Аяты 52-54
وَلاَ تَطْرُدِ الَّذِينَ يَدْعُونَ رَبَّهُم بِالْغَدَاةِ وَالْعَشِيِّ يُرِيدُونَ وَجْهَهُ مَا عَلَيْكَ مِنْ حِسَابِهِم مِّن شَيْءٍ وَمَا مِنْ حِسَابِكَ عَلَيْهِم مِّن شَيْءٍ فَتَطْرُدَهُمْ فَتَكُونَ مِنَ الظَّالِمِينَ .52
وَكَذَلِكَ فَتَنَّا بَعْضَهُم بِبَعْضٍ لِّيَقُولواْ أَهَـؤُلاء مَنَّ اللّهُ عَلَيْهِم مِّن بَيْنِنَا أَلَيْسَ اللّهُ بِأَعْلَمَ بِالشَّاكِرِينَ .53
وَإِذَا جَاءكَ الَّذِينَ يُؤْمِنُونَ بِآيَاتِنَا فَقُلْ سَلاَمٌ عَلَيْكُمْ كَتَبَ رَبُّكُمْ عَلَى نَفْسِهِ الرَّحْمَةَ أَنَّهُ مَن عَمِلَ مِنكُمْ سُوءاً بِجَهَالَةٍ ثُمَّ تَابَ مِن بَعْدِهِ وَأَصْلَحَ فَأَنَّهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ .54
52. Не отгоняй тех, которые взывают к Господу их утром и вечером, стремясь к лику Его! Не на тебя расчёт с ними ни в чём, и не на них твой расчёт ни в чем, чтобы тебе их прогонять и оказаться из угнетателей.
53. Так испытали Мы одних из них другими, чтобы они говорили: «Неужели этим среди нас Аллах оказал милость?» Разве Аллах не знает лучше благодарных?
54. И когда придут к тебе те, которые веруют в Наши знамения, то говори: «Мир вам!» Начертал Господь ваш самому Себе милость, так что, кто из вас совершит зло по неведению, а потом раскается после этого и станет благим, то Он — Прощающий, Милосердный.
1. Али ибн Ибрахим привёл:
Причиной ниспослания этого аята было то, в Медине имелась группа бедных верующих, которых называли «ахлу суффа» (люди под навесом). Посланник Аллаха (С) велел им находиться под навесом. Он сам ухаживал за ними и приносил им еду. Они приходили к Посланнику Аллаха (С), и он разговаривал и сидел с ними. Однако, когда к нему пришли богатые из числа его сподвижников, они сказали: «Выгони их!»
Однажды человека из числа ансаров пришёл к Посланнику Аллаха (С) и застал у него одного из числа «людей под навесом», с которым он разговаривал. Тот человек сел далеко от них. Посланник Аллаха (С) сказал ему: «Подойди ближе». Тот не сделал этого. Посланник Аллаха (С) сказал: «Может быть, ты боишься, что его бедность передастся тебе?» Человек из ансаров сказал: «Выгони их!»
Тогда Аллах ниспослал: «Не отгоняй тех, которые взывают к Господу их утром и вечером, стремясь к лику Его! Не на тебя расчёт с ними ни в чём, и не на них твой расчёт ни в чем, чтобы тебе их прогонять и оказаться из угнетателей»[1].
(«Тафсир Кумми», том 1, С. 209).
2. Айаши привёл от Асбага ибн Нубата:
Али (А) читал проповедь с минбара в пятничный день, и пришёл Ашас ибн Кейс[2], который стал пробираться вперёд, расталкивая людей. Он сказал: «О повелитель верующих! Эти бедняки мешают мне видеть твоё лицо!» Повелитель верующих (А) сказал: «Разве могу я плохо обращаться с бедняками? Разве могу я выгнать людей, которые в начале дня выходят, чтобы искать пропитание от Аллаха, а в конце дня поминают Аллаха? Разве я прогоню их, чтобы быть из числа угнетателей?»
(«Тафсир Айаши», том 1, С. 390).
3. Али ибн Ибрахим привёл:
«Так испытали Мы одних из них другими» — то есть испытали богатых через их богатство, чтобы посмотреть, будут ли они помогать бедным и будут ли они давать из своего богатства то, что предписал Аллах. И испытали бедных, чтобы посмотреть, каким будет их терпение в бедности и терпение относительно того, что есть в руках богатых. «Чтобы они» — бедные — «говорили: «Неужели этим» — богатым — «среди нас Аллах оказал милость?»
Затем Аллах велел Своему Пророку (С) поприветствовать кающихся, которые каются после совершения грехов: «И когда придут к тебе те, которые веруют в Наши знамения, то говори: “Мир вам!ˮ Начертал Господь ваш самому Себе милость» — то есть сделал обязательной милость к тем, кто кается. И указание на это — Его слова: «Так что, кто из вас совершит зло по неведению, а потом раскается после этого и станет благим, то Он — Прощающий, Милосердный».
(«Тафсир Кумми», том 1, С. 210).
4. Шейх Кулейни привёл, что Имам Бакир (А) сказал:
Когда душа дойдёт сюда, — и он показал своей рукой себе на горло, — для знающего не будет покаяния, но для невежды будет покаяние.
(«Кафи», том 2, С. 319).
5. Табарси привёл:
Этот аят ниспослан о кающихся. И так передано от Имама Садыка (А).
(«Маджму байан», том 4, С. 65).
6. Айаши привёл, что Имам Садык (А) сказал:
Да помилует Аллах раба, который покаялся прежде смерти! Ибо покаяние (тауба) очищает от скверны грехов и спасает от несчастья (вечной) гибели. Аллах сделал его обязательным для своих праведных рабов. И сказал Он: «Начертал Господь ваш самому Себе милость, так что, кто из вас совершит зло по неведению, а потом раскается после этого и станет благим, то Он — Прощающий, Милосердный»; «и если кто сделает зло или причинит угнетение самому себе, а потом попросит у Аллаха прощения, он найдет Аллаха прощающим, милостивым» (4: 110).
(«Тафсир Айаши», том 1, С. 390).
[1] То есть внешне тут Аллах обращается к Пророку (С), но на самом деле аят обращён к тем, кто требовал у него изгнать «людей под навесом». То же самое имеет место во многих других аятах.
[2] Ашас ибн Кейс — глава лицемеров Куфы. Подготовил убийство Имама Али (А), и а его дочь Джуда отравила Имама Хасана (А).
Добавить комментарий