«Вот Господь твой извлек из рода Адама, из спин их, их потомство и заставил их свидетельствовать о самих Себе: “Разве Я не ваш Господь?ˮ Они сказали: “Да, мы свидетельствуемˮ. Чтобы вы не сказали в День воскресения: “Мы были небрежны к этомуˮ» (7: 172)
Из Корана и хадисов Непорочных (А) можно сделать вывод, что миров, помимо нашей дуньи, несколько, и человек переходит из одного в другой, как сказал Посланник Аллаха (С): «Вы созданы не для исчезновения, а для пребывания. Вы переходите из одной обители в другую» («Итикадат» Муфида, С. 47). Одним из этих миров является так называемый «мир зарр» («мир частиц»), в котором все мы существовали прежде нашей жизни в этом земном мире. Слово «зарр» можно переводить как «частицы» или как «рассыпание», «разбрызгивание» или даже как «создание». Другие его названия — «мир завета» (аламу ль-мисак) и «мир образов» (аламу ль-ашбах).
Мир зарр — это мир первого творения, то есть плана, проекта всей истории мироздания до Судного Дня, в котором каждый из нас сам выбирал, каким он будет в этом ближнем мире (дунье) и после него. Можно сказать и так: мир зарр — это мир таклифа, противовес миру Судного Дня, первая чаша на весах бытия, уравновешенная второй чашей мира киямата.
Аллах говорит: «Люди были единой общиной, и Аллах отправил пророков вестниками и увещателями» (2: 213), и разъяснение этого состоит в том, что все творения в мире зарр были равными в отношении таклифа — в том смысле, что каждый был способен принять или отвергнуть то, что предложил им Всевышний, по своему собственному свободному выбору.
Все творения созданы из одной и той же материи, и это — свет Ахль уль-Бейт (А), и отличаются друг от друга только образом, то есть формой. Это подобно тому как у идола и стула одна и та же материя (дерево), а отличаются они друг от друга формой, и форма первого является скверной, а второго — благой. Одними и теми же чернилами можно написать имя Аллаха и можно написать ругательство. Так же и люди в мире зарр были единой общиной, то есть не отличались друг от друга по форме, пока Аллах не поставил перед ними первый великий таклиф, состоявший в вопросе: «Разве Я не ваш Господь? И Мухаммад — не ваш Пророк? И Али — не ваш Имам?», и в зависимости от их ответа каждый получил ту или иную форму, и те, кто ответили «да» языком и сердцем, получили форму веры и таухида, а те, кто отвергли, получили форму неверия, и затем по этой форме они были сотворены такими, какими являются сейчас, во втором творении, то есть в этой дунье. Это подобно тому как если ты подходишь к двум людям, которые сидят рядом друг с другом, то они будут чем-то единым для тебя. Когда же ты велишь им что-то, и один подчинится, а другой отвергнет — тогда для тебя возникнет их отличие, и первый окажется близким к тебе, а второй — далеким.
Имам Садык (А) говорит по поводу аята «это — увещеватель из первых увещевателей» (53: 56): «Когда Аллах создал творения в первом творении (зарр) и расставил их рядами, Он послал к ним Мухаммада (С), и уверовали в него одни и отвергли другие. И Аллах сказал: “Это — увещеватель из первых увещевателейˮ, имея в виду Мухаммада (С), который призывал к Аллаху в первом творении (зарр)». («Тафсир Кумми», том 2, С. 317).
И среди них были те, кто сказал «да» языком и сердцем, и они — верующие в этом ближнем мире (дунье), и те, кто сказал «да» языком, но отверг сердцем, и они — внешне мусульмане в этом ближнем мире, но неверные в мире будущем, и те, кто отверг и языком, и сердцем, и они — неверующие, враги Аллаха в этом ближнем мире. И также те, кто ответил быстрее и опередил в том мире — они являются опередившими и в этом мире, как говорит Аллах: «А опередившие — опередившие. Они — приближённые в садах благодати» (56: 10-12).
В «Амали» Туси приведено от Имама Бакира (А), что Посланник Аллаха (С) сказал повелителю верующих (А): «Ты — тот, через кого Аллах возвёл довод над творением при его создании, когда Он сделал их образами (ашбах) и сказал им: “Разве я не ваш Господь?ˮ Они сказали: “Даˮ. Он сказал: “Разве Мухаммад — не Мой посланник?ˮ Они сказали: “Даˮ. Он сказал: “Разве Али — не повелитель верующих?ˮ — и отвергли это все творения, из-за гордыни и превознесения относительно твоего вилаята, кроме немногих из них, и они — крайне немногие, и они — люди правой стороны».
И после этого Аллах сотворил их во втором творении по тому образу, который они сами приняли в мире зарр, то есть в соответствии с их ответом.
Как говорится в хадисе от Имама Али (А):
«Аллах сказал, велик Он и свят: „Я сотворю человека из звучащей, из глины, облечённой в форму. А когда я выровняю и вдуну от Моего духа, то падите, ему поклоняясь“ (15:28—29). И было это от Аллаха предшествованием для Адама перед его сотворением и Его доводом над ними. И Аллах зачерпнул Своей правой дланью (длань — в переносном смысле, как сила) горсть пресной воды Фурата, и сделал её в Своей деснице звучащей глиной, так что она затвердела, и сказал ей: „Из тебя Я сотворю пророков, посланников, и Моих праведных рабов, и имамов, ведущих прямым путём, и призывающих к Раю, и их последователей до Судного Дня, и их шиитов, и Я не буду спрошен, о том, что Я совершаю, но они будут спрошены“.
Потом Он зачерпнул другую горсть из солёной горькой воды, и сделал её звучащей глиной в Своей деснице, и она затвердела, и сказал ей: „Из тебя Я сотворю тиранов, фараонов, высокомерных, братьев шайтанов и призывающих к Огню до Судного Дня, и их шиитов, и Я не буду спрошен, но они будут спрошены“».
И значение «зачерпывания правой дланью» здесь — их ответ «да» на Его вопрос: «Разве Я не ваш Господь, а Мухаммад — не ваш Пророк, а Али — не ваш Имам, и Имамы из его потомства — не ваши Имамы?», а «затвердение» подобно Его словам: «...те, которые сказали: «Господь наш — Аллах», — а потом утвердились (в этом)» (41: 30). Значение же «зачерпывания другой горстью из солёной горькой воды» — их ответ «нет» на тот же вопрос.
И нет такого, чтобы Аллах принудил часть людей к неподчинению Себе, сотворив их «фараонами, высокомерными, братьями шайтанов и призывающими к Огню», однако Он создал их такими во втором творении по тому образу, который они сами выбрали для себя в первом творении, то есть в мире таклифа, в мире зарр. Коран говорит: «Аллах наложил печать на них за их неверие» (4: 155) — то есть их неверие в мире зарр. И об этом же говорит аят: «Однако они не уверовали в то, что они сочли ложью прежде. Так Аллах запечатывает сердца неверующих» (7: 101).
Аллах сотворил всякую вещь по степени её собственного принятия бытия (её ответа в первом творении, мире зарр), то есть так, как она сама выбрала для себя, и тот, кто выбрал облик подчинения – Он дал его ему, и тот, кто выбрал облик непокорности – Он дал его ему.
В этом – толкование и тайна слов Посланника Аллаха (С): «Высохли перья, и исполнилось предопределённое». У него спросили: «А к чему тогда деяния?» Он сказал: «Совершайте деяния, потому что каждому будет облегчено то, для чего он был сотворён» («Бихар», том 64, С. 119). То есть: каждому будет облегчено то, для чего он был сотворён в соответствии со своим собственным выбором. И таково слово Аллаха: «Они не оказывались таковыми, чтобы уверовать в то, что считали ложью раньше» (10: 74) – то есть в мире зарр.
И также дело не обстоит так, что Аллах создал благих людей из света, а злых — из мрака, но истина состоит в том, что Аллах сотворил каждого по степени принятия или отвержения им света, то есть в зависимости от его собственного ответа в мире таклифа. Подчинение Аллаху возвращает свет, из которого были сотворены все творения, к его истине, а неподчинение, наоборот, превращает этот свет в тьму. Говоря иными словами, Аллах сделал каждого благого благим из-за его собственной благости и сделал каждого злого злым из-за его собственного зла.
Насколько можно судить из хадисов, все ответили «да» на вопрос «разве Я не ваш Господь?». Однако когда прозвучал вопрос: «Разве Мухаммад — не ваш Пророк?», многие сказали «да» своими языками, сомневаясь в своих сердцах и ожидая, что будет дальше. Когда же у них было спрошено: «Разве Али — не ваш Имам?», все они сказали: «Нет», и отвергли тем самым и таухид, и пророчество Мухаммада (С), кроме немногих. А потому в ближнем мире шиитов Ахль уль-Бейт — очень малое число, и после дня Гадир вся умма, кроме нескольких человек, отвергла руководство Али (А), хотя и признавала руководство Мухаммада (С) до этого. Первыми же, кто отверг руководство Али (А) в мире зарр и стали призывать к этому остальных, были Абу Бакр и Умар, и такими же они были сотворены и в ближнем мире: «Мы сделали их имамами, призывающими в Ад, и в Судный День не будет им помощи» (28: 41).
И если кто-то спросит: «Как же они могли отвергнуть истину, зная о ней?», то ответ состоит в том, что они сделали это точно так же, как делают люди в этом ближнем мире, совершая преступления и грехи, о которых они знают, что это преступления и грехи. И так же было и в мире зарр.
Итак, люди переходят из мира в мир, как сказал Посланник Аллаха (С), и наша дунья – только краткий эпизод в длинной истории человечества. До прихода в этот ближний мир мы прошли зарр, а после него войдём в миры возмездия и воздаяния, и таковых три – раджаат, барзах и ахират. Поэтому дунья (ближний мир) как бы разделяется внутри себя на две части – дунья испытания, то есть тот мир, в котором мы все сейчас живём, и дунья воздаяния, то есть этот же мир в эпоху раджаата. В эпоху раджаата ближний мир останется тем же, однако его законы несколько поменяются – в соответствии с его новым смыслом. В данном плане можно сказать, что мир раджаата – это нечто среднее между дуньей и барзахом.
Согласно хадисам, Судный День продлится 50 тысяч лет, и таков же срок раджаата и срок мира зарр: «Восходят к Нему ангелы и дух в день, величина которого — пятьдесят тысяч лет» (70: 4). Такое соответствие не случайно, потому что Судный День – это противовес миру зарр или, лучше сказать, его соответствие на другой стороне, вторая чаша на весах бытия, тогда как первая – это День таклифа, мир зарр. Судный же День – это День воздаяния за выполнение или невыполнение таклифа, принятого в мире зарр.
Теперь мы видим всю систему миров, дух которой составляет таклиф, то есть совокупность обязанностей перед Аллахом. Первым был мир зарр, то есть принятие таклифа, в соответствии с которым — то есть со степенью этого принятия - и были созданы творения такими, какие они есть. Он длился 50 тысяч лет. Потом наступает мир дуньи, то есть мир исполнения таклифа, мир испытания, мир деяний, который можно сравнить с прокручиванием диска, на котором записана информация. То есть каждому из нас в мире зарр как бы дали программу, дали диск, на котором записано то, какими мы будем. Но наша задача в этом мире — не повредить этот диск, донести его целым и невредимым. Потому наступает мир раджаата, который тоже будет длиться 50 тысяч лет. Это — противовес миру зарр в ближнем мире, воздаяние за выполнение или невыполнение таклифа в нём. Затем идёт мир Судного Дня, который тоже будет продолжаться 50 тысяч лет, и это — противовес миру зарр в будущем мире.
Таким образом, всю совокупность миров можно зрительно представить себе в виде дуги, которая начинается от высшей точки, то есть мира зарр, потом идет вниз, достигая низшей точки, то есть мира дуньи, а потом опять начинает подниматься, восходя снова до того же уровня высшей точки, только на другой стороне, и это — мир Судного Дня. Дух же всех этих миров — таклиф перед Аллахом. Затем мир Судного Дня будет закончен и начнется мир Рая и Ада, то есть мир ахирата. (Подробнее об устройстве мира барзаха, Судного Дня и ахирата читайте здесь).
В бытии нет ничего устойчивого и постоянного, кроме Аллаха, а всё остальное изменяется и движется. Мы двигались сверху вниз, отмечая наше положение нашими деяниями, и после смерти начнем двигаться снизу вверх. Образ таклифа, принятый в мире зарр, в хадисах называется «глиной» (тин), и его отношение к первоначальной сущности – как отношение зеркала к тому, что оно отражает. И данный человек отражается в зеркале второго творения в соответствии с теми качествами зеркала, которые он сам выбрал, – в зависимости от способности зеркала принимать свет и тьму, от его малости и величины, его кривизны или прямоты. Иными словами, приход в наш мир подобен тому, как образ человека входит в зеркало, и «зеркало» в данном примере — это его ответ в мире зарр, определяющий его форму в нашем мире.
Имам Садык говорит: «И вот, из них есть те, кто устремляется к усердию (в поклонении Аллаху в ближнем мире), и есть те, кто замедляет, и есть те, кто остаётся на месте, как они и сделали в первый раз (в мире зарр). И таково слово Аллаха: “Да, обнаружилось пред ними то, что они скрывали раньше, если бы они были возвращены, то вернулись бы к тому, от чего их удерживали!ˮ».
(«Тафсир Айаши», том 1, С. 358).
Амин Рамин
Ас саламу алейкум, брат. А как насчёт тех суннитов, которые ничего не знали об имамате, абсолютно ничего, но при этом они были благочестивыми и соблюдающими. Каково их положение будет в Судных день, в соответсвии с этой статьей?
Ва алейкум ассалам. Деяния тех, кто не признает имамат, не принимаются. Если они не могли узнать по объективным обстоятельствам, то для них будет обновлены таклиф и испытание в Судный День.
Ассалам алейкум, брат. Разъясните след. момент. Если в мире зарр ВСЕМ был сделан таклиф из трёх вопросов, и получен от них ответ, получается , что в нашей дунье люди , которые жили до прихода Мухаммада(с.а.а.с), всё таки сделали ошибочный выбор и отвергли вилайет Али(а.с) и возможно пророчество Мухаммада(с.а.а.с) в мире зарр. Соответственно они заблудшие. Соотносится ли это с тем тезисом, что в эпоху раджаата людям , которые жили до пророческой миссии будет дан ещё один шанс для спасения. Они же в мире зарр определились в отношении таклифа Аллаха? Разъясните пожалуйста. А то как то не складывается цельная картина.
Ва алейкум ассалам, брат!
При раджаате не будет шанса для спасения.
Так же мне совершенно непонятно, почему в мире зарр творения получив таклиф от самого Аллаха ( в отличие от дуньи , где призыв шёл от посланников), признавая Его как создателя и , признавая Его единственность и исключительность, не последовали его таклифу, отрицая пророчество Мухаммада и вилайет Али? Разве они не были осведомлены о предстоящем наказании ? Или они были настолько нелогичны и неразумны?
Да, были нелогичны и неразумны. В Коране об этом прямо сказано. «Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя завет, но они отказались нести его и испугались этого, а человек взялся нести его. Воистину, он является несправедливым и невежественным» (33: 72).
Скажите пожалуста, там где вы пишите: "И среди них были те, кто сказал «да» языком и сердцем, и они — верующие в этом ближнем мире (дунье), и те, кто сказал «да» языком, но отверг сердцем, и они — внешне мусульмане в этом ближнем мире, но неверные в мире будущем, и те, кто отверг и языком, и сердцем, и они — неверующие, враги Аллаха в этом ближнем мире. " можно разъяснить вот это предложение: «те, кто сказал «да» языком, но отверг сердцем, и они — внешне мусульмане в этом ближнем мире, но неверные в мире будущем»? То что «внешне мусульмане в этом мире» это понятно, но «неверные в мире будущем» что значить?
То есть внешне приняли, но внутренне отвергли.
«То что «внешне мусульмане в этом мире» это понятно, но «неверные в мире будущем» что значить?» — то есть внешне они мусульмане, но перед Аллахом они кафиры.
Здравствуйте, Админ.
Можно у вас спросить по поводу того, что приводят материалисты против разумности создания в теме мира зарр?
Очень много видов животных, созданы с запрограммированным злом и страданием внутри своей общины.
К примеру: У морских слонов только один самец в стае имеет право вступать в половую связь с самками, если их на пляже хоть 20-50, они все становятся женами вожака, а все остальные самцы мучаются от перевозбуждения, и в результате нападают насиловать детенышей, в очень многих случаях детеныши при этом погибают. И так их вид существует на протяжении всего времени, с такими запрограммированным законом.
У львов в программе тоже заложено сражаться между кланами других львов, и в случае победы, их детенышей они оставляют умирать от голода, или загрызают на месте (первое в частых случаях, не понятно почему).
У некоторых видов млекопитающих и птиц есть такие зверства внутри их собственной общины к себе подобным (еще и с долгими пытками, насиловании жен других самцов, при них еще) , но не буду тут про это все писать.
И параллельно этому, есть много видов животных, которые живут доброй жизнью друг с другом, без насилия и зла. Выходит, что некоторые виды животных были нарочно созданы такими Всевышним и обреченными на покорность страшной программе?
Вы говорили краем про это в истории о мире зарр: «И те, кто сказал «нет», были созданы из противоположности света — и так были сотворены души неверующих, шайтаны и скверные животные и растения.»
Как это кто то ответил, что бы его создали таким, вместо того, что бы создали ангелом или нормальным животным? Выходит — многие виды принужденно были сотворены скверными?