В Коране Святой Дух упоминается в ряде аятов:

«И Мы даровали Иисусу сыну Марии разъяснения и поддержали его Святым Духом» (2: 87).

«О Иисус сын Марии! Вспомни милость Мою тебе и твоей матери, как Я подкрепил тебя Святым Духом» (5: 110).

«Скажи: “Ниспослал его Святой Дух от твоего Господа во истине, чтобы утвердить тех, которые уверовали, на прямой путь”» (16: 102).

«Они спрашиваю тебя о Духе. Скажи: “Дух – от повеления моего Господа. Дано вам знать об этом лишь немного”» (17: 85).

«Поистине, Мы ниспослали его (Коран) в ночь могущества. Что даст тебе знать, что такое ночь могущества? Ночь могущества лучше тысячи месяцев. Нисходят в неё ангелы и Дух с дозволения твоего Господа для исполнения всяких повелений. Она – мир до утреннего времени».

Люди массы (сунниты) считают, что Святой Дух – это ангел Джабраил. К сожалению, некоторые шииты повторяют эту ложную точку зрения. В действительности Святой Дух – это не Джабраил, а другое творение, более великое, чем Джабраил.

Передаёт Абу Басир: «Я спросил Имама Садыка (А) о словах Всеблагого и Всевышнего Аллаха “И так Мы внушили тебе Дух от Нашего повеления”. Он сказал: “Дух – это творение из творений Великого и Всемогущего Аллаха, величественнее Джабраиля и Микаиля. Он был с Посланником Аллаха (С), сообщал ему вести и помогал ему. И он с Имамами после него”». 

(«Кафи», том 1, С. 273).

Передаёт Абу Басир: «Я спросил Имама Садыка (А) о словах Аллаха: “Они спрашивают тебя о Духе. Скажи: ‘Дух от повеления моего Господа’”. Он сказал: “Дух – это творение величественнее Джабраиля и Микаиля. Он был с Посланником Аллаха (С), и он с Имамами. И он — из царства Аллаха (малакут)”». 

(Там же).

Передаёт Саад Искаф: «К повелителю правоверных Али (А) пришёл человек и спросил его о Духе: “Разве Дух — это не Джабраил?” Он сказал ему: “Джабраил – это ангел, и Дух — это не Джабраил”. Он повторил это для него ещё раз. Тот человек сказал: “Ты произнёс великие слова. Никто не утверждает, что Дух — это не Джабраиль”. Тогда повелитель правоверных (А) сказал ему: “Воистину, ты заблудился, передавая слова последователей заблуждения. Всевышний Аллах сказал Своему Пророку: ‘Повеление Аллаха явится, и не торопитесь в этом. Преславен Он и превыше того, что они приобщают в сотоварищи! Он посылает ангелов с Духом’. Итак, Дух отличен от ангелов”». 

(Там же).

Святой дух – это всеобщий или первый разум, первое творение Аллаха после света Мухаммада и рода Мухаммада, белый свет и верхний правый столп Трона, первая ветвь древа вечности, имя Аллаха, «которым озарились небеса и земля», «письменная трость» в суре «Калам»: «Клянусь письменной тростью и тем, что пишут» и положение «каба каусейн»: «И был на расстоянии двух луков и даже ближе».

Когда Аллах напоил «тяжёлые облака», которые есть Замысел (машийа), и направил их на «мёртвую» или «бестравную» землю, которая есть возможное бытие, и она стала «напоёнными садами», выращенными десницами Ахль уль-Бейт, как говорится в хадисе от Имама Аскари (А), — первым, кто вкусил плоды от этих садов творения, был всеобщий разум (акль кулли), или первый разум, и он – белый свет, и он – верхний правый столп Трона, и это и есть Святой Дух, который «от повеления моего Господа» (17: 85) и поддерживает пророков и посланников, являясь разумом Мухаммада и рода Мухаммада: «видят посредством него то, что на Востоке и на Западе». Как сказал Посланник Аллаха (С): «Первое, что сотворил Аллах, — мой дух», и в других хадисах: «...мой разум», и тут имеется в виду не первое творение вообще, а первое творение в ограниченном бытии (бытии ниже света Мухаммада и рода Мухаммада), которое и есть этот разум, или Святой Дух.

В «Басаиру дараджат» от Исхака Харири приводится: «Я был возле Имама Садыка (А) и слышал, как он сказал: “Есть у Аллаха колонна из света, сокрыл Он ее от всего творения. Одна ее сторона у Аллаха, а другая у Имама, и это тот Свет и Дух, который внушен ему”». И этот Дух сейчас с Каимом, Имамом Махди, да ускорит Аллах его приход! Этот Дух – тот самый разум, которому Аллах сказал: «Отдались» — и он отдалился; «приблизься» — и он приблизился, как приведено в «Кафи», и Аллах сказал: «Я не сотворил творения более любимого Мной, чем ты. Через Тебя я награждаю и караю». Этот разум – одна из сторон или обликов реальности Мухаммада. Он есть разум Ахль уль-Бейт (мир им), и его отношение к ним – как отношение наместника к царю. Как сказал Имам Аскари (А): «Святой дух (рух кудус) вкусил из наших орошённых садов» («Бихар», том 26, С. 264), то есть вкусил первые плоды сотворённого бытия.

Аллах сказал: «И так Мы внушили тебе Дух из Нашего повеления. Ты не знал, что такое Книга и что такое вера, но Мы сделали это светом...» (Шура, 52). Слово «это» означает Коран, которому не было упоминания прежде сотворения Духа, то есть первого разума — разума Мухаммада и рода Мухаммада (С). Посланник Аллаха (С) сказал: «Первое творение Аллаха — мой разум», и в другом хадисе: «Первое творение Аллаха — мой дух» (Тафсир Кумми, том 1, С. 17), «первое творение Аллаха — мой свет», «первое творение Аллаха — письменная трость (калам)» (Тафсир Нуру Сакалейн, том 5, С. 389). И всё это — одно и то же, одна и та же реальность, которая и есть Святой Дух, или разум Мухаммада и рода Мухаммада (С). Согласно вышеприведённому аяту, его и внушил Аллах Пророку (С) в его земном обличии в виде Корана: «И так Мы внушили тебе Дух из Нашего повеления». Этот разум или Святой дух есть зеркало мухаммадовой реальности, от которого берёт начало Коран. Мухаммадова реальность в суре «Свет» уподоблена «маслине», чьё "масло готово возгореться, хотя бы его и не коснулся огонь". И когда огонь Воли Аллаха (машийа) касается этой «маслины», рождается «светильник», также упомянутый в суре «Свет», и это и есть первый разум или Святой дух. Что же касается Джабраила, то он является посредником между этим «светильником» и земной реальностью Мухаммада (С). Таким образом, Джабраил в действительности брал знания из реальности Мухаммада и передавал их внешности Мухаммада, то есть его земной оболочке. Это подобно тому, как человек берет свои знания из духа и передает их мозгу при посредстве мысли. (Подробнее об этом – здесь).

 

 

banner

Если вам понравился этот материал, то помогите в создании новых — поддержите проект! Сделать это можно здесь: https://arsh313.com/donate/ Каждый рубль, перечисленный вами — это ещё один шаг к победе Истины.

13 комментариев

  1. Махди Аль Мунтазар

    Ин шаа Ллаху! Ас Саляму Алейкум Джума мубарак! Да благословит и приветствует Всевышний Аллаху Пречистые и Возвышенные Души Пророка Мухаммада и Его Потомства и Его Дома наилучшей наградой всех миров и всех творений во все времена и народы ! аминь!Арруах подобно стволу дерева для плодов и листьев так и для всех творений Арруах или Бирруххуль кудуссу! согласно Хадисам и айатам Корана служит проводником файза — благодати и шафаата — заступничества Пророка Мухаммада и Имамов Ахль уль Байта (явных и скрытых) Да благословит и приветствует Всевышний Аллаху Пречистые и Возвышенные Души Пророка Мухаммада и Его Потомства и Его Дома наилучшей наградой всех миров и всех творений во все времена и народы ! аминь!

    Ответить
  2. Бежан

    Салам. « и поддерживает пророков и посланников, являясь разумом Мухаммада и рода Мухаммада:»

    Если святой Дух поддерживает пророков и посланников, то почему в Коране сказано о данной поддержке только пророку Исе (мир ему)?

    И вот еще кое-что:

    قُلْ نَزَّلَهُ رُوحُ الْقُدُسِ مِن رَّبِّكَ بِالْحَقِّ لِيُثَبِّتَ الَّذِينَ آمَنُوا وَهُدًى وَبُشْرَىٰ لِلْمُسْلِمِينَ

    Скажи, что Святой Дух спустил его (Коран) от твоего Господа с истиной, чтобы укрепить верующих, а также как верное руководство и благую весть для мусульман. (16:102)

    Как известно, Джибриль передавал аяты и Коран. Как это объяснить? 

    Благодарю.

    Ответить
    • Админ

      Ва алейкум ассалам, брат! Тут всё сложнее на самом деле. В отличие от «ахлу сунна», мы считаем, что большинство аятов было получено Пророком (А) напрямую от Аллаха, а не через Джабраиля. Низведение Корана происходило с ещё более высокого уровня. Этому вопросу надо будет посвятить отдельную статью.

      Ответить
    • Админ

      Добавил некоторые разъяснения по этой теме в конце статье.

      Ответить
  3. Субхан Аллах

    Ас-саламу алейкум!

    Есть много спорных моментов относительно категории шиитов, утверждающих, что Святой Дух — это не Джибриил, а какое то особое творение Всевышнего Аллаха, отличное от ангелов.Это утверждение основано не на Коране, а на некоторых сомнительных хадисах хадисах.Сомнительных потому, что они противоречат Корану.Хадисы словом Аллаха не являются.Они являются человеческими преданиями.А там где человеческое всегда есть риск искажения.Единственным источником истины, защищенным от всякого искажения и лжи.Так вот, Коран однозначно утверждает, что Святой Дух — это архангел Джибриил.Об этом прямо написано в 97-ом аяте второй суры : Скажи: «Кто является врагом Джибрилу (Гавриилу)?». Он низвел его (Коран) на твое сердце с соизволения Аллаха в подтверждение правдивости того, что было прежде, в качестве верного руководства и благой вести для верующих.

    Параллельно в 16:102 говорится аналогичное сказанному в 2:97.. (16:102) Скажи, что Святой Дух (Джибрил) спустил его (Коран) от твоего Господа с истиной, чтобы укрепить верующих, а также как верное руководство и благую весть для мусульман.Это прямое доказательство тому, что Святой Дух и есть архангел Джибриил.

    Доказательство второе:

    19:17 и укрылась от них за завесой. Мы же послали к ней Нашего Духа (Джибрила), и он предстал перед ней в облике прекрасно сложенного человека.

    21:91 Помяни также ту, которая сохранила свое целомудрие (Марьям). Мы вдохнули в нее посредством Нашего духа (Джибрила) и сделали ее и ее сына (Ису) знамением для миров.

    В этих аятах речь идет о том, что к праведной Мариам (Марии) был послан некий Дух, который пришел к ней в облике мужчины.Вряд ли хоть один здравомыслящий верующий усомнится, что речь здесь идет о Джибрииле.Их тех же хадисов мы знаем, что архангел Джибриил обычно являлся Пророкам в образе мужчины.

    В подтверждение выше перечисленному выступает и схожее повествование в Библии, на которую наш многоуважаемый Амин Рамин часто любит ссылаться.

    Евангелии От Луки 1: 26 В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, 27 к Деве..из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

    Третье доказательство:

    Ответить
    • Субхан Аллах

      Третьим доказательством является тот факт, что Коран озвучивает столпы исламского вероубеждения, вера в которые входит в обязанность каждого мусульманина.И в этих столпах нет никакого намека о вере в некое существо отличное от ангелов.Если бы действительно существовало бы такое существо, то Всевышний Аллах поставил об этом в известность верующих и сделал бы веру в это существо обязательным.Однако ничего подобного в Коране нету. Значит версия о том, что Святой Дух это не архангел Джибриил, а некое загадочное существо, является противоречивым Корану и здравому смыслу. 2:285 Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников. Они говорят: «Мы не делаем различий между Его посланниками»

      4:136 О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха, Его Посланника и Писание, которое Он ниспослал Своему Посланнику, и Писание, которое Он ниспослал прежде. А кто не уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и Последний день, тот впал в глубокое заблуждение.

      Тут невольно можно задаться вполне естественным вопросом.Если Джибриил является ангелом, то почему Коран отделяет Его из среды остальных ангелов и отзывается о Нем в более возвышенном тоне.Этому есть элементарное объяснение .Джибриил не просто ангел, а избранный археангел (высший ангел), предстоящий между Богом и остальными ангелами.По этой причине Всевышний называет Его в Коране Святым Духом или Нашим Духом.

      22:75 Аллах избирает среди ангелов и людей посланников. Воистину, Аллах — Слышащий, Видящий.

      Интересно еще и интерпретация имени Джибриил (Гавриил). Джабр — сила, Ил — Бога.

      Ответить
    • Админ

      В тех аятах, которые вы привели, слово «Джибрил» написано вами самими в скобках, а не является частью аята )

      Ответить
      • Субхан Аллах

        Вы не поняли уважаемый.Аяты, где говорится о некоем Духе параллельны аятам, где говорится о Джибрииле без каких либо скобок.Надо реально быть слепым и глухим, чтобы не увидеть в Святом Духе архангела Джибриила.

    • Арсен

      Сура 21:91 Мы вдохнули в неё посредством Ангела Джабраила. Если Аллах говорит по средствам, это значит при помощи.Вопрос:Что вдохнул Аллах? И чем именно помог Джабраил Аллаху ?

      Ответить
  4. Арсен

    Иисус был распят или нет ? Если нет, то как объясните суру Марьям 19:33 ;Говорит Иисус и мир мне в тот день когда я умру , и когда воскресну . Разве это и не есть прямое доказательство распятие Иисуса ? Если нет, то где Коране пишется о том, что Аллах возвысил его к себе, прежде чем миновала его смерть , в своих видениях?

    Ответить
    • Айнур

      Так в том и дело, что Иса ибн Марьям (Мир над ним!) не умер. Всевышний Аллах (Субхана ва Тааля!) его упокоил. Когда Иса ибн Марьям (Мир над ним!) явится в этот мир во второй раз и по воле Божьей доведён свою миссию до конца, как и все творения Всевышнего (Субхана Вам Тааля!) испытает смерть. И День Воскресения воскреснет по Воле Божьей и мы тоже. И в аяте слова Мессии (Мир над ним!) приведены в будущем времени: «Мир мне в тот день когда я умру, и когда воскресну». То есть Иса ибн Марьям (Мир над ним!) ещё не испытал смерть и не воскрес. Это предстоит испытать после второго пришествия Мессии (Мир над ним!).

      А Аллах знает лучше!

      Ответить
  5. Иса

    Я думал что Иса ибн Марьям спустится в этот мир 33 летним мужчиной а не младенцем и будет прекрасным юношей а не чуркой

    Ответить
  6. Akzhol

    Когда Я вдохну от Моего Духа,падите перед ним ниц! Уважаемые здесь админ аргументален и ближе к интерпретации

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.