Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Коран – Книга, которая включает в себя простые выражения (ибарат), указания (ишарат), тонкости (латаиф) и внутренние истины (хакаик). Коран объемлет всех людей. «Мы ниспослали тебе книгу для разъяснения всякой вещи» (16: 89).
И дело обстоит так:
выражения предназначены для массы;
указания – для ученых (улама);
тонкости – для святых (аулия);
внутренние истины – для пророков.
Разумеется, эта тема имеет длинное разъяснение. Мы затронули ее только для того, чтобы сказать: ученые должны обращать внимание на указания (ишарат) Корана.
Хадж упомянут в Коране удивительным образом. Так, о посте говорится: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан тем, кто был до вас» (2: 83). Однако про хадж сказано: «У Аллаха — на людях обязательство хаджа к Дому, — для тех, кто в состоянии совершить путь к нему» (3: 97). И дальше идет выражение: «А кто не верует...» — что обусловлено этим условием: «...то ведь Аллах богат, превыше миров».
Такие выражения не встречаются больше нигде относительно других законов и обязанностей. Данный аят разъясняет корень хаджа. Есть еще другой аят о завершении хаджа. Корень вещи – одно дело, ее завершение – дело другое.
Такова точность и тонкость Корана.
Итак, относительно корня хаджа говорится: «У Аллаха — на людях обязательство хаджа к Дому, — для тех, кто в состоянии совершить путь к нему». И далее упоминается, что отречение от хаджа есть куфр (неверие). Причинно-следственная связь этого в том, что «Аллах богат, превыше миров».
Касательно же завершения хаджа сказано: «Завершайте хадж и умру ради Аллаха» (2: 196).
Порядок Корана настолько точен! Аят о корне установления хаджа начинается с имени «Аллах», а аят о завершении хаджа заканчивается этим именем!
Обратите внимание: начало – Аллах, завершение – тоже Аллах.
В обоих случаях перед именем Аллаха стоит «лям» (ли-лляхи): «у Аллаха» и «ради Аллаха» (в арабском оригинале в обоих случаях стоит буква лям). И этот лям тоже имеет свою глубину.
В первом аяте «лям» несет значение гарантирования, согласно арабской грамматике. Гарантирование и взятие чего-то на себя имеет другой стороной долг, должествование.
При более внимательное взгляде, все обязанности, возложенные Аллахом на человека, есть долги (от человека к Аллаху). Однако относительно хаджа это сказано явно.
Слова «у Аллаха – на людях» выражают отношения долга. Аллах принимает на Себя долг в отношении людей, обусловленный их «возможностью» («для тех, кто в состоянии совершить путь к нему»). И затем оставление хаджа приравнивается к куфру. То же самое в хадисах говорится об оставлении намаза. Однако то, что о хадже такое сказано в Коране, свидетельствует о том, насколько важно это дело.
Мы не понимаем, что такое Мекка! Что за строение Кааба! Какая тайна скрыта в этих камнях, поставленных друг на друга! «Вот Ибрахим и Исмаил подняли основание Дома (Каабы): “Господь наш! Прими от нас! Воистину, Ты – Слышащий, Знающий”» (2: 127).
Сначала Аллах избрал двух людей: один – друг Аллаха (халилу Ллах), второй – агнец Аллаха (забиху Ллах).
И это – после испытания Ибрахима (А): «Вот Господь испытал Ибрахима повелениями» (2: 124).
И Он сделал Ибрахима (А) Своим работником и строителем этого Дома. А также того агнца, о котором он сказал: «Я вижу во сне, что закалываю тебя» (37: 102). Тяжело понять эти слова! «О отец, делай то, что тебе велено! Если будет угодно Аллаху, ты найдешь меня одним из терпеливых» (37: 102).
После того, как они прошли такое испытание, Аллах повелел им построить этот Дом. Сей Дом таков, что его не постигнуть и не описать!
И важно то, что такие два человека, с такой покорностью, говорят: «Господь наш! Прими от нас! Воистину, Ты – Слышащий, Знающий».
Отсюда становится понятной тайна этого Дома. Вы все люди знания, одного указания для вас будет достаточно. Потом подумайте сами, придёте к результату.
Результатом творения миров и плодом бытия являются познание (маарифат) и поклонение (ибадат). Творение – предпосылка. Весь этот мир является лишь оболочкой, а ядро – это разум (акль). Носитель же разума – человек. Столп человека – разум.
Этот возведенный Дом – его хозяином является человек. «Он подчинил вам то, что на небесах, и то, что на земле» (45: 13). Творец зажег светильник разума в мозгу хозяина этого Дома – и этот светильник должен быть разожжен светом познания и теплом поклонения и веры.
Цель творения – в этом.
Как же будет достигнута эта цель? Через пророчество. Пророчество начинается с первого начала и достигает совершенства в своей Печати. Печать становится результатом творения, плодом бытия, и он отправляется, дабы доставить человечество к той отдаленной цели, а именно – к познанию и поклонению (маарифат ва ибадат).
И вот, важно то, что семена такого плода творения, семена результата пророчества были посеяны вблизи этого Дома. Вот что важно! В этом величие Дома.
Отсюда должно быть понято: что такое Кааба? И что такое Мекка? И каковы наши обязанности по отношению к этому Дому?
«О Аллах, сделай нас покорными (муслимин) Тебе, и из нашего потомства – общину, покорную Тебе, и покажи нам наши обряды!» (2: 128). Эти слова удивительны! После того как Ибрахим (А) установил основу Дома в такой пустыне – он и Исмаил, — и никто больше не помогал им, ибо ни одна другая рука не была достойна сделать это – только руки Друга и Агнца: после этого он прочитал две молитвы (дуа): «О Аллах, сделай нас покорными (муслимин) Тебе, и из нашего потомства – общину, покорную Тебе, и покажи нам наши обряды!»
Не считайте обряды хаджа простыми! Ибрахим (А) попросил: «Господь наш! Разъясни нам обряды, которые мы должны теперь выполнять относительно этого Дома!»
Но что касается семян плода бытия, то вот они: «Господь наш! Воздвигни среди них посланника из них, который прочтет им Твои знамения, и научит их писанию и мудрости, и очистит их, ведь Ты, поистине — Великий, Мудрый!» (2: 129).
Эта мольба из уст такого молящего, от такой усталой мышцы, от такой чистой души: когда закончилась постройка Каабы, семена плода бытия были разбросаны возле нее.
Такова история Дома, описанная в суре «Корова».
Будьте внимательны: как я сказал, мы должны увидеть указания (ишарат) Корана.
Эта история содержится в суре «Корова», и дуа здесь завершено. Теперь же идите в конец Корана, в суру «Собрание»: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Хвалит Аллаха то, что в небесах, и то, что на земле, — Царя, Святого, Славного, Мудрого!» (62: 1).
Эта тема так важна, что она начинается с «хвалит Аллаха то, что в небесах, и то, что на земле», и приводятся пять имен Бога – Аллах, Царь, Святой, Славный, Мудрый. А потом говорится: «Он отправил среди неграмотных людей посланника из них; он читает им Его аяты, и очищает их, и обучает их писанию и мудрости, хотя прежде они были в явном заблуждении» (62: 2).
В другом месте также говорится: «Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них, который читает им Его аяты, и очищает их, и обучает их писанию и мудрости, хотя прежде они были в явном заблуждении» (3: 164).
Ответ на мольбу (дуа) Ибрахима (А) дан в этих двух аятах. И каким образом дан! В суре «Собрание» он начинается с пяти имен Бога, а в суре «Семейство Имрана» — со слов: «Аллах уже оказал милость верующим».
Итог таков: этот Дом (Кааба) есть Дом, в котором было заложено начало для совершенства человечества. И завершение находится здесь же.
Итак, установлено: семена посланничества Печати пророков (С) были посеяны тут – и плод их появился тут же! Отсюда взошло то солнце, о котором Коран говорит: «Клянусь солнцем и его сиянием» (91: 1). «О пророк, Мы послали тебя свидетелем, благовестителем и увещателем, призывающим к Аллаху с Его доизволения, и светильником освещающим!» (33: 45-46).
Результат таков: Кааба – это тот центр, благодаря благодати (баракят) которого были достигнуты цель творения и итог посланничества. Дуа – от Ибрахима, ответ – от Аллаха.
Но в чем конечная цель? Когда будет достигнут окончательный результат этого посланничества, состоящего в чтении аятов, очищении и обучении Книге и мудрости? В тот момент, о котором сказано: «Он — Тот, Кто отправил Своего посланника с прямым путем и религией истины, дабы возвысить ее над всякой религией» (9: 33).
И это свершение также должно будет взять начало у этого Дома. Величие Каабы состоит в том, что если семена посланничества были засеяны у стен этого Дома, то и совершенство его через явление Повелителя дел (Имама Махди) также пойдет отсюда. Никакое другое место не является подобающим для этого. Удивительно то, что и шииты, и сунниты одинаково передали и согласились, что его выход состоится возле Каабы. Джабраил будет стоять справа него, Микаил – слева, а над его головой будет возвышаться облако, из которого раздастся глас: «Это – Махди, халиф Аллаха: следуйте же ему!»
Джабраил справа – что это значит? Микаил слева – что это значит? Джабраил – это принцип знания, Микаил – принцип удела (ризк). Опора же жизни человека состоит в двух вещах: с материальной точки зрения – удел, пропитание (ризк), с духовной – знание и совершенство. «Джабраил справа от него» — это значит: принцип знания в его правой руке. «Микаил слева от него» — это значит: удел мира в его левой руке.
Вот с чем он выйдет из сокрытия возле этого Дома.
Надо понять величие хаджа! «Первый дом, что был воздвигнут для людей» (3: 96) – в этом аяте скрывается бездонная глубина! «И обойдут вокруг древнего Дома» (22: 39) – здесь другая глубина! «Возвести людям о хадже» (22: 27) – опять же целая история.
Хадж – это деяние. К чему стремится это деяние? Какова его цель? С самого начала, когда караваны отправляются в путь, и до конца хаджа надо иметь в виду два слова. Только два слова – их достаточно!
Что это за слова? Первое: «тот, от кого бытие» (ман минху вуджуд) – и это Аллах. Второе: «тот, через кого бытие» (ман бихи вуджуд) – и это Повелитель времени.
После того, как мы поняли, для чего построен этот Дом и в чем начало и конец этого Дома, – нужно понять, что совершающий хадж от его начала до его конца должен иметь в уме эти два слова. Первое – Аллах, от Которого бытие. Второе – наместник Аллаха, через которого бытие, и от баракята которого есть всё, что есть.
Добавить комментарий