом, и я должен провести там каналы, то разве у тебя и твоих товарищей нет садов с виноградом? И разве вы не провели там каналы? Разве вы стали через это пророками?»

Он сказал: «Нет».

Посланник Аллаха (С) сказал: «Тогда почему ты предлагаешь Посланнику Аллаха совершить вещи, которые, если бы он и совершил их, не указывали бы на правдивость его слов? Но это указывало бы на его лживость, ибо означало бы, что он нуждается в таком доводе, посредством которого можно лишь вводить в заблуждение слабых разумом. Однако Посланник Аллаха выше этого.

Что же касается твоих слов: “Или спустишь на нас небо, как говоришь, кускамиˮ, то в спуске на вас неба была бы ваша гибель. Тем самым ты желаешь от Посланника Аллаха, чтобы он убил тебя, а Посланник Господа миров милостивее этого. Он пришёл не для того, чтобы убивать тебя, а для того, чтобы возвести над тобой довод. А доводы Посланника не бывают соответствующими предложениям и пожеланиям рабов, ибо рабы — невежды относительно того, что бывает дозволено для их же пользы, а что запрещено из-за их вреда. И их предложения противоречат друг другу, так что выполнение их было бы невозможным, а Аллах — ваш врач, и Его управление не протекает над тем, что невозможно. Разве видел ты, чтобы врач давал лекарства в соответствии с предложениями больного? Разве не действует он так, как видит в том пользу, нравится это больному или нет? Вы — больные, а Аллах — ваш врач, и если вы примите Его лекарство, оно исцелит вас, а если отвернётесь от этого, продолжите болеть.

Что же касается твоих слов: “Или придешь с Аллахом и ангелами пред намиˮ, то это невозможно. Наш Господь не подобен творениям, чтобы ходить, приходить, уходить и передвигаться. А потому ты спросил о невозможном. То, что ты упомянул — это качества ваших идолов, которые слабы и ни к чему не способны, не видят, не слышат, не знают и ничем не помогают вам.

О Абдуллах! Разве у тебя нет земель, садов и посевов в Мекке и Таифе? И разве ты смотришь за всеми ними сам или отправляешь своих посланников, чтобы они смотрели за ними?»

Он сказал: «Отправляю посланников».

Пророк (С) сказал: «Что будет, если в один из дней твои работники и слуги не станут слушать этих посланников и скажут им: “Приведите нам Абдуллаха ибн Аби Умейю, чтобы мы сами слышали и видели его!ˮ Разве это обязательно для них?»

Он сказал: «Нет».

Пророк (С) сказал: «А что является обязательным для этих посланников? Разве не достаточно им того, чтобы у них были от тебя знамения и доказательства их правдивости и того, что их слова — твои слова?»

Он сказал: «Да».

Пророк (С) сказал: «Разве ты видел, чтобы какой-то твой посланник пришёл к тебе и сказал: “Встань, отправляйся со мной, потому что они хотят, чтобы ты сам пришёлˮ?»

Он сказал: «Нет».

Пророк (С) сказал: «Так почему же ты предлагаешь Посланнику Господа миров то, что не допускаешь для своих посланников? В этом — совершенный довод о лживости всего, что ты упомянул, о Абдуллах!

Что же касается твоих слов “или будет у тебя дом из золотых украшенийˮ, то разве ты не знаешь, что у правителя Египта есть дом из золотых украшений? И разве он из-за этого стал пророком? И точно так же для Мухаммада не было бы обязательным пророчество, если бы он обладал домами.

Что же касается твоих слов “или ты поднимешься на небо. Но не уверуем мы и в твое поднятие, пока ты не спустишь нам книгу, которую мы прочитаемˮ, то знай, что поднятие на небеса сложнее, чем спуск с них. А если ты сам сказал, что не уверуешь, даже если поднимешься на небо, то как ты уверуешь, если тебе будет ниспослана оттуда книга?

Ты, о Абдуллах, сам признал, что отвергаешь доводы Аллаха, и нет для тебя лекарства, кроме мучений руками друзей Аллаха из числа людей или ангелов Ада. И мне ниспослана совершенная мудрость, в которой содержится опровержение того, что ты предлагаешь. Аллах сказал: “Скажи: ‘Хвала Господу моему! Разве я не только человек и посланник?’ˮ (17: 93). Господь мой далёк от того, чтобы совершать что-то на основании предложений невежд, из того, что дозволено и что не дозволено. На мне лежит только донесение довода, который даровал мне Аллах, и я не могу ни приказывать Ему, ни запрещать».

Абу Джахль сказал: «О Мухаммад! Остался только один вопрос. Разве ты не считаешь, что народ Мусы был поражён молнией, когда попросил его увидеть своего Господа явно?»

Он сказал: «Да».

Абу Джахль сказал: «Если бы ты был пророком, мы бы тоже сгорели. Ведь мы попросили об еще худшем, чем то, о чем попросил Мусу его народ. Ведь они попросили показать им Аллаха, а мы попросили тебя привести нам Аллаха!»

Посланник Аллаха (С) сказал: «О Абу Джахль! Не слышал ли ты об истории Ибрахима (А), когда он был вознесён в царство (малакут): “И так Мы показали Ибрахиму царство небес и земли, чтобы он был из имеющих уверенностьˮ? Аллах вознёс его на небеса и сделал сильным его взор, так что оттуда он мог видеть тех, кто на земле, как явных, так и скрытных. И он увидел, как некие мужчина и женщина совершают прелюбодеяние. Ибрахим (А) вознёс мольбу об истреблении их, и они умерли. Потом он увидел двух других, снова вознёс мольбу против них, и они умерли. Затем он увидел еще одних, взмолился против них, и они умерли. И тогда Аллах внушил ему в откровении: “О Ибрахим! Твои мольбы исполняются: так не возноси же их против Моих рабов и рабынь, ибо Я — Прощающий, Милостивый, Сокрушающий, Терпеливый! Мне ни в чем не вредят грехи Моих рабов, как не приносит пользы и их подчинение, и Я не истребляю их для успокоения своего гнева, как сделал ты. Так оставь же свои мольбы против Моих рабов и рабынь! Ибо ты — всего лишь посланник, и нет у Меня сотоварища в Моей власти. Исход Моих грешных рабов может быть только трёх видов: либо раб совершит покаяние, и Я прошу его и скрою его грех; либо Я оставлю его наказание из-за Моего знания, что из его чресел (потомства) выйдут верующие, а когда они выйдут, Я подвергну его наказанию. А если не будет первого или второго, то наказание, которое Я приготовил для них, больше того, что желаешь ты. Ибо Моё наказание для Моих рабов — по степени Моего величия и силы. Так оставь же, о Ибрахим, Меня с Моими рабами, ибо Я милостивее к ним, чем ты! Оставь Меня с ними, ибо Я — Сокрушающий, Терпеливый, Всезнающий, Мудрый. Я управляю ими по Моему знанию и осуществляю среди них Моё предопределение и решениеˮ.

О Абу Джахль! Аллах отсрочил твоё наказание из-за Своего знания, что из твоих чресел выйдет благое потомство — Икрама, твой сын. Дела мусульман достигнут тогда того, что если он станет подчиняться Аллаху и Его Посланнику, то будет возвышенным у Аллаха. А если бы не он, то наказание постигло бы тебя.

И таковы же и другие курайшиты: им дана отсрочка, ибо Аллах знает, что некоторые из них уверуют в Мухаммада и заслужат тем самым счастье. А Он не отрывает людей от счастья и не скупится на него. Или же от них родятся верующие, и Аллах даёт отсрочку их отцам, чтобы их дети получили счастье. А если бы не это, то спустилось бы наказание на всех вас. Посмотри же на небо!»

Они взглянули на небо и увидели, что врата его открыты, и языки пламени спускаются оттуда, достигая их голов, так что они почувствовали их жар. Тогда задрожали поджилки Абу Джахля и тех, кто был с ним.

Посланник Аллаха (С) сказал: «Не страшитесь, ибо Аллах не уничтожит вас сегодня. Он явил вам это как пример и предупреждение».

И они увидели, как позади огней появились светочи, которые покрыли их и вознёсли обратно на небеса. Посланник Аллаха (С) сказал: «Некоторые из этих светочей — это свет тех ваших потомков, о которых Аллах знает, что они будут счастливыми через веру в меня».

(«Тафсир Имама Аскари», С. 510-512).

 

9. Али ибн Ибрахим привёл от Ибн Мускана, что Имам Садык (А) сказал:

Отец Ибрахима (А) Азар был придворным астрологом Нимруда ибн Канана. Нимруд не предпринимал ничего, не посоветовавшись с ним. Однажды ночью он наблюдал за звёздами, а наутро сказал: «Сегодня ночью я видел нечто удивительное». Нимруд спросил: «А что это?»

Тот сказал: «Я видел, что на этой нашей земле родится ребёнок, от рук которого мы погибнем. Через малое время его мать забеременеет им». Нимруд же был на земле Куса-Рабба[2].

Нимруд спросил, состоялась ли уже беременность. Он сказал: «Нет». И он узнал также, что тот, кто родится, будет брошен в огонь, но Аллах скрыл от него то, что Ибрахим (А) будет спасён из огня.

Тогда Нимруд велел отделить женщин от мужчин, так чтобы в городе не осталось ни одной женщины, не отделённой от мужчин. Отец же Ибрахима (А) совокупился со своей женой, и она забеременела. Он призвал опытных женщин, чтобы они исследовали, беременна ли она. Однако Аллах скрыл ребёнка, и они сказали: «Мы не видим никаких признаков беременности».

Когда же родился Ибрахим (А), его отец хотел отнести его к Нимруду, но его мать сказала: «Не относи его к нему: Нимруд убьёт его! Позволь мне отнести его в пещеру и оставить там, так чтобы он умер сам, и ты не был повинен в смерти своего ребёнка».

Он сказал: «Иди».

Она отнесла его в пещеру, накормила молоком, положила там и закрыла пещеру камнем, а потом ушла. Но Аллах сделал его пропитание в его большом пальце, так что он сосал его, и оттуда шло ему молоко.

Так прошло какое-то время. Мать Ибрахима (А) снова пришла к пещере и увидела его живым, и глаза его сияли, как два светильника. Она взяла его, прижала к своей груди и дала ему молоко, а потом ушла.

Муж спросил её о ребёнке. Она сказала: «Он умер, я похоронила его». После этого она при всяком удобном случае ходила в пещеру и кормила его. Так ему исполнилось тринадцать лет.

Когда его мать в очередной раз пришла к нему, он сказал: «О мама! Выведи меня отсюда!» Она сказала: «О сын мой! Если царь узнает, что ты родился в то время, он убьёт тебя».

Когда он вышел из пещеры, он увидел, как солнце закатывается. Он взглянул на звезду на небе и сказал: «Это — мой Господь!» Когда же она закатилась, он сказал: «Если бы это был мой Господь, то она не двигалась бы и не исчезала». А потом сказал: «Не люблю я закатывающихся», — ибо то, что закатывается, пропадает. Когда он взглянул на горизонт, увидел месяц. Он сказал: «Это — мой Господь. Он больше и лучше». Когда же он закатился, Ибрахим (А) сказал: «Если мой Господь не поведёт меня прямым путём, я буду из числа заблудших». Когда же рассвело, и он увидел солнце, которое воссияло и озарило землю, он сказал: «Это — мой Господь. Он больше и лучше!» Когда же оно пришло в движение и закатилось, Аллах раскрыл перед ним небеса, так что он увидел Трон и того, кто на нём, и Аллах показал ему царство небес и земли. Тогда он сказал: «О народ мой! Я не причастен к тому, что вы придаете Ему в сотоварищи. Я обратил своё лицо к Тому, Кто сотворил небеса и землю, поклоняясь Ему чисто, и я — не из многобожников».

И он пришёл к своей матери, и она оставила его в доме среди своих детей.

Имама Садыка (А) спросили о словах Ибрахима (А): «Это — мой Господь» — разве он не совершил ширк в этом? Он сказал: «Нет, но тот, кто скажет так сегодня — многобожник. Ибрахим (А) не совершил ширк, потому что он искал своего Господа, а это не ширк».

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 213).

 

10. Шейх Садук привёл от Имама Садыка (А) в хадисе, где он упомянул то, чем был испытан Ибрахим (А):

И из этого — уверенность (йакын), и таково слово Аллаха: «И так Мы показали Ибрахиму царство небес и земли, чтобы он был из имеющих уверенность», и познание вечности Творца, и Его таухида, и Его очищения от всякого подобия (творениям). Он взглянул на звезду, месяц и солнце и вывел из того, что все они закатываются, их сотворённость и преходящесть, а из сотворённости и преходящести вывел то, что у них есть Тот, Кто сотворил их.

(«Хисаль», С. 305).

 

11. Табарси привёл:

Передано от Имама Казыма (А) от его отцов (А) от Имама Хусейна (А), что иудейский раввин из Шама, который читал Тору, Инджиль, Псалмы и свитки пророков, пришёл в собрание, где были сподвижники Пророка (С), и среди них — Али ибн Аби Талиб (А), Ибн Аббас, Ибн Масуд и Абу Саид Джухани.

И он сказал: «О умма Мухаммада! Вы не оставили ни одного достоинства пророков, не приписав его Мухаммаду! Позволите ли задать вам несколько вопросов?»

Все замолчали, и лишь повелитель верующих (А) сказал: «Да, все достоинства, которые Аллах дал пророкам, Он соединил в Мухаммаде (С), и даровал ему ещё много и много больше этого».

И тогда иудей стал задавать вопросы, и среди того, что он сказал, было:

— Ибрахим достиг уверенности в познании Аллаха.

— Так и было. Однако Мухаммаду (С) было даровано то, что лучше это. Ибрахим (А) достиг уверенности, когда ему было пятнадцать лет, а Мухаммад (С) — когда ему было семь лет. Однажды между Сафой и Марвой расположился караван христианских торговцев. Увидев его, они узнали его по его качествам, признакам и знамениям пророчества. Они спросили: «О мальчик! Как твоё имя?» Он сказал: «Мухаммад». — «Как зовут твоего отца?» — «Абдуллах». — «Что это?», — и они указали на землю. Он сказал: «Земля». — «Что это?», — и они указали не небо. Он сказал: «Небо». — «Кто их Господь?» — «Аллах». А потом он сказал им: «Горе вам! Вы хотите ввести меня в сомнение о моём Господе?»

О иудей! Он веровал в своего Господа, тогда как его народ поклонялся идолам и гадал по стрелам. Он же говорил: «Нет бога, кроме Аллаха».

— Ибрахим был скрыт от Нимруда за тремя завесами.

— Так и было. Однако Мухаммад (С) был скрыт от тех, кто хотел убить его, пятью завесами — три из тех трёх и две, как знак его превосходства. Аллах сказал, говоря о нём: «Мы устроили перед ними преграду» — это первая завеса — «и позади их преграду» — это вторая завеса — «и закрыли их, и они не видят» (36: 9)  — это третья завеса. А затем Он сказал: «И когда ты читаешь Коран, Мы делаем между тобой и теми, которые не веруют в последнюю жизнь, завесу сокровенную» (17: 45) — и это четвёртая завеса. И Он сказал: «Мы поместили на шее у них оковы до подбородка, и они вынуждены поднять головы» (36: 8) — и это пятая завеса.

— От доводов пророчества Ибрахима впали в смятение неверующие.

— Так и было. Но к Мухаммаду (С) пришёл тот, кто не верил в воскрешение, и это — Убей ибн Халаф Джумхи, и с ним были разложившиеся кости. Он перетёр их, смешал и сказал: «Кто оживит кости, которые истлели?» (36: 78). И Аллах дал Мухаммаду (С) говорить твёрдыми аятами, и Убей был смятен его доводами. Он сказал: «Оживит их Тот, Кто создал их в первый раз, и Он сведущ обо всяком творении» (36: 79). И тот удалился в смятении.

— Ибрахим разбил идолов своего народа из-за своего гнева ради Аллаха.

— Так и было. Однако Мухаммад (С) разбил триста шестьдесят идолов, расставленных вокруг Каабы, и стёр память о них на полуострове арабов, и унизил мечом тех, кто поклонялся им.

— Ибрахим ради Аллаха хотел принести в жертву своего сына.

— Так и было. Однако Ибрахиму (А) после его готовности принести в жертву сына был ниспослан баран. Мухаммад (С) же был опечален большей печалью, увидев смерть своего дяди Хамзы — льва Аллаха, льва Посланника и помощника его религии, — и как будто между его духом и телом разделили. Но он не проявил своей печали по нему и не взглянул на его место в своём сердце, дабы Аллах был доволен его терпением и дабы подчиниться Его повелениям во всех делах.

— Народ Ибрахима бросил его в горящий огонь, и тот стал для него прохладой и миром. Разве с Мухаммадом было что-то подобное?

— Когда Мухаммад (С) вступил в Хейбар, одна из его жительниц отравила его ядом, но Аллах сделал этот яд в его животе «прохладой и миром» до конца его дней. Ибо яд жжёт, когда попадает в живот, так же как жжёт огонь. Это — из чудес, явленных силой Аллаха для него, и ты не можешь отрицать это.

(«Ихтиджадж», С. 213).

 

12. Айаши привёл от Зурары, что Имам Бакир (А) сказал:

«И так Мы показали Ибрахиму царство небес и земли, чтобы он был из имеющих уверенность» — его взору была дана такая сила, что он проник в небеса и увидел то, что на них, и увидел Трон и то, что над ним, и увидел то, что на земле и под ней.

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 393).

 

13. Он также привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

«Если мой Господь не поведёт меня прямым путём, я буду из числа заблудших» — то есть забывших завет (который они заключили с Господом в мире зарр).

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 394).

 

14. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«Это — мой Господь» — он сказал не то, что имел в виду.

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 395).

 

15. Ибн Фариси привёл в «Роузату ль-ваизин» от Муджахида ибн Аби Амру и Абу Саида Худри:

Мы были у Посланника Аллаха (С), когда к нему вошли Салман Фарси, Абу Зарр Гифари, Микдад ибн Асвад и Абу Туфейл Амир ибн Ваила, и печаль была видна на их лицах. Они сказали: «О Посланник Аллаха! Мы слышим от некоторых людей о твоём брате и сыне твоего дяди Али то, что печалит нас. Мы просим тебя ответить на это!»

Посланник Аллаха (С) сказал: «Что же они говорят о моём брате и сыне моего дяди?» Они ответили: «Они говорят: какое достоинство для Али может быть в том, что он раньше всех принял Ислам, если он был тогда ребёнком?»

Посланник Аллаха (С) сказал: «Это печалит вас? Клянусь Аллахом, разве вы не прочитали в предшествующих книгах, что отец Ибрахима (А) скрыл его от тирана того времени, а его мать родила его между деревьями на берегу реки? Когда же она родила его, он встал из-под неё, протирая своими руками лицо и голову, и сказал: “Нет бога, кроме Аллахаˮ, повторяя это множество раз. Затем он взял одежду и вытерся ею, а его мать смотрела на него, поражаясь этому. И он стал ходить перед нею, смотря на небеса. И было с ним то, что сказал Аллах: “И так Мы показали Ибрахиму царство небес и земли, чтобы он был имеющих уверенность. Когда покрыла его ночь, он увидел звезду и сказал: ‘Это — мой Господь!’ Когда же она закатилась, он сказал: ‘Не люблю я закатывающихся’. Когда он увидел месяц восходящим, он сказал: ‘Это — мой Господь!’ Когда же тот закатился, он сказал: ‘Если мой Господь не поведёт меня прямым путём, я буду из числа заблудших’. Когда же он увидел солнце восходящим, то сказал: ‘Это — мой Господь, Он больше!’ Когда же оно зашло, он сказал: ‘О народ мой! Я не причастен к тому, что вы придаете Ему в сотоварищи’ˮ.

И вы знаете, что Муса ибн Имран (А) разыскивался Фараоном, который велел вспарывать животы беременным женщинам и убивать младенцев, чтобы уничтожить Мусу (А). Когда его мать родила его, ей было велено взять его, положить в ящик и бросить ящик в реку. Она была растеряна, но Муса (А) заговорил с ней и сказал: “О мама! Положи меня в ящик и брось его в реку!ˮ Она ответила, поражаясь тому, что он заговорил: “О сын мой! Я боюсь, что ты утонешьˮ. Он ответил: “Не печалься! Аллах вернёт меня тебеˮ. Она сделала то, что он сказал, и он был в ящике в реке, покуда течение не выбросило его на берег. Затем Аллах вернул его матери здоровым. Он не ел в это время еды и не пил воды и был защищён Аллахом. Аллах сказал об этом: “‘Брось его в ковчег и брось его в море, и пусть море выкинет его на берег; возьмёт его враг Мой и враг его’. Я устремил на тебя Мою любовь, чтобы ты был выращен на Моих глазах. Вот идёт твоя сестра и говорит: ‘Не указать ли вам на того, кто о нём позаботится?’ И Мы вернули тебя к твоей матери, чтобы глаз ее усладился, и она не печалиласьˮ (20: 39-40).

И вот Иса ибн Марьям (А), о котором Аллах сказал: “И воззвал Он к ней из-под неё: ‘Не печалься: Господь твой сделал под тобой ручей. И потряси над собой ствол пальмы, она уронит к тебе свежие, спелые плоды. Ешь, и пей, и возрадуйся! А если ты увидишь кого-то из людей, то скажи: Я дала Милостивому обет и не буду говорить сегодня с человеком’ˮ (19: 24-26). Он говорил со своей матерью при своём рождении и разговаривал, когда она указала на него: “А она указала на него. Они сказали: ‘Как мы можем говорить с тем, кто ребенок в колыбели?’ Он сказал: ‘Я — раб Аллаха, Он дал мне писание и сделал меня пророком. И сделал меня благословенным, где бы я ни был, и заповедал мне молитву и милостыню, пока я жив, и благость к моей родительнице и не сделал меня тираном, несчастным’ˮ (19: 29-32). Он говорил при своём рождении, и ему было даровано писание и пророчество, и ему были заповеданы молитва и милостыня через три дня после его рождения.

Вы знаете, что Аллах сотворил меня и Али из одного света, и мы были в чреслах Адама, прославляя Аллаха, а затем мы были перенесены в чресла мужчин и чрева женщин, и наше прославление раздавалось во всякое время до Абдуль-Мутталиба[3], и наш свет был явлен на лицах наших отцов и матерей, и наши имена были начертаны светом на их лбах. Затем (то есть после Абдуль-Мутталиба) наш свет разделился, и половина его перешла к Абдуллаху, а половина к моему дяде Абу Талибу. Наше прославление Аллаха было слышно от них, и когда мой отец и дядя сидели среди Курайшитов, мой свет был виден от моего отца, а свет Али от его отца. И так — пока мы не родились от наших отцов и матерей.

В день рождения Али пришёл мой возлюбленный Джабраил и сказал мне: «О возлюбленный Аллаха! Аллах приветствует тебя и поздравляет тебя с рождением твоего брата Али и говорит тебе: “Наступает время твоего пророчества и возвещения твоего откровения. Ибо Я поддержал тебя твоим братом, наместником и халифом, сделал через него твёрдыми твои опоры и через него вознёс твоё поминаниеˮ».

Тогда я быстро встал и узнал, что у Фатимы бинт Асад, матери Али, начались роды, и женщины и родственницы собрались вокруг неё. Джабраил сказал мне: “Поставь между ею и собой завесу и возьми Али, когда он родитсяˮ. Я сделал так. Затем он сказал мне: “Протяни свою правую руку, о Мухаммад, ибо он — твоя правая рукаˮ. Я протянул свою руку, и вот, он взялся за мою руку, а затем прочитал азан и икамат и свидетельство о единстве Аллаха и моём пророчестве. После этого он обратился ко мне и сказал: “Мир тебе, о Посланник Аллаха! Прочитать ли мне, о мой брат?ˮ Я сказал: “Читай!ˮ И, клянусь Аллахом, он стал читать свитки, которые Аллах ниспослал Адаму и которые перешли к Шейсу и прочёл их от первой буквы до последней, так что если бы Шейс был там, он сказал бы, что Али лучше знает их, чем он. Затем он прочитал свитки Нуха, Ибрахима и Тору Мусы, так что если бы Муса (А) был там, он сказал бы, что Али знает Тору лучше, чем он. Затем он прочитал Забур Давуда, так что если бы Давуд был там, он сказал бы, что Али знает Забур лучше, чем он. После этого он прочитал Инджиль Исы, так что если бы Иса был там, он сказал бы, что Али знает Инджиль лучше, чем он. Затем он прочитал Коран, и я увидел, что он знает его так же, как я, хотя я не читал ему ни одного аята из Корана. Затем он заговорил со мной, и я заговорил с ним о том, о чём говорят между собой пророки и преемники. А затем он вернулся к своему состоянию ребёнка. И таковы же одиннадцать Имамов из его потомства — все они при своём рождении совершают то же, что и пророки.

Почему же вы печалитесь? Какое вам дело до того, что говорят люди сомнения и ширка? Разве вы не знаете, что я — лучший из пророков, а мой преемник — лучший из преемников? Разве вы не знаете, что мой отец Адам, увидев моё имя, имя Али, имя моей дочери Фатимы и имена Хасана и Хусейна и имена их потомков написанными светом на опоре Трона, сказал: “О мой Бог и Господь! Разве Ты сотворил творение лучше, чем я?ˮ И Аллах сказал ему: “О Адама! Если бы не эти имена, Я не сотворил бы небеса и землю, не сотворил бы ангелов приближенных, не сотворил бы пророков и не сотворил бы тебя, о Адамˮ.

Когда Адам ослушался своего Господа, он попросил его во имя нас, чтобы Аллах принял его покаяние и простил его ошибку, и Он ответил ему. Мы были теми словами, которые Адам принял от своего Господа, и Он простил его и принял его покаяние. Он сказал ему: “О Адам! Возрадуйся, ибо это — имена твоих потомковˮ. И он воздал хвалу Аллаху и гордился нами перед ангелами. Это — из числа наших достоинств и милости Аллаха к нам».

Тогда Салман и те, кто были с ним, встали и сказали: «Мы — преуспевшие». И Посланник Аллаха (С) сказал: «Вы — преуспевшие. Для вас был сотворён Рай, а для наших и ваших врагов был сотворён Ад».

 

Примечание автора тафсира: В другом варианте этого же хадиса говорится:

Посланник Аллаха (С) сказал: «Это печалит вас? Клянусь Аллахом, разве вы не прочитали в предшествующих книгах, что отец Ибрахима (А) умер, когда его мать была беременна им, а его мать родила его между деревьями на берегу реки, страшась Нимруда ибн Канаана?...»

Это является указанием на то, что Азар не был отцом Ибрахима (А), но был его приёмным отцом, то есть воспитателем. Повелитель верующих Али (А) сказал: «Азар был приёмным отцом Ибрахима». От Имама Садыка (А) передано: «Имя отца Ибрахима — Тарих».

Табарси сказал: «Между знатоками имён нет расхождения, что имя отца Ибрахима (А) — Тарих. А Азар был дедом Ибрахима (А) по матери. И передано также, что это был его дядя. И все отцы нашего Пророка (С) вплоть до Адама были единобожниками».

Аллах говорит: «Разве вы были свидетелями, когда предстала к Йакубу смерть? Вот он сказал своим сынам: “Чему вы будете поклоняться после меня?ˮ Они сказали: “Мы будем поклоняться твоему богу и богу твоих отцов, — Ибрахима и Исмаила, и Исхака, — единому Богу, и Ему мы предаемся» (2: 133). Однако Исмаил (А) не был отцом Йакуба (А), но был его дядей.

 

[1] Имеются в виду четыре столпа Трона, каждому из которых соответствует определённая область в мироздании.

[2] Область в Вавилоне, Ирак.

[3] Абдуль-Мутталиб — дед Посланника Аллаха (С) и Имама Али (А). Его сыновьями были Абдуллах — отец Пророка (С) — и Абу Талиб — отец Имама Али (А).

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.