Аяты 146-151
وَعَلَى الَّذِينَ هَادُواْ حَرَّمْنَا كُلَّ ذِي ظُفُرٍ وَمِنَ الْبَقَرِ وَالْغَنَمِ حَرَّمْنَا عَلَيْهِمْ شُحُومَهُمَا إِلاَّ مَا حَمَلَتْ ظُهُورُهُمَا أَوِ الْحَوَايَا أَوْ مَا اخْتَلَطَ بِعَظْمٍ ذَلِكَ جَزَيْنَاهُم بِبَغْيِهِمْ وِإِنَّا لَصَادِقُونَ .146
فَإِن كَذَّبُوكَ فَقُل رَّبُّكُمْ ذُو رَحْمَةٍ وَاسِعَةٍ وَلاَ يُرَدُّ بَأْسُهُ عَنِ الْقَوْمِ الْمُجْرِمِينَ .147
7 سَيَقُولُ الَّذِينَ أَشْرَكُواْ لَوْ شَاء اللّهُ مَا أَشْرَكْنَا وَلاَ آبَاؤُنَا وَلاَ حَرَّمْنَا مِن شَيْءٍ كَذَلِكَ كَذَّبَ الَّذِينَ مِن قَبْلِهِم حَتَّى ذَاقُواْ بَأْسَنَا قُلْ هَلْ عِندَكُم مِّنْ عِلْمٍ فَتُخْرِجُوهُ لَنَا إِن تَتَّبِعُونَ إِلاَّ الظَّنَّ وَإِنْ أَنتُمْ إَلاَّ تَخْرُصُونَ .148
قُلْ فَلِلّهِ الْحُجَّةُ الْبَالِغَةُ فَلَوْ شَاء لَهَدَاكُمْ أَجْمَعِينَ .149
قُلْ هَلُمَّ شُهَدَاءكُمُ الَّذِينَ يَشْهَدُونَ أَنَّ اللّهَ حَرَّمَ هَـذَا فَإِن شَهِدُواْ فَلاَ تَشْهَدْ مَعَهُمْ وَلاَ تَتَّبِعْ أَهْوَاء الَّذِينَ كَذَّبُواْ بِآيَاتِنَا وَالَّذِينَ لاَ يُؤْمِنُونَ بِالآخِرَةِ وَهُم بِرَبِّهِمْ يَعْدِلُونَ .150
قُلْ تَعَالَوْاْ أَتْلُ مَا حَرَّمَ رَبُّكُمْ عَلَيْكُمْ أَلاَّ تُشْرِكُواْ بِهِ شَيْئاً وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَاناً وَلاَ تَقْتُلُواْ أَوْلاَدَكُم مِّنْ إمْلاَقٍ نَّحْنُ نَرْزُقُكُمْ وَإِيَّاهُمْ وَلاَ تَقْرَبُواْ الْفَوَاحِشَ مَا ظَهَرَ مِنْهَا وَمَا بَطَنَ وَلاَ تَقْتُلُواْ النَّفْسَ الَّتِي حَرَّمَ اللّهُ إِلاَّ بِالْحَقِّ ذَلِكُمْ وَصَّاكُمْ بِهِ لَعَلَّكُمْ تَعْقِلُونَ .151
146. Тем, которые обратились в иудейство, Мы запретили всех имеющих копыто, а из коров и овец запретили Мы им жир, кроме носимого их хребтами или внутренностями, или того, что смешалось с костями. Этим воздали Мы им за их нечестие: Мы ведь правдивы!
147. Если они считают тебя лжецом, то скажи: «Господь ваш — обладатель милости обширной, и Его мощи не отклонить от народа грешного».
148. Скажут те, которые придают Ему сотоварищей: «Если бы Аллах пожелал, ни мы бы не придавали товарищей, ни отцы наши, и не запрещали бы ничего». Так лгали и те, которые были до них, пока не вкусили Нашей мощи. Скажи: «Есть ли у вас какое-либо знание? Покажите его нам! Вы следуете только за предположениями, вы только измышляете ложь»
149. Скажи: «Аллаху принадлежит совершенный довод. Если бы Он хотел, то вывел бы всех на прямой путь».
150. Скажи: «Сюда ваших свидетелей, которые свидетельствуют, что Аллах запретил это!» Если они и засвидетельствуют, то ты не свидетельствуй с ними и не следуй за страстями тех, которые считают ложными Наши знамения и которые не веруют в жизнь будущую. Они к Господу своему приравнивают!
151. Скажи: «Приходите, Я прочитаю то, что запретил вам ваш Господь: чтобы вы не придавали Ему ничего в сотоварищи; и к родителям — добродеяние; не убивайте ваших детей от бедности — Мы прокормим их и вас; не приближайтесь к мерзостям, к явным из них и тайным; не убивайте душу, которую запретил Аллах, иначе как по праву. Это завещал Он вам, — может быть, вы уразумеете!
1. Али ибн Ибрахим привёл:
«Тем, которые обратились в иудейство, Мы запретили всех имеющих копыто» — и Аллах запретил для них мясо птиц и жир, хотя они любили его. Цари народа Исраиля запрещали беднякам мясо птиц и жир, и Аллах запретил это им из-за угнетения ими бедняков.
(«Тафсир Кумми», том 1, С. 226).
2. Шейх Туси привёл, что Имам Садык (А) сказал:
«Аллаху принадлежит совершенный довод» — в Судный День Аллах скажет рабу: «О раб Мой! Был ли ты знающим?»
Если он был знающим, Аллах скажет: «Почему же ты не поступал по своему знанию?»
А если он был незнающим, то Аллах скажет: «Почему же ты не обрёл знания, чтобы поступать по нему?».
Так довод будет завершён над ним, и это — совершенный довод.
(«Амали», том 1, С. 8).
3. Айаши привёл, что Имам Садык (А) сказал:
Мы (Ахль уль-Бейт) — совершенный довод над всеми, кто на небе и на земле.
(«Тафсир Айаши», том 1, С. 412).
4. Алламе Хилли привёл в «Кашкуль» от Муфаззаля ибн Умара Джуфи:
Я спросил у моего повелителя Джафара ибн Мухаммада Садыка (А) о словах Аллаха: «Аллаху принадлежит совершенный довод. Если бы Он хотел, то вывел бы всех на прямой путь».
Он сказал: «Совершенный довод — тот, который достигает невежду из числа людей писания, и он знает о нём при своём невежестве так же, как знает о нём знающий при своём знании. Ибо Аллах справедливее и щедрее того, чтобы наказывать кого-то, над кем не исполнился довод».
А затем он прочитал этот аят: «Аллах не таков, чтобы сбивать с пути народ после того, как Он вёл их прямо, пока не разъяснит им, чего им остерегаться» (9: 115).
А затем Имам (А) сказал:
Посланник Аллаха (С) покинул этот мир только после доведения религии до совершенства и завершения милости и довольства Господа. Аллах ниспослал Своему Пророку (С) в Кураа Гамим[1]: «О посланник! Передай, что низведено тебе от твоего Господа! А если ты этого не сделаешь, то ты не передашь Его послания. Аллах защитит тебя от людей» (5: 67), — ибо Посланник Аллаха (С) боялся того, что отойдут от религии лицемеры, которые скрывали вражду к Али (А) и внешне показывали свою дружбу с ним из-за страха смерти.
И когда Посланник Аллаха (С) дошёл до Гадира после Прощального хаджа, он остановил мухаджиров и ансаров и обратился к ним с речью, сказав после восхваления Аллаха: «О мухаджиры и ансары! Разве я не ближе к вам, чем вы сами?» Они сказали: «Да». Он сказал: «О Аллах, свидетельствуй!» — три раза. А затем он сказал: «О Али! Встань, ибо я хочу донести послание о тебе!» И Аллах ниспослал: «О посланник! Передай, что низведено тебе от твоего Господа! А если ты этого не сделаешь, то ты не передашь Его послания»[2].
Затем Посланник Аллаха (С) взял руку Али (А) и поднял её, так что стала видна белизна его подмышек. И сказал: «Кому я повелитель — тому и Али повелитель. О Аллах, дружи с тем, кто с ним дружит, и враждуй с тем, кто с ним враждует, и помоги тому, кто помогает ему, и унизь того, кто хочет его унизить!»
И первым, кто поздравил его, был Умар ибн Хаттаб, который сказал: «Поздравляю! Поздравляю, о Али! Ты стал моим повелителем и повелителем всякого верующего и всякой верующей!»
Тогда Джабраил низвёл аят: «Сегодня Я довёл до совершенства вашу религию и завершил для вас Свою милость и удовлетворился для вас исламом как религией» (5: 3).
И Посланник Аллаха (С) сказал: «Через Али, повелителя верующих, Аллах довёл до совершенства сегодня вашу религию, и завершил для вас Свою милость, и удовлетворился для вас исламом как религией. Слушайтесь же его, подчиняйтесь ему — и вы преуспеете! И знайте, что Али среди вас подобен ковчегу Нуха: кто взойдёт на него — спасётся, кто оставит его — утонет, а кто обгонит его — собьётся с пути. И пример для Али среди вас — врата судьбы для народа Исраиля: кто войдёт в них — будет безопасным и спасённым, а кто оставит их — заблудится и погибнет».
Для лицемеров не было дня более тяжкого, чем этот. Во время Посланника Аллаха (С) лицемеров узнавали по их ненависти к Али (А). И Аллах ниспослал Своему Пророку (С): «Разве же думают те, в сердцах которых болезнь, что Аллах не обнаружит их злобы? И если бы Мы пожелали, то показали бы их тебе, но ты узнаешь их по приметам, и ты узнаешь их по образу речи. А Аллах знает их деяния!» (47: 29-30), «Аллах знает их тайны» (47: 26), и их тайна — это ненависть к Али (А). Люди впали в смятение об этих словах Посланника Аллаха (С) об Али (А), и стали судить об этом, и говорили об этом много.
Когда Посланник Аллаха (С) пришёл в Медину, сказал своим сподвижникам: «Аллах наделил Али тремя качествами, которые не дам никому из первых и последних. Он дал ему такого брата, как ваш Пророк Мухаммад, и никому Он не дал такого брата. Он дал ему такую жену, как Фатима, и никому не дал такую жену, как ему. И Он дал ему таких сыновей, как Хасан и Хусейн, повелителей юношей Рая, и нет ни у кого таких сыновей, как они. Так знаете ли вы кого-то, подобного ему или равного ему? Джабраил пришёл ко мне в день Ухуд и сказал: “О Мухаммад! Нет храбреца, кроме Али, и нет меча, кроме Зуль-фикараˮ. И прежде этого, в день Бадра, воззвал ангел, имя которого — Ризван, с ближних небес: “Нет храбреца, кроме Али, и нет меча, кроме Зуль-фикара!ˮ Али — господин праведных, Имам верующих и предводитель сияющих и избранных. Ненавидит его из Курайшитов только незаконнорожденный и из арабов только рождённый от блудницы и из других людей только несчастный, а из женщин — только салаклакия[3]. Аллах сделал его посредником между Собой и творением. Тот, кто знает его и подчиняется ему, является верующим, а тот, кто не знает о нём (о его достоинствах), не подчиняется ему и не враждует с его врагами, является заблудшим. Так уверовали ли вы, о собрание мусульман?»
Они сказали: «Да, мы уверовали, о Посланник Аллаха». Но они уверовали в Али (А) лишь своими языками и были неверными своими сердцами. И Аллах ниспослал Пророку (С): «О Посланник! Пусть тебя не печалят те, которые устремляются к неверию из тех, что говорят: “Мы уверовали!ˮ своими устами, а сердца их не уверовали» (5: 41).
И Посланник Аллаха (С) сказал Али (А) в присутствии своих сподвижников: «О Али! Тот, кто любит тебя из числа моих сподвижников, является верующим и богобоязненным. А тот, кто ненавидит тебя, является лицемером, несчастным. Ты, о Али, и твои шииты — преуспевшие в Судный День. Твои шииты подойдут к моему Источнику с белыми лицами, а шииты твоих врагов из числа моей уммы подойдут к моему Источнику с чёрными лицами. И ты напоишь твоих шиитов и прогонишь твоих врагов».
И Аллах ниспослал: «В тот день, когда побелеют лица и почернеют лица!» — по причине любви к Али и вражды с Али. — «А те, у которых лица почернели... Неужели вы стали неверными, после того как вы уверовали? Вкусите же наказание за то, что вы не веровали! А те, лица которых побелели, — в милости Аллаха, они в ней вечно пребывают!» (3: 106-107).
Когда Посланник Аллаха (С) сказал это, лицемеры сказали: «Мухаммад продолжает расхваливать Али и читать нам аяты Корана, чтобы ввести нас в заблуждение и поставить Али над нами».
Затем они собрались ночью и сказали: «Мухаммад совратил нас и сбил с пути религии, на которой мы были при джахилийи. Он говорил нам: “Кто скажет: ‘Нет бога, кроме Аллаха’, тому будет то же самое, что и мнеˮ. А теперь он отказался от этих слов и сказал: “Я — господин потомков Адама и не горжусь этимˮ, — а мы слушали это и терпели. А потом он сказал: “Али — господин арабовˮ. И он превознёс его над всеми людьми из первых и последних, говоря: “Али — лучший из людей, а кто отрицает это, тот впал в невериеˮ. И он сказал: “Фатима — госпожа женщин всех мировˮ, и сказал: “Хасан и Хусейн — повелители юношей Раяˮ, и сказал: “Хамза — господин мучеников, а Джафар — обладатель двух крыльев, на которых он летает среди ангелов, куда захочетˮ. Он собрал все возможные достоинства и почести для себя и своего Ахль уль-Бейт, а нас сделал подчинёнными себе и своему Ахль уль-Бейт».
На следующий день они пришли к Пророку (С), и с ними был Назр ибн Харис Фихри, и стали спорит с ним, приводя то, что он сказал им в начале Ислама. Назр ибн Харис сказал: «О Посланник Аллаха! Если ты — господин потомков Адама, твой брат — господин арабов, твоя дочь Фатима — госпожа женщин всех миров, твои внуки Хасан и Хусейн — повелители юношей Рая, твой дядя Хамза — господин мучеников, а сын твоего дяди летает на двух крыльях среди ангелов, то что же остаётся другим Курайшитам и арабам? В начале Ислама ты сказал нам, что если мы уверуем, то нам будет то же самое, что и тебе».
Посланник Аллаха (С) долго молчал, опустив голову, а потом сказал: «Клянусь Аллахом, не я так делаю, но Аллах велел так сделать». Назр ибн Харис отвернулся и сказал: «О Аллах, если это истина от Тебя, то ниспошли на нас камни с небес и подвергни нас тяжкому наказанию!»
Тогда Аллах ниспослал: «Аллах — не таков, чтобы их наказывать, когда ты среди них; Аллах не будет наказывать их, когда они просят прощения» (8: 33). Посланник Аллаха (С) послал за Назром ибн Харисом и прочитал ему этот аят.
Он сказал: «О Посланник Аллаха! Мы скрывали это — я и те, кому ты не дал тех же почестей и достоинств, что дал себе самому и твоему Ахль уль-Бейт, — но Аллах раскрыл это. Так дай же мне разрешение оставить Медину, ибо я больше не могу оставаться в ней».
Посланник Аллаха (С) стал увещевать его и сказал: «Твой Господь — Щедрый. Если ты будешь терпеть и призывать к терпению других, то Он не оставит тебя Своими милостями. Так будь же доволен Его решением и подчинись ему! Ибо Аллах испытывает Свои творения различными испытаниями, облегчая их, кому пожелает. Ему принадлежит творение и повеление и великие дары».
Но Назр ибн Харис отверг это и стал снова просить у него разрешения уйти из Медины, и он разрешил ему.
Он пришёл к себе домой и оседлал верховое животное, продолжая повторять: «О Аллах, если это истина от Тебя, то ниспошли на нас камни с небес и подвергни нас тяжкому наказанию!» Когда он вышел из Медины, на небе появилась птица, держащая в своих когтях камень. Она пустила в него этот камень, и он вошёл ему в голову, а оттуда прошёл через его внутренности и через тело его коня. Его конь и он сам упали на землю мёртвыми, и Аллах ниспослал: «Просящий просил наказания, падающего на неверных, — нет для него отклоняющего, от Аллаха, Владыки ступеней» (70: 1-3).
Тогда Посланник Аллаха (С) отправил за лицемерами, которые собирались ночью вместе с Назром ибн Харисом, и прочитал им этот аят. И сказал им: «Идите к своему товарищу и взгляните на него!» Они вышли из Медины, увидели его и заплакали. И сказали: «Тот, кто проявляет ненависть к Али открыто, Али убивает своим мечом. А кто выходит из Медины, ненавидя его, того убивает Аллах, как мы видим. Когда мы вернёмся в Медину, сильные из её жителей изгонят слабых из числа шиитов Али, таких как Салман, Абу Зарр, Микдад, Аммар и другие».
Аллах поведал Пророку (С) в откровении то, что они говорили. Когда он рассказал это им, они ложно поклялись Аллахом, что не говорили этого. И Аллах ниспослал: «Они клянутся Аллахом, что не говорили, когда они уже сказали слово неверия и стали неверными после своего ислама» (9: 74), — они внешне говорили Посланнику Аллаха (С), что уверовали и подчинились Аллаху, Его Посланнику (С) и Али (А). — «И задумали они то, чего не достигли» — убийство Мухаммада (С) ночью Акабы[4] и попытка изгнать слабых из числа шиитов из Медины, из-за их ненависти к Али (А) — «и мстят они только за то, что обогатил их Аллах и Его Посланник от Своей щедрости» — через меч Али в войнах Посланника Аллаха (С) и его победах. — «А если они покаются, — будет лучше для них, а если отвернутся, — накажет их Аллах мучительным наказанием в ближней жизни и в будущей. Нет им на земле ни заступника, ни помощника» (9: 74).
Когда Посланник Аллаха (С) прочитал им этот аят, они сказали: «Мы покаялись, о Посланник Аллаха!» — своими языками, а не сердцами.
Затем они собрались и сказали: «Всё, что мы скрываем относительно Али и Ахль уль-Бейт Мухаммада — Аллах раскрывает ему. О, если бы у нас была доля во власти в этом ближнем мире, раз уж у нас нет доли в будущем мире и мы не из числа шиитов Али! Мы показываем внешне любовь к Али и веру в него, чтобы он был нашим помощником в ближнем мире. А на небесах нам нет нужды в нём и ни в ком другом. Мухаммад же говорит нам, что после него власть в этой умме будет принадлежать Али».
И тогда Аллах ниспослал: «Или у них есть доля власти, и тогда они не дадут людям и бороздки на финиковой косточке?» (4: 53) — то есть не дадут Али (А) и его шиитам. — «Или они завидуют людям за то, что даровал им Аллах от Своей щедрости? Мы даровали роду Ибрахима писание и мудрость и даровали им великую власть» (4: 54) — даровали великую власть Мухаммаду (С) и роду Мухаммада (С) с ближнем и будущем мире. — «И из них были те, которые уверовали в Него, и из тех были те, которые отклонились от Него» (4: 55).
И Посланник Аллаха (С) обратился к своим сподвижникам и сказал: «О собрание мухаджиров и ансаров! Что с вами, что если вам говорят об Ибрахиме и роде Ибрахима, вы радуетесь, а если вам говорят о Мухаммаде и роде Мухаммада, ваши лица меняются, а груди становятся тесными? Что бы ни дал Аллах Ибрахиму и роду Ибрахима — то же самое Он дал Мухаммаду и роду Мухаммада. Но мы — и есть род Ибрахима поистине.
Какого бы пророка ни избрал Аллах — Он избрал также и его род и сделал среди них правдивых, мучеников и праведных. Джабраил передаёт мне от Господа то, что вы скрываете, таите и замышляете между собой относительно рода Мухаммада».
А затем он прочитал им: «Или у них есть доля власти, и тогда они не дадут людям и бороздки на финиковой косточке?» (4: 53) — и они опять лживо поклялись, что никогда не скрывали что-то между собой. И Аллах ниспослал: «Когда приходят к тебе лицемеры, они говорят: “Свидетельствуем, что ты — посланник Аллахаˮ. Аллах знает, что ты — Его посланник, и Аллах свидетельствует, что лицемеры — лжецы» (63: 1), — то есть, если бы ты был с ними, о Посланник Аллаха, они не стали бы клясться Аллахом ложно. — «Они обратили свои клятвы в щит и отклонились от пути Аллаха. Поистине, скверно то, что они делают! Это — за то, что они уверовали, потом стали неверными, и положена печать на их сердца, и они не разумеют» (63: 2-3).
(«Кашкуль фи ма джара аля аали расуль», С. 207-210).
5. Али ибн Ибрахим привёл:
«Если бы Он хотел, то вывел бы всех на прямой путь» — то есть сделал бы вас едиными, но Он сделал вас противоречащими друг другу.
(«Тафсир Кумми», том 1, С. 226).
6. Он также привёл:
«И к родителям — добродеяние»: родители — Посланник Аллаха (С) и повелитель верующих (А).
(«Тафсир Кумми», том 1, С. 226).
[1] Местность между Меккой и Мединой.
[2] Этот аят мог ниспосылаться несколько раз.
[3] Салаклакия — женщина, у которой не останавливаются менструации.
[4] При походе Табук, когда лицемеры пытались столкнуть Пророка (С) с горы, а другие в это время попытались убить Али (А) в Медине.
Добавить комментарий