Абу Басир спросил у Имама Садыка (А): «Почему Аллах отвратил наказание от народа Йунуса и не отвратил от других народов?»
Он сказал: «Потому что в знании Аллаха было, что Он отвратит его от них для их покаяния. И Он не известил Йунуса об этом, потому что Он хотел, чтобы Йунус посвятил себя поклонению Ему в чреве рыбы, заслужив тем самым Его награду и милость».
(«Илалу шараи», том 1, С. 77).
Имам Садык (А) сказал: «Аллах ни от кого не отвращал наказания, кроме народа Йунуса. Йунус призывал их к Исламу, но они отвергли его. Тогда он решил воззвать к Аллаху против них. И среди них было два человека — поклоняющийся и знающий. Первого звали Тануха, а второго Рубейл. Первый подсказывал Йунусу, что нужно прочитать молитву для их наказания, а второй был против этого, говоря: “Не взывай к Аллаху против них, потому что Аллах ответит на твою просьбу, но Он не любит гибели Своих рабовˮ. Йунус же принял мнение поклоняющегося и не принял мнение знающего и прочитал молитву против них. И Аллах ниспослал ему в откровении: “Наказание постигнет их в такой-то год, такой-то месяц и деньˮ.
И когда наступило время наказания, Йунус и поклоняющийся вышли из города, и остался в нём знающий. И вот, когда начало низводиться наказание, он сказал им: “О люди! Обратитесь к Аллаху: быть может, он помилует вас и отвратит от вас наказание!ˮ Они спросили: “Что же нам делать?ˮ Он сказал: “Соберитесь все вместе и выйдите в пустыню. Отделите детей от матерей, верблюдиц — от верблюжат, коров — от телят, овец — от ягнят. А потом плачьте и взывайте к Господу!ˮ И они вышли и сделали это: стали кричать и плакать. И тогда помиловал их Аллах и отвёл от них наказание, и направил его на гору, ибо оно уже было ниспослано и приближалось к ним.
Когда же Йунус вернулся, чтобы увидеть, как погубил их Аллах, узрел, что земледельцы работают на своих полях. Он спросил у них: “Что стало с народом Йунуса?ˮ Они ответили ему, не узнавая его: “Йунус воззвал против них, и Аллах ответил на его мольбу и ниспослал на них наказание. Однако они собрались, плакали, читали молитвы, и Аллах помиловал их, и отвратил его от них, и разбил наказание о гору. И вот, они ищут Йунуса, уверовав в негоˮ.
И разгневался Йунус и ушёл в гневе, как рассказал Аллах, пока не достиг до берега моря. Тут он увидел нагруженный корабль, который собирался отплывать. Йунус попросил их взять его с собой, и они согласились. Когда же они были в море, Аллах отправил огромную рыбу, и она встала спереди от корабля, мешая его движению. Йунус посмотрел на неё, ужаснулся и перешёл в конец корабля. Однако рыба приплыла туда и открыла рот. Тогда вышли люди, бывшие на корабле, и сказали: “Среди нас есть грешникˮ. Они бросили жребий, и жребий выпал на Йунуса, и таково слово Аллаха: “ И бросал он жребий с другими и был из числа проигравшихˮ (37: 141). Тогда они взяли его и бросили за борт. Рыба проглотила его и уплыла».
(«Тафсир Кумми», том 1, С. 319).
Имам Реза (А) сказал об аяте: “И человека в рыбе, когда он ушел в гневе и думал, что Мы не справимся с ним (буквально – не определим над ним). И воззвал он во мраке: «Нет бога, кроме Тебя! Пречист Ты! Я был одним из несправедливых!»” (21: 87).
«Это был Йунус ибн Матта, мир ему: он ушёл в гневе на свой народ (то есть ушёл от своего народа, будучи в гневе на него), и “думал” здесь имеет значение “убедился” – “что Мы не определим над ним” – то есть что Аллах не обделит его пропитанием никогда. И таково же слово Аллаха, велик Он и свят: “когда Он испытает его и определит ему пропитание”– то есть обделит его пропитанием. “И воззвал он во мраке” – во мраке ночи, и во мраке моря, и во мраке живота рыбы — “нет бога, кроме Тебя! Пречист Ты! Я был одним из несправедливых!” – через оставление такого поклонения, которое Ты сделал возможным для меня в животе рыбы. И Аллах ответил ему и сказал: “А если бы он не стал из восхваляющих, то остался бы в животе её до Дня воскрешения”.
(«Уйун ахбар реза», том 1, С. 201).
Добавить комментарий